12 января 2025 года на радио «Вести ФМ» Армен Гаспарян рассказал о том, что беспокойный Генрих Гиммлер, находясь уже 80 лет в преисподней, наконец-то добился воплощения в жизнь образовательной реформы для славян, пусть только на территории «незалежной», но лиха беда начало… Многоуважаемый (вполне искренне) Армен Сумбатович рассказал слушателям о том, что реформаторы считают ненужными для граждан Украины знания физики, химии, биологии, русской и зарубежной литературы, о том, что Гоголь в Украине отныне писатель иностранный… и еще много другого интересного и поучительного…
Любопытно, следует ли из этого, по умолчанию, некоторое побуждение слушателя и читателя (тема обсуждалась и в письменных источниках) к сопоставлению демократических преобразований у соседей с процессами, происходящими у нас в сфере образования и культуры?
В настоящем случае я имею в виду уничтожение фондов массовых библиотек на периферии (районного масштаба и мельче) под прикрытием цифровизации, модернизации и оптимизации библиотечного дела. Что там было написано в циркулярах и инструкциях вышестоящих инстанций значения никакого не имеет (хотя…). По факту имело место изъятие книг, изданных до 1970 года. То, как варварски оно производилось, не позволяет сомневаться в дальнейшей судьбе «источника знаний». В Ленинградской области грузчики поделились информацией, что за килограмм книг им копеечку какую-то платят. И не имеет значения собрание это сочинений Ленина или подарочные иллюстрированные издания 1930-х годов Пушкина, Гоголя, Тургенева… В Бахчисарайском районе Крыма библиотечный командир велел увеличить свободную от стеллажей площадь для проведения массовых (?) мероприятий, а оставшиеся книги «построить по размеру». В Вяземском районе Хабаровского края книги грузили в машину в навал и увозили для кого-то в неизвестном, а для кого и в известном направлении.
Думаю, трёх реперных точек достаточно, чтобы представить масштаб мероприятия. И в каждой из них какой-нибудь из редких наблюдателей обращался с просьбой порыться в книгах и выбрать для себя какое-либо издание, но получал категорический отказ. В Крыму дама-доброволец-активист отрезала: «Ага! Вам разреши, а вы продавать будете»… А если даже и продавать? Всяко лучше, чем в печку. Вдруг кто-нибудь прочитает с пользой для себя, а там, глядишь, и с пользой для общества.
Только общества у нас никакого, кроме гражданского, быть не должно (!), а на то, которое есть, реформаторы от культуры то ли забили, то ли положили – то ли прибор, то ли с прибором…
Вот и заполняются библиотечные полки гарри поттерами, низкопробными детективами, дамскими романами и прочей фэнтезийной лабудой. А чтобы выбора не было, Белинского и Гоголя – в утиль. Так нас доводят от «квалифицированного потребителя» как идеала одного государственного деятеля до потребителя неквалифицированного как идеала другого не менее заметного государственного мужа.
И напоследок хочется задать вопрос наиболее активным цифровизаторам. Риторический, конечно. Ну оцифруете вы книжки, избавитесь от книжной пыли и вшей, поставите в сельской библиотеке десяток-полтора «компутеров», в районной – побольше… И так вдруг случится, что кончилось электричество, а книжку про то же электричество прочитать нужно – кровь из носу. И в какой-такой, пардон, порт вы будете вставлять накопитель, в народе – флэшку?...
Сергей Андреевич Галушкин, публицист