Такой вопрос я задала себе после двух событий, произошедших в течение одной недели. Первое - премьера 8 июля с.г. в Русском духовном театре «Глас» спектакля «Корсунская легенда», поставленная к 1000-летию преставления великого князя Владимира. Эта дата, по словам Президента РФ Путина В.В., имеет государственное значение. Он сам возглавляет комиссию по проведению торжеств.
Особых торжеств пока не видно, премьера же спектакля состоялась в зале на 70 мест во временном здании, которое не имеет сцены нормального размера, отсутствуют помещения для изготовления и хранения декораций, реквизита, костюмов, нет достаточного количества гримёрных. Зрители всех возрастов испытывают колоссальные неудобства: мало мест в гардеробе, очень тесно стоят кресла в зрительном зале, отсутствует необходимое количество туалетов, совсем нет места для организации буфета.
За последние несколько лет на реконструкцию здания театра «Глас» из городского бюджета якобы было выделено 250 млн. руб., однако никакие работы не завершены, на месте театра - строительная площадка. Срок аренды того небольшого помещения, в котором играются спектакли последние шесть с половиной лет, скоро закончится.
В настоящее время государственное бюджетное учреждение культуры г.Москвы Русский духовный театр «Глас» обречён на труднейшее выживание в условиях дорогостоящей аренды. Из-за бездействия городских чиновников театр может прекратить свою творческую деятельность. На запросы в департаменты приходят уклончивые ответы. Молчит и мэр Москвы.
Напомню, что Русский духовный театр «Глас» был создан в Москве 26 лет назад и с того времени, несмотря на все трудности, остаётся верным духовно-нравственным традициям российского искусства. В его репертуаре сейчас 23 спектакля по произведениям классиков русской литературы: М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова и др. Выступления театра в различных городах России и за рубежом, участие в международных фестивалях и конкурсах снискали коллективу театра высокую оценку в профессиональной среде и любовь публики. Перечень наград и дипломов театра занимает много страниц.
Второе событие может показаться незначительным: один из руководителей регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» получил выговор от территориального департамента образования за показ в гимназии выставки «Святые и великие жёны Руси». В понимании чиновников этого департамента показ таких женщин, как великая княгиня Ольга, Евдокия Московская, Елизавета Фёдоровна Романова и других, - это пропаганда среди учеников и их родителей церковных икон. На выставке же были изображены женщины, внёсшие свой вклад в становление Российской государственности.
Руководитель гимназии в соответствии с распоряжением Президента РФ и инструкциями Министерства образования и науки добросовестно осуществляет несколько лет преподавание курса «Основы религиозных культур», а Центральный федеральный округ, на территории которого находится гимназия, ежегодно на Международных Рождественских образовательных чтениях отмечается как передовой (в нём более 40% школ избрали курс «Основы православной культуры»).
Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на всех последних Всемирных Русских Народных Соборах, его проповеди, Обращение Президента РФ В.В.Путина к парламентариям в Послании 2015 года следовать своим национальным традициям - православным - не слышат многие чиновники, демократическая общественность и рядовые граждане. Не хотят они принимать, что неотъемлемой составной частью цивилизационной самобытности России всегда были христианские нравственные нормы православия, которые благотворно влияли на соборный разум нашего народа. Тяжелейшие внутренние раздоры наша страна всегда преодолевала, по словам Иоанна Кронштадского, с помощью исторически присущей ей соборности, от участия в которой автоматически отсекались лишь деструктивные силы, «заведомо её ненавидящие и изначально занимающие антиправославную христоненавистническую позицию» Именно поэтому адепты идей глобализма усиливают сегодня нападки на православие и его идеалы.
Христианские нравственные нормы выдержали испытание временем. Эти нормы давно известны и исходят из принципа, что личное достоинство человека определяется только его нравственными заслугами. Человек свободен в своём нравственном выборе. Но ложно понятый принцип такой свободы неизбежно превращается в свою противоположность и зависимость от первородного греха, о чём художественно ярко сказал Ф.Достоевский в признаниях Шигалёва в «Бесах».
Ценность христианских нравственных норм обретает смысл вместе с необходимостью их соблюдения лишь в контексте наших знаний о природе человека и всей истории человечества. В основе любого греха, в соответствии с христианским мировоззрением, всегда обнаруживаются себялюбие и личная корысть. Несовместимы с христианской нравственностью стяжательство и ростовщичество. Особое значение христианское мировоззрение придаёт семье, с разрушения которой начинается и разрушение государства. В свою очередь государство должно быть основано на справедливой нравственной основе, без которой не может быть повиновения законам «не за страх, а за совесть».
