ИНИОН РАН. (Источник: https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/1e7810a9c0cc214cd3e6dcae77659f1f81ce7e43/inion-new-building.jpg)
24 марта 2024 г. в Институте научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) состоялась Международная конференция «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы». Соорганизаторами мероприятия выступили ИНИОН РАН, Московская духовная академия, Минская духовная академия и Синодальная историческая комиссия Белоруской Православной Церкви.
Обложка программы конференции.
Пленарное заседание началось приветствиями. Первое приветствие озвучил директор ИНИОН Алексей Владимирович Кузнецов. Он рассказал о важности изучения религиозной тематики современными историками, а также о том, что ИНИОН делает в этой сфере. Следующим было приветствие ректора Московской духовной академии епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла (Зинковского), которое зачитал доцент Московской духовной академии Павел Евгеньевич Липовецкий. Ещё одно приветствие от имени Минской духовной академии было озвучено её ректором архимандритом Афанасием (Соколовым). После приветственных лов началось пленарное заседание.
Пленарное заседание (Источник:
https://www.blagovest-info.ru/images2/image/inion.jpg)
С первым пленарным докладом выступил председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор Московской духовной академии, настоятель храма Мучеников Михаила и Феодора Черниговских г. Москвы протоиерей Максим Козлов. Его доклад был посвящён проекту «Память Церкви» (https://pamyat-tserkvi.ru/, памятьцеркви.рф). Это проект Учебного комитета Русской Православной Церкви, посвящённый церковной истории советского периода. В основном проект охватывает 1940 – 1990-е годы. Проект состоит из нескольких частей в одной из них собраны воспоминания свидетелей жизни Церкви в советскую эпоху, во второй находятся фотодокументы эпохи, а в третьей – видеодокументы. Как отметил отец Максим, создатели проекта стремятся записать воспоминания наиболее возрастных респондентов, которые в силу преклонных лет могут скоро покинуть этот мир. Помимо того, пожилые люди помнят более ранние годы советского периода, что расширяет хронологические рамки корпуса воспоминаний. Видеоматериалы проекта в основном состоит из документальной хроники и интервью, а также записей богослужений и художественных фильмов. Проект «Память Церкви» продолжает наполняться. Он уже стал источником информации о жизни Церкви и верующих в советскую эпоху.
Вторым докладчиком был Алексей Львович Беглов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук. Его доклад назывался «Власть, общество, Церковь: механизмы культурного взаимодействия в ХХ веке». Он поднял вопрос взаимоотношений «политической» и традиционной религии. «Политическая религия» – это какое-либо учение или идеология, стремящаяся заместить собой традиционную религию. В подобном случае у «политической» и традиционной религий есть два способа взаимодействия – или «политическая религия» стремится уничтожить традиционную религию и занять её место, или она включит в себя традиционную религию, сделав её инструментом для собственного продвижения. В советский период православное христианство прошло обе стадии взаимодействия с «политической религией». Сначала советская власть стремилась уничтожить Православие, убрать его из советского общества, но с середины 30-х годов ХХ века отношение к Церкви постепенно стало меняться. Переломным моментов оказался 1943 год, когда тенденция на замещения Православия «политической религией» ушла. Советская власть приняла как должное практики инструментального использования Православия. Однако проблемы с Православием начались ещё в Российской империи. В 1860‑е годы рост численности храмов не успевал за ростом численности населения. Рост количества прихожан в приходах создавал ряд проблем. В поздней Российской империи приходская сеть отставала от роста населения более, чем в 8 раз. Поэтому ряд проблем, с которыми столкнулось Православие в ХХ веке, были заложены ещё во второй половине XIX века.
Третьим пленарным докладчиком выступил ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов). Его доклад был посвящён сохранению православных традиций в регионе «официального атеизма» Белорусской ССР в 1960 – 1980-х годах. Таким регионом в то время выступал Славгородский район Могилёвской области. Ректор академии кратко рассказал об истории региона и его христианизации. В межвоенный период в регионе настолько активно боролись с религиозностью, что и после войны в Славгородском районе так и не возникло ни одного прихода. Руководство показывало район как образцовый регион «официального атеизма». Тем не менее, религиозность населения сохранялась. И в 1988 году первый православный приход в БССР был зарегистрирован именно в Славгородском районе. Причём, приход регистрировался благодаря активности простых верующих, ни благочинный, ни более высокое церковное руководство в подготовке регистрации не участвовало. Также отец Афанасий рассказал о своих впечатлениях о том времени, так как он тогда работал в Славгородском районе.
