Максим Горький известен, как писатель революционный. На литературном горизонте он, со своим бунтарством, появился очень вовремя. Россия тогда была «беременна революцией», и надо было приговорить существующий строй. Все ждали пророка из народа, и пророк – явился: «Пусть сильнее грянет буря!».
Молодой Горький – это такой Степан Разин в литературе, призывающий к тотальному бунту – против дикого капитализма, против чуждой элиты, против продажного чиновничества. И в этом, увы, была своя сермяжная правда, поскольку болезнь русского национального организма обострилась настолько, что таблетки, которые использовали Николай I и Александр III уже не помогали. Требовались более радикальные методы лечения. Тут писатель Горький просто выполнил свою работу – отразил существующую реальность, сгустив краски. Это понятно и не ново. Похожие «сюжеты» мы, увы, наблюдаем и сейчас…
Однако для нас интересен этнологический аспект творчества Горького, касающийся антисистемности и антисистемщиков в его произведениях. Писатель очень хорошо изобразил то явление, которое у нас принято было называть нигилизмом, а Лев Гумилёв называл негативным мироощущением. В кризисной фазе этнического надлома эта зараза всегда расцветает пышным цветом, особенно в периоды пассионарной депрессии (правящей элиты).
Если внимательно вчитаться в Горького, то становится ясно, что подавляющее большинство его героев окружающий мир не любят. От Фомы Гордеева до Клима Самгина. Не социальный строй, а именно – окружающий мир. Хотя им и может казаться, что причиной всех бед является ужасный социальный строй.
Ранние «босяцкие» рассказы писателя, его «Детство» и «В людях», многие другие произведения – просто переполнены нездоровыми, надрывными, гадкими людьми.
Молодой Горький идет в народ, чтобы «изучат жизнь», но вместо народа сталкивается в основном с бомжами-субпассионариями, которых и описывает в своих ранних произведениях. Настоящий народ, то есть крестьян, Горький не знал и не любил. В 1919 году, вернувшись со съезда деревенской бедноты, он записал в дневнике: «Видел тысячи звериных рож». И в другом месте: «Если бы крестьянин исчез с его хлебом, горожанин научился бы добывать хлеб в лаборатории».
Среди основных персонажей главной книги Горького «Жизнь Клима Самгина» мы не увидим ни одного здорового человека. Все больные. А если не больные, то мерзавцы. Сам Клим Самгин – моральный урод, который ни во что не верит и никого не любит. Ему кажется, что он борется за «свободу личности», но на самом деле он ни за что не борется, а просто мечется от страха перед жизнью. Это совершенно оторванный от русской почвы, какой-то искусственный человек. Мутант. Одной породы с персонажами поразившего воображение Горького художника Босха.
Он ищет спасения в умных книжках, хватается то за одну идею, то за другую, и ничего не находит. И от этого злится…. Самгин, как и все «передовые люди» того времени, как и сам Горький, думает, что главное – это разум, а не вера. И вместо Бога верит в «учения», в основном западные. Типичный леволиберальный интеллигент. Несчастный, лишний человек.
Все остальные герои этого произведения не лучше. Полусумасшедший купец Лютов, истеричная Лидия Варавка, ее отец капиталист-хищник, озлобленный Дронов, дворянский вырожденец Туробоев, какие-то сектанты, мистики, помешанные пророки. И еще множество развратных женщин… Среди них только один относительно здоровый человек – большевик Кутузов, да и тот какой-то ненатуральный, плакатный…
Действительно, больное было время. Так всегда бывает в фазе этнического надлома, перед всеми смутами и гражданскими войнами. В такие периоды душевнобольных и бесноватых становится гораздо больше обычной нормы. (Перед покушением на самоубийство в 1887 г. молодой Горький написал такую записку: «…вскройте мое тело и посмотрите, какой черт там сидел»… И еще – история с его «иконой», на которой был нарисован… бес.)
