Год назад, 14 ноября 2023 года, в Минске был открыт величественный памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому непобедимому полководцу и мудрому дипломату, символу борьбы за Русь на Балтике. Балтийское море имеет исключительную значимость для цивилизации Русского мира.
Само зарождение русской государственности связано с Балтикой. Ещё в середине IX века ильменские словене и кривичи, а также прибалтийские народности чудь и весь призвали на Русь сына князя славян-ободритов (княжение ободритов находилось на южном берегу Балтийского моря на территории современной Германии) Годолюба (Годлиба немецких хроник) Рюрика, который, согласно летописным источникам, сел княжить в Ладоге, затем в Новгороде, а мужей своих поставил в Полоцке, Ростове и Белоозере. Так было дано начало русской государственности. Русская Земля лежала между двумя морями – Балтийским, или Варяжским, и Чёрным, или Русским. Всю Русь с севера на юг пересекал знаменитый речной торговый путь «из варяг в греки», соединявший Балтику и тогдашний центр мировой торговли – столицу Восточно-Римской империи (Романии/Византии) Константинополь/Царьград.
Знаменитый путь «из варяг в греки» пересекал всю Русь с севера на юг
Опираясь на два моря, русские земли быстро развивались, а европейские монархи считали за высокую честь породниться с русскими князьями. Достаточно вспомнить такую историческую личность, как Анна Русская – королева Франции, дочь великого князя Ярослава Мудрого, внучка Святого князя Владимира Святославича и княгини Рогнеды Рогволодовны, урождённой полочанки.
Вот что писал о нашем Отечестве поэт-летописец в «Слове о погибели Русской Земли»: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская!».
Русская Земля имела блестящие виды на будущее, но… произошла катастрофа – Батыево нашествие, воспользовавшись которым на Русь набросились соседние феодальные хищники – литовские князья, польские и венгерские короли, ливонские и шведские рыцари.
В ту тяжелейшую для Руси пору только несколько княжеств и земель на Севере и Северо-Востоке Русской Земли сохранили свою государственность, хотя и находились в зависимости от Орды. А вот южнорусские (включая мать городов русских – Киев) и западнорусские земли оказались под полным иноземным владычеством и утратили государственность.
Из всех восточнославянских земель, отстоявших свою русскую государственность после Батыева нашествия и агрессии с запада, именно Великое княжество Московское стало центром их собирания, что нашло отражение в титуле главы московского великого княжества – государь всея Руси. Впервые этот титул принял великий князь Иван III, который окончательно избавил Русь от ордынской зависимости, объединил вокруг Москвы Северо-Восточную и Северную Русь и выдвинул в качестве стратегической цели возврат в лоно русской государственности всех русских земель. Вопрос стоял и о возврате Русского государства на берега Чёрного и Балтийского морей.
«Иван III рвёт ханскую грамоту», худ. Николай Шустов, 1862 г.
Дело великого князя Ивана III решительно продвинул его внук, первый русский царь Иван IV Грозный. В первую очередь, был решён Восточный вопрос. Были покорены возникшие на месте Золотой Орды враждебные Русскому Царству Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, и тем самым на века была устранена угроза для безопасности России с востока. После чего наступил черёд Западного вопроса, который в полной мере не решён до сих пор. Хотя до гибели Советского Союза казалось, что этот вопрос остался в прошлом.
Царь Иван Васильевич (по материнской линии – государыня Елена Глинская – был связан с Западной/Белой Русью) являлся очень непростым человеком и при этом был тонким и проницательным дипломатом. Во внешней политике государь Иван Васильевич проводил разумную и умеренную линию. Не избегая присущего для своего времени разрешения международных противоречий силовым путём, Иван IV при случае проводил (хоть и не всегда успешно) сложные дипломатические «многоходовки».
Первый русский царь Иван IV Грозный, рис. XVI в.
В 1553 году английские купцы устанавливают прямые связи с Русским царством, получают от царя Ивана Васильевича существенные привилегии в торговле. Одновременно в ходе русско-шведской войны 1554-1557 годов Русское царство отражает попытку Швеции закрыть для русской торговли Балтийское море. В 1558 году начинается Ливонская война.
В то же самое время Русское государство предпринимало усилия, направленные на обеспечение безопасности с южного направления. Однако время возврата Руси на Чёрное море ещё не пришло.
