Образование производит главный продукт, который не имеет цены – человека!

Виктор Иванович Слободчиков о «Национальной доктрине образования»

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Освободительный поход Русской армии на Украину  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Русская цивилизация 
0
1459
Время на чтение 8 минут
Фото: из личного архива автора

На «Русской народной линии» опубликованы проекты: «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования».

О документах рассказал руководитель коллектива разработчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (стаж научной деятельности – 53 года, стаж экспертной деятельности – 33 года) Виктор Иванович Слободчиков:

Наш разговор происходит в чрезвычайных обстоятельствах, а потому он и чрезвычайно актуален. Мы вошли в период, когда самое главное для каждого из нас – это наша Страна: ее безопасность, ее миссия в мире, ее жизнестойкость, ее способность к преображению.

Именно поэтому, нашим ответом на призыв Страны (как раньше звучало: Отечество в опасности!) должна стать наша тотальная мобилизация, не частичная, а именно тотальная; мобилизация – гражданская, профессиональная, духовно-нравственная; и главное – наше личностное самоопределение и ценностно-смысловой выбор в гуще глобальных вызовов.

Хочу особо подчеркнуть, что источником, ядерным основанием такого самоопределения и выбора являются сложившиеся в 1000-летней истории бытия нашей Страны традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности и смыслы, в фундаменте которых – Вера, Народ, Отечество. Точками отсчета для такой фиксации являются Конституция и Указы Президента Российской Федерации.

Закономерно, что именно в этот узел ценностно-смысловых основ нашей Родины был направлен главный удар противников России. В чем же был и есть замысел лукавых реформаторов России – как внешних, так и внутренних? Нужно было произвести кардинальную ломку, подмену и ликвидацию этих основ: вместо Веры в Бога – идолопоклонство и суеверие; вместо Народа – население, а в пределе – биомасса; вместо Отечества – территория и ресурсы. Вот на такой границе и на таких результатах, так называемых, модернизаций и реформ России с конца 80-х годов мы и оказались сегодня.

Специальная военная операция жестко обозначила и высветила множество этих подмен и лукавств, самый край исторической пропасти, в которую мы могли бы рухнуть. Она потребовала масштабно и далеко отодвинуть эту пропасть от границ нашей цивилизации. Другая «цивилизация» - так называемый коллективный Запад - объявила нам за это войну, правда – без её объявления. Мы уже находимся в гуще исторических преобразований в жизни нашей страны. Но особенно важны преобразования - в центральной ее сферев образовании. Ведь именно здесь происходит взращивание и становление его главного героя – Человека Русского мира - носителя глубинных жизненных смыслов бытия нашего Отечества.

Именно в таком мировоззренческом пространстве я и предлагаю понимать, принимать и оценивать принципиально важные позиции «Национальной Доктрины образования в РФ»: ее ключевые постулаты, принципы, целевые ориентиры преображения отечественного образования, просвещения и воспитания. Хочу подчеркнуть, именно преображения, а не лукавые реформирования и модернизации, о которых мы привыкли говорить последние 30 лет.

Главный смысл Доктрины в том, что она призвана определить мировоззренческие основания перехода к национально-ориентированному образованию и должна стать неотъемлемой частью общей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[1]. Она задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.

Доктрина – это главный идеологический документ для формирования государственной политики в области отечественного образования, на основе которого разрабатываются инструменты управления на всех его уровнях. Доктрина — это источник и фундамент любых правовых актов, всех последующих образовательных законов, стратегий, концепций, программ и т.п. Подчеркну всех последующих актов, иначе – нас встретит нормативный хаос и политическая вкусовщина. Именно поэтому Доктрина должна быть рассмотрена на самом высоком государственном уровне и утверждена Указом Президента Страны с тем, чтобы она находилась в полном соответствии с государствообразующими правовыми константами.

Судя по всему, наши чиновники плохо понимают (или – делают вид, что не понимают) иерархию и масштабы нормативных документов, логику их появления в правовом пространстве. Есть документы прямого действия, а есть документы, которые являются идеологическим и смысловым основанием, и не имеют прямого действия – для этого нужны подзаконные акты. Между Конституцией, Указами Президента, Законами должны быть фундаментальные концептуальные разработки для соответствующей сферы деятельности (здравоохранение, культура, образование, военное строительство и др.), которые уже сегодня могут стать источником для действительно разумных и адекватных нормативных актов – как инструментов практической организации и управления этими сферами.

Понятно, что сами ведомства не могут быть прямыми законодателями ни в какой отдельно взятой сфере. Но у них же есть право законодательной инициативы, почему бы не воспользоваться этим? Они же могут инициировать разработку идеологических, мировоззренческих, ценностно-смысловых оснований будущих, жизненно важных нормативных документов для своей сферы. И эти основания могут и должны быть явлены обществу, стать предметом профессионально-общественной экспертизы, чтобы впоследствии оказаться источником и фундаментом для соответствующих политических решений.

Ну, на каких, например, идеологических, мировоззренческих основаниях могут появиться сегодня такие нормативные документы, как федеральные образовательные программы для любой образовательной организации или программы воспитания для разных уровней образования? – да, ни на каких! Государственная идеология - запрещена, мировоззрение - по вкусу, смысл – не обязателен. И что делать чиновнику? Главное теперь - угадать интересы и пристрастия вышестоящих инстанций или различных властных группировок, и раньше времени не высовываться? Потому что, как говорят в народе: «инициатива наказуема», выдвинул инициативу, бери на себя и ответственность! А это хлопотно… и опасно, вдруг не угадаешь. Пусть уж высшие власти выдвигают инициативы, а мы как-нибудь, худо-бедно подстроимся. А что с «бедного» возьмешь?

