Споры, которые в настоящее время идут вокруг Советского Союза, не случайны. Они связаны, на наш взгляд, в первую очередь с необходимостью восстановления утраченного в 1991 году политического образования граждан. В Советском Союзе политическое образование и воспитание аж «зашкаливало», но граждане Советского Союза в целом знали из решений партийных съездов, что происходит в мире. Россия в настоящее время бросила вызов силам зла, а политическое образование у нее уязвимо как «ахиллесова пята». Особенно важны политические занятия в Вооруженных Силах. И это не случайно: воины армии и флота должны быть политически грамотны, для того чтобы сознательно выполнять свой долг, а если потребуется и жертвовать жизнью ради Отечества. ОГП и институт заместителей командиров по воспитательной работе вне идеологии «отстают» от жизни.
Чтобы ответить на вопрос «Нужны ли политические занятия в армии Третьего Рима?», следует уяснить вопросы политического воспитания в Советской, Российской и американской армиях
Направляя партийно-политическую работу в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, Главное Политическое Управление СА и ВМФ в советский период особое внимание уделяло авиации.
Воспитанию летчиков на боевых традициях, на подвигах героев служила такая форма соревнования, как борьба за право в течение месяца занести свой лучший полет в летную книжку одного из Героев Советского Союза, отдавшего жизнь в боях за Родину. Эта форма соревнования получила распространение частях авиации Группы советских войск в Германии, в ВВС ордена Ленина Московского военного округа, в авиационных полках Краснознаменного Белорусского военного округа. Лучшим подразделениям вручали переходящий памятный приз имени дважды героя Советского Союза летчика - снайпера Л. Беды, а победителям соревнования - Памятную грамоту имени Героя Советского Союза Б. Окрестина, повторившего в июне 1944 г. подвиг Н.Гастелло.
Передовые летные экипажи и технические расчеты за наиболее высокие показатели в освоении новых самолетов награждались вымпелами имени воинов-героев, памятными дипломами и грамотами оборонных предприятий и коллективов конструкторских бюро. Большую мобилизующую роль и важное моральное значение имело так же вручение по итогам года наград победителям соревнования- Вымпела Министра обороны СССР за мужество и воинскую доблесть, Красных знамен ЦК ВЛКСМ, местных партийных и советских органов (См. Политорганы Советских Вооруженных Сил: историко - теоретический очерк/ П.Ф.Исаков, А.М.Волков, В.Г.Колычев и др.; под. Ред. Г.В.Средина.- М., 1984.с. 315).
Вся политическая работа в Советских Вооруженных Силах была направлена на формирование у военнослужащих интернационального сознания, а боевая служба и такие учения как «Север», «Братство по оружию» и т. д. ярко демонстрировали военное единство армий и флотов социалистических стран. Среди всех учений надо выделить маневры «Океан» (1972), так как эти маневры превзошли все ранее проводимые учения.
Основной формой идеологического просвещения личного состава Советской армии являлись политические занятия.
Содержание политических занятий определяется Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота, которое разрабатывало единые для всего рядового и сержантского состава срочной службы учебные планы и программы.
На первое место в 60- 70-е гг. ХХ в. выходила задача дать негативный тип воина капиталистического государства. Облик такого «легионера» не надо было выдумывать: он в полной мере проявил себя в ходе Корейской войны 1950-1953гг. и Вьетнамской войны (1965-1973гг.).
Олицетворением западного мира стал лейтенант Колли, расстрелявший в Южном Вьетнаме в одной из деревень более ста женщин и детей.
Уже после войны на суде в заключительном слове лейтенант Колли в частности сказал: « Мне нравилось в Южном Вьетнаме. Я знал, что меня там могут убить, но в тоже время там острее чувствовалось, что значит жить...» ( Цит. по: Дерюгин Ю. Контракт со смертью. - М.,1987. С. 171-172.). Адвокат был доволен ответом. Обращаясь к присяжным, он предложил им оправдать лейтенанта: «Джентльмены, все это время я чувствовал себя так, как будто я усыновил этого парня. Я бы никогда не усыновил убийцу. Вы должны оправдать его» ...» (Цит. по: Дерюгин Ю. Контракт со смертью. - М.,1987. С. 171-172).
