Басмаческое движение в Туркестане было неоднородным, так как в нем были разные направления. Одно из направлений басмачеств возникло в связи с издержками продразверстки. Наиболее авторитетным и талантливым руководителем басмачей в Ферганской долине был Мадамин-бек. Он активно сражался с красными войсками вплоть до 1927 года. Но когда Мадамин – бек понял, что советская власть повернулась лицом к казахам и казашкам, он перешел на ее сторону и написал письма к другим курбаши с предложением перейти на сторону советской власти.
Мадамин-бек, руководитель басмаческого движения в Ферганской долине. На фотографии с группой красноармейцев в центре с саблей. Рядом с ним в кожаной куртке комиссар Сухов.
В ответ Мадамин-бек получил письмо от одного из них—курбаши Шир Мухаммед-бека ( Курширмата). Письмо гласило:
«Просим приехать к нам в Гарбуа для совместного совета и присоединения моих овец к общему стаду. Ожидаем вас и вашего русского советника.
Шер-Магомет Кул. Составлено 3 числа, месяца шавбана, 1928 года хиджры».
Кишлак Гарбуа, расположенный всего в восьми верстах от Старого Маргилана, среди трудно проходимых песчаных дюн, был его ставкой и являлся много раз ареной кровопролитных сражений.[30]
В народе Шир Мухаммед-бека звали «кёр» — «кривой»[31]. Шер-Магомет Кул заманил Мадамин-бека в ловушку и убил его, и комиссара Сухова.
С 1928 года Куршимат находился в эмиграции, был первым руководителем организации «Унион», призванной гитлеровским командованием при поддержке абвера восстановить с началом войны басмаческое движение в Туркестане. Куршимат — это наемник и азиатский западник, ничего национального, кроме внешности, в нем нет.[32]
(Курширмат). 1941 г.
Третье направление басмачества связано с именем Ибрагим-бека.
Весной 1925 года Ибрагим бек вступил в бой и потерпел поражение от частей Красной Армии Туркестанского военного округа под командованием М.В. Фрунзе, бежал на юг, в Афганистан, где находился бухарский эмир. Впоследствии Ибрагим-бек был выдан советским властям таджикскими сельскими жителями в 1931 году.[33]
Ибрагим-бек проиграл, потому, что стремился вернуть народ в байско-феодальный строй с его невежеством и порабощением женщин, а такие басмачи, как Шир-Мухаммед проиграли потому, что в своей борьбе опирались на иностранные разведки, являясь, по сути, наемниками иностранных государств.
То, что современные казахские националисты фальсифицируют события 30-х гг. ХХ века подтверждает стихотворение великого акына казахского народа Джамбула Джамбаева:
ПЕСНЯ О СТАЛИНЕ[34]
Что мы знали? Тоску, нищету и мрак.
Что мы видели? Цепи, камчу и штык.
Богатеи держали нас хуже собак,
В темноте угасал наш подавленный крик.
Но, как солнце, взойдя, разгоняет мрак,
Ты пришёл — и народы тобой спасены.
И сковали мы герб, и подняли мы флаг
Самой светлой и самой счастливой страны.
Сталин-солнце! Гори, не сгорая, в Кремле!
Мы несём тебе песни, сердца и цветы!
Нет на всей неоглядной планете-земле
Человека нужнее народу, чем ты!
Для казахских националистов слова великого казахского акына никакого значения не имеют. В Казахстане только и пишут о репрессиях против членов партии «Алаш», «несправедливо» расстрелянных по приказу И.В. Сталина в 1937 г. Первой «жертвой» репрессий называют лидера партии «Алаш» Алихана Букейханова.
Причины репрессий 1937 года к членам партии «Алаш», пожалуй, могут быть «ключем» к пониманию репрессий в СССР вообще.
Алихан Букейханов
Именем Алихана Букейханова названа первая в истории Казахстана масонская ложа, которая была открыта 19 сентября 2015 года в Алма-Ате. 12 ноября 2016 года ложа вошла под № 1 в Великую ложу Казахстана — первую в истории Казахстана национальную Великую ложу.[35]
Критика Мустафой Шокаем сталинизма в этом случае не конструктивна. Шокай был на «короткой ноге» с Керенским и, следовательно, должен был знать, кто такие масоны. В Париже Шокай работал в газете «Дни», которая принадлежала Керенскому. В сериале «Бауыржан Момышулы» (Казахфильм. 2013) в 3-й серии в титрах утверждается, что Казахстан перед войной обладал огромными человеческими и материальными ресурсами, а это тоже подтверждение того, что Шокай писал о Казахстане из-за границы, пользуясь масонской информацией. Но и Шокай был вынужден признаться, что количество школ, открытых в советском Казахстане его впечатляет (Мустафа Шокай: «Туркестан под властью советов», Париж, 1935). А ведь главное в области просвещения это приобщение народа к образованию, а оно начинается через школу. В книге: «Слова назидания» в 1904 г. в «Слове втором» Абай Кунанбаев писал:
«…Что русские нас просвещённей,
Об этом нет речи - вон у их знати
Прислуга и та знает больше.
