Президент Путин призвал страну совершить в ближайшие три года резкий рывок в «реальной» экономике. С присущей ему деликатностью умолчав о степени «нереальности» того, что мы пока имеем.
Но кто побежит впереди, и как именно ему бежать?!
Лет тридцать пять назад Сергей Алешинский, с «красным» дипломом окончивший мехмат МГУ, предложил оригинальную методику тренировок спортсменов-олимпийцев... Представьте себе, в легкоатлетическом манеже бегуны проносятся круг за кругом по дорожке, под которой проложены датчики сигналов. И едва ты добежал до финиша, как графопостроитель компьютера печатает одним цветом картинку как ты бежал (с указанием всех центров тяжести!) и другим цветом как ты должен был бежать.
Человеку нетренированному эти картинки абсолютно ничего не скажут.
А для высококлассного спортсмена они - более чем реальное задание на очередную тренировку.
Примерно так же отрабатывали рывки и броски по воротам хоккеисты...
Мастер спорта по фигурному катанию Алёшинский, защитив диссертацию кандидата физико-математических наук, уехал за океан, где его методики тренировок оказались востребованы и работал научным директором Федерации фигурного катания США в Колорадо-Спрингс.
Но мы вспомнили о нем вовсе не для скорби о ещё одном уплывшем за океан новшестве, родившемся в Москве.
Мы слишком привыкли полагаться на «вдохновение», а не на тренировку.
В инженерном деле совсем, как в музыке, жизненно важно каждый день садиться к инструменту и оттачивать свое мастерство.
Неслучайно Владимир Архангельский, окончивший МВТУ в 1918 году одновременно с Андреем Туполевым и Владимиром Климовым, избранный первым директором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), когда у него возник кризис в творчестве, просто поставил рояль на грузовик и поехал по России концертировать. Одновременно с МВТУ он окончил московскую консерваторию.
Когда-то все образованные люди Империи умели играть на рояле. Не уметь было даже неприлично. И сегодня вдруг узнаем, что в Японии Чайковский - самый главный композитор, без знания симфоний и опер которого невозможно окончить колледж...
Зачем же мы сами позволили себя ограбить?!
Но можно ли утверждать, что Архангельскому повезло меньше, чем Александру Зворыкину, высланному из страны после знаменитой забастовки московской профессуры 1923 года и первый кинескоп для телевизора создавшему уже в США?!
Приятно, разумеется, успокоить себя тем, что в любой момент можем возобновить производство межконтинентальных ракет СС-20, сконструированных уроженцем города Гори и выпускником МАИ Александром Надирадзе, ужасно напугавшим своим шедевром наших «заокеанских партнеров». Ракетами «Тополь» и «Ярс», доведенными до боевого дежурства учениками Надирадзе, мы тоже ему обязаны.
Пока ещё утешает и воспоминание, сколько отраслей промышленности создано за океаном выходцами из России (на русском золоте и русской технической мысли), и что первый лифт в Париже появился в посольстве Российской империи, а технологию изготовления престижнейшего французского шампанского «Кристаль», по сей день производимого в Реймсе фирмой «Луи Родрер» предложил император Александр II.
Но что это может сегодня изменить или укрепить?!
Ведь многолетнее ожидание инженерами достойной работы привело к деградации ещё и рабочих профессий...
За пределами Москвы слово «инновация» знают в основном по телепередачам.
Там пока ещё работают советские холодильники и телевизоры. Кое-где возрождены храмы, не взорванные «воинствующими безбожниками» лишь потому, что кладка не поддалась взрыву. А ремесла уже практически все вымерли. За ненадобностью.
Сегодня не только на Северном Кавказе проблематично найти строителя, способного аккуратно выложить простую кирпичную стенку или обстрогать доску в нужный размер. Чтоб толщина доски была бы именно 25 миллиметров, а не плавала бы от 30 до 20 миллиметров. Вам уже и в Москве не отремонтируют утюг или водопроводный кран.
Сегодня у нас к инженеру относятся отчасти как к колдуну, отчасти как к музейному экспонату.
Но авиа и автокатастрофы уже заставили задуматься, что Служба безопасности без инженеров становится очень опасной для работодателя.
Вспомнили, как в советские годы, прежде чем член Политбюро отправлялся на встречу с народом, по всему маршруту вместе со службой безопасности шел инженер. И лишь когда он гарантировал, что ни один кирпич не свалится на голову высочайшей особы, эту особу выводили к народу.