Политработники в Советском Союзе объясняли личному составу, что американская армия в борьбе с коммунизмом в 50-80-е гг ХХ века стала осуществлять ту же функцию, что и германский фашизм в период 30-х -40-х гг. ХХ века. Соответственно командиры и политорганы в СА и ВМФ ставили перед собой цель воспитать у советских воинов сознание своего морального превосходства над потенциальным противником (См. Вопросы повышения эффективности политической учебы. Психолого-педагогические основы. /Б.Ц.Бадмаев, В.Н.Илевский, А.А.Малышев и др.- М., 1987).
При таком подходе к воспитанию личного состава оно приобретает «второе дыхание», так как в психолого-педагогический процесс «втягивается» весь воинский коллектив. Характеризуя воспитательные возможности коллектива, В.А.Сухомлинский писал: «Коллектив - это не какая - то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива, прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдываются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой при наличии такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями» (Цит. по: Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. Пособие/ В.И.Варваров, В.И.Вдовюк, В.П.Давыдов и др. Под ред. А.В.Барабанщикова. -М., 1989. С.176.) Отметим, что идея строительства коммунистического общества, полностью противоположного буржуазному, в 60-е и в начале 80-х гг. разделялась в целом всеми категориями военнослужащих, что делало воинские коллективы, в Советской армии относительно устойчивыми.
В данный период сознательность и ответственность в выполнении воинского долга были чертами, характеризующими значительную часть военнослужащих Советской армии, что находило свое выражение в героизме и войсковом товариществе. Так, например, 11 мая 1980 года группа десантников под командованием замполита старшего лейтенанта Шорникова приняла неравный бой с душманами. Тогда Шорников дал команду бойцам отступать по арыку к реке, а сам остался прикрывать отход группы. Когда раненые солдаты преодолевали речной перекат, они оказались у душманов, словно на «ладони». Тогда Шорников отбросил автомат, поднял руки и пошел навстречу бандитам. Стрельба сразу прекратилась: Шорников все верно рассчитал: афганцы захотели взять его в плен. Когда прогрохотал взрыв, десантники, подхваченные течением оказались уже недосягаемыми для моджахедов,
Подошедший вскоре батальон разгромил банду. Старшего лейтенанта Шорникова нашли у берега реки, куда его отбросило взрывом. Перед ним, наваливаясь друг на друга лежали душманы. Имя Героя Советского Союза Николая Шорникова было навечно зачислено в списки одной из курсантских рот Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища. ( Светиков В. Четыре секунды и вся жизнь. Комиссары защищают мир. - М., 1987.) Второй пример: 1 июля 1981 года при уборке урожая в зерносовхозе «Гигант» Ростовской области на хлебном поле возник пожар. Молодой офицер капитан Кузнецов первым бросился спасать хлеб. За ним пошли остальные бойцы. Всего несколько минут продолжался поединок со стихией. Но именно эти минуты высветлили все лучшее, что было в характере молодого офицера - защитника Родины. Он погиб на передовой, на поле боя, в «бою» за хлеб (См. Армия и комсомол./ сост.канд.философ. наук. Ю.И.Дерюгин.- М., 1983.с.136.) Третий пример: В 1982 году в городе Барановичи на строительной площадке рабочих сразу же после обнаружения склада с артиллерийскими снарядами времен войны сменила группа саперов. Сорок тонн смертоносного груза могли взорваться в любой момент. Пятеро комсомольцев - младшие сержанты Урбанович, Подобед, рядовые Рыбкин, Мизуло, Гиясов начали трудную работу. Рядовой Мизуло и младший сержант Подобед работали на самом важном участке - обезвреживании химических снарядов, начиненных отравляющими веществами. За шесть часов было уложено 963 снаряда и вывезено из города. Решением ЦК ВЛКСМ комсомольцы Александр Мизуло и Николай Подобед были занесены в книгу Почета ЦК ВЛКСМ (См. Армия и комсомол./ сост. канд.философ. наук. Ю.И.Дерюгин.- М., 1983.)