В «Климе Самгине» Горький, как никто другой, смог показать пропитанную нигилизмом околореволюционную «интеллигенцию». Даже шире – тот образованный слой, в котором тогда, как в котле, бурлило множество «спасительных» идей: от ницшеанства и богостроительства до либерализма и марксизма (утопия марксизма тогда считалась высшим научным (!) достижением). Горький хорошо показал идейные метания «передовых людей» того времени. Да и свои метания – тоже.
И еще одна характерная черта. В произведениях Горького совсем нет патриотизма. Впрочем, как и у Чехова, Бунина, Куприна и всех остальных писателей начала XX века. У Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского – есть, а у этих – уже нет. У Горького все патриоты – «черносотенцы». Или, как минимум, некультурные, отсталые люди. Мракобесы какие-то… Это очень показательно. К началу XX века русский патриотизм выходит из моды. Ну, примерно, как у нас в 1990-х годах. Патриот – значит реакционер, враг «свободы». Те же Куприн и Короленко до 1917 года были известными критиками «черносотенной» идеологии. Потом, правда, одумались.
Что касается антисистемности самого Максима Горького, то, конечно же, законченным антисистемщиком он не был. Где-то наполовину. (Как, например, Эдуард Лимонов или Виктор Астафьев, независимо от их идеологий.) Это показал жесткий «тест» февраля-октября 1917 года. Когда писатель увидел, что творят конченные антисистемщики типа Свердлова и Троцкого с русским народом и его культурой, он ужаснулся и резко разошелся с большевиками. Иллюзии кончились. Горький заявил об оппозиции Ленину и начал смело критиковать большевиков, точнее – их русофобское крыло – «мировых революционеров». Только прошлые заслуги перед партией и давняя дружба с Лениным спасли его от расправы. В 1921 году писатель покинул Россию…
А что же наиболее почитаемый классик русской литературы – Лев Толстой? Граф Толстой, будучи человеком талантливым, но духовно неприкаянным, реагирует на национальный кризис и пассионарную депрессию весьма своеобразно, можно сказать по-буддистски. Вместе с проповедью «непротивления злу насилием» Толстой приходит к отрицанию государства, науки, искусства и самой Православной церкви, то есть, по сути – к отвержению мира! Если уж нельзя ничего изменить в этом больном мире – надо от мира уйти. И создать свое собственное учение.
Толстой хочет стать новым пророком. С одной стороны он охвачен неуемной гордыней, а с другой, он действительно ищет средство спасения в преддверие надвигающейся катастрофы. Однако в отличие от Достоевского, который прочно стоит на православной, русской почве, Толстой, будучи по рождению «образованным барином», этой твердой почвы под ногами не имеет; точнее – стоит на ней лишь одной ногой, пускай босиком и с косой в руке. Потому-то его и мотает в разные стороны! Толстой – это духовная беспризорность русской аристократии (по-современному – потеря религиозной идентичности). В конечном счете, все та же антисистемность.
Толстовское учение представляет собой какую-то дикую смесь из буддизма, лютеранства и русского анархо-нигилизма. Последователи писателя – «толстовцы» – одна из многочисленных предреволюционных аномалий – экстремисты гностического типа. Как-то, увидев группу людей, Толстой заметил: «Какие неприятные люди!». На что ему ответили: «Так это же толстовцы!».
Вместо пророка Толстой становится лжепророком, знаменем повредившейся умом, богоборческой интеллигенции. Он переписывает Евангелие (верх безумия!) и отрицает Божественную сущность Христа. Именно поэтому великий русский святой Иоанн Кронштадтский и называет его антихристом. Это звучит, как приговор…
В конечном счете, охваченный гордыней Толстой заходит в своих еретических исканиях в тупик. И бежит от самого себя… Печально, когда национальный кризис настигает тебя в конце жизни. Православная вера отвергнута, и опереться не на что.
В день смерти графа Толстого монаху Валаамского монастыря было видение: по небу в сторону монастыря летела туча бесов, а между ними – Толстой; бесы нападали на него, хватали за руки, за ноги, наконец, окружили и бросили в озеро…
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
35. Крестьянский ум и полуобразовашина!