Куда подевались насмешники наши учёные?
И где те восторги и смех ваш, казахи,– не знаете?
Зачем же судьба мой народ наказала так, Боже?» [36]
Неужели для того чтобы ликвидировать народное невежество вместо русских преподавателей казахов должны были обучать немецкие учителя? Для этого Мустафа Шокай и пошел на сотрудничество с гитлеровцами? Но, согласно плану «Ост» завоеванные народы бывшего Советского Союза, должны были только считать и то до 500.
Если Шокай разорвал с масонами, а затем и с гитлеровцами, он знал, чем это может, закончится. В итоге, Шокай оказался не нужен ни масонам, ни гитлеровцам.
Прошли годы, вновь, под руководством масонов произошло сближение части партийных кадров Казахстана с «баями» жузов. Алчность и воровство казахской элиты, (о которых столь сильно сокрушались казахские поэты Абай Кунанбаев и Джамбул Джамбаев), и стали источником погромов в Алма-Ате в декабре 1986 г. Молодые казахи позднее говорили, что вышли они на улицы для того, чтобы защитить девушек - казашек, если милиционеры станут их бить. «Рыцари?» А что делали девушки-казашки на улицах в период беспорядков в городе? В них «проснулся» сакский «дух»? Чтобы уйти от ответственности и сохранить власть, казахские «баи» настроили молодежь против назначения Геннадия Колбина на пост первого секретаря коммунистической партии Казахстана. Но в разрушительных событиях 17-18 декабря 1986 года в Алма-Ате, как в зеркале просматриваются исчезнувшие на время виды былого басмачества. Били и крушили «курширматы», а спровоцировали погромы «ибрагим-беки», которые хотели стать «баями». По духу казахский феодализм им всегда был роднее, чем русский социализм.
В книге: «Слова назидания» в «Слове одиннадцатом» поэт Абай Кунанбаев писал:
«Кто ж искоренит это зло?
Неужто, в забвенье уходят достоинство, верность и честь?
Нашлась бы в народе та сила,
Способная вора совсем укротить. Где оно,
То слово, которое бая могло б образумить? Где есть
От алчности средство, чтоб все мы по совести жили?»[37]
Но образумить современных «баев» трудно. Настраивая казахов против русских, современные казахские демократы, создали культ Мустафы Шокая.
О Мустафе Шокае пишет таджикский историк Камолудин Абдуллаев в книге «От Синьцзяня до Хорасана. Из истории среднеазиатской эмиграции ХХ века» (Душанбе: Ирфон, 2009). Преследуемый и басмачами, и большевиками, Мустафа Чокаев (Шокай) покинул родину. Его можно назвать первым политэмигрантом Средней Азии, — заключает Абдуллаев.
Актер Азиз Бейшеналиев в роли Мустафы Шокая в фильме: «Мустафа Шокай»
В 2008 году в Казахстане был выпущен фильм: «Мустафа Шокай», который следует отнести к пустой мелодраме с отдельными страшилками сцен гражданской войны. Шокай и Мария Горина предстают прямо таки идеальной интеллигентной парой: идеал и не «сарматский» и не из казахского феодального прошлого. Встречаются Мустафа и Мария в особняке потомка татарского мурзы князя Еникеева в Ташкенте в 1916 г. Мария Горина, зачем то по просьбе Шокая прячет казахскую националистическую литературу на квартире своего мужа прокурора. Это уже какой-то набор женских дворянских «прав» от разрыва с мужем без особых причин и сотрудничества с Шокаем, потому что они люди одного и того же круга и т.д. Побег из советского Туркестана и Шокая, и его жены Марии Гориной напоминает американский фильм: «Товарищ» (1937) за исключением сцены, когда Мустафа Шокай приезжает в сентябре 1941 г. в небольшой польский город Сувалки во временный лагерь для военнопленных. Он обращается к пленным, где вместе с казахами были и русские:
«Дорогие земляки, братья! Я Мустафа Шокай. Советский Союз не подписал женевскую конвенцию. Таким образом, он отказался от своих солдат, попавших в плен. Неизвестно, что вас ждет здесь, но на Родине вас ожидает расстрел или тюрьма. У вас есть еще возможность спасти свою жизнь. Мне предложено собрать Туркестанскую армию из числа военнопленных. Каждый из вас сейчас стоит перед выбором: кто готов служить в этой армии, прошу, выйдите вперед». Один из молодых казахских бойцов демонстративно сплюнул при последних словах Шокая, выражая, таким образом, презрение к Шокаю, а затем вышел из строя, повалил Мустафу на землю и, схватив за горло, сжал шею со словами: «Предатель, я задушу тебя своими руками!» Немецкие солдаты оторвали молодого казаха от Шокая, а солдат кричал: «Фашистская сволочь, все равно не будет по - твоему!» Немцы повели смелого бойца на расстрел. Шокай бросился за ними: «Стойте, не стреляйте!». Но гитлеровские солдаты на крики будущего командующего Туркестанской армией не реагировали.