Четвертый пример: в апреле 1986 года случилась авария на Чернобыльской АЭС. С глубоким пониманием ответственности вели себя воины в борьбе с ядерной энергией, вышедшей из-под контроля человека. Первыми приняли на себя удар пожарные. За мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, было присвоено звание Героя Советского Союза лейтенантам внутренней службы Кибенку В. Н. и Правику В. П. (посмертно), подполковнику внутренней службы Телятпикову Л. П., генерал-майору авиации Антошкину Н. Т., генерал-полковнику Пикалову В. К. (См. Воронов В.А. Служат в роте товарищи. - М., 1987).
Отсюда следует вывод о том, что идейно-нравственное единство офицерского и рядового состава Советской армии было той основой, которая скрепляла воинские коллективы во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
Маршал Советского Союза А.М.Василевский писал, что «случалось много раз выяснять причины недостатков в работе отдельных офицеров и, убеждался, - чем серьезнее были недостатки в обучении и воспитании подчиненных, а равно в организации и поддержании уставного порядка в тех или иных частях и подразделениях, тем ниже оказывался общеобразовательный и культурный уровень соответствующих начальников и командиров, тем чаще они повседневную работу с людьми подменяли всякого рода разносами подчиненных, окриками, а то и грубостью. Из-за слабой общетеоретической подготовки у них сильно страдала методика обучения и воспитания подчиненных, не хватало широты подхода при решении того или иного вопроса. Стало быть, забота о повышении общей культуры командных, политических и инженерно-технических кадров армии и флота, - делал вывод маршал, - не личное дело, а прямая наша служебная обязанность» (Василевский А.М. О дисциплине и воинском воспитании. Сб. ст. - М., 1987. С. 37).
В сравнении с Советским Союзом руководство идеологической работой среди военнослужащих в армиях стран НАТО осуществляет специально созданный аппарат, называемый в США аппаратом «информации», в английской армии - аппаратом «просвещения», во французской - «службой психологического воздействия». Наиболее многочисленный и разветвленный аппарат идеологической обработки существует в вооруженных силах США. Общее руководство всеми мероприятиями осуществляет «Совет по делам личного состава» министерства обороны. Под его контролем находится управление «информации и просвещения». В управлении имеются отделы: информации ведает занятиями по идеологической обработке, солдат и матросов), просвещения, отдел по изучению политико-морального состояния. Ему также подчинены службы печати, радиовещания и т. д.
Управление «информации и просвещения» руководит деятельностью соответствующих аппаратов идеологической обработки, имеющихся в министерствах армии, авиации и военно-морского флота. В министерстве армии США имеется управление информации, ведающее идеологической обработкой военнослужащих сухопутных войск. Управление «информации» министерства армии ведает работой отделов «информации» армейских округов, расположенных на территории США, а также отделами «информации» войск, находящихся за пределами США. Отделения «информации» имеются во всех армиях и дивизиях.
В звене: полк, батальон выделены специальные офицеры «информации», занимающиеся идеологической обработкой военнослужащих, освобожденные от других обязанностей.
Активную идеологическую обработку солдат и населения ведут правящие круги и командование вооруженных сил ФРГ.
Курс идеологической обработки солдат носит название «Обязанности гражданина». Среди солдат и офицеров популяризируется книги на военную тему. Среди них: «Итоги второй мировой войны», «История германского генерального штаба», «Бои в России», «Поход на Сталинград», «Тактика в походе на Россию» и многие другие. Выпущено много книг по истории дивизий гитлеровской армии и т,д,
Основной формой идеологической подготовки личного состава вооруженных сил империалистических государств являются групповые еженедельные занятия на политические темы. Вот как это осуществлялось такое занятие вначале 80 -х гг. ХХ века, например, в одном из подразделений американской армии в ходе так называемого «советского дня». За сутки до «советского дня» новобранцев переодели в форму военнослужащих Советской Армии, научили их обращаться друг к другу посредством слова «товарищ». На следующий день солдат подняли в пять часов сорок пять минут и погнали на зарядку, предварительно приказав надеть противогазы.
