На прошедшей в Дамаске в декабре месяце Международной конференции по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом российской делегацией было предложено внести в резолюцию конференции пункт о создании условий для поиска миротворческих решений между сирийскими оппозицией и властью, обсуждение возможности создания альтернативной Женеве переговорной площадки в Москве (пункт подразумевает привлечение институтов международного посредничества). Следствием выдвинутого предложения стал незамедлительный визит в Россию членов патриотической оппозиции Сирии.
В Москву прибыла делегация Комитета национального сирийского диалога, в состав которого входят представители различных политических партий и члены парламента. Два члена Парламента Сирии (Housain Alragheb, Faisal Azoz), пять руководителей от партий оппозиции, которые были созданы после начала кризиса в Сирии и имеют патриотические взгляды (Soher Sermini, Nawaf Molhem, Maher Morheg, Brwin Ibrahim, Mohammad Abo Kassem), а также два представителя самых старых политических организаций в Сирии «Партия арабского социалистического возрождения» (Faisal Azoz) и «Сирийская национальная партия» (Tarek Ahmed). Цель визита заключается в том, чтобы убедить российское руководство в целесообразности создания выгодных и реальных условий для межсирийского диалога путём включения представителей внутренней оппозиции и членов прогосударственных партий в структуры власти, а также представителей общественных организаций, которые не входят ни в одну из этих коалиций.
За время пребывания сирийской делегации в Москве, состоялись встречи представителей с заместителем Министра иностранных дел Михаилом Богдановым, членами Совета Федерации, членами Парламента и представителями от партии КПРФ, членами арабской диаспоры в Москве.
9 декабря в историческом здании Международной ассоциации фондов мира был проведён круглый стол с участием российских общественных деятелей. В мероприятии приняли участие председатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, первый вице-президент Международной ассоциации фондов мира, президент «Русского центра «Иерусалим» Сергей Бабурин, генерал-полковник, доктор исторических наук, президент Международного центра геополитического анализа Леонид Ивашов, сопредседатель Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, руководитель международных проектов ИППО, видный арабист, вице-президент «Русский центр «Иерусалим» Олег Фомин, президент Фонда общественной дипломатии Илья Шершнёв, член Императорского православного палестинского общества Петр Мартынцев, Заместитель председателя Российского комитета солидарности с народом Ливии и Сирии Нелли Кускова.
Как известно, вооружённое противостояние в Сирии длится с осени 2011 года. На протяжении этого времени не раз предпринимались попытки прекратить кровопролитие и заставить противоборствующие стороны сложить оружие и сесть за стол переговоров. Однако ни одна из таких попыток так и не увенчалась успехом. Более того, сторонникам решения конфликта мирным путем, вплоть до сего дня, не удаётся собрать ни на одном саммите, на котором могли бы быть представлены представители всех противоборствующих сил в стране. Причина этому - агрессивное вмешательства Запада во внутреннюю политику страны и, как следствие, отсутствие в рядах оппозиции какого-либо единства. В республике сейчас насчитывается около ста партий.
Прибывшие оппозиционеры рассказали, что ситуация в Сирии очень непростая, слишком сильно вмешательства США во внутренние дела государства. Для того, чтобы начать процессы урегулирования конфликта, по мнению патриотической оппозиции, необходимо во-первых оказать давление на Турцию и Саудовскую Аравию, поскольку даже Джо Байден подтвердил, что эти страны поддерживают терроризм, но никто, даже Россия, не выдвинули в ООН проекта резолюции против этих государств. Во-вторых, войти внутрь системы и начать восстановительный процесс изнутри, необходим «сирийско-сирийский диалог» И в-третьих, осуществлять переговоры со странами союзниками о влиянии на политику недружелюбных Сирии государств. «У нас нет влияния на вооруженную оппозицию, - говорит Тарек Альахмад. - Кровавые бесчинства может прекратить только воля Запада и Израиля. Повлиять на их политику мы никак не можем. Но уже даже многие из вооруженной оппозиции желают завершения войны, я не имею в виду ИГИЛ».