Сегодня мы гордимся не только стройками в Сочи, но ещё и тем, что пока не вымерли у нас инженеры, способные заметить, что суммарный вес обломков «Боинга», рухнувшего в степи под Донецком никак не более 20 тонн, а вес пустого «Боинга-777 ER» - 143 тонны. «Куда-то делись» два 6-тонных двигателя «Рольс-ройс». Обломки (сплошь прямоугольной формы, что позволяет загружать их в транспортный самолёт!) разбросаны не пятном, а вдоль узкой изогнутой линии на протяжении 11 километров.
«Наши партнеры», люди бережливые, высыпали в степь донецкую некий «набор предметов», позволявший прокричать о «злодеяниях Москвы». А так как ещё и на найденных телефонах и планшетах данные только за 2013 год - нетрудно догадаться, что никакой «Боинга -777-200ER» на Донбасс не падал.
Профессионалы слишком долго ждали элементарного уважения и внимания к собственному труду. Перебивались случайными заработками, пытаясь прокормить свои семьи. Терпели насмешки, что, мол, все «достижения советской науки и техники» якобы обеспечила разведка, добывавшая чертежи и технологии, и даже легендарный автомат АКМ якобы создал не Михаил Калашников, а немец Шмайсер. И уже сами почти поверили, что наши дети прекрасны, а всё, что мы делаем руками, якобы никуда не годится. Может быть, пора хотя бы сказать «Извините!» великим труженикам и патриотам, которые в «лихие 90е» вынуждены были сдать под склады мебели часть аэродинамических труб в ракетном центре в Подлипках, а на том, что осталось продувать китайскую, бразильскую, немецкую ракеты?!
Российская школа аэродинамики всегда была лучшей в мире.
И то, что гигантская статуя Матери-Родины на Мамаевом Кургане в Волгограде до сих пор не рухнула под напором степных ветров, заслуга в первую очередь инженеров. Одна из диссертаций на эту тему целиком была посвящена способам гашения колебаний 22-метрового меча в руке «Матери».
Эх, кто бы нас с вами теперь избавил от колебаний, от неуверенности в том, что работа непременно получится?!
Инженерный мир сегодняшней России это или «мужчины с очень большим пробегом» (достаточно посмотреть на фото ещё не вымерших генеральных конструкторов!) или юные студенты. И почти никого между ними.
Распалась связь времен! И как её теперь восстанавливать?! Дважды за один только век Россия пережила страшную катастрофу. Когда жизнь отцов и дедов разом объявили бессмысленной. Не соображая, что без них ничего путного не получится.
Между прочим, в некоторых фирмах Западной Европы уже зазывают назад специалистов, ушедших на пенсию. Понимая, что без нормальной преемственности поколений из экономического кризиса не выбраться. И совершенно не боясь, что фирму обзовут «Домом престарелых».
Не помнящие собственного прошлого (даже совсем недавнего!) мы сегодня объявляем «инновациями» не только «Сколковский» планшет, собранный в Сингапуре из сингапурских деталей и руками сингапурцев, но даже простую библиотеку видеозаписей лекционных курсов.
Хотя первая в СССР такая библиотека появилась в Уральском политехническом институте тридцать пять лет назад! Да, её делали отнюдь не мастера Голливуда (между прочим, созданного «инженерами человеческих душ» из Одессы!). Но уровень преподавания резко поднялся после того, как преподаватели увидели и услышали себя со стороны. Каждый требовал снова и снова перезаписывать лекцию! Прекрасно понимая, что среди сидящих в аудитории студентов пять-шесть «светлых голов», уже взятых на учет кадровиками транснациональных корпораций, а остальные не учатся, а от армии скрываются.
Так может быть пора вспомнить, что есть большая разница между «инженером» и «господином инженером». А начинается «господин инженер» с «господина студента». Твердо знающего, что его отец и мать - великие люди, что он должен брать с них пример и что если во время учебы он окажется неудачником - потом всю жизнь будет неудачником.
За океаном уже не первый год пытаются справиться с «офшоризацией» экономики с помощью «решора» - возвращения обрабатывающих предприятий обратно на Родину. И для мобилизации общественных усилий используют очень многое из опыта Советского Союза.
А мы, провозгласив лозунг «Покупай отечественное!» (ЕС, Австралия и США додумались до этого раньше нас!), пока не вполне уяснили, какую продукцию считать «иностранной». Иностранцам принадлежат практически все молочные компании, а если турецкие помидоры закатали в банки на территории России, они уже «отечественные», или ещё нет?!
В жизни каждой страны и каждого человека бывает свой суровый 41-й год, а за ним ещё более хреновый 42-й, но когда продержались в переломные 43-й и 44-й, то до победного 45-го уже рукой подать.
Так давайте же приближать всеми силами победный 45-й год!
Олег Храпов, аналитическая служба НОД;
Михаил Казаков, аналитическая служба Собора Русского народа
1. Re: Прометеи, к скале!