Несомненно, что одним из безусловных вызовов для отечественного образования сегодня является требование прямого и профессионально выверенного решения проблемы воспроизводства в поколениях собственно человеческого качества бытия человека в нашей культуре, в нашей – российской цивилизации; проблемы выявления потенциала человечности в человеке, обретения и спасения самого образа человеческого в нашествии идеологии транс – и постгуманизма.

Поэтому, еще одним базовым смыслом Национальной Доктрины образования является принципиальное преодоление его деструктивного понимания как одной из отраслей экономики (так называемого, нематериального общественного производства). В советские времена образование считалось отраслью народного хозяйства, которая обслуживает все другие его отрасли. Причем – отраслью затратной: ничего не производит, никакой прибыли, никакой выгоды, только тратит. Но это же идиотизм! Образование производит главный и очевидный «продукт», который вообще не имеет цены – человека! Именно оно ставит человека на крыло и выпускает его – зрелого (отсюда – аттестат зрелости), способного к самостоянию – в жизнь.

В пост-советские времена, в борьбе с советским образованием решили-таки сделать его прибыльным и не затратным, объявив главным образовательным продуктом услугу, превратив ее в рыночный товар, чтобы наконец-то получать прибыль. Очевидно, что так понятое образование никогда не сможет вооружить молодых людей духовными силами, интеллектуальными средствами, опытом противостояния угрозам, уже наступившего и прямо касающегося нас кризиса в Европейской цивилизации - антропологического, мировоззренческого и политического.

Должен заметить, что американцы в отличии от наших политиков и «экономистов» смогли разглядеть и оценить великую прибыльность советского образования – это «мозги» наших молодых специалистов и ученых, которые они скупали за копейки, экономив на этом миллиарды долларов.

И в заключение я хотел бы напомнить миссию, сущность и высший смысл современного отечественного образования, которые явлены в Национальной Доктрине образования человека Российской Державы:

образование – это Служение Отечеству (а не обслуживание центров власти и хозяйствующих субъектов);

образование – это Дар зрелого поколения новому поколению (а не услуга в сфере потребления);

образование – это Благо для каждого, это Благая Весть о подлинно человеческом в человеке и о путях его обретения в интервале индивидуальной жизни.


[1] В 2016 г. коллективом разработчиков этих проектов был подготовлен Аналитический доклад «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» для Российского института стратегических исследований.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Иванович Слободчиков
Флешка «Всё и сразу»
Обзор материалов диакона Ильи Кокина
08.04.2025
О воспитании человека Русского мира
Доклад в Общественной Палате РФ - 23.04.24
26.04.2024
В обществе произошла удивительная консолидация
В 2023 году выкристаллизовалась формула Русского мира
02.01.2024
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
О национальной доктрине образования в
Российской Федерации
20.06.2023
Все статьи Виктор Иванович Слободчиков
Национальная доктрина образования
«Молодогвардейцы» закатного цезаризма
Почему «Движение первых» превращается в «патриотизм за бабки»?
02.04.2025
Учитель не нужен
Его заменят на цифровые технологии
19.03.2025
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Советский опыт – это не просто так возникшее духовное состояние общества
12.02.2025
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Одержим ли мы Победу над инфернальным злом?
Главный удар в борьбе с матом нужно наносить по коммерческим организациям, публичным персонам и Интернету
16.04.2025
Сохранить человека в расчеловечиваемом мире
В Москве обсудили социальное партнёрство в реализации государственной политики в сферах образования и воспитания
16.04.2025
Как оградить общество от нецензурной брани?
О необходимости увеличения штрафа за использование ненормативной лексики в общественных местах
09.04.2025
«Движение первых» должно быть везде
Владимир Путин предложил создать при АП рабочую группу по вопросам развития системы воспитания
27.03.2025
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
От перемирия – к победе
Прочный мир может завоевать только русский солдат вместе с русским дипломатом
22.04.2025
США предоставили Макрону шанс почувствовать
себя спасителем Евросоюза
22.04.2025
В Британии набирает оборот социально-экономический кризис
Тем не менее, британские дипломаты и военные без устали продолжают работать над безумным прожектом отправки своих контингентов на Украину
22.04.2025
Преступники должны получить заслуженное возмездие
Владимир Путин об итогах «пасхального перемирия»
22.04.2025
Глас из космоса: «Мы русские, с нами Бог!»
Слава нашим космонавтам!
22.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Предпосылки и особенности Русского космизма
Новый комментарий от Рабочий
22.04.2025 11:07
Глас из космоса: «Мы русские, с нами Бог!»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
22.04.2025 10:48
Космонавтика – это хорошо. А Космизм – плохо
Новый комментарий от Русский танкист
22.04.2025 10:33
Лучше уж сквер, чем такой храм!
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2025 10:04
Идти царским путём
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2025 09:51
Папа Франциск умер, конец света откладывается
Новый комментарий от Александр Волков
22.04.2025 08:43
Трудные пути поиска государственной идеологии
Новый комментарий от Александр Волков
22.04.2025 05:17