Мировоззренческое освобождение из-под власти чуждых понятий невозможно без осознания самих этих понятий. К сожалению, многие из них не осознаются как понятия, а считаются объективно и независимо от нас существующей данностью. Это большая и опасная ошибка. Ниже я постараюсь показать происхождение некоторых из господствующих до сих мировоззренческих понятий, связав их с западной естественнонаучной мыслью. Ибо то, что мы считаем наукой вообще, является исключительно западным способом познания. А значит, и их «универсальные» понятия никакие не универсальные, а вполне локальные, отражающие исключительно европейский опыт.
В прошлой статье я попытался на одном примере вкратце показать связь западных концептов с математикой. В этот раз рассмотрим происхождение социологических понятий из физики. Разумеется, я не претендую ни на исчерпывающий характер, ни на безошибочность своих суждений. Цель - обратить внимание на локальность как физических, так и социологических представлений Запада и связать вторые с первыми. При этом, естественно, сами физические представления не являются первичными, восходя к богословским. Однако богословие в школе не изучают, а физику изучают все. Поэтому на примере физики понять эти связи гораздо проще.
Прежде всего, снова повторю то, о чем уже писал ранее. Западная наука (которая ошибочно считается наукой вообще) начинается с принятия концепта объективной реальности, устанавливая как бы операционную систему, в которой происходит развертывание всего научного дискурса. Объективная реальность - это понятие, которое отражает западную ВЕРУ в то, что существует только человек (субъект) и окружающий его мир (объект). Подспудно же оно означает ВЕРУ в то, что Бога нет, поскольку начало «мировоззренческой системы координат» переносится на человека, относительно которого вначале по инерции рассматривается и Бог, а затем Он и вовсе отбрасывается за ненадобностью (коль скоро «мера всех вещей» - человек-субъект и его разум). Отказ от Бога заложен в самом концепте объективной реальности, которая ЗАМЕНЯЕТ Бога. Ведь в христианстве только бытие Бога, так сказать, самодостаточно, а все материальное, поскольку оно сотворено Им, имеет опосредованное существование, вися над бездной своего не совсем полноценного бытия. «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:6).
Поэтому, приписывая самостоятельное и самодостаточное бытие человеку и миру, Бога просто забывают, и атеизм становится делом времени. Западная же наука зиждется на атеизме - ВЕРЕ в отсутствии Бога и способности человека, таким образом, познать мир. Как очень точно сказал Андрей Фурсов, вся наука основана на недоказуемой ВЕРЕ в то, что мир познаваем.
Итак, современная наука, которая начинается примерно с XVII века, покоится на предпосылке безбожия. Следовательно, все ее понятия несут на себе этот отпечаток. Рассмотрим их подробнее.
Введенное Ньютоном бесконечное и одинаковое во всех направлениях пространство проложило дорогу западным претензиям на универсальность своих представлений и «ценностей». Об этом вспомнилось, когда слушал речь Обамы в ООН, по сути являющейся протестантской проповедью. А введенное тоже Ньютоном бесконечное и равномерно текущее время - это предтеча концепта прогресса. И универсализм, и прогресс - это западные учения о пространстве и времени, перенесенные на общество. Кстати, обратим внимание на то, что в христианстве время сотворено Богом, а значит, нельзя сказать, что Бог существует ВО времени, ибо Он НАД всем тварным. Если же мы принимаем ньютоновы время и пространство, то для нас они перестают быть сотворенными. А значит, мы становимся на путь отказа от Бога. Об этом полезно помнить всем, кто намеревается вписать христианство в прогресс или гуманизм. И прогресс, и гуманизм противоречат христианству.
Мало кто обращает внимания на такой факт. Понятие силы было окончательно введено Ньютоном, хотя его использовали и в античности. Но еще Галилей указывал, что непонятен ее источник. Например, почему тела падают на землю. Тяготение есть лишь НАЗВАНИЕ факта падения, но не объяснение его причины. Сам Ньютон также испытывал затруднения с объяснением сил. Я не собираюсь вдаваться в эту тему, а отмечу лишь, что введение ПОСТУЛАТА о существовании сил соответствует формированию в Европе современных государств-наций, отринувших христианское понимание и ставших институтом легального насилия. То есть мы видим соответствие между введением понятия силы как в физике, так и в общественной мысли.
Сама классическая механика с поразительным соответствием переносится на общество и создает либеральную идеологию, где материальные тела (индивиды) вступают в силовое взаимодействие между собой. Механическая система, которая отражает это взаимодействие, называется рынок.
Все общество представляется в виде множества свободных и суверенных граждан, социальных атомов, автономных индивидов, действующих по своей свободной воле. Точь-в-точь понятие идеального газа, перенесенное на общество, которое в этом случае называется гражданское общество. Напомню, в идеальном газе считается, что между частицами нет взаимодействия, а есть только абсолютно упругие столкновения. Абсолютная упругость является допущением, что энергия не рассеивается. Социальный аналог этого - вера в то, что индивиды, вступая в экономические отношения, обмениваются своей «энергией» без потерь. То есть то, что вы произвели, затем распределяется между другими людьми, а деньги, заработанные кем-то, пускаются в дальнейший оборот, работая на все общество, и т.д. Словом, игнорируется факт накопления такой «энергии», как богатство, небольшим числом людей, а это явная потеря «общественной энергии». Общество работает, а его энергия уходит в чьи-то закрома. Кстати, в этом смысле либеральную идеологию отражает и закон сохранения энергии.
Что касается экономического устроения гражданского общества, этого «идеального газа», то здесь действует постулат, который переносится на общество-рынок. А именно: что все атомы идеального газа в сосуде (т.е. индивиды в государстве-рынке), взаимодействуя между собой, через какое-то время по статистическим законам придут в равновесное состояние, в котором могут без воздействия извне находиться бесконечно долго. И до сих пор это представление продвигается как достижение человеческой мысли, а о том, что оно отражает концепт идеального газа, умалчивается.
В этом можно усмотреть еще одну аналогию. Такое общество уподобляется автоколебательной системе, выходящей на стационарную траекторию, когда энергия, расходуемая системой, точно компенсируется энергией, поступающей в систему. Причем эта аналогия используется не только в экономическом смысле, но и, например, в демографическом. Почему-то многие верят, что можно рожать мало детей, но компенсировать это за счет высокой продолжительности жизни. Опасное и вредное заблуждение, которое разоблачил в ряде своих статей и которое можно опровергнуть элементарным рассуждением. Однако очарование аналогом автоколебательной системы настолько велико, что перевешивает здравый смысл и создает иллюзию «нормальных стран» или «цивилизованного мира», вышедшего на какую-то асимптотическую кривую развития, бесконечно приближающуюся к идеалу.
На этих примерах можно увидеть явные соответствия между понятиями физики и западной общественной мысли. Они лежат на самой поверхности, что опровергает универсальность западных представлений. Этот список, конечно, можно продолжать и далее. Но для нас важнее то, чтобы мы наконец-то стали на путь освобождения из-под западного мировоззренческого диктата.
Евгений Чернышёв, Донецк
37. Ответ на 36., Лебядкин:
36. Плотрет идеи в исторической перспективе
35. Ответ на 31., Галкина Л.В.:
34. Ответ на 30., Лебядкин:
33. 32. Анна де Бейль
32. Ответ на 31., Галкина Л.В.:
31. 10. НЕ ГОГОЛЬ
30. Ответ на 26., Бондарев Игорь: - С уваженьем, дата, подпись......
29. Ответ на 23., рудовский:
28. Ответ на 27., Бондарев Игорь: