«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы

Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко

Бывший СССР 
0
Время на чтение 20 минут
Фото: коллаж РНЛ

От редакции: Наш постоянный автор Р.А. Илющенко прислал статью с критикой позиции главного редактора РНЛ А.Д. Степанов, который решил сразу же ответить своему оппоненту. Помещаем для удобства читателя эти статьи в одной публикации.

 

«Они вышли от нас, но не были наши»

Моя публикация на РНЛ «Уроки от Иуды» (за что отдельное «спасибо» уважаемой редакции, могли ведь и не публиковать), посвященная Захару Прилепину, вышла с довольно-таки объёмным комментарием главного редактора портала Анатолия Степанова. Считаю необходимым, в связи с этим, отреагировать на него.

И всё-таки, Иуда! Такой «чести» я удостаивался не раз. Оно и понятно, мы с Анатолием Дмитриевичем расходимся в мировоззрении (он в моем понимании является «розовым», а я с некоторыми оговорками согласен с прикрепленным мне редакцией прозвищем «антисоветчика» и «белогвардейца»), однако оставаясь с ним во многом единомышленниками и, что особенно ценно, патриотами именно нынешней России. Мало того, Степанов признаётся, что и «сам не разделяет многие взгляды и позиции писателя Захара Прилепина, даже как-то выступал с критикой его заявлений».

Претензии ко мне он строит на классических трёх «китах». Это 1) «выбранный мной тон критики», 2) «неуместные передергивания, допускаемые автором, типа неснятой анафемы коммунистам патриарха Тихона», что в комплексе, по его мнению, 3) «не ведёт к главному, к чему должен стремиться каждый православный человек – к умиротворению и воссоединению идейно расколотого русского народа». Он уверен, что «нам нужно искать союзников среди таких противников Запада, как Захар Прилепин и иные русские люди левых взглядов, а не множить разделение».

Не могу согласиться с предъявленными мне претензиями лично уважаемого мной главного редактора. Но прежде отмечу, что я сам обеими руками «за» объединение всех патриотов в противостоянии Западу. Только не любой ценой. Потому что в случае как раз с Прилепиным эта цена равноценна поражению. Ниже объясню «почему?».

Мой «тон критики» товарища Захара, как мне кажется, вполне соответствует тону его передач в отношении выбранных им объектов критики – в частности неугодного ему священства и иже с ними всех «псевдомонархистов и околоцерковников». Своё к ним отношение он выражает не только весьма обидными словами, но мимикой, жестами, чего даже при всем желании не могу сделать я.

Да, я позволил себе назвать его лжецом, святотатцем и Иудой, аргументировав это фактами, а с ними спорить не принято. В качестве только одного примера разоблачения его именно как лжеца и святотатца, я выбрал его лживое и сознательное привычное им искажение фактов в отношении Первоиерарха РПЦ, святого, как он сам признаётся человека – патриарха Тихона. Не буду повторять в чём оно заключалось, но согласно закону журналистской этики, публикуя факт, уважающий себя корреспондент должен нести за него ответственность в т.ч. моральную.

Данное правило не относиться к провокаторам спецслужб, где действуют иные законы. Фальшивка, изготовленная в недрах ОГПУ, взятая им за основу, даёт право считать его либо лжецом и святотатцем, либо тайным агентом спецслужб, выполняющих задачу по расколу Православия, а такие с исчезновением ОГПУ и даже СССР никуда не исчезли по факту. По-моему, это вполне логично. В первом случае тов. Захар должен принести извинения (это помимо церковного таинства покаяния, как православного человека, которым его считает в т.ч. А.Д. Степанов), во-втором он действует согласно полученных инструкций.

Теперь, что касается иудства Прилепина (не путать с иудейством, хотя…). Его Иудин грех заключается как раз в том, что он, называя себя Православным, т.е. членом Церкви, фактически работает против Неё, как работали внедрённые агенты ОГПУ и «живоцерковники» в 20-е годы. Как и почему, я написал в своей статье и, являясь дипломированным религиоведом, достаточно аргументировано на мой взгляд обосновал. Иуда, напомню, был одним из 12 апостолов, т.е. ближайших к Христу – главе Церкви Его учеников, но не устоял в Истине и предал Учителя.