Едва успев умыться, воины строем пошли в столовую на завтрак. На столах они увидели жареные овсяные лепешки, черный хлеб, апельсин на каждого и стакан чая. Тут же возле столов стояли вооруженные охранники с автоматами, подгонявшие новобранцев с завтраком (Цит. по; Дерюгин Ю. Контракт со смертью. - М.,1987. С.189). Из столовой новобранцы мчались на «политинформацию».
Политическая информация длилась около часа, затем солдат отправили в учебные классы. На занятиях по географии и сельскому хозяйству «джи-ай» узнали с том, что в СССР выращивают двадцать девять процентов всего урожая пшеницы и тридцать процентов урожая овса в мире. Приведя эти цифры, лейтенант xател продолжить рассказ, но его перебили.
- Тогда почему «моя Родина» покупает пшеницу в США?- задал один из новобранцев заранее подготовленный вопрос (Цит. по; Дерюгин Ю. Контракт со смертью. - М., 1987. С.190).
Офицер объяснил, что было бы намного дороже производить мелиорацию почвы, чтобы выращивать столько пшеницы, сколько нужно СССР, чем закупать ее в Америке.
- И при этом, - продолжил он, - Соединенные Штаты кормят нас, и это позволяет делать американских фермеров зависимыми от нашей страны. Мы используем Запад в своих, коммунистических целях, - резюмировал командир взвода (Цит. По: Дерюгин Ю. Контракт со смертью. - М.,1987. С.190).
Расчет организаторов «занятия» прост: смоделировать заранее «искаженные» условия жизни в СССР и заставить солдат поверить в то, что Россия есть «империя зла» (Цит. по; Дерюгин Ю. Контракт со смертью. - М.,1987. С.191).
Так как идея «народного капитализма» мировым «спросом» все же не пользовалась, то буржуазным идеологам надо было воспитать у легионеров ненависть к своему противнику. Так начиная с середины 50-х годов ХХ века участились случаи, когда на учениях вооруженных сил Североатлантического блока войска, обозначающие противника, одевались в советскую военную форму. В Соединенных Штатах практиковались инсценировки по захвату американских городов «советскими войсками». Так, например, был разыгран захват гор. Хантингтона в штате Западная Виргиния. Ворвавшиеся в город войска «убили» и «ранили» 4,5 тысячи мирных жителей. На касках солдат, участвовавших в этой провокационной затее, были изображены красные звезды.
Командование вооруженных сил империалистических государств, культивируя среди военнослужащих образ врага к социалистическим странам, прибегает и к такому приему, который получил название запугивания «коммунистическим пленом»».
Вот как это выглядело на практике. По сообщению американского журнала «Ньюсуик», на военно-воздушной базе Стэд, штат Невада, действует так называемая «школа выживания». Пленных «пытают» электрическим током, сажают на несколько часов в темную, заполненную водой яму, помещают в стальной карцер, размеры которого настолько малы, что не позволяют нормально ни сидеть, ни лежать, ни стоять.
Но на этом испытания не заканчиваются. Нужно еще совершить « побег» - пятнадцать километров по пересеченной местности, вновь пройти через расположение войск « агрессора», через минное поле, где не жалеют ни холостых патронов, ни взрыв пакетов...» (Цит. по: Дерюгин Ю. Контракт со смертью. - М.,1987. С.197-198).
Фактически это «концентрационный» лагерь, оборудованный специальными сооружениями и помещениями. По мнению американского командования, эта «ужасная картина плена» должна у военнослужащих вызвать страх перед пленом, она должна научить людей, попавших в плен, молчать, а «если их вынудят пытками к показаниям», говорить только то, что предусмотрено «кодексом» чести. Так же как и в Германии, в США солдаты в учебном бою по заветам капитана германского генерального штаба Мюллера «сражаются» с «живым противником» (См. Мюллер Г. Моральное воспитание войск в Германии, России и Японии. Сравнительный этюд на основании опыта русско - японской войны. - М., 1908).
Самое крупное подразделение «войск противника»- «тридцать второй гвардейский мотострелковый полк». Он был расположен на территории учебного центра сухопутных войск США в Калифорнии.