34. Ответ на 31, учитель:
Абсолютно верно описание царской России А в других странах того времени (да и нынешнего) среди острожников царили благие нравы?
« неизбежное последствие непонятного заблуждения о том, что люди могут наказывать других...» Вы, как и Толстой, считаете это "непонятным заблуждением"? Расскажите это сторонникам смертной казни из числа здешних авторов и комментаторов.
33. Ответ на 32, учитель:
Фамилии Гоголь, Достоевский, Шмелёв - не знакомы?
Какие из произведений этих писателей могут привезти человека к Богу? Александр, не уходите от ответа.
Вы заявили, будто православные авторы XIX века не создали ни одного значимого художественного произведения. Я в ответ назвал Вам несколько фамилий. Вы будете утверждать, что у этих писателей нет значимых произведений?
У Льва Толстого величайший литературный талант, его произведения читаются очень легко, 20 томов прочитал за один присест. Лесков читается тяжело, мутно Это "вкусовщина", и не более того. Возможно, Вы не большой любитель русской словесности - которая у Н. Лескова объективно куда интереснее, чем у Л. Толстого.
Что касается моего восприятия - то у Толстого легко читаются небольшие произведения, из корпуса рассказов; как максимум - повести "Казаки", "Хаджи-Мурат". С большими книгами - хуже. И главное, в произведениях Л.Н. (кроме, пожалуй, солдатских рассказов), как правило, неистребимо присутствует некоторая занудная назидательность, которая надоедает.
Главную литературную заслугу Толстого вижу в том, что он ввёл в военную литературу в качестве героя простого солдата.
А то, что писатель впал в проповедь ереси - не защищайте. Это была глупость и тяжкая ошибка, которая и не обусловлена, и никак не оправдана его писательскими трудами.
32. Ответ на 28, иерей Илья Мотыка:
31. Ответ на 27, иерей Илья Мотыка:
Болтаешь на чужом для себя русском великом языке,своего не знаешь,все великие языки из арийской группы.
Вот по части уничтожения человечества вы постаралась.Войны,Атомное оружие,Ядерное,Ковид 19.
Что дальше неправославные изобретут?
Королёв православный,Тесла тоже.Читай Достоевского : студент зарубил топором 2 человек , ограбил их квартиру. В конце романа стал читать Еванглие. Так себе путь к Богу. Для царебожников норма. Повесить людей на плотах и спустить по Волге или расстрелять мирную демонстрацию. Куда ты дел 90 томов Толстого? А у Толстого Чемпионат Российской империи по прелюбодеяниям и блуду.Возьмем роман "Воскресение". Главный герой Нехлюдов соблазняет горничную Катюшу Маслову.. Выгоняет ее. Та становится проституткой. В публичном доме убивают купца.Катюшу осуждают на каторжные работы. Нехлюдов следует за ней.Происходит их взаимное преображение. Не самый еще плохой вариант. В "Анне Карениной" все куда печальнее. Даже в "Войне и мире "самом пристойном и интересном романе с этим не все в порядке.Читаем Толчтого: «Узнав ближе тюрьмы и этапы, Нехлюдов увидал, что все те пороки, которые развиваются между арестантами: пьянство, игра, жестокость и все те страшные преступления, совершаемые острожниками, и самое людоедство – не суть случайности или явления вырождения, преступного типа, уродства, как это на руку правительствам толкуют тупые ученые, а есть неизбежное последствие непонятного заблуждения о том, что люди могут наказывать других...»
Абсолютно верно описание царской России, а не та слащавая картина которую рисуют современные царебожники. Пьянство, жестокость, мотовство, блуд. Какой народ захочет жить в такой стране ? Купец , который смог заработать денег, пошел проматывать их в бордель, а не сделал благое дело.
