itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Образование производит главный продукт, который не имеет цены – человека!

Виктор Иванович Слободчиков о «Национальной доктрине образования»

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Освободительный поход Русской армии на Украину  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Русская цивилизация 
0
907
Время на чтение 8 минут
Фото: из личного архива автора

На «Русской народной линии» опубликованы проекты: «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования».

О документах рассказал руководитель коллектива разработчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (стаж научной деятельности – 53 года, стаж экспертной деятельности – 33 года) Виктор Иванович Слободчиков:

Наш разговор происходит в чрезвычайных обстоятельствах, а потому он и чрезвычайно актуален. Мы вошли в период, когда самое главное для каждого из нас – это наша Страна: ее безопасность, ее миссия в мире, ее жизнестойкость, ее способность к преображению.

Именно поэтому, нашим ответом на призыв Страны (как раньше звучало: Отечество в опасности!) должна стать наша тотальная мобилизация, не частичная, а именно тотальная; мобилизация – гражданская, профессиональная, духовно-нравственная; и главное – наше личностное самоопределение и ценностно-смысловой выбор в гуще глобальных вызовов.

Хочу особо подчеркнуть, что источником, ядерным основанием такого самоопределения и выбора являются сложившиеся в 1000-летней истории бытия нашей Страны традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности и смыслы, в фундаменте которых – Вера, Народ, Отечество. Точками отсчета для такой фиксации являются Конституция и Указы Президента Российской Федерации.

Закономерно, что именно в этот узел ценностно-смысловых основ нашей Родины был направлен главный удар противников России. В чем же был и есть замысел лукавых реформаторов России – как внешних, так и внутренних? Нужно было произвести кардинальную ломку, подмену и ликвидацию этих основ: вместо Веры в Бога – идолопоклонство и суеверие; вместо Народа – население, а в пределе – биомасса; вместо Отечества – территория и ресурсы. Вот на такой границе и на таких результатах, так называемых, модернизаций и реформ России с конца 80-х годов мы и оказались сегодня.

Специальная военная операция жестко обозначила и высветила множество этих подмен и лукавств, самый край исторической пропасти, в которую мы могли бы рухнуть. Она потребовала масштабно и далеко отодвинуть эту пропасть от границ нашей цивилизации. Другая «цивилизация» - так называемый коллективный Запад - объявила нам за это войну, правда – без её объявления. Мы уже находимся в гуще исторических преобразований в жизни нашей страны. Но особенно важны преобразования - в центральной ее сферев образовании. Ведь именно здесь происходит взращивание и становление его главного героя – Человека Русского мира - носителя глубинных жизненных смыслов бытия нашего Отечества.

Именно в таком мировоззренческом пространстве я и предлагаю понимать, принимать и оценивать принципиально важные позиции «Национальной Доктрины образования в РФ»: ее ключевые постулаты, принципы, целевые ориентиры преображения отечественного образования, просвещения и воспитания. Хочу подчеркнуть, именно преображения, а не лукавые реформирования и модернизации, о которых мы привыкли говорить последние 30 лет.

Главный смысл Доктрины в том, что она призвана определить мировоззренческие основания перехода к национально-ориентированному образованию и должна стать неотъемлемой частью общей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[1]. Она задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.

Доктрина – это главный идеологический документ для формирования государственной политики в области отечественного образования, на основе которого разрабатываются инструменты управления на всех его уровнях. Доктрина — это источник и фундамент любых правовых актов, всех последующих образовательных законов, стратегий, концепций, программ и т.п. Подчеркну всех последующих актов, иначе – нас встретит нормативный хаос и политическая вкусовщина. Именно поэтому Доктрина должна быть рассмотрена на самом высоком государственном уровне и утверждена Указом Президента Страны с тем, чтобы она находилась в полном соответствии с государствообразующими правовыми константами.

Судя по всему, наши чиновники плохо понимают (или – делают вид, что не понимают) иерархию и масштабы нормативных документов, логику их появления в правовом пространстве. Есть документы прямого действия, а есть документы, которые являются идеологическим и смысловым основанием, и не имеют прямого действия – для этого нужны подзаконные акты. Между Конституцией, Указами Президента, Законами должны быть фундаментальные концептуальные разработки для соответствующей сферы деятельности (здравоохранение, культура, образование, военное строительство и др.), которые уже сегодня могут стать источником для действительно разумных и адекватных нормативных актов – как инструментов практической организации и управления этими сферами.

Понятно, что сами ведомства не могут быть прямыми законодателями ни в какой отдельно взятой сфере. Но у них же есть право законодательной инициативы, почему бы не воспользоваться этим? Они же могут инициировать разработку идеологических, мировоззренческих, ценностно-смысловых оснований будущих, жизненно важных нормативных документов для своей сферы. И эти основания могут и должны быть явлены обществу, стать предметом профессионально-общественной экспертизы, чтобы впоследствии оказаться источником и фундаментом для соответствующих политических решений.

Ну, на каких, например, идеологических, мировоззренческих основаниях могут появиться сегодня такие нормативные документы, как федеральные образовательные программы для любой образовательной организации или программы воспитания для разных уровней образования? – да, ни на каких! Государственная идеология - запрещена, мировоззрение - по вкусу, смысл – не обязателен. И что делать чиновнику? Главное теперь - угадать интересы и пристрастия вышестоящих инстанций или различных властных группировок, и раньше времени не высовываться? Потому что, как говорят в народе: «инициатива наказуема», выдвинул инициативу, бери на себя и ответственность! А это хлопотно… и опасно, вдруг не угадаешь. Пусть уж высшие власти выдвигают инициативы, а мы как-нибудь, худо-бедно подстроимся. А что с «бедного» возьмешь?

