«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»

Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева

0
663
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

Сегодня было прочитано Евангелие от Марка, 1 глава, с 1-го по 8-й стих, где говорится об Иоанне Крестителе и его предваряющей миссии, «приготовляющей путь Господу» (Мф. 3:3). Иисус и Иоанн Креститель, как мы знаем из Писания, были роставенниками, и даже обстоятельства рождения их очень схожи. Однако они не знали друг друга лично. Иисус Христос жил в Назарете Галилейском, а Иоанн обитал в пустыне Иудейской. Встретиться им до обозначенного Богом времени не пришлось. Такова была воля Всевышнего. Очевидно, необходимо было исключить всякий повод к обвинению в том, что они заранее договорились поддержать друг друга. Очевидно и то, что Иоанн был наслышан о событиях, ознаменовавших рождение Иисуса. Он знал, что в отрочестве Иисус ходил в Иерусалим, знал и о Его удивительной беседе с раввинами, был наслышан о Его безгрешной жизни и верил, что Иисус и есть обещанный Мессия. Но никаких подтверждений свой вере не имел, поскольку Иисус до сих пор никак не проявлял Своего призвания. Но Иоанн свято верил, что в определённое Богом время будет дано знамение Его божественной сущности, когда Спаситель выйдет на служение.

Зададимся вопросом, зачем и для кого проповедовал Иоанн в пустыне?

Бог создал человека по Своему образу и подобию, где изначально человек был безгрешным. Грехопадение повлекло за собой бесчисленные страдания для всего человечества и соделало потомков Адама грешниками перед лицом Творца: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12) и стали достойными Его праведного воздаяния: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). В грехопадении, таким образом, исказилась сама природа человеческая, когда мы стали потакать низменным её потребностям и, следуя греховным желаниям и помыслам, навлекли на себя осуждение Божие (Еф. 2:3). Отныне человек стал устремлять все свои пожелания исключительно ко греху: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).

И если до грехопадения Адам произвольно сделал свой выбор – то есть по своей собственной воле, – то после грехопадения всякий человек стал делать грех по зову падшей своей природы: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, то делаю» (Рим. 7:19). Весь трагизм грехопадения в том, что мы не можем изменить свою греховную природу. Конечно, через воспитание, образование и жизненный опыт мы с разной степенью успеха можем держать свои греховные желания под некоторым контролем, но изменить падшую свою природу мы не в состоянии: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23). Люди были уже не в состоянии спасти себя от греха – вот почему Бог усмотрел для них Спасителя: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:23).

Но зачем, спросите вы, Христу было креститься, если в Нём не было никакого греха? Он был, как мы знаем, совершенным человеком и совершенным Богом, соединив в Своём естестве человечество и Божество неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно (Орос IV-го Вселенского собора 451 года). Ответ находим у свт. Илария Пиктавийского, который пишет: «В Иисусе Христе был явлен совершенный человек, и потому воспринятое Им тело, повинуясь Духу, исполнило все таинство нашего спасения. И вот Он, рожденный от Девы и состоявший под законом, ставший через Слово плотью, пришел к Иоанну. Однако Сам Он не нуждался в омовении, ибо о Нем сказано: «Он не сделал никакого греха» (1Пет. 2:22), а там, где нет греха, не имеет смысла и его отпущение… Он не нуждался в омовении, но, напротив Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения». О том же пишет блж. Иероним Стридонский и некоторые другие Отцы Церкви.

Итак, для чего же Господь принял крещение, будучи безгрешным?

Во-первых, чтобы исполнить всякую правду и смирение перед Законом (Мф. 3:15). Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значимость крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы освятить воды Иордана.

Христос, рожденный в среде богоизбранного народа, должен был исполнить весь закон, то есть реализовать в Себе весь Закон: «Ибо конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Не имея на Себе ни одного греха, Господь берет на Себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути. Христос принял крещение не в знак покаяния в Своих грехах, но Он уподобился грешникам и совершил то, что мы должны совершить, исполнил то, что мы должны исполнить. Его жизнь после крещения, исполненная страданий и безграничного терпения, также является для нас примером.

Что таинство Крещения значит для нас, дорогие братья и сестры?

В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую, духовную жизнь, о чем говорится в апостольском послании к Римлянам: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни…» (Рим. 6:3-10).

Вода – один из древнейших религиозных символов. В Писании вода символизирует собою жизнь (Ис. 35:6-7), благодать Божию (Ин. 4:10-14), нравственную чистоту человека (Ис. 1:16). У древних евреев были в обычае частые омовения, поэтому крещение Иоанново внешне похоже было по форме на эти ритуальные омовения, но по смыслу это было подготовительной встречей со Христом: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3).

Заповедь Христа о крещении включает в себя основные элементы чинопоследования таинства: предварительное научение (оглашение), без которого вера не будет сознательной, троекратное погружение в воду с крещальной формулой: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Затем следует помазание миром, после которого совершается троекратное обхождение вокруг купели с пением. Чин крещения завершается чтением Апостола и Евангелия, символическим пострижением волос и воцерковлением.

В эпоху Константина Великого было принято крестить по преимуществу взрослых людей, поскольку придавалось большое значение сознательному принятию таинства. Эти два главных таинства – крещение и евхаристия, символизируют собою купель и чашу, как вхождение в Церковь Божию и принятие Св.Даров на Евхаристии. Когда воин Лонгин пробил бок Господа копием своим, то истекла кровь и вода. Именно они и символизируют эти два наиболее значимых таинства.

В случае крещения младенцев исповедание веры произносят восприемники (крестные родители), тем самым дающие обязательство воспитать детей в вере и сделать их крещение позже сознательным. Здесь благодать Божия дается младенцам как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю. Но для того, чтобы из семени выросло дерево и стало приносить плоды, требуются усилия восприемников, а позже и самого крещаемого по мере его возрастания. Вспомните притчу Христа о Семени, которое есть залог «будущего века» (Мк. 4:26).

Дорогие, братья и сестры, будем же помнить свое призвание к «жизни будущаго века» через принятое нами когда-то крещение, которое теперь для нас уже в полной мере звучит как «во оставление грехов». И спешить каяться, если мы отступились от истины Божьей в неправде своей. Аминь.

Чернышев Виктор Михайлович, профессор, Киев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06