Патриарх Тихон – каноничный глава Русской Православной Церкви представлял собой единственную законную власть на территории России, поскольку сами большевики узурпировали её незаконно и их работа по подрыву его авторитета вполне сходна с работой Иуды, продавшего Христа еврейским законоучителям, которые сами оказались вне Закона. Прилепин взялся продолжать эту «адову работу». Не могу утверждать – добровольно или за пресловутые «30 сребреников».  

«Патриарх не может не говорить правду…». Теперь о «неуместных передергиваниях, допускаемые автором, типа неснятой анафемы коммунистам патриарха Тихона». А.Д. Степанов далее пишет: «Святитель анафематствовал не большевиков, не коммунистов, не советский период, а тех, кто расстреливал крестные ходы…». Интересно получается, а как быть с теми, кто давал команды на их расстрелы? Ответ же слишком очевиден, зачем же так подставляться, Анатолий Дмитриевич? По Вашему мнению выходит, что непосредственные расстрельщики, погромщики, богохульники и богоборцы подпадают под анафему, а отдававшие эти распоряжения нет? Не могу согласиться с Вами. Готовя свой текст, я консультировался по этому вопросу у нескольких специалистов, как в священническом сане, так и светских преподавателей духовных учебных заведений. Они в целом поддержали мою позицию. Давайте ещё раз внимательно прочтём текст того самого послания (выделения будут мои):

Божиею Милостию Патриарх Московский и всея России, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской.

«Да избавит нас Господь от настоящаго века лукаваго» (Гал. 1:4).

Тяжкое время переживает ныне святая православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.

Забыты и попраны заповеди Христовы о любви к ближним: ежедневно доходят до нас известия об ужасных и зверских избиениях ни в чем неповинных и даже на одре болезни лежащих людей, виновных только разве в том, что честно исполняли свой долг перед родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. И все это совершается не только под покровом ночной темноты, но и вьявь при дневном свете, с неслыханною доселе дерзостию и беспощадной жестокостию, без всякого суда и с попранием всякого права и законности, – совершается в наши дни во всех почти городах и весях нашей отчизны: и в столицах, и на отдаленных окраинах (в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и пр.).

Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбию и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения по завету св. апостола: «согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут» (1Тим. 5:20).

Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злаго от вас самех» (1Кор. 5:13).

Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека, или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению чрез расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московскаго), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви православной и подготовлявшие пастырей Церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности. Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это – народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законною волею самого народа... И, наконец, власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и в частности – над святою Церковью православной.

Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим.  8:35).

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей» (Мф. 16:18).

Тихон, Патриарх Московский и всея России. Января 19-го 1918 г.»

Из этого текста, который никто из имеющих на то право до сих пор не отменял и не дезавуировал, прямо следует кого и за что анафематствует Патриарх, чего бы там не силились перетолковать сторонники и поклонники тов. Прилепина. Мало того, Святой Тихон предупреждает о последствиях и для потомков тех, людей, кто творил дела «по истине сатанинские», что вполне соответствует библейской Истине о проклятии рода богоборца в третьем и четвёртом колене: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5:9). К слову, если применить это слово Божие к нашему случаю, то четвёртое поколение – это наши дети и внуки!

Анафема канонического Патриарха, извините меня, это вам не баран чихнул и имеет вполне жёсткие и адресные последствия, т.ч. не понятно, о чем пишет далее А.Д. Степанов: «так что нет никакой не снятой Церковью анафемы коммунистам, а значит перед Церковью и задачи такой не стоит. Отдельно останавливаюсь на этом потому, что эти благоглупости про анафему коммунистам постоянно повторяют».

Не только «православные антисоветчики», но и все искренние, любящие Церковь и Правду люди, уверен, недоумевают вместе со мной: о чём Вы – Анатолий Дмитриевич? Задачи об отмене анафемы перед Церковью (этой по Вашему «благоглупости») действительно, насколько мне известно, не стоит и слава Богу. Мало того, такой же каноничный, как и Тихон, Патриарх Кирилл, который теоретически мог бы её отменить, вполне поддерживает и обосновывает послание своего святого предшественника, не прогибаясь под требования и хотелки «розовых» и «красных», удерживает Церковный Корабль в фарватере Истины бурного житейского моря, проложенного Христом.

