Недавно посетил выставку во Дворце искусств Вива Кола-Арт-2024. Да простят меня организаторы, что не написал её название латинскими буквами, как это изображено на афише. У нас до сих пор как-то в стране по Конституции официально есть два языка – русский и белорусский, которые не используют буквы латинского алфавита. И сам Дворец искусств, как и все спонсоры этой выставки являются резидентами нашей страны и мне непонятно, чем вызвана такая жгучая любовь к чужому алфавиту. Ну да ладно с алфавитом... Посмотрим, чем нас хотят порадовать на этот раз организаторы выставки.
Традиционно вызывают искреннее восхищение работы Алеси Скоробогатой! В молодости сам любил рисовать «для души», но, глядя на неё картины, понимаешь, какая пропасть отделяет меня от её профессионализма. Рядом с картинами А. Скоробогатой разместилась работа Ольги Редникиной. Замысел простой: дескать, придут смотреть картины Алеси, посмотрят и на то ***нище, которое расположено рядом. Нужно отдать должное, что на этот раз Редникина впервые скрутила из проволоки что-то, что можно по контуру идентифицировать как фигуру человека.
Чем меня так привлекает эта художница? Напомню о её не столь отдалённом прошлом, связанным с августом 2020 года. Посмотрим на знакомую уже фотографию красивых «женщин в белом», которым не нравилась действующая власть и поэтому они в 2020 году лезли из кожи вон, чтобы хоть как-то пытаться «шатаць рэжым». Третья справа, высокая брюнетка, одетая в БЧБ-одежду, и есть та самая Ольга Редникина.
Ни тогда, ни теперь к ней так и не пришли гости из ГУБОПИКа и не попросили рассказать, сидя возле закрытой двери на табуретке, а чем это она занималась летом 2020 года? В свою очередь организаторы выставки каждый раз с маниакальным упорством пропихивают её работы в залы Дворца искусств. Создаётся впечатление, что «шатаць рэжым» – это «круто» и почётно. Участие на выставках за такие «подвиги» будет гарантировано! Доколе это будет продолжаться? Сколько ещё организаторы выставки будут отбеливать «невероятных» БЧБесов? Алё! Прачечная, доколе?
На протяжении нескольких лет кряду я изучаю современные веяния в искусстве, отмечая его методичную деградацию. В оправдание деструкции и деградации со стороны представителей т.н. искусства даже появилась дежурная фраза: «Я художник – я так вижу!» Универсальная «отмазка», которая в состоянии оправдать любую бездарь и любую мазню, написанную его криворукими пальчиками. Несколько лет это оправдание из уст «художественной элиты» «прокатывало» в широких кругах «серой, необразованной общественности». И посетители выставок с умным видом рассматривали бездарную мазню, пытаясь угадать, а что же здесь хотел изобразить автор? То смотрят на кирпич со стройки, то на немытые, измазанные стекла со следами полувековой шпаклевки, вынутые из выброшенных оконных рам; то на три девственно чистые холсты по цене подержанного автомобиля.
В этом году организаторы выставки Вива Кола-Арт 2024 решили преподнести сюрприз своим посетителям. Они представили портреты наших олимпийских чемпионов, которые без лишней скромности являются спортивным лицом и гордостью страны, нашими маяками для подражания! В отличие от набившей оскомины формулы: «Я художник – я так вижу!» в данном конкретном случае никого не волнует, как их видят глаза художника! Он рисует портрет человека, который является, не побоюсь этого слова, достоянием нашего государства! И он обязан нарисовать портрет так, как этого требует статус чемпиона олимпийских игр! Не просто красивую женщину – их у нас много, а именно лучшего в мире спортсмена, представлявшего нашу страну на столь престижных международных соревнованиях! Их портретами должны восхищаться не только мы, ныне живущие, но и наши дети и внуки. Через десятилетия по ним будет формироваться мнение о нашей эпохе. Чтобы мы с гордостью могли сказать, глядя на такой портрет: «Вот, внучек, это Герой Беларуси, кавалер высшего ордена «Отечества» и ордена «За личное мужество» – Дарья Владимировна Домрачева – четырехкратный чемпион Олимпийских игр и т.д.!» И малыш должен увидеть на портрете образ, который родит в нем стремление стать спортсменом и добиваться таких же результатов в спорте, прославляя на международной арене нашу страну. Этот образ должен вызывать гордость за нашу страну, взрастившую и подготовившую таких спортсменов, и стать жизненным ориентиром для многих тысяч детей, желающих посвятить себя спорту!
Глядя на портреты олимпийских чемпионов, мне вспомнился зал героев Отечественной войны 1812 года в Эрмитаже. Там размещены портреты всех генералов, воевавших против Наполеона. Мужественные, благородные лица полководцев в военной форме при всех орденах и медалях – именно такими должны быть победители в памяти потомков, именно такими они и остались!
Возможно я не прав и слишком критичен, но по всем перечисленным выше соображениям эти портреты, мягко говоря, бесконечно далеки от представительских функций спортивного лица нашей страны.