Представительница курдской оппозиции заявила, что западные источники утверждают о стремлении курдов к независимости, но это не правда, курды поддерживают официальное правительство и хотят остаться в составе сирийского государства.
Авторитетными для сирийской делегации стали мнения уважаемых в Сирии политических деятелей России генерал-полковника Ивашова и Сергея Бабурина.
В своем выступлении генерал-полковник Леонид Ивашов сказал: «Все присутствующие здесь и многие люди в России - больны сегодня Сирией. Ни с одним государством Ближнего Востока у России нет и не было таких тесных и глубоких исторических связей. Россия помнит, что Патриарх Константинопольский святой Николай вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь сирийца по происхождению святителя Михаила. Шествие заново крещенного князя Владимира и новопоставленного митрополита к матери градов русских было как бы священным походом для искоренения идолослужения в отчине Владимира. Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды.
Нельзя забывать и тот факт, что Россия явилась первым и единственным христианским государством, которое 1788 году объявило ислам второй государственной религией.
С геополитической точки зрения, происходящие сегодня в мире события можно расценивать как попытку уничтожения цивилизаций. То, что происходит на севере Африки и в Сирии - это уничтожение исламской цивилизации. На Украине идет такой же процесс, но направленный на искоренение православного мира. Эти операции заказаны на Западе и являются проектами Запада, Израиля и финансовой мировой олигархии.
Когда начинались эти события (операция против Сирии была начата под Стамбулом в резиденции ЦРУ), в 2011 году по приглашению президента Сирии Башара Асда, я прибыл в Дамаск. Уже тогда я представил сирийскому руководству четыре этапа возможного развития событий. Сегодня мы видим, что все они оказались реализованными. Я не пророк и не астролог, на тот момент я просто исследовал операции на Балканах, в Ираке, в Ливии, на основе которых и сделал прогноз в отношении Сирии. Президент Асад предпринял важные на тот момент шаги, предоставил гражданство и полноправие курдам, предложил реформы политической и экономической систем власти. Но, к сожалению, политическая элита Сирии не выступила единым фронтом против попытки уничтожения Сирии, как цивилизации. Началась война, которая длится уже четыре года. В этом случае у нас в России говорят, что если политики плохо воюют за мир, хорошо воевать приходится военным в окопах.
Что сегодня необходимо? Провести глубокий геополитический анализ происходящего. Какова степень вашего влияния на вооружённую оппозицию? Почему ежедневно в Сирию пребывает около 1000 боевиков? Далее, нужно понимать, что обращаться в международные структуры, которые способствовали войне, просить о помощи те стороны, которые заказали и проплачивают войну, - бесполезно. Я понимаю одно, что сегодня всем людям, которым дорога Сирия, необходимо сосредоточится не на каких-то политических правах и должностях в правительстве, первая задача сегодня - создать единый общеполитический фронт против войны, против внешней агрессии Запада. И здесь следует ввести верную терминологию. Стоит говорить не об оппозиции, а об агрессорах со стороны Запада и о патриотической оппозиции внутри страны. Во-вторых, если будет достигнут мир или перемирие, все должны, как в Советском союзе после Второй мировой войны, сосредоточится на восстановлении страны. И только в-третьих, можно говорить о демократии и т.д. Вы говорите о многопартийной системе, о ее желательности и целесообразности, но вот в России все уже склоняются к однопартийности.
4 декабря Владимир Путин выступил с посланием Парламенту, он говорил более часа, но ни разу не употребил слова «демократия». Есть национальная традиция и Путин возвращает Россию именно на этот путь.