Несомненно, что одним из безусловных вызовов для отечественного образования сегодня является требование прямого и профессионально выверенного решения проблемы воспроизводства в поколениях собственно человеческого качества бытия человека в нашей культуре, в нашей – российской цивилизации; проблемы выявления потенциала человечности в человеке, обретения и спасения самого образа человеческого в нашествии идеологии транс – и постгуманизма.

Поэтому, еще одним базовым смыслом Национальной Доктрины образования является принципиальное преодоление его деструктивного понимания как одной из отраслей экономики (так называемого, нематериального общественного производства). В советские времена образование считалось отраслью народного хозяйства, которая обслуживает все другие его отрасли. Причем – отраслью затратной: ничего не производит, никакой прибыли, никакой выгоды, только тратит. Но это же идиотизм! Образование производит главный и очевидный «продукт», который вообще не имеет цены – человека! Именно оно ставит человека на крыло и выпускает его – зрелого (отсюда – аттестат зрелости), способного к самостоянию – в жизнь.

В пост-советские времена, в борьбе с советским образованием решили-таки сделать его прибыльным и не затратным, объявив главным образовательным продуктом услугу, превратив ее в рыночный товар, чтобы наконец-то получать прибыль. Очевидно, что так понятое образование никогда не сможет вооружить молодых людей духовными силами, интеллектуальными средствами, опытом противостояния угрозам, уже наступившего и прямо касающегося нас кризиса в Европейской цивилизации - антропологического, мировоззренческого и политического.

Должен заметить, что американцы в отличии от наших политиков и «экономистов» смогли разглядеть и оценить великую прибыльность советского образования – это «мозги» наших молодых специалистов и ученых, которые они скупали за копейки, экономив на этом миллиарды долларов.

И в заключение я хотел бы напомнить миссию, сущность и высший смысл современного отечественного образования, которые явлены в Национальной Доктрине образования человека Российской Державы:

образование – это Служение Отечеству (а не обслуживание центров власти и хозяйствующих субъектов);

образование – это Дар зрелого поколения новому поколению (а не услуга в сфере потребления);

образование – это Благо для каждого, это Благая Весть о подлинно человеческом в человеке и о путях его обретения в интервале индивидуальной жизни.


[1] В 2016 г. коллективом разработчиков этих проектов был подготовлен Аналитический доклад «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» для Российского института стратегических исследований.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Виктор Слободчиков
Пора излечиться от политической неопределенности
Мировоззренческий и воспитательный векторы в образовании не могут быть столь долго неопределёнными
23.01.2023
Мы утратили саму способность к строгой, ответственной и инициативной работе
О главных итогах 2022 года в образовании и культуре
31.12.2022
Как воспитать человека Русского мира?
О проекте «Концепция воспитания человека в Российской Федерации»
07.12.2022
Все статьи Виктор Слободчиков
Национальная доктрина образования
Принцип преподавания отца Василия – от сердца к сердцу
Игумен Кирилл (Сахаров) о праздновании 30-летия православной гимназии в Балашихе
30.01.2023
«За заслуги в укреплении Русского мира»
Ректор Донецкого национального университета Светлана Беспалова награждена Почетным знаком Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры «За заслуги»
30.01.2023
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Спилили Крест
Спиленный в Уссурийске Крест до сих пор мало кого волнует
02.02.2023
Беларусь на пути к национальной идее
Признание триединства русских народов является фундаментальным фактом исторического становления белорусского общества
02.02.2023
Крик о помощи
Молодой амурский казак нуждается в помощи
30.01.2023
Про Гимн, Винни Пуха и джаз
Почему на радио «Звезда» звучит наш Гимн в джазовой обработке?
30.01.2023
Воспитание и образование – создание духовного мира человека
В рамках Рождественских чтений прошла конференция СПЖ и ВРНС
27.01.2023
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Крах топливных санкций
По мнению обозревателя The Economist, энергетические санкции Запада против России не сработали
02.02.2023
УПЦ приговорена: ей предложен либо уход в раскол, либо запрет
Как уничтожают Православие на оккупированных русских землях Новороссии, Малороссии и Подкарпапской Руси
02.02.2023
Современный Карфаген должен быть разрушен!
С извращенцами, для которых смерть ценность, договориться невозможно
02.02.2023
Алекперов, Потанин, Михельсон и Абрамович богатеют
Западные санкции на них действуют благотворно
02.02.2023
«Я не вижу, чтобы финны хотели в НАТО»
Опрос, показавший, что жители Финляндии готовы вступить в НАТО уже без Швеции, весьма сомнительный
02.02.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Vladislav
03.02.2023 02:22
К 125-летию Аллы Тарасовой
Новый комментарий от Константин В.
03.02.2023 01:58
Дух антихриста царствует в мире
Новый комментарий от Егоров
03.02.2023 01:05
Грозный Сталинград
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 01:03
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 00:59
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Калужанин
03.02.2023 00:52
Наступление России
Новый комментарий от Адриан Послушник
02.02.2023 23:49