Белорусская историческая память о Великой Отечественной войне

Новости Белоруссии 
0
38
Время на чтение 10 минут

Источник: Наук Вера Культура

Мемориальный комплекс «Курган Славы» ночью в Смолевичском районе Минской области. Источник: https://profgaz.by/assets/images/o_1b664pbt3g0q1fnv1rut1o3v1kfb2n.jpg

(Текст подготовлен на основе доклада, который в силу независящих от автора обстоятельств не был прочитан на форуме «Цифровая история», прошедшем в Минске 18-19 мая 2024 г.)

Великая Отечественная война практически для всех людей, живших в СССР и живущих на постсоветском пространстве, является не просто событием истории, а той реальностью, которая во многом сформировала текущую коллективную историческую память. В этом отношении естественная историческая память граждан Белоруссии мало чем отличается от исторической памяти граждан России, в которой День Победы также является главным праздником страны [1]. В частности, при ответе на вопрос, какие государственные праздники являются для них наиболее значимыми, белорусы поставили на первой место День Победы, который лидирует с огромным отрывом. Второе место занял День Независимости Белоруссии с 53 % [Табл. 1]. Правда, тут нужно учитывать один нюанс: День Независимости Белоруссии – это одновременно и День освобождения Белоруссии от немцев, который приходится на 3 июля, когда был освобождён Минск. Т.е. эта дате также связана с Великой Отечественной войной.

Акция «Бессмертный полк». Минск. 9 мая 2024 г. Источник: https://cdnn11.img.sputnik.by/img/

Табл. 1. Какие государственные праздники являются наиболее значимыми для белорусов (опрос конца 2022 г.) [2]

День Победы 81,7 %
День Независимости Республики Беларусь 53,4 %
День Конституции Республики Беларусь 20,5 %
День единения народов Беларуси и России 16,6 %
День народного единства 13,5 %
День Государственного флага, герба и гимна Республики Беларусь 12,7 %
Никакие 5,7 %
Затрудняюсь ответить 5,8 %

Таким образом, событие мая 1945 г. даже в начале XXI в. остаётся максимально значимым. В том числе и для тех поколений белорусов, которые не видели Великой Отечественной войны и в массе не участвовали в других вооружённых конфликтах второй половины ХХ – начала XXI в.

Монумент «Жажда» в Брестской крепости. Источник: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/

Помимо того, история Великой Отечественной войны находится в фокусе интересов подавляющего большинства белорусов. В первом квартале 2024 г. Институтом социологии Национальной академии наук Белоруссии был проведён опрос общественного мнения, посвящённый отношению белорусов к событиям Великой Отечественной войны [3]. Согласно опросу, 91,1 % белорусов интересуются историей войны, а не проявляют интерес к событию лишь 8,2 % [Табл. 2].

Табл. 2. Интерес белорусов к истории Великой Отечественной войны [4]

Интересуются историей войны 91,1 %
Не интересуются историей войны 8,2 %
Затруднились ответить 0,7 %

Помимо интереса к истории войны всего белорусского общества, социологи выделили отдельно уровень интереса к данному событию белорусской молодёжи. И цифры в этом случае отличаются от цифр, полученных для всех опрошенных в целом. Так, интерес к истории Великой Отечественной войны у белорусской молодёжи высок, но не так высок, как в обществе в целом, всего 79 %. Но большее внимание стоит обратить на другую цифру – на процент молодёжи, которая не интересуется событиями войны. Таковых набралось 21 % [Табл. 3]. В сравнении со всем обществом отсутствие интереса молодёжи к истории войны выше в 2,5 раза. Такое отношение молодёжи к истории должно вызывать определённую озабоченность.

Табл. 3. Интерес белорусской молодёжи к истории Великой Отечественной войн [5]

Интересуются историей войны 79,0 %
Не интересуются историей войны 21,0 %
Затруднились ответить 0,0 %

Коллективная историческая память может подвергаться воздействиям, как это случилось на Украине после 2014 г. и особенно после 2022 г. Такие попытки были и в других частях постсоветского пространства. Начиная с «Перестройки» подобные попытки предпринимались и в Белоруссии. Однако бороться с естественной коллективной исторической памятью сложно, поэтому сторонники альтернативных версий исторической памяти далеко не всегда действуют открыто.