Здесь в Форт-Ирвине есть все необходимое для того, чтобы солдаты воочию увидел своего «будущего врага».
Военнослужащие «импровизированного полка» одевались в форму советских солдат, сержантов и офицеров. Более тысячи мишеней, управляемые при помощи ЭВМ, из которых многие способны вести ответный огонь, имитируют действие оружия и боевой техники Советской Армии.
Один раз в полгода по установленному графику прибывали сюда батальоны сухопутных войск США, дислоцирующиеся на континенте, чтобы сразиться с «красными».
Подобную программу под названием «Red flag» (англ. - красный флаг) имели и ВВС США. На базе военно-воздушных сил Нэллис, что в штате Невада, ежегодно двести пятьдесят экипажей вели в период так называемой «холодной войны» учебные «бои» с советскими «мигами». Под последние камуфлировали американские самолеты Р-52. Кроме воздушных боев пилоты выполняли задания по непосредственной поддержке своих частей, «сражающихся» с «русскими» на учебном полигоне Форт-Ирвин.
В конце 80-х гг. ХХ века журналист Артем Боровик прошел подготовку в учебном центре спецподразделений армии США форте Беннинг, который был создан в 1880 году. (Боровик А. Как я служил в американской армии. -М.1989.с.9) Позднее он писал:« Мы спустились в солдатскую столовую. Тут, как и везде в американской армии, рядовые едят вместе с офицерами. Сразу бросился в глаза здоровенный плакат у входа: «Кто твой злейший враг?» Чуть пониже ответ : «Иван!» ( Боровик А. Как я служил в американской армии. -М., с.9). Нарисован бравый американский рейнджер, протыкающий штыком солдата с красной звездой на каске. Я, - пишет Боровик, - вспомнил десятки офицерских и солдатских столовых у нас, в которых приходилось бывать самому. Вспомнил наши части и подразделения в Афганистане. Но нигде и никогда я не видел плаката, который бы призывал солдат убивать первого же подвернувшегося под руку «Джона». Не играем мы на ненависти к американцам» (Боровик А. Как я служил в американской армии. -М., с. 19).
Боровик описывал эпизод обучения сержантом новобранцев штыковому бою. Огромный плац форта - Беннинг, окруженный со всех сторон лесом был утыкан десятками пластмассовых фигур в человеческий рост. Каждая фигура «держит» здоровенную палку, имитирующую винтовку. Перед солдатами сержант говорил о том, что,задача солдат состоит в необходимости приходить «...в восторг при виде вражеского сердца, бьющегося на острие штыка!» (Боровик А. Как я служил в американской армии. - М.,1989. с.91).
Заканчивая речь, сержант сказал солдатам, видимо из своего опыта, что «...быть на войне садистом - значит быть реалистом...» !» (Боровик А. Как я служил в американской армии. -М., 1989, с.92).
Существенным отличием в области обучения и воспитания военнослужащих в Советской армии и а армиях ведущих стран НАТО является то, что в Советских Вооруженных Силах объектом воспитательного воздействия являлось сознание военнослужащих, а объектом воздействия в армиях стран НАТО-подсознание личного состава. Этот вывод мы делаем исходя из того, что ни один человек в здравом рассудке не согласится на роль садиста ни в военное, ни в мирное время. Исходя их разных подходов в области обучения и воспитания, мы также можем сделать вывод о том, что система обучения и воспитания в армиях стран НАТО агрессивна. Она дает военнослужащим возможность усвоить на учебном полигоне, что представляет собой потенциальный противник и утвердиться в необходимости его уничтожения задолго до начала боевого соприкосновения с ним. Особую роль в формировании агрессивности у подчиненных в армиях стран НАТО отводится сержантскому составу, хорошо подготовленному офицерами и в профессиональном и идеологическом отношениях.
В странах социалистического «лагеря» в то время экранизировали ряд произведений Ф.Купера и М.Рида о борьбе индейцев Америки против европейских колонизаторов, но рабочий завершающий свою историческую миссию по уничтожению эксплуататорского строя во всем мире своего развития в кино не нашел.
