itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Проект «Томирис» как возвращение казахов в свое феодальное прошлое?

Часть1

Новости Казахстана 
0
657
Время на чтение 11 минут
Фото: Б.К.Джандарбеков

В современной казахской литературе центральное место занимает миф о происхождении казахов от саков, которые владели половиной мира. В научной литературе саками называются древние племена северных и восточных районов Средней Азии и Восточного Туркестана, в отличие от родственных с ними массагетов Приуралья и скифов Северного Причерноморья. С каким же племенем саков современные казахи связывают свое историческое прошлое?

Древнеперсидские надписи различали три группы сакских племен (локализация их до сих пор остается спорной). Саки — хаумаварга, саки — тиграхауда и саки — парадарайя.

Среди исторических книг о саках первое место занимает роман-дилогия казахского писателя Булата Курманбековича Джандарбекова: «Саки». Роман-дилогия «Саки», включает в себя романы «Томирис» и «Подвиг Ширака».

В книге «Подвиг Ширака» Булат Курманбекович Джандарбеков пишет, что несколько лет до похода Кира «основной костяк саков разделился на две группы племен. Одна из таких групп образовала могучий союз, известный под названием тиграхаудов. Тиграхаудский союз был спаян единовластием – собственным царем из младшей ветви старой династии. Другая же группа – парадарайя, основу которой составляли саки-массагеты, представляла собой жалкое зрелище».[1]

Объединил саков хан Спаргапис. Б. К. Джандарбеков в книге: «Подвиг Ширака» дает следующую характеристику царю массагетов: «Спаргапис был натурой противоречивой: великодушный и мелочно мстительный, храбрый до безумия и осторожный до трусости… мог, жертвуя собой, прикрыть в бою незнакомого воина, случайно оказавшегося рядом, и, не дрогнув, обречь на гибель друга, если видел в нем соперника»[2].

Академик Б. А. Рыбаков

Академик Борис Александрович Рыбаков в книге: «Геродотова Скифия» писал: «Для того, чтобы подойти к таким важным историческим вопросам, как географическое размещение скифских племен и поход Дария Гистаспа, необходимо предварительно рассмотреть целый ряд частных вопросов, а именно: письменные источники Геродота…»[3]. Б. А. Рыбаков считал массагетов сакскими или сарматскими племенами, которые кочевали за Волгой, в долине Сыр – Дарьи.[4] Известно, что у саков и сарматов были светлые, иногда рыжие волосы и голубые глаза.[5]

Антропологические реконструкции лиц сарматов, в частности женских скелетов показали классический тип женской сарматской красоты с европейскими чертами лица: прямым носом и светлым цветом волос.[6] По версии Геродота, сарматы произошли от брака скифских юношей и амазонок.

Геродот в трактате: «История» в книге «Мельпомена» пишет: «С тех пор сав­ро­мат­ские жен­щи­ны сохра­ня­ют свои ста­ро­дав­ние обы­чаи: вме­сте с мужья­ми и даже без них они вер­хом выез­жа­ют на охоту, высту­па­ют в поход и носят оди­на­ко­вую одеж­ду с муж­чи­на­ми». В степи, вероятно, были и другие племена амазонок-воительниц, которые выходили замуж за сыновей сарматок. Одновременно «срабатывала» и установившаяся традиция: девушки из племени саков, выходя замуж за сарматских юношей, приобретали набор всех прав и обязанностей сарматских женщин. Одновременно сарматские женщины по традиции «забирали» своих мужей из сакских (скифы) кочевий и уводили к своим сородичам. Таким образом, не в роде занятий сарматов и саков, а в роли женщины в сарматских племенах и состоит отличие друг от друга сарматских и сакских племен.

На Руси женщины сражались с татарами на стенах своих городов наравне с мужчинами. В войне с Наполеоном символом сражающейся России стала Василиса Кожина. Поэт Николай Алексеевич Некрасов воспел русскую женщину, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Русские женщины приняли активное участие в гражданской войне. В годы Великой Отечественной войны на фронте воевало более 500 тыс. девушек и женщин.

Военнослужащие-девушки перед отправкой на фронт. 1943 г.

В книге: «Томирис» Булат Курманбекович Джандарбеков дает нам следующий портрет Томирис дочери хана Спаргаписа: «…на площадь для ристалища выехала Томирис. Тонкую гибкую талию стягивал широкий кожаный пояс наподобие сакских боевых, но золотые пластины с вычеканенными изображениями хищных птиц и причудливых зверей говорили о высоком положении владелицы, а подвешенное за рукоятку к поясу отполированное бронзовое зеркало — о том, что оно принадлежит девушке. Этот наряд завершал шлем затейливой работы чужеземных мастеров, из-под которого выбивались распущенные волосы, и, право, трудно было решить, чей блеск ярче — бронзового шлема или золотой россыпи волос».[7]

Золотая россыпь волос говорит нам о том, что Томирис была блондинкой.

