Дорогие, братья и сестры! Поздравляю всех вас с наступающим Праздником. Здоровья вам всем и благополучия, а также усердных трудов на ниве Божьей.
***
Сколько прекрасных слов посвящаем мы Пречистой, дорогие наши, братья и сестры!
Все племена, языки, страны и континенты миллионами уст славят Ту, Которая стала «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».
Все, касающееся памяти святых угодников, достославно без всякого сомнения. Но никто из них не сравняется славою с торжеством Успения Пресвятой. И из ветхозаветных праведников разве найдется такой, кто сравняется с Нею в своей славе? Если Авель именит был жертвою, Енох памятен нам благоугождением Творцу, Мелхиседек прославляется как прообраз Христов, Авраам возвеличен за крепкую веру свою, Иосиф почитается за целомудрие, Иов прославился долготерпением, Моисей знаменит как законодатель, Иисус Навин памятен за храбрость свою, Сампсон досточтим как собеседник Божий, Илия был последовательным ревнителем воли Божией, Исайя известен нам как глубокий богослов и прозорливец, Иезекииль-пророк оказался созерцателем неизреченных тайн, Соломон превозносится как мудрейший… - никто не может сравниться в славе своей с Девой Марией, Богородицей нашей.
Если эти, указанные великие в народе богоизбранном, видели Христа лишь «гадательно, как бы сквозь тусклое стекло» (1Кор. 13:12), то Она во чреве носила Воплотившегося Богочеловека.
Она жила на земле и так представилась от земли как Высшая не только всех человеков, но и всех ангелов Света. Она присутствует теперь духовно среди нас, не оставив по Успении Своем мира дольнего.
На горе Элеонской, согласно Свящ.Преданию, когда Она усердно молилась о разрешении от тела, Ей явился архангел Гавриил, чтобы открыть волю Господню о скором Ее представлении. Ведь душа Пречистой постоянно была объята божественным желанием отрешиться от тела и переселиться к Богу, чтобы наслаждаться лицезрением Сына Своего, Иисуса Христа, в Неприступном Свете.
Там, на горе, Пречистая воссылала молитвы и благодарения, ибо и Писание говорит: «За все благодарите» (1Фесс. 5:16), преклоняя колени. После сего стала готовиться к Своему исходу. Прежде сказала об этом апостолу Иоанну, которому Сам Господь препоручил Святую Деву, находясь уже на кресте (Ин. 19:26). Она показала Иоанну принесенную ангелом удивительную, из нездешнего мира ветвь маслины с благоухающим ароматом райских обителей, и попросила пронести ее перед похоронной процессией при Ее погребении.
Как, дорогие друзья, боимся мы с вами смерти! Душа трепещет от неизвестности, где перед нами разверзаются неведомые горизонты, и открывается страшная, неисчерпаемая и одновременно пленительная тайна – тайна всех тайн. Эта грозная безнадежность запечатлена и в Слове: «Человекам надлежит единожды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Нет ничего более таинственного в своей неизвестности и ужасе, чем смерть человека, что бесспорно. Вот почему пророк сказал: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Эккл. 7:4). В народном фольклоре смерть представлена костлявой старухой с косой, которой она косит как траву, жизни человеческие: молодого и пожилого, дитя и старика, царя и нищего, бизнесмена и бомжа, красавицу и уродца… Мы стараемся не думать о ней («Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» 1Кор. 15:32), но когда-то она непременно постучится и в наши двери. Вот почему мы всегда должны быть готовы ко встрече с ней, чтобы «дать отчет, что мы делали, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10).
Святой апостол Иаков возвестил всем верным христианам о скором Успении Пресвятой в окрестных городах и селениях. Когда же они собрались, Пресвятая всем открыла услышанное Ею от ангела, и опять в подтверждении Своих слов, показала удивительную ветку из нездешних садов. Многие плакали, боясь, что их оставит Владычица сиротами, но Она просила радоваться Ее исходу, ибо не покинет их, а, находясь у престола Сына, всегда будет вспомоществовать бедным, больным и нуждающимся в Ее защите и поддержке. Просила, чтобы тело Ее погребли при подошве горы Элеонской, в Гефсимании, где покоились Ее родители – благочестивые Иоаким и Анна, а также обручник Ее – Иосиф.
Апостолы собрались к Успению в Иерусалим волей Бога и силой ангельской из различных пределов, где они трудились Словом среди разных народов, возвещая Благую Весть. Согласно Преданию, Пречистая сказала им: «Господь привел вас сюда для утешения души Моей, которой по долгу смертного естества настало определенное Создателем Моим время разлучиться с телом».