Напротив защитники «свободного мира» такие кино - герои как Рембо и Джеймс Бонд оказались привлекательными для миллионов людей на Западе в первую очередь, потому что являлись представителями и борцами капиталистических (демократических) стран против «тиранических и тоталитарных режимов». На Западе художественная литература оказалась более активной в сравнении с советской в отражении борьбы двух систем: капиталистической и социалистической.
Художественная литература и кино фактически и решили исход «холодной войны» в пользу Запада. Однако с окончанием в 1991 году «холодной» войны Запад не изменил свою политику.
К основным формам воспитательной работы в вооруженных силах США в настоящее время относятся: еженедельные групповые занятия по программам «Командная информация», «Моральное наследство и человеческое усовершенствование», занятия по так называемому в войсках «Курсу выживания»; религиозные мероприятия («Час капеллана», богослужение, индивидуальные пасторские беседы и т.д.); встречи с представителями НАТО, вечера боевой дружбы, празднование дня вооружённых сил США; соревнование за право называться лучшим солдатом месяца (квартала, года) и др. Важнейшей формой воспитания военнослужащих армии США являются занятия по программе «Командная информация». Характерная особенность: их предписано проводить лично командиру подразделения. Кроме того, на этих занятиях обязательно присутствие всего личного состава, включая офицеров. Они проводятся со всеми категориями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями не реже одного раза в неделю по одному часу. Их основные темы: «Долг, честь, страна», «Вооружённые силы на службе нации» и др.
При этом служба информации в американской армии делает серьезный упор в воспитательной работе с подчиненными на видиоигры. В армиях стран НАТО видео игры широко применяются в боевой учебе и для морально -психологической закалки военнослужащих. Они стали важным видом индивидуальной подготовки солдат и офицеров. Кроме создания реалистического образа вероятного противника видео игры позволяют решать следующие задачи:
-воссоздать реалистическую многомерную картину современного боя;
- отрабатывать тактику ведения боевых действий;
-готовить военнослужащих к действиям в любых природно -географических условиях;
- снимать стресс у военнослужащих, участвующих в военных действиях.
Основное преимущество видео игр заключается в том, - пишет Е.Н.Концова, - что при отсутствии реальной угрозы для жизни и здоровья обучающихся психологические условия виртуальной реальности приближены к боевым, то есть достигается эффект, психологически сравнимый с условиями реального боя. Видео игры, - делает вывод Е.Н.Концова, - дают возможность приобрести опыт ведения боевых действий, без существенных затрат и риска для жизни людей (См. Концова Е.Н. Влияние видео игр на мировоззренческие представления молодежи: от манипуляции сознанием к восприятию патриотизма и воинского долга (по материалам средств массовой информации). Место и роль армии в российском обществе: социологический анализ. Материалы научной конференции.: Сб./Под ред. Профессора В.И.Добренькова.- М., 2007.) В надежде привлечь внимание молодежи к службе в армии и популяризировать профессию военнослужащего Пентагон разработал перспективную программу «Формирование морально -психологических качеств личного состава ХХ1 века», в которой излагаются основные требования к призывникам: высокий интеллект, физическая сила и твердая мотивация для службы в вооруженных силах. Одной из видео игр, которая и должна была решить эту задачу стала « Американская армия». Серия состоит из двух игр « Операция» и « Солдаты». « Американская армия» предлагает пройти весь путь - от виртуальной записи в армию до тактических учений и тренировок в точности стрельбы. Игра « Солдаты» представляет собой своего рода « курс молодого бойца». Игроки -новобранцы выбирают различные варианты военной карьеры, снаряжение, учатся пользоваться различными видами оружия. По заявлению разработчика игры «Солдаты» офицера Брайана Осборна, ( новый вариант Урвина Джуса и его «деревянных солдат») «она позволит донести армейские идеи тем способом, к которому привыкли 17-24-летние мужчины. Цель игры- показать, на что похожа служба в армии и, возможно, сломать некоторые негативные стереотипы о ней. Играя в «Американскую армию», можно научиться армейской тактике, приобщиться к военной системе ценностей». (Цит. по: Концова Е.Н. Влияние видиоигр на мировоззренческие представления молодежи: от манипуляции сознанием к восприятию патриотизма и воинского долга (по материалам средств массовой информации). Место и роль армии в российском обществе: социологический анализ. Материалы научной конференции.: Сб./Под ред. Прфессора В.И.Добренькова.- М., 2007.С. 122). При проведении этих операций власти Соединенных Штатов Америки, что называется, наглядно продемонстрировали, как можно повысить военно-патриотическое сознание населения.
