В современной казахской литературе центральное место занимает миф о происхождении казахов от саков, которые владели половиной мира. В научной литературе саками называются древние племена северных и восточных районов Средней Азии и Восточного Туркестана, в отличие от родственных с ними массагетов Приуралья и скифов Северного Причерноморья. С каким же племенем саков современные казахи связывают свое историческое прошлое?
Древнеперсидские надписи различали три группы сакских племен (локализация их до сих пор остается спорной). Саки — хаумаварга, саки — тиграхауда и саки — парадарайя.
Среди исторических книг о саках первое место занимает роман-дилогия казахского писателя Булата Курманбековича Джандарбекова: «Саки». Роман-дилогия «Саки», включает в себя романы «Томирис» и «Подвиг Ширака».
В книге «Подвиг Ширака» Булат Курманбекович Джандарбеков пишет, что несколько лет до похода Кира «основной костяк саков разделился на две группы племен. Одна из таких групп образовала могучий союз, известный под названием тиграхаудов. Тиграхаудский союз был спаян единовластием – собственным царем из младшей ветви старой династии. Другая же группа – парадарайя, основу которой составляли саки-массагеты, представляла собой жалкое зрелище».[1]
Объединил саков хан Спаргапис. Б. К. Джандарбеков в книге: «Подвиг Ширака» дает следующую характеристику царю массагетов: «Спаргапис был натурой противоречивой: великодушный и мелочно мстительный, храбрый до безумия и осторожный до трусости… мог, жертвуя собой, прикрыть в бою незнакомого воина, случайно оказавшегося рядом, и, не дрогнув, обречь на гибель друга, если видел в нем соперника»[2].
Академик Борис Александрович Рыбаков в книге: «Геродотова Скифия» писал: «Для того, чтобы подойти к таким важным историческим вопросам, как географическое размещение скифских племен и поход Дария Гистаспа, необходимо предварительно рассмотреть целый ряд частных вопросов, а именно: письменные источники Геродота…»[3]. Б. А. Рыбаков считал массагетов сакскими или сарматскими племенами, которые кочевали за Волгой, в долине Сыр – Дарьи.[4] Известно, что у саков и сарматов были светлые, иногда рыжие волосы и голубые глаза.[5]
Антропологические реконструкции лиц сарматов, в частности женских скелетов показали классический тип женской сарматской красоты с европейскими чертами лица: прямым носом и светлым цветом волос.[6] По версии Геродота, сарматы произошли от брака скифских юношей и амазонок.
Геродот в трактате: «История» в книге «Мельпомена» пишет: «С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами». В степи, вероятно, были и другие племена амазонок-воительниц, которые выходили замуж за сыновей сарматок. Одновременно «срабатывала» и установившаяся традиция: девушки из племени саков, выходя замуж за сарматских юношей, приобретали набор всех прав и обязанностей сарматских женщин. Одновременно сарматские женщины по традиции «забирали» своих мужей из сакских (скифы) кочевий и уводили к своим сородичам. Таким образом, не в роде занятий сарматов и саков, а в роли женщины в сарматских племенах и состоит отличие друг от друга сарматских и сакских племен.
На Руси женщины сражались с татарами на стенах своих городов наравне с мужчинами. В войне с Наполеоном символом сражающейся России стала Василиса Кожина. Поэт Николай Алексеевич Некрасов воспел русскую женщину, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Русские женщины приняли активное участие в гражданской войне. В годы Великой Отечественной войны на фронте воевало более 500 тыс. девушек и женщин.
Военнослужащие-девушки перед отправкой на фронт. 1943 г.
В книге: «Томирис» Булат Курманбекович Джандарбеков дает нам следующий портрет Томирис — дочери хана Спаргаписа: «…на площадь для ристалища выехала Томирис. Тонкую гибкую талию стягивал широкий кожаный пояс наподобие сакских боевых, но золотые пластины с вычеканенными изображениями хищных птиц и причудливых зверей говорили о высоком положении владелицы, а подвешенное за рукоятку к поясу отполированное бронзовое зеркало — о том, что оно принадлежит девушке. Этот наряд завершал шлем затейливой работы чужеземных мастеров, из-под которого выбивались распущенные волосы, и, право, трудно было решить, чей блеск ярче — бронзового шлема или золотой россыпи волос».[7]
Золотая россыпь волос говорит нам о том, что Томирис была блондинкой.
Геродот пишет в своей «Истории», что царь персов Кир отправил послов к Томирис под предлогом сватовства, желая сделать ее своей женой. Однако Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала ему. Тогда Кир, так как ему не удалось хитростью добиться цели, открыто пошел войной на массагетов.
Персидский царь Кир Великий
Актриса Альмира Турсын в фильме «Томирис» талантливо передала характер своей героини. Но сама Альмира имеет явно выраженные тюрко-монголоидные черты, отличные от внешности женщин сарматского типа.
На счет монголоидных черт саков есть и другое мнение. В статье: «Саки. История развития Кыргыстана» читаем: «Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что саки говорили на древнетюркском языке и внешне принадлежали к европейцам, но в то же время для некоторых саков тиграхауда были характерны монголоидные черты».[8] Если даже некоторые саки и обладали монголоидными чертами, то это не распространялось на родовую знать, иначе портрет Томирис, который отобразил в своем произведении: «Саки» Б. К. Джандарбеков, не соответствовал бы оригиналу.
Актриса Альмира Турсын в роли царицы «Томирис» (Казахфильм, 2019)
Напротив, сохранившийся в течение столетий тип сарматской женщины со светлыми или золотыми волосами распространен и сейчас — в Крыму, в России, в Украине, в Белоруссии, в Польше и на Кавказе в значительно большем количестве, чем в Средней Азии.
Классический тип сарматской женской красоты (реконструкция)
Актриса Ольга Остроумова
Если собрать у Ольги Остроумовой волосы, как у древней сарматской женщины схожесть еще более усилится, только Остроумова на фотографии моложе той, которая изображена на реконструированном портрете.
Определенный образ жизни в лесостепной зоне должен был закреплять из поколения в поколение примерно один и тот же физический сарматский тип:
- тело со средним и высоким ростом;
- голубые или серые глаза среднего или крупного размера миндалевидной формы, русые или темно-русые волосы.[9]
Казахский поэт Абай Кунанбаев в «Книге назидания» во Втором слове, в 1904 году писал, что казахи «рыжеголовых урусов
высмеивали за доверчивость — верят всему».[10] То есть в течении веков сарматский тип (русый, светловолосый и рыжеволосый (темно-русый)) сохранился в русском народе.
У саков в отличие от сарматов в течение веков произошли серьезные изменения их физического типа.
Александр Бадьянов, кандидат социологических наук
(Продолжение следует)
|
[1] litmir.me›br/?b=110519&p=1
[2] litmir.me›br/?b=110519&p=1
[3] https://www.litmir.me/br/?b=224051&p=3
[4]https://arheologija.ru/ryibakov-gerodotova-skifiya-istoriko-geograficheskiy-analiz/
[5]Кем были саки, населяющие Казахстан. https://dzen.ru/a/XJHqAfVonACz2ZDs
[6]Антропологические реконструкции лиц сарматов. См.https://svetafonseca.livejournal.com/220690.html)
[7] litmir.me›br/?b=110519&p=1
[8] https://studwood.net/1464050/istoriya/saki
[9] Антропологические реконструкции лиц сарматов
(https://svetafonseca.livejournal.com/220690.html)
[10] https://stihi.ru/2015/09/13/2728