Для практического претворения в жизнь этих нравственных норм необходимо постоянное духовное развитие самого человека и его самосовершенствование, уровень которых оценивается, прежде всего, совестью. Св. Григорий богослов говорил, что лишь «совесть есть домашнее и неложное судилище наше, которого невозможно избежать».
В западной социологии сейчас назойливо муссируется идея о тотальной свободе человека, в том числе и от традиционных нравственных ценностей. В ней нет различия между добром и злом, а человек рассматривается лишь как безликая частица бездуховной рыночной биомассы. В таком обществе нет горизонтальных связей, а ценность человека определяется полным подчинением его сознания виртуальным символам и ложным идеалам. Такая матрица лишает человека-робота права на частную жизнь, превращая его в клиента частных структур.
Ещё в сентябре 2013 года, выступая на Валдайском форуме, В.В.Путин сказал, что сейчас становится фундаментальной необходимостью обретение и укрепление национальной идентичности, отсутствие которой выгодно лишь квазиколониальной части элиты. По его словам, механическое копирование чужого опыта бесперспективно для России, и успехи нашей страны напрямую зависят от того, насколько её граждане чувствуют себя единым народом.
В российском публичном пространстве исчезли прежние назойливые призывы безоглядно ориентироваться во всём только на пример США как образец демократии. Но сформированная антироссийскими силами виртуальная идейная среда даёт о себе знать и сегодня. Отрицательно сказываются на обеспечении общественной и информационной безопасности России искажённые трактовки конституционного тезиса о многообразии идеологии, гражданском обществе, как праве на беспрепятственную деструктивную деятельность, в том числе на пропаганду терпимости к порокам.
В России уже давно сформировалась самобытная цивилизация, основанная на устоявшихся христианских и православных ценностях. Ни одна страна в Европе, не говоря уже о США, не имела таких механизмов демократии, которые установились в России ещё в средние века с поправкой, конечно, на русский менталитет и обычаи. Напомню лишь о Земском Соборе, который более 400 лет назад избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова.
Как известно, формирование человека, как личности, начинается с воспитания в семье и в школе. Позиция Русской Православной Церкви по вопросу светской школы и образования изложена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (глава XIV.3). В этом документе подчёркивается, что неотъемлемой частью образовательного процесса является передача новым поколениям нравственных ценностей, накопленных прежними веками. РПЦ всегда выступала и выступает против сосредоточения внимания участников образовательного процесса только на обучении тем или иным предметам. Церковь приветствует стремление закрепить на государственном уровне понимание важности воспитания учащихся на основе духовно-нравственных ценностей (Закон N273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ст.2,п.2).
Настало время признать не только важность использования опыта РПЦ в духовно-нравственном воспитательном процессе российских светских школ, но и законодательно это обеспечить. В современном мире равнодушие к формированию личности как патриота своей страны неизбежно отрицательно сказывается на жизнедеятельности не только гражданского общества, но и государства в целом.
Президент России В.В.Путин сообщил в одном из своих выступлений, что нужно внести изменения в Стратегию национальной безопасности и рассматривать духовную безопасность как наиважнейшую. Но думаю, что одних таких поправок мало. Необходимо в главном документе - Конституции Российской Федерации - записать, на каких принципах должна выстраиваться идеология государства.
Сегодня мы живём без идеологии, поэтому и допускаются такие «казусы», о которых говорится в этой статье.
Н.Б.Жукова, член Бюро Президиума ВРНС, председатель РОО «Клуб «Реалисты», кандидат исторических наук
8. Ответ на 7., рудовский:
7. Re: Все ли считают, что православие – неотъемлемая часть цивилизационной идентичности России?
6. Ответ на 5., hipohlorite:
5. Ответ на 4., Русский Сталинист:
4. Re: Все ли считают, что православие – неотъемлемая часть цивилизационной идентичности России?
3. Re: Все ли считают, что православие – неотъемлемая часть цивилизационной идентичности России?
2. Re: Все ли считают, что православие – неотъемлемая часть цивилизационной идентичности России?
1. Re: Слово и дело