В субботу, 6 марта, в Санкт-Петербурге состоится памятное мероприятие, приуроченное к 60-й годовщине со дня смерти выдающегося полярного исследователя, контр-адмирала Бориса Андреевича Вилькицкого, сообщило «Русской народной линии» информационное агентство «Легитимист».
У семейного некрополя Вилькицких, куда в 1996 году был перенесён из Брюсселя и захоронен прах Бориса Андреевича, будет отслужена лития и состоится возложение цветов.
В мероприятии ожидается участие родственников Б.А. Вилькицкого и общественных организаций города.
Сбор участников в 13:00 у могилы Б.А. Вилькицкого: Смоленское Православное кладбище, Поперечная дорожка (между Липинской и Рахманинской дорожками), семейный некрополь Вилькицких.
Историческая справка о контр-адмирале Б.А.Вилькицком:
Борис Андреевич Вилькицкий (9/22 марта 1885 – 6 марта 1961) – русский флотоводец и выдающийся полярный исследователь, герой Русско-японской и Первой Мировой войн, Георгиевский кавалер.
Его отец – генерал Андрей Ипполитович Вилькицкий (1858–1913), известный исследователь Арктики, начальник Главного гидрографического управления (1907–1913), основатель Корпуса гидрографов (1912).
В 1897 году Б.А. Вилькицкий становится воспитанником Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. После окончания корпуса, в 1903 году он произведён в мичманы и назначен штурманским офицером на эскадренный броненосец «Цесаревич», который осенью того же года был перебазирован на Дальний Восток. 27 января 1904 года, без официального объявления войны, японские миноносцы атаковали русские корабли на рейде Порт-Артура. «Цесаревич» принял бой и пытался отразить нападение, но получил серьёзные повреждения и на долгое время вышел из строя.
В июне 1904 года Борис Андреевич занимает должность адъютанта командира порта и принимает активное участие в обороне Порт-Артура. Он стал первым и единственным командиром первого в мире подводного минного заградителя «Порт-Артурец», разработка экспериментальной модели которого, под руководством конструктора М.П. Налетова, шла в осаждённой крепости. Во время боев за Порт-Артур Б.А. Вилькицкий сражался на передовой и в ноябре 1904 года был ранен пулей в грудь навылет. За доблесть и героизм, проявленные в ходе Русско-японской войны, Борис Андреевич награждён орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и 3-й степени с мечами и бантом.
После возвращения с Дальнего Востока Б.А. Вилькицкий служит штурманским офицером на Балтике, осенью 1905 года принимает участие в подавлении революционных выступлений в Эстляндии. В 1908 году он окончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу, в 1911 году за свою службу был награждён орденом Святого Станислава
2-й степени, а в декабре 1912 года получил назначение флагманским штурманским офицером Штаба командующего Морскими силами Балтийского моря.
В апреле 1913 года Борис Андреевич занял должности помощника начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и командира ледокольного парохода «Таймыр», входящего в её состав. После того как начальник экспедиции И.С. Сергеев из-за тяжёлой болезни не смог исполнять свои обязанности, в июле 1913 года руководство было передано Б.А. Вилькицкому.
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под командованием Бориса Андреевича добилась триумфального успеха.
В 1913 году она совершила последнее Великое географическое открытие, обнаружив архипелаг общей площадью около 37 000 кв.км, который первооткрывателями был назван Земля Императора Николая II. Эта же экспедиция стала первой, совершившей сквозное прохождение Северного морского пути под русским флагом, и первой в мире, прошедшей вдоль северного побережья Евразии с Востока на Запад. За вклад в арктические исследования, в 1914 год Б.А. Вилькицкий был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени и высшей награды Императорского Русского географического общества – Золотой Константиновской медали. В том же году он получил свитское звание флигель-адъютанта Его Императорского Величества.
Как боевой офицер Борис Андреевич не мог оставаться в стороне от начавшейся Первой Мировой войны и, после возвращения из экспедиции, в 1915 году он принимает командование эскадренным миноносцем «Летун», который с 1916 года участвует в боевых действиях на Балтийском море. За дерзкую постановку в октябре 1916 года минного заграждения в тылу неприятеля, командир эсминца Б.А. Вилькицкий был награждён Георгиевским оружием. К Февральской революции 1917 года Борис Андреевич отнёсся отрицательно, но продолжил исполнять свой воинский долг. Бунтовщики попытались его застрелить и вскоре вынудили сдать командование кораблём. В том же году Б.А. Вилькицкий занял должность дежурного офицера оперативного отделения Службы связи Балтийского флота.
После Октябрьской революции он получил от советского руководства назначение начальником Гидрографической экспедиции Западносибирского района Северного Ледовитого океана. Борис Андреевич, будучи идейным противником «красных», установил контакты с представителями антибольшевистского подполья в разных регионах России и координировал с ними свои действия. В августе 1918 года он находился в Архангельске и, после свержения там большевиков, вместе со всеми имевшимися у него ресурсами добровольно перешёл в подчинение новой власти Северной области.
Служа на флоте антибольшевистского Севера, Б.А. Вилькицкий занимался гидрографическими исследованиями Западной Арктики и налаживанием радиосвязи между северными регионами и Сибирью. В 1919 году Борис Андреевич принял активное участие в организации и проведении первой Карской товарообменной экспедиции, целью которой было обеспечение военного сотрудничества и торгово-экономических связей Белой Сибири со странами Европы. Во время Русского Исхода на Севере в феврале 1920 года, Б.А. Вилькицкий был одним из командующих эвакуацией Белых войск по морю в Норвегию. Ледокол «Козьма Минин», на котором он находился, в ходе артиллерийской дуэли успешно отбил атаку «красного» ледокола «Канада». Из Норвегии Борис Андреевич планировал перебраться на Юг России для продолжения борьбы с большевиками, но не успел этого сделать до падения Белого Крыма.
В 1920–1923 годах Борис Андреевич проживал в Британии и Франции, а затем, по приглашению советских структур, приехал в СССР. Он подготовил и успешно провёл две Карские товарообменные экспедиции в 1923 и 1924 годах, но за это время полностью разуверился в возможности перерождения советской власти. Вернувшись в Европу, Б.А.Вилькицкий первоначально проживал во Франции, в 1928–1931 годах возглавлял в Бельгийском Конго гидрографическую бригаду, занимавшуюся изучением нижнего течения реки Конго. Подорвав здоровье в африканских тропиках, Борис Андреевич обосновался в Брюсселе, где до конца жизни работал на скромных конторских должностях и давал уроки русского языка, так и не приняв иностранного гражданства.
Б.А. Вилькицкий скончался 6 марта 1961 года, был похоронен в Брюсселе. 20 ноября 1996 года его прах был перенесён на Смоленское Православное кладбище Санкт-Петербурга и перезахоронен на семейном некрополе Вилькицких, рядом с могилами его отца, генерала корпуса гидрографов Андрея Ипполитовича (1858–1913) и младшего брата Юрия Андреевича (1888–1905). Имя Бориса Вилькицкого носит открытый им пролив, соединяющий море Лаптевых с Карским морем. Норвежская экспедиция Руаля Амундсена, открывшая в 1919 году группу островов в море Лаптевых, назвала их в честь Бориса Андреевича – острова Вилькицкого. Кроме того, в память о нём и его отце Андрее Ипполитовиче, в 2017 году получил своё название Вилькицкий бульвар на Васильевском острове Санкт-Петербурга.