Сохранение мощной военной силы в виде НАТО, современные американские идеологи объясняют таким опасным для мирового сообщества явлением как терроризм. Современный терроризм, по мысли американского генерала У. Кларка, появился в России в конце XIX века как форма политической борьбы, имеющей своей целью заставить царское правительство прибегнуть к репрессиям и, таким образом, потерять поддержку своего народа. Террористические акты использовались в борьбе с колониализмом в ХХ веке как средство против более сильной оккупирующей державы. По Кларку в национально-освободительном движении, инспирированном коммунизмом, убийства и саботаж использовались на начальной стадии борьбы с целью уничтожения местных лидеров - мэров и духовных учителей. Целью этого скрытого и только зарождавшегося мятежа было посеять страх, подорвать авторитет власти и спровоцировать репрессии со стороны правительства. Терроризм стал использоваться как средство борьбы и на Ближнем Востоке, где палестинские организации, в том числе Организация Освобождения Палестины с Ясиром Арафатом во главе, использовали террор как оружие слабого в борьбе с Израилем.
По Кларку США в Западной Европе в разное время также сталкивались с угрозой терроризма. В Германии и Италии действовали «Отделение Красной Армии» и банда Баадера - Майнхофа. В Италии также осуществляли свои террористические акты «Красные бригады», а в Британии - Ирландская Республиканская Армия. Считалось, что каждая из этих групп получала прямо или косвенно какую-то помощь от разведок стран восточного блока. Кроме того, террористическая деятельность проводилась во Франции, Греции, Турции и Испании. По У. Кларку, покушение на папу Иоанна Павла Второго в 1981 году, спланированного, как сон считает болгарской разведкой и КГБ, было, пожалуй, наиболее драматическим выражением этой угрозы.
Таким образом по У.Кларку представления о терроризме в США сформировались, главным образом, в период американского противостояния с Советским Союзом в годы холодной войны. ( Кларк У. Как победить в современной войне. - М., 2004. С.133-134.) Отсюда и миссия США-покончить после падения СССР и Варшавского договора с мировым террорзмом, «инспирированном» коммунизмом.
Параллельно с традиционными вооруженными силами США и НАТО начали создавать мощную частную армию, что дает возможность Пентагону обеспечивать поддержку американских вооруженных сил на зарубежных театрах военных действий.
Наемников, как правило, рекрутируют из числа военнослужащих сил специальных операций ВМС (так называемые «Морские львы»», сухопутных сил и элиты американского спецназа из «Дельта форс». ( См. Грачева. Т. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы.- Рязань, 2009.)
Отличие наемника от американского военнослужащего - контрактника заключается в том, что «джентльмена удачи» готовят частные военные компании, с которыми Министерство обороны США и заключает сделки на «покупку» необходимого ему количества «специалистов».
Следовательно, параллельно с обликом венчурного (рискового) бизнесмена в погонах «борющегося» с «тоталитарными режимами», в американской армии существуют и активно действуют современные «зондеркоманды, нанимаемые Пентагоном для проведения специальных заданий и операций. Для наемника существует только один Кодекс - это культ силы. Татьяна Грачева пишет, что наемники « ...не связаны никакими нравственными обязательствами и движимы одной страстью - страстью к наживе. Эти люди не ценят свою жизнь и еще с большим презрением относятся к жизни других. Ненависть к жизни формирует у них культ поклонения смерти...» (См. Грачева. Т. Невидимая Хазария. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы.- Рязань, 2009).
Сочетание двух таких взаимодополняющих друг друга начал, которые объединяются в ходе морально-политической подготовки дает возможность американской армии осуществлять свои агрессивные планы в любом регионе мира, что она последовательно и осуществляет.