Вот и «предостережение» Мустафы Шокая казахам - военнопленным, что «на Родине вас ожидает расстрел». Расстрел состоялся на германской земле, был немецким. Без суда и следствия. А сколько слез Шокай «пролил» в свое время о репрессиях в Советском Союзе, пытаясь восстановить казахов против советской власти и России.
А что же хотел сделать Мустафа Шокай после создания Туркестанской армии? Ударить казахскими восточными батальонами в спину Красной Армии, в тот момент, допустим, когда она, истекая кровью, обороняла бы Сталинград от немцев?
В книге: «Во имя отца» писатель Бахытжан Момыш-Улы в «Слове третьем. Оборванные строки» приводит слова своего знаменитого отца: «Гитлер говорил, что ему нужны хищные белокурые бестии в солдатских шинелях и хотел всю Германию превратить в бестиарий. А нам хищники не нужны…».[38]
А зачем казахским демократам националистические «хищники»? Казахские националисты используют проект «Томирис» с целью подогреть казахский национализм мифом о происхождении казахов от саков, показать воочию доблесть воительницы, которая не имеет никакого отношения к казашкам. Все это закончится, в конце концов, возвращением Казахстана в байско-феодальное общество с его невежеством, культурной отсталостью и порабощением казахских девушек, вплоть до их покупки (калым), как это и было до Великой Октябрьской социалистической революции.
Александр Бадьянов, кандидат социологических наук
|
|
[1] litmir.me›br/?b=110519&p=1
[2] litmir.me›br/?b=110519&p=1
[3] https://www.litmir.me/br/?b=224051&p=3
[4]https://arheologija.ru/ryibakov-gerodotova-skifiya-istoriko-geograficheskiy-analiz/
[5]Кем были саки, населяющие Казахстан. https://dzen.ru/a/XJHqAfVonACz2ZDs
[6]Антропологические реконструкции лиц сарматов. См.https://svetafonseca.livejournal.com/220690.html)
[7] litmir.me›br/?b=110519&p=1
[8] https://studwood.net/1464050/istoriya/saki
[9] Антропологические реконструкции лиц сарматов
(https://svetafonseca.livejournal.com/220690.html)
[10] https://stihi.ru/2015/09/13/2728
[11] https://bilim-all.kz/article/16266-Nasha-sem_ya
[16] https://worldofhistory.ru/saki-velikie-zavoevateli-sredney-azii/
[18] https://ru.wikipedia.org/wiki/Половцы
[19] https://proza.ru/2019/04/28/1133
[20] https://dzen.ru/a/W02CHpcSOgCqYo3I
[21] Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. - с.398.
[22] https://laws.studio/zolotoy-ordyi-istoriya/vneshnyaya-politika-toktamyish-hana-godah-xiv-37761.html
[23] https://dzen.ru/a/Y3NBrdllkQAz5bF3
[24] https://dzen.ru/a/Y3NBrdllkQAz5bF3
[25] winter-borealis.livejournal.com›170542.html
[26] https://biblio.kz/m/articles/view/
[27] Казахский военный сайт https://histrf.ru/read/articles/vkhozhdieniie-kazakhstana-v-sostav-rossii-event
[28]https://bilim-all.kz/article/16267-Povest_-moego-ottsa
[29] https://camonitor.kz/34144-kolchak-alash-orda-i-nacionalnyy-vopros-kak-eto-bylo.html
[30] Полыковский М.И. Конец Мадамин-бека (Записки о гражданской войне).- М. 1984.
[31] https://www.litmir.me/br/?b=234711&p=33
[32] https://ru.wikipedia.org/wiki/Курширмат
[34] https://vk.com/wall-73600260_10296
[35] https://yvision.kz/post/570908
[36] https://stihi.ru/2015/09/13/2728
[37] https://stihi.ru/2015/09/13/2728
[38] http://bibliotekar.kz/vo-imja-otca-bahytzhan-momysh-uly