Нужно отметить, что помимо коллективной исторической памяти, существуют историческая память отдельных социальных групп. Эта локальная историческая память может быть не только отличающейся от коллективной, но и противоречащей ей. В частности, память белорусских коллаборационистов и их потомков противостоит коллективной исторической памяти белорусского общества. В истории общества случаются периоды сломов и трансформаций, когда коллективная историческая память подвергается влиянию альтернативных версий. Однако инерция исторической памяти не позволяет её переформатировать моментально, поэтому сторонники изменения исторической памяти обычно стараются внедрять свои идеи постепенно, причём не акцентируя внимание на каких-либо элементах новой исторической памяти, чтобы заранее не вызывать у общества отторжение. Например, для внедрения в историческую память белорусского общества были подготовлены скорректированные образы некоторых деятелей периода 1941 – 1945 гг. Заинтересованные в изменении исторической памяти силы предлагали внедрять в память общества дополнительные фигуры, не упоминая некоторые направления их деятельности и, наоборот, подчёркивая те направления деятельности, которые могли быть приняты обществом без критики. Так, например, случилось с белорусской поэтессой Натальей Арсеньевой. Её попытались представить исключительно как творческую личность, написавшую слова гимна «Магутны Божа», который в одно время даже предлагался как белорусский государственный гимн. Однако изначально не акцентировалось внимание на её коллаборационистской деятельности. Сначала о Н. Арсеньевой говорили только как о неоправданно забытой поэтессе, создавая ареол талантливого литератора. Потом стали упоминать её биографию, но период 1941 – 1944 гг., когда она сотрудничала с немцами на оккупированной территории Белоруссии, не упоминали. Позже деятельность этого периода стали представлять исключительно как культурную и общественную, чем также пытались уйти от упоминаний коллаборационизма. Однако для коллективной исторической памяти фигура Н. Арсеньевой осталась на периферии, а в первой половине 2020-х гг. практически ушла из коллективной памяти. Относительно мужа Н. Арсеньевой Франца Кушеля, успевшего послужить в СС, в 2018 г. также была сделана попытка представить его как борца за создание «сильного национального войска», способного обеспечить «независимость» государству. Однако попытка обеления Ф. Кушеля очень быстро сошла на нет. Поскольку белорусская историческая наука достаточно активно занималась изучением коллаборационизма периода Великой Отечественной войны, имя Ф. Кушеля легко находилось в исследованиях, что позволило обществу достаточно быстро понять к созданию какого «национального войска» был причастен Ф. Кушель и насколько такое войско было способного обеспечить «независимость». Таким образом, общество не приняло альтернативных версий истории, которые пытались внедрить в коллективную историческую память заинтересованные группы. Тем не менее, такие попытки возможны и в будущем.

Люди, жившие и действовавшие во время Великой Отечественной войны, представляют собой живое свидетельство той эпохи, которое постепенно уходит. Эти люди являются носителями непосредственных впечатлений о войне. Они могут рассказать о реалиях, которые не попали в исторические источники. Но возраст берёт своё и количество очевидцев и участников событий постоянно сокращается. В частности, на начало 2024 г. в России оставалось примерно 12 500 ветеранов Великой Отечественной войны [6], в Белоруссии – около 1 100 человек [7]. В других странах постсоветского пространства ветеранов осталось и того меньше. Кое-где непосредственных участников войны не осталось вовсе [8].

Фрагмент мемориального комплекса «Три штыка» в Витебске. Источник: https://cdnn11.img.sputnik.by/img/

Человеческая жизнь не вечна, поэтому поколение, видевшее войну, постепенно уходит. Если посмотреть количество ветеранов Великой Отечественной войны в Белоруссии в 2022 – 2024 гг., то мы получим неутешительную картину. В 2022 г. в республике насчитывалось 2 132 ветерана [9], в 2023 г. их стало 1 500 [10], а в 2024 г. – 1 100 [11].

Стоит отметить, что последний призыв периода войны произошёл в СССР осенью 1944 г. Тогда призывались люди, родившиеся в 1927 г. [12]. Путём нехитрых подсчётов можно установить, что в 2024 г. самым молодым участникам боевых действий исполнилось 97 лет. Более, чем почтенный возраст. Есть ещё сыновья полков, которые участвовали в боевых действиях в свои подростковые годы, но таких практически не осталось.