Столь мощному идеологическому «удару», Россия ничего не противопоставила: нет на государственном уровне объяснения того, что виновником мирового терроризма являются транснациональные корпорации, которые используют США, как «дубинку» в плане наказания «непокорных» стран и народов! Вообще идеологической подготовки как таковой нет, так как нет национальной идеологии.
Общественно-государственная подготовка является один из обязательных предметов обучения, на котором осуществляется организованный и целенаправленный процесс изучения военнослужащими и гражданским персоналом Вооружённых Сил РФ общественно-политических и военно-социальных знаний.
Общественно-государственная подготовка это одна из форм воспитания личного состава. Она призвана воспитывать воинов в духе патриотизма, глубокого понимания воинского долга, требований воинской дисциплины.
Как предмет обучения общественно-государственная подготовка включает изучение отечественной истории, традиций российской армии и флота, актуальных вопросов государственного и военного строительства в РФ, её законодательства.
Общественно-государственную подготовка организовывается и проводиться в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 170, на основе учебных планов и программы.
Информационно-пропагандистской работе в современной Российской армии необходимо стать более наступательной: она должна показывать в ходе различного рода занятий негативный образ американского военнослужащего ХХI века.
Для решения этой задачи необходимо воссоздать политические училища по родам войск, но уже исходя не из классовых, а из национальных интересов с соответствующими названиями, например, «Политические училища Третьего Рима» и т.д. «Замыкаться» политические органы будут не на руководящую партию, а на Политический Совет Национального самоуправления Третьего Рима. А отсюда и выводы: во - первых, победоносная армия Третьего Рима не может возникнуть в капиталистическом обществе, где господствует космополитизм, где все продается и покупается. Во- вторых, Родина для бойца народного государства - это подножие Царства Небесного, Вера - источник мужества, стойкости, и самосовершенствования.
Армия Третьего Рима должна, на наш взгляд, иметь перспективную программу, например, «Формирование религиозно-политических качеств военнослужащих ХХ1 века», в которой излагались бы основные требования к призывникам: опора на традиционные ценности, такие как патриотизм, долг, соборность, справедливость, дружба и товарищество, профессионализм и т.д. Только опора на национальные ценности «рождает» идеологию «Народности, Державности и Духовности». Для этого следует вернуть в систему обучения и воспитания военнослужащих Российской армии политические занятия. И здесь наконец-то приобретет православное «дыхание» бывшая ленинская комната. Ее, на наш взгляд, следует оформить в виде Политической комнаты Третьего Рима.
В этой комнате требуется разместить стенды, поясняющие, что такое Третий Рим. Кроме этого необходима информация, объясняющая деформацию Третьего Рима и развитие Третьего Рима в виде сначала Российской империи, а затем в форме Советского Союза. Следует также рассказать о русской идеологии и ее «учителях»: царе Иоанне Грозном, Л.А.Тихомирове, Ф.М.Достоевском, И.А.Ильине, митрополите Иоанне (Снычеве), Г.В.Плеханове, славянофилах, великих русских и советских полководцах и флотоводцах и их опыте воспитательной работы с подчиненными. Соответственно необходимы стенды, рассказывающие о подвижниках благочестия, таких как Св. блгв. Кн. Александр Невский, адмирал Ф.Ф.Ушаков, Св. прав. Иоанн Кронштадтский, нмч. Евгений Родионов и т.д.
Необходимо рассказать об истории как военного духовенства, так и института военных политработников, так как в Третьем Риме политическое воспитание (мировоззрение) должно формироваться на Православной основе, что и предполагает взаимодействие двух ранее противоположных институтов. И тогда центром идейно - нравственной жизни воинских коллективов в Российской армии станет религиозно - политическое собрание.
Религиозно-политическое собрание создаст необходимый для армии актив, на который и должны опираться командиры и замполиты Третьего Рима при проведении идеологической работы!
При таком подходе к военному образованию политические знания (занятия)составляют творческий потенциал, необходимый для развития личности, ее социализации в религиозно-политическом духе и в рамках» национальной идеологии - государственной идеологии Третьего Рима.
Александр Борисович Бадьянов, кандидат социологических наук