Нам уже приходилось встречаться с представителями ранней сирийской оппозиции, нас пытались сделать защитниками демократии и прав человека. Нужно сказать, что как тогда, так и сейчас - мы стоим на позициях защитников дружественной нам Сирии. Россия во главе с президентом Путиным - это на сегодняшний день самый надежный союзник Сирии и всего исламского мира. Показателен в этом отношении и факт встречи Путина с Эрдоганом. На их встрече сирийский вопрос был одним из главных. И здесь давление на Турцию будет сильное!»
Сергей Бабурин в своей речи выразил мнение, что оппозиция президенту Башару Асаду, находящаяся на территории Сирии, в том числе в парламенте, должна быть третьей сирийской стороной на переговорах в Женеве. Ибо её интересы не могут отстаивать ни представители переизбранного на свой пост Президента, ни деятели эмиграции. «Все сирийские патриоты должны объединиться ради защиты территориальной целостности, - сказал политик. - Мы с вами не любим сионистов и американских империалистов, и нам нужно бороться с ними, используя их слабые места. Нам нужно, чтобы европейцы выделяли деньги на восстановление разрушенной Сирии. Поэтому я бы советовал серьёзно пересмотреть стратегию и тактику переговоров в Женеве. Я считаю, что патриотическая оппозиция, которую вы представляете, должна стать отдельной стороной на этих переговорах. Пусть на переговорах в Женеве присутствуют три стороны от Сирии. И если Запад будет говорить, что патриотическая оппозиция - это партнеры Башара Асада, то мы скажем, что та оппозиция, которая в Европе - это партнеры американских деятелей, разжигающих войну на Ближнем Востоке».
По общему настроению дискуссии можно было понять, что Сирия готовится к миру. Конфликт затягивается не в пользу боевиков. События в Сирии сейчас больше напоминают ситуацию в Алжире, где гражданская война идет вплоть до сегодняшнего дня. Там правительство контролирует 95% территории, 5% контролируют боевики, которые периодически возобновляют боевые действия. Но необходим рывок в сторону консолидации всех сил, способных противостоять внешней агрессии.
На встрече с депутатом Государственной Думы от фракции КПРФ Евгением Доровиным, которая состоялась на следующий день, 10 декабря, также обсуждались проблемы урегулирования сирийского конфликта. По мнению депутата в Сирии наблюдается некий баланс сил: правительственная армия Сирии, которая достаточно уверенно сегодня уничтожает бандформирования, пока еще не может добиться окончательной победы над мятежниками, но и бандформирования, несмотря на поддержку Запада, не в состоянии опрокинуть законную власть в лице Башара Асада. Сегодня в Сирии слишком много разношёрстных оппозиционных вооруженных формирований и Запад уже, не в состоянии осуществлять над ними контроль. Евгений Доровин предостерег, что США пытаеются навязать идею о том, что в Сирии должен быть создан некий переходный органа, которому передается вся полнота исполнительной власти. Если им это удастся провернуть, то можно не сомневаться, что в составе переходного органа будут доминировать прозападные силы. В итоге мы получим тот же переворот только политическим путем.
В результате переговоров, члены делегации от сирийской оппозиции обменялись мнениями относительно угроз суверенитету Сирии, нашли взаимопонимание с российскими экспертами, проанализировали возможные пути решения затянувшегося конфликта.
Для всех очевидно, что на наших глазах происходит изменение геополитической карты мира, возникают новые центры сила. Россия обретает статус державы, защищающей международное право и отстаивающей модель многополярного мира.
Если Россия вместе с Китаем и подавляющим большинством стран мира не остановят сегодня этот новый Мюнхенский сговор, завтра мы получим большую войну. У России есть потенциал, чтобы остановить агрессию. Есть этот потенциал и у Сирии.
«Самая грозная армия не может успешно вести войну против целого народа, решившегося победить или умереть», - писал о русском народе в своём дневнике потерпевший сокрушительное поражение Наполеон. Наша сила - в единстве. Единстве внутри страны и единстве между государствами союзниками.
Мария Мономенова, член Союза журналистов России