30. Ответ на 29, иерей Илья Мотыка:
Малозаселенные не значит пригодные для привычного землепользования (а то и вообще для проживания). По моим представлениям (хотя я могу и ошибаться), почти все распахали и засеяли еще в XVII-XVIII веках.
"В течение каких-нибудь 50-ти лет наш колонизатор-крестьянин Саратовской, Полтавской, Харьковской губернии, придя в богатейший Кокчетавский уезд, успел превратить цветущую и богатейшую страну в очень бедную и скудную... Разграбив Кокчетавский уезд, они [сибирские казаки] также спокойно идут дальше продолжать свои подвиги, и теперь уже слышатся жалобы на кокчетавских казаков, пришедших в Семиреченскую область. По отзывам видевших тамошние казачьи поселки, казаки ведут там ту же хищническую экстенсивную зерновую культуру, но при еще худших условиях" (Остафьев В.А. Землевладение и земледелие Сибирского казачьего войска // Труды Императорского Вольного экономического общества. 1897. Т. 2. Кн. 4).
Согласитесь, на фоне официальных идиллических представлений это очень любопытно.
Дальше нужно было поднимать целину и/или заниматься интенсивным земледелием. Собирались ли?
29. Ответ на 19, Константин В.:
Зато усилилось малоземелье в других регионах. Вместе с этнической напряженностью - в Средней Азии, например (с известными результатами).
Вопрос не так уж плохо изучен, чтобы рисовать столь идеализированную картину.
Конечно появление русских поселенцев в количестве 1,5 млн.человек совершенно не обрадовало жителей Средней Азии и лишило их части земли. Но местные крестьяне-декхане пострадали серьезно от бешенных процентов банковских ссуд 60% годовых, от чего лишились многих земель. Восстание 1916 г. было вызвано решением правительства отправить 500 тысяч жителей региона копать окопы на фронте. Переселенцы же попались под горячую руку и сильно пострадали.Принцип переселения крестьян был верен. Ошибкой было направление части
переселенцев в Среднюю Азии. Заселение же Западной Сибири,и Дальнего Востока было правильным так как помогало развитию этих малозаселенных районов страны.
28.
27. Ответ на 26, иерей Илья Мотыка:
Болтаешь на чужом для себя русском великом языке,своего не знаешь,все великие языки из арийской группы.
Вот по части уничтожения человечества вы постаралась.Войны,Атомное оружие,Ядерное,Ковид 19.
Что дальше неправославные изобретут?
Королёв православный,Тесла тоже.Читай Достоевского : студент зарубил топором 2 человек , ограбил их квартиру. В конце романа стал читать Еванглие. Так себе путь к Богу. Для царебожников норма. Повесить людей на плотах и спустить по Волге или расстрелять мирную демонстрацию. Куда ты дел 90 томов Толстого? А у Толстого Чемпионат Российской империи по прелюбодеяниям и блуду.Возьмем роман "Воскресение". Главный герой Нехлюдов соблазняет горничную Катюшу Маслову.. Выгоняет ее. Та становится проституткой. В публичном доме убивают купца.Катюшу осуждают на каторжные работы. Нехлюдов следует за ней.Происходит их взаимное преображение. Не самый еще плохой вариант. В "Анне Карениной" все куда печальнее. Даже в "Войне и мире "самом пристойном и интересном романе с этим не все в порядке.
26. Ответ на 24, учитель:
Болтаешь на чужом для себя русском великом языке,своего не знаешь,все великие языки из арийской группы.
Вот по части уничтожения человечества вы постаралась.Войны,Атомное оружие,Ядерное,Ковид 19.
Что дальше неправославные изобретут?
Королёв православный,Тесла тоже.Читай Достоевского : студент зарубил топором 2 человек , ограбил их квартиру. В конце романа стал читать Еванглие. Так себе путь к Богу. Для царебожников норма. Повесить людей на плотах и спустить по Волге или расстрелять мирную демонстрацию. Куда ты дел 90 томов Толстого? А у Толстого Чемпионат Российской империи по прелюбодеяниям и блуду.