Солдаты и журавли. Источник: https://sun9-22.userapi.com/?

Ветераны постепенно уходят, причём, в силу преклонного возраста, уходят быстро. В конце концов наступит время, когда общество навсегда потеряет личную связь с теми, кто своим подвигом приближал Победу и достиг её. Если сказать образно, то ветераны из своих «земных» полков постепенно переходят в ряды единого Небесного полка. И для того, чтобы естественная историческая память общества оставалась таковой и не подвергалась деформациям, чтобы память о героях Великой Отечественной войны не умерла, не ушла вместе с ними, долг общества заключается в том, чтобы этот Небесный полк стал настоящим Бессмертным полком.

______________________________________________________

[1] День Победы – главный праздник страны // ВЦИОМ. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pobedy-glavnyi-prazdnik-strany (дата обращения: 12.05.2024).

[2] Какие государственные праздники Беларуси являются для вас наиболее значимыми? // БелТА. https://www.belta.by/infographica/view/kakie-gosudarstvennye-prazdniki-belarusi-javljajutsja-dlja-vas-naibolee-znachimymi-33282/ (дата обращения: 12.05.2024).

[3] Объем выборочной совокупности – 900 респондентов. Замер проводился во всех областных городах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах (ошибка выборки ±3,3 %). [Мнение жителей Республики Беларусь о Великой Отечественной войне // Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии. Режим доступа: https://socio.bas-net.by/mnenie-zhitelej-respubliki-belarus-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/ (дата обращения: 12.05.2024)].

[4] Таблица составлена на основании данных из следующего источника: Мнение жителей Республики Беларусь о Великой Отечественной войне // Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии. Режим доступа: https://socio.bas-net.by/mnenie-zhitelej-respubliki-belarus-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/ (дата обращения: 12.05.2024).

[5] Таблица составлена на основании данных из следующего источника: Мнение жителей Республики Беларусь о Великой Отечественной войне // Институт социологии Национальной академии наук Белоруссии. Режим доступа: https://socio.bas-net.by/mnenie-zhitelej-respubliki-belarus-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/ (дата обращения: 12.05.2024).

[6] В России осталось около 12,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны // ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/20057369 (дата обращения: 12.05.2024).

[7] Минтруда: в Беларуси проживает около 1,1 тыс. ветеранов ВОВ // Спутник Беларусь. Режим доступа: https://sputnik.by/20240409/mintruda-v-belarusi-prozhivaet-okolo-11-tys-veteranov-vov-1085314281.html (дата обращения: 12.05.2024).

[8] Например, в Южной Осетии не осталось ни одного ветерана. Единственный ветеран, живший в Южной Осетии переехал к сыну во Владикавказ. В 2024 г. в Южной Осетии оставались лишь участники тылового обеспечения и вдовы солдат, погибших в Великую Отечественную войну. [Без ветеранов ВОВ пройдет парад Победы в Южной Осетии // Информационного агентства Республики Южная Осетия «RSOnews». Режим доступа: https://rsonews.org/ru/news/20230430/52776.html (дата обращения: 12.05.2024).

[9] Уходит живая память: правительство назвало число ветеранов войны в Беларуси // Спутник Беларусь. Режим доступа: https://sputnik.by/20220504/ukhodit-zhivaya-pamyat-pravitelstvo-nazvalo-chislo-veteranov-voyny-v-belarusi-1062453186.html (дата обращения: 12.05.2024).

[10] Минтруда назвало количество ветеранов ВОВ в Беларуси // Спутник Беларусь. Режим доступа: https://sputnik.by/20230504/mintruda-nazvalo-kolichestvo-veteranov-vov-v-belarusi-1075159271.html (дата обращения: 12.05.2024).

[11] Минтруда: в Беларуси проживает около 1,1 тыс. ветеранов ВОВ // Спутник Беларусь. Режим доступа: https://sputnik.by/20240409/mintruda-v-belarusi-prozhivaet-okolo-11-tys-veteranov-vov-1085314281.html (дата обращения: 12.05.2024).

[12] Мурзина А. Последние призывники // РИА «ТОП68». Режим доступа: https://top68.ru/articles/society/2014-11-06/poslednie-prizyvniki-85390 (дата обращения: 12.05.2024).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Гронский
Все статьи Александр Гронский
Новости Белоруссии
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52