Когда-то для Нее из уст архангела прозвучало: «Радуйся, Благодатная!... Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Разве может радоваться грешный человек небесной радостью? Напротив, Мария радовалась Господом, потому что всегда искала Его. Тогда великое событие, развернувшее историю нашего мира, произошло. В мир родился Спаситель. Вот почему, говоря о Богородице, мы почитаем Ее выше херувим, выше серафим, выше архангелов и ангелов, и выше всех людей на земле. Она родила Богочеловека, как об этом пишет святитель Григорий Палама: «…Бог не только стал Человеком, но и воспринял плоть от Девы Чистой и Святой, не только выше плотской скверны, но – и скверны помышлений, приходящих от плоти, зачатие в Которой произвела не воля плоти, но наитие Святого Духа: благовещение (Архангела) и вера (Пресвятой Девы) явились причиной обитания Бога, обитания побеждающего всякое слово, как необычного и сущего выше слова, а не согласие и опыт страстного вожделения, потому что нечто такое было совершенно отстранено Ее молитвой и духовным радованием».
Преподобный Иоанн Дамаскин называет Ее одушевленной Лествицей: «Ныне умственная одушевленная Лествица, по которой Вышний, нисшедши, явился на земле и пожил с человеками, взошла от земли на небо посредством смерти, как бы некоторой лествицы. Ныне земная Трапеза , неискусобрачно носившая небесный Хлеб жизни, угль Божества, взята от земли на небо, и врата Божии, зрящи на восток (Иез. 43:2), сделались вратами небесными».
Безусловно, смирение служит основанием всем другим нашим добродетелям. Именно смирением Своим Она взошла на небо и возведена была на престол Небесного Царствия. Предание повествует, что, когда наступил 15-й день августа (по н.с. 28-е), то Пречистая «возлежала благолепно на украшенном ложе, и в девятый час за полночь вся храмина озарилась неисповедимым светом Божественной Славы», так, что свет от свеч пред ним померкнул. Слава Господня сошла с небес, и Она в восторге воскликнула: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея». Услаждаясь неизреченным зрением лика Господа, с великим счастьем сладчайшей любви предала Она душу Свою в руки Бога.
Над телом явился обширный светозарный облачный круг, подобный венцу. В воздухе разлилось удивительное благоухание, и затем все услышали сладкогласное ангельское пение. Все попытки врагов помешать погребальной процессии были пресечены невидимыми ангелами Божиими. Предание повествует, что некто Афоний был жестоко наказан за дерзкую попытку опрокинуть скорбный одр Пречистой, когда Ее относили к месту погребения. Следует еще помнить, что по иудейской традиции усопших хоронили не в древесных гробах, как это делается в славянских землях, а в каменных пещерах, вырубленных в скалах. А тело обвивали особой тканью и пропитывали ткань специальными маслами.
По особому устроению Божьему, апостол Фома не присутствовал на погребении, и прибыл в Гефсиманию позже. Другие апостолы, сожалея об этом и посовещавшись между собою, решили вскрыть усыпальницу, чтобы Фома мог проститься с телом Пречистой. Но как ужаснулись они, когда, отвалив камень от входа и открыв гроб, увидели его пустым! В нем не было тела Богоматери, а лежали лишь Ее погребальные пелены. Чудное неземное благоухание струилось от них, а ученики, стоя тут же, недоумевали, как это может быть и что же все это значит? А это был триумф победы над смертью, когда тело Пречистой не увидело тления по милости Сына Ее!
В акафисте, посвященном Пречистой, есть удивительно красивые строки:
Радуйся, утешение верным по вознесении Сына Твоего.
Радуйся, учительнице и споспешнице Апостолом.
Радуйся, извещением Твоего к Богу отшествия обрадованная.
Радуйся, лик ученический облаком к погребению Ти совокупльшая.
Радуйся, от земли дланьми Сына Твоего всепреемлемая.
Радуйся, от всех ангельских чиноначалий привождаемая.
Радуйся, земное небо к горнему селению возвышенное.
Радуйся, престоле Господень, от земли вознесенный в Царствие Небесное.
Радуйся, воздух освятившая восхождением Твоим.
Радуйся, через Фому уверившая Твое на небо с плотию преселение.
Радуйся, ученическому лику обещание хранити его исполньшая.
Радуйся, пресещением Твоим от Сына Твоего и Бога мир тому подавшая.
Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Скромная, тихая, сокровенная добродетель Божьей Матери пусть будет всем народам образцом для подражания. Мы же будем молиться и взывать к Ней: осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырям нашим ревность и бдение о душах, градоправителям мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставникам разум и смиренномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.