В 1559 году сильная судовая рать (московские ратники и запорожские казаки) во главе с воеводой Даниилом Адашевым совершила глубокий успешный рейд против Крымского ханства. Это разбойное государство было вассалом Османской империи и существовало за счёт набегового хозяйства, т.е. грабительских походов на южнорусские земли, входивших в то время в Русское царство и польско-литовское королевство. Вот что писал о крымских татарах в конце XVI века посланник британской королевы к царю Фёдору Иоанновичу Джильс Флетчер в книге «О государстве русском»: «Главную добычу, которой татары домогаются во всех войнах своих, составляет большое количество пленных, особенно мальчиков и девочек, коих они продают туркам и другим соседям. С этой целью они берут с собой большие корзины, похожие на хлебные, для того чтобы осторожно возить с собой взятых в плен детей; но если кто из них ослабеет или занеможет на дороге, то ударяют его оземь или об дерево и мертвого бросают».
До похода на Крым воеводы Адашева крымские татары после разбойных набегов на русские земли уходили на полуостров, где чувствовали себя недосягаемыми для возмездия. Но государь Иван Васильевич решил нарушить это непотребство и нанести удар непосредственно по разбойному логову – по Крымскому ханству.
Русская судовая рать под началом воеводы Даниила Адашева на кораблях, как бы сейчас сказали, класса «река-море» спустилась по Днепру вышла в Чёрное море, где были взяты на абордаж несколько турецких кораблей, после чего русское войско высадилось на западном берегу полуострова Крым, где были разбиты войска крымского хана Девлет-Гирея I.
Судовая рать – это пехота огненного боя (вооружённая огнестрельным оружием), совершавшая походы по рекам на кораблях
Там же был взят обоз литовского посольства с секретными документами, свидетельствовавшими о тайных переговорах между великим князем литовским, королём польским Сигизмундом II и крымским ханом Девлет-Гиреем I, которые договаривались о совместных действиях против Русского царства.
Помимо того, русским войском были опустошены улусы (вотчины) крымско-татарской знати, освобождено множество христианских пленников (русских и других народов). Крымские татары были в ужасе от случившегося. Ведь впервые отмщение за их разбои на русских и других землях Европы пришло к ним в дом.
С большой добычей судовая рать воеводы Даниила Адашева благополучно отплыла обратно. Хан Девлет-Гирей с большим войском гнался по берегу Днепра за русской судовой ратью, рассчитывая перехватить и разгромить русское войско возле днепровских порогов.
Всего на Днепре было девять порогов: Кодакский, Сурской, Лоханский, Звонецкий, Ненасытецкий, Вовниговский, Будильский, Лишний и Вольный. Прохождение через пороги требовало большого искусства судовождения. Помимо того, перед прохождением бурлящих потоков груз с кораблей необходимо было выгружать на берег. Таким образом, движение русской флотилии на порогах сильно замедлялось.
Наиболее опасным из порогов был Ненасытецкий (Ненасытец). Он имел 12 уступов. Сотни судов и великое множество людей нашли свой конец в его бурлящих водах. За это он и был прозван «ненасытным». Это был единственный из всех днепровских порогов, который из-за быстрого течения не замерзал зимой. Возле него хан Девлет-Гирей и намеревался ударить по русскому войску.
Однако русская судовая рать под началом воеводы Адашева действовала слаженно и быстро, и настроена была столь решительно, что Девлет-Гирей, несмотря на значительное численное преимущество не решился напасть на русских и ушёл восвояси.
Воевода Даниил Адашев
После чего воевода Адашев взятых во время похода на Крым в плен турок отправил в расположенную на побережье Чёрного моря рядом с устьем Днепра турецкую крепость Очаков. Освобождённым туркам было дано письмо для турецкого султана, в котором Адашев писал, что русский государь Иван Васильевич воюет с врагом своим ханом Крыма Девлетом I Гиреем, а не с султаном, с которым хочет быть в дружбе.
Главной задачей похода воеводы Адашева был упреждающий удар по Крымскому ханству, который решал задачу по обеспечению безопасности южных границ Русского царства во время военных действий на Балтике против Ливонии. Что касается Османской империи, то она в то время находилась на вершине своего могущества. Прошло только столетие после падения Ромейской (Византийской) империи, и османы угрожали всей христианской Европе. В то время ни одно европейское государство в одиночку не могло успешно воевать с Османской империей. Положение изменилось только во второй половине XVIII века при императрице Екатерине II, когда Россия отвоевала у турок северное Причерноморье. До этого все европейские державы воевали с турками только в составе коалиций, собиравших иногда по половине Европы.
Государь Иван Васильевич имел намерение составить такую антитурецкую коалицию с Сигизмундом II Августом, но польский король опасался роста влияния Русского царства на русских землях подвластных в то время польско-литовскому королевству и пытался толкнуть Крымское ханство и Османскую империю против Москвы.