Прочитал статью с выдержками из письма директора гимназии Севастополя Оганесяна министру просвещения РФ («Пора очеловечить систему образования» – РНЛ, 26.08.2022).
Оно оставит равнодушными разве что только сотрудников указанного ведомства.
Уважаемый директор, конечно, прав. И это не глас вопиющего – у него миллионы единомышленников. И говорят, и пишут, и вопиют они о том же самом уже много лет. Однако караван идет, и верблюды методично покрывают фекалиями все призывы к здравомыслию, к воспитанию патриотизма, который дромадерами отождествляется с подавлением личности. Понимаю, что уважаемый директор не может не видеть причин и сказать всего, что думает, – дромадеры плотоядны. Потому он говорит о цветочках и ягодках, не затрагивая корней.
А корни (об этом много раз говорили) – в Конституции РФ. Первые два параграфа (Раздел первый, Глава 1, Статья 13) противоречат друг другу в высшей степени. Первый параграф утверждает идеологию либерализма как государственную, второй – запрещает любую идеологию как государственную. На практике же в общественной жизни для министерств и ведомств, этой жизнью ведающих, параграф 1 является руководством к действию, действие же параграфа 2 распространяется только на «единственный источник власти». Проще говоря, – 1 параграф для нас, 2 – для вас. В системе образования этот принцип идеально воплощён в плохо замаскированной децентрализации управления – так проще нейтрализовать лай назойливых мосек. И что мы будем делать с вашими детьми – не ваше собачье дело.
О том, что назрела необходимость радикально менять «священную корову», говорит попытка изменения некоторых ее статей двухгодичной давности и криком взывает к Думе текущее время. Но Дума на то и Дума, чтобы думу думать долго, а вот, чтобы провести реформу образовательную, упразднив, прежде всего, региональные министерства и их самодеятельное бесчинство, создав централизованную систему управления подконтрольную правительству, необходима всего лишь государственная воля. Тогда на средства, вырученные от сокращения армии клерков от образования, которые оправдывают свое существование множеством циркуляров, инструкций, директив, анкет, опросов и пр. и пр. можно и учебники единые создать, и зарплату учителям повысить и много ещё чего хорошего сделать.
Сергей Андреевич Галушкин, публицист
1.