Закрывал пленарное заседание профессор Александр Вячеславович Апанасёнок. Он сделал доклад, посвящённый отношению членов КПСС к православной культуре в позднем СССР. Докладчик напомнил, что в 1990-х годах у КПРФ были заявления о том, что атеистическая политика советской власти была ошибкой, а официальные СМИ коммунистов поздравляли своих читателей с религиозными праздниками. Но в период СССР таких заявлений не делалось. Тем не менее, в 1970-е годы были случаи открытого исполнения церковных обрядов коммунистами. Например, венчания. Такие случаи были и ранее, но они не слишком афишировались. Всплеск исполнения коммунистами религиозных обрядов был в 1940-е годы. Борьба с религией при Н.С. Хрущёве сократила подобную активность коммунистов, но после прихода к власти Л.И. Брежнева православная обрядность в среде коммунистов вновь стала проявляться. Был зафиксирован случай, когда заведующий кафедрой марксизма-ленинизма одного из советских университетов крестил своего ребёнка. Религиозность коммунистов была с одной стороны попыткой сохранить традиции предков, а с другой – иллюстрацией патриотизма, который опирался на этническую идентичность, а та в свою очередь формировалась на основе в том числе и религии. Один из создателей «Кодекса строителей коммунизма» указывал, что в его основу были положены христианские заповеди. Правда, кодекс не полностью соответствовал им. Также христианские мотивы просматривались в описании идеала советского образа жизни. И хотя ни Православная Церковь, ни коммунистическая партия не акцентировали внимания на существующем подобии, это делали простые граждане СССР, которые иногда воспринимали советский строй как достижение христианских идеалов, а В.И. Ленина сравнивали с Христом.
После окончания пленарного заседания для участников конференции была проведена экскурсия по институту. Экскурсию провёл лично директор института. Он показал некоторые книжные коллекции, музей, помещения. Рассказал об истории института, о способах формирования библиотечных фондов. В книжных шкафах кабинетов института можно было увидеть также издания Минской духовной академии и Синодальной исторической комиссии Белорусской Православной Церкви.
По окончании экскурсии участники конференции разошлись по секциям. Первая секция была посвящена образам Православия в общественном сознании эпохи СССР. Доклады затрагивали самые разнообразные темы. В частности, старший научный сотрудник Московского государственного университета Юрий Владимирович Пущаев рассмотрел как определялось творчество Ф.М. Достоевского в официальной советской культуре и идеологии и в неофициальной культуре советского человека. Доцент Московского государственного университета Александр Юрьевич Бубнов проследил, каким образом имплицитные православные сюжеты отражались в светской версии истории России. Заместитель председателя Синодальной исторической комиссии, доцент Минской духовной академии Александр Дмитриевич Гронский, рассмотрел, как преподносилась церковная история на страницах школьных учебников по истории Белорусской ССР. Доклад аспирантки Общецерковной аспирантуры и докторантуры Валерии Руслановны Яковлевой был посвящён анализу советских ритуалов при отмечании первой годовщины Октябрьской революции. Эти ритуалы черпали свою специфику из церковных ритуалов, с которыми советская власть боролась. Также были представлены доклады о конкретных священниках советского периода, опыте реализации в Московской духовной академии проекта «Память Церкви», анализе писем православных верующих БССР и др.
Вторая секция рассматривала политический фактор истории Православной Церкви советского периода. Основная масса докладчиков поднимала вопросы внешнеполитической деятельности Церкви: пересечение церковных, общественных и политических факторов в международной коммуникации русской православной иерархии (Максим Владимирович Каиль), вступление РПЦ во Всемирный совет церквей (Сергей Леонидович Звонарёв) и др. Ещё один блок был посвящён положению верующих и приходов в перипетиях советской политической системы. Особенности приходской жизни в Гомельской и Брестской областях БССР рассмотрели Ирина Адамовна Грищенко ми Александр Николаевич Свирид, бытование православных традиций в Казахской ССР в период хрущёвских гонений на Церковь описал протоиерей Александр Гайченя. Доклад проректора по научной работе Минских духовных академии и семинарии Александра Валерьевича Слесарева был посвящён «новообрядному беспоповству» как феномену религиозной жизни в советской Белоруссии в 1950 – 1980-х годах.
Третья секция была посвящена культуре и отражению в ней Православия. Доклады этой секции разделились на три блока: отражение Православия в советском киноискусстве (Дмитрий Константинович Безнюк, Оксана Васильевна Бабенко, Ольга Александровна Сухорукова и др.), отражение Православия в советской художественной литературе (Викентий Владимирович Чекушин, Екатерина Сергеевна Сергеева и др.) и отражение Православия в советском художественном искусстве (Лидия Сергеевна Чаковская, Дмитрий Юрьевич Доронин и др.).
Конференция стала одной из немногих, где исследователи рассматривали не церковно-государственные отношения, что стало традицией при изучении истории Православия в советский период, а постарались переключить исследовательскую оптику на другие реалии, связанные с политической и культурной составляющей.