Геродот пишет в своей «Истории», что царь персов Кир отпра­вил послов к Томи­рис под пред­ло­гом сва­тов­ства, желая сде­лать ее сво­ей женой. Одна­ко Томи­рис поня­ла, что Кир сва­та­ет­ся не к ней, а домо­га­ет­ся цар­ства мас­са­ге­тов, и отка­за­ла ему. Тогда Кир, так как ему не уда­лось хит­ро­стью добить­ся цели, откры­то пошел вой­ной на мас­са­ге­тов.

Персидский царь Кир Великий

Актриса Альмира Турсын в фильме «Томирис» талантливо передала характер своей героини. Но сама Альмира имеет явно выраженные тюрко-монголоидные черты, отличные от внешности женщин сарматского типа.

На счет монголоидных черт саков есть и другое мнение. В статье: «Саки. История развития Кыргыстана» читаем: «Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что саки говорили на древнетюркском языке и внешне принадлежали к европейцам, но в то же время для некоторых саков тиграхауда были характерны монголоидные черты».[8] Если даже некоторые саки и обладали монголоидными чертами, то это не распространялось на родовую знать, иначе портрет Томирис, который отобразил в своем произведении: «Саки» Б. К. Джандарбеков, не соответствовал бы оригиналу.

Актриса Альмира Турсын в роли царицы «Томирис» (Казахфильм, 2019)

Напротив, сохранившийся в течение столетий тип сарматской женщины со светлыми или золотыми волосами распространен и сейчас в Крыму, в России, в Украине, в Белоруссии, в Польше и на Кавказе в значительно большем количестве, чем в Средней Азии.

Классический тип сарматской женской красоты (реконструкция)

Актриса Ольга Остроумова

Если собрать у Ольги Остроумовой волосы, как у древней сарматской женщины схожесть еще более усилится, только Остроумова на фотографии моложе той, которая изображена на реконструированном портрете.

Определенный образ жизни в лесостепной зоне должен был закреплять из поколения в поколение примерно один и тот же физический сарматский тип:
- тело со средним и высоким ростом;
- голубые или серые глаза среднего или крупного размера миндалевидной формы, русые или темно-русые волосы.[9]
Казахский поэт Абай Кунанбаев в «Книге назидания» во Втором слове, в 1904 году писал, что казахи «рыжеголовых урусов
высмеивали за доверчивость — верят всему».[10] То есть в течении веков сарматский тип (русый, светловолосый и рыжеволосый (темно-русый)) сохранился в русском народе.

У саков в отличие от сарматов в течение веков произошли серьезные изменения их физического типа.

Александр Бадьянов, кандидат социологических наук

(Продолжение следует)


[1] litmir.me›br/?b=110519&p=1

[2] litmir.me›br/?b=110519&p=1

[3] https://www.litmir.me/br/?b=224051&p=3

[4]https://arheologija.ru/ryibakov-gerodotova-skifiya-istoriko-geograficheskiy-analiz/

[5]Кем были саки, населяющие Казахстан. https://dzen.ru/a/XJHqAfVonACz2ZDs

[6]Антропологические реконструкции лиц сарматов. См.https://svetafonseca.livejournal.com/220690.html)

[7] litmir.me›br/?b=110519&p=1

[8] https://studwood.net/1464050/istoriya/saki

[9] Антропологические реконструкции лиц сарматов

(https://svetafonseca.livejournal.com/220690.html)

[10] https://stihi.ru/2015/09/13/2728

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Александр Бадьянов
Научатся ли «красные» и «белые» патриоты не воевать, а обмениваться мнениями?
Открытое письмо в редакцию «Русской народной линии» А.Б. Бадьянова и комментарий редакции
03.06.2021
И «белым» и «красным» надо каяться перед иконой Богородицы «Державной»
Ответ на статью Владимира Азарова «Белая лихорадка, красная горячка»
27.05.2021
«Белая лихорадка»
Размышления офицера и учёного о культе Белого движения в нынешней России
12.04.2021
Русский полководец Евпатий Коловрат
К 820-летию со дня рождения
21.12.2020
Все статьи Александр Бадьянов
Новости Казахстана
Позиции русских укрепляются
О жизни наших соотечественников в Казахстане год спустя после попытки государственного переворота
05.01.2023
Для предотвращения ударов укронацистов по Сибири необходима оптимизация российско- казахстанской границы
России и Казахстану требуется скорейшая демаркация и охрана границ
19.12.2022
Бегство
Как в Казахстане принимают тех, кто скрывается от мобилизации
08.12.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Константин В.
02.02.2023 21:49
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.02.2023 21:29
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
02.02.2023 18:08
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Владимир Петрович
02.02.2023 17:51
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от учитель
02.02.2023 17:15
«Я не вижу, чтобы финны хотели в НАТО»
Новый комментарий от охтенский оxpaнитель
02.02.2023 16:21
Спилили Крест
Новый комментарий от Константин В.
02.02.2023 14:59