Посетив выставку Вива Кола-Арт 2024, мне вспомнилась подобное мероприятие, проходившее в Дворце искусств 3 мая сего года. В первый час открытия выставки был выставлена достаточно неоднозначная работа Петкевича в виде мангала с шампурами с нанизанными на них фигурками человеческих тел без рук и обрезанными ногами. Этакие человеческие тушки: некоторые подкопченные до красного состояния, некоторые подгоревшие до чёрного цвета. В свете реализации западного проекта «Расчеловечивание» такая завуалированная пропаганда каннибализма представляется мощным звеном в длинной цепи деструктивного когнитивного воздействия на мировоззрение наших граждан. Эта работа по сути открывает окна Овертона по разрушению ментального запрета в обществе на употребление в еде человеческого мяса!
Цель проекта «Расчеловечивание», – чтобы люди перестали быть людьми. Для реализации этой цели когнитивное воздействие на людей происходит по различным направлениям, которые разрушают традиционные основы человеческого общества. К ним можно отнести:
- отлучение от церкви и веры;
- переписывание героических страниц истории Великой Отечественной войны и подмену исторического прошлого антиисторией, лишение нас наших корней;
- навязывание идеологии индивидуализма и эгоизма;
- отказ от деторождения и семьи;
- пропаганда ЛГБТ и смены пола.
«Открытие» Петкевича в данном случае состоит в том, что он развил первый пункт «отлучение от церкви и веры» в списке «Расчеловечевания», открыв в нем новое направление сатанизма – каннибализм.
Под видом т.н. искусства нас подталкивают к отказу от человеческой идентичности, предлагая попробовать себя в роли животных и насладиться вкусом человеческого мяса.
В тот вечер, 3 мая, после просмотра выставки и фиксации наиболее одиозных работ, пропагандирующих «агульна эўрапэйскія» антиценности, я зашёл в кафе запить всю увиденную блевотину чашечкой кофе. Не прошло и нескольких минут, как рядом ускоренным шагом прошел А.Зинкевич, неся в соседний зал за барной стойкой «произведение искусства» – «мангал» Петкевича. Допив кофе, я решил посмотреть, какое новое место было определено этому «шедевру», но так его и не нашёл. Экспонат просто убрали с выставки.
Могу предположить, что кто-то из «компетентных товарищей» порекомендовал это сделать А. Зинкевичу, поскольку А. Петкевич был номинирован на премию Союзного государства, и эта, столь неоднозначная работа могла существенно повлиять на принятие решения о его награждении. На Славянском базаре в торжественной обстановке А.Г. Лукашенко лично вручил премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2023-2024 годы члену Белорусского союза художников Андрею Петкевичу — за создание музея в государственном мемориальном комплексе «Хатынь».
Получив «индульгенцию» в виде столь престижной награды из рук самого Президента, теперь на выставке Вива Кола-Арт 2024 красуется всё тот же «мангал» с подкопченными и подгоревшими человеческими тушками, и никто не спешит его убирать! Зачем? Автор «так видит», и кто ему посмеет теперь возразить?!
Глобальная тема расчеловечивания на выставке Вива Кола-Арт -2024 отнюдь не ограничивается «мангалом» А. Петкевича. Большое внимание уделяется направлению когнитивного воздействия на людей в области традиционных семейных ценностей, отказу от деторождения и разрушению традиционных основ человеческого общества. Хочется сразу отметить, что на афише никаких возрастных ограничений нет! Приведу несколько наиболее наглядных примеров.
Это работа Александра Шаппо «Два колеса». Центральной фигурой в литографии является обнажённая женщина, положение руки которой прозрачно намекает на занятие мастурбацией. Можно предположить, что наличие на изображении двух колес равносильно «пятому колесу в телеге» и никакой смысловой нагрузки не несёт, кроме отвлечения внимания при оформлении каталога и заявки на выставку.
Следующая работа это статуэтка Анастасии Сипач «В колесе» изображает человеческую фигуру, голова которой зажата между ног, а из анального и вагинального отверстия торчат предметы, по форме и размеру напоминающие непропорционально большого размера хлебобулочные изделия багет.
Какую смысловую нагрузку несёт эта статуэтка и для чего её выставили на выставке? Что хотела показать «авторка» этой работой – приверженность «агульнаэўрапэйскім» антиценностям, или, быть может, она придумала новый гендер? Не имея возрастного ограничения у любого ребёнка, посетившего выставку, возникнет вопрос: «А почему и что это здесь такое торчит?»
Трудно понять авторов, откровенно уродующих и оскорбляющих человеческую натуру. На нескольких работах изображены женщины, глядя на которых и представляя их рядом с собой, ничего кроме отвращения и рвотного рефлекса не возникает. Западная программа «Расчеловечивания» регулярно на выставках художников пробивает себе не только дорогу, но и очередное дно. Так, под влиянием западных веяний, шаг за шагом у парней вызывают отвращение к женщинам, чтобы те в противовес семейным ценностям предпочитали педерастию.
В заключении описания своего посещения выставки хочу поделиться своим впечатлением о традиционной универсальной категории работ. Их универсальность состоит в том, что эти работы можно рассматривать как с близкого расстояния, так и издали, отходя от них, на два-три-пять метров. Их можно повернуть на 90 или на 180 градусов, им можно дать ЛЮБОЕ название. В любом случае они как были бессмысленной мазней, так ею и останутся. Даже если перевернуть такую мазню, извиняйте, картину на 180 градусов, вверх тормашками, никто этого не заметит и не обратит внимание. Комментировать такие работы, только поганить свой рот нецензурной бранью. Поэтому, смотрим молча.
Александр Стефанович Плавинский, подполковник МВД в отставке, Минск