В сборнике Слов Патриарха Кирилла к 100-летию интронизации святого Тихона «В годину Тяжкую Богом избранный…» (изд-во МП РПЦ, 2017 г.), он, в частности, пишет: «Возглавляя Церковь в момент исторического Катаклизма, Патриарх Тихон делал всё для того, чтобы сохранить наследие Божие, сохранить верность Христу, сохранить верность каноническому устройству Церкви… Его служение было тяжким крестом – в нём было очень мало радости… Патриарх не дрогнул. Он призвал сопротивляться волкам в овечьей шкуре, которые хотели разрушить единство Церкви… Поэтому святитель Тихон был заточен в стенах Донского монастыря. Здесь он провёл последние годы своей жизни, будучи изолированным от народа и страны. Чтобы Церковь не сопротивлялась, ее надо было обезглавить. Мы знаем, что служение Патриарха завершилось исповедничеством и смертью… Вслед за святителем Тихоном пошли тысячи священномученников, чья кровь оросила нашу землю. Столько святых мучеников и исповедников, которые душу свою отдали за веру в Отечестве нашем в ХХ веке, не было за всю историю Вселенской Церкви. И для всех них в самые страшные моменты допросов, истязаний, приговоров и казней подлинным пастырем, за которым они готовы были идти «даже до смерти» (Откр. 12:11) оставался святитель Тихон, Патриарх Всероссийский». И далее: «Патриарх не может не говорить правду – и он её сказал. А потом долгих 70 лет ему эту правду вспоминали… эта правда колола власти глаза, и потому его называли врагом…».

Компромисс на базе традиционных ценностей. На мой взгляд, я убедительно ответил оппоненту по двум пунктам и потому перехожу к «третьему» – так чаемому всеми нами объединению. В своей статье я предложил приемлемую платформу для объединения – на базе канонического Православия. Позволю себе процитировать себя: «объединяться с вами мы готовы и будем только на базе традиционных наших ценностей – Православия без примесей всяческих ересей и лжеучений. Добро пожаловать в Церковь, под епитрахиль священников для принесения покаяния в своей неразумной богоборческой деятельности, творимой по незнанию и неразумию…». Что же в этом моём предложении такого, что вызывает неприятие православных, к коим А.Д. Степанов относит Прилепина? Думаю, ответ очевиден – гордыня или бесы, получившие власть над их душами. Другого варианта у меня для по-настоящему православных нет. Повторю, я сам регулярно исповедуюсь и этап покаяния своего членства в КПСС, бесславно закончившееся её самороспуском, давно прошёл. Не состоявшим в партийных структурах каяться в этих грехах не надо, но ведь и внесение в Церковь своих взглядов, расхожих с церковными канонами, тоже является грехом!

К сожалению, у людей крещённых, но далёких от Церкви много предубеждений, и они тянут их в Церковь, порой переходя границы дозволенного и едва терпимого. Это относиться прежде всего к т.н. «православным коммунистам», которые вслед за их лидером Зюгановым считают, что Церковь обязана «потесниться» и дать им трибуну и иконостас (т.к. «они же народ»), где они будут исповедовать свои убеждения и повесят «иконы» своих обожаемых божков. А мы, по их мнению, должны с пониманием, «по-братски» к этому относиться.

Но даже икономия (церковная веротерпимость и братская любовь к грешникам) не предполагает этого. Церковь стоит на догматах – тех самых, за которые свои души положил и Святой Патриарх Тихон и десятки тысяч других исповедников и новомученников, ставших жертвами той самой безбожной, коммунистической власти. Об этом не раз говорил Патриарх Кирилл, делались соответствующие заявления Священного Синода и давались пояснения отдельных уважаемых в Церкви священнослужителей. Например, почивший в 2007 г. известный питерский протоиерей Василий Ермаков писал в открытом письме своему земляку Геннадию Зюганову, тоже считающего себя православным: «Смотрю на Вас, Геннадий Андреевич, … читаю Ваши выступления, но не вижу в Вас русского православного человека. Сидите под кровавым красным знаменем, с портретом тирана, тиран и на лацкане Вашего пиджака… Ваши фотографии с Патриархом, архиереями и священниками – очередной обман для людей далёких от Бога. Даже если бы я увидел Вас в храме молящимся, несущим икону, крестящимся, но остающегося коммунистом, я бы Вам не поверил...».

Схожий официальный ответ из Патриархии дан известному «православному» поклоннику Сталина Александру Проханову, который, накануне 65-летия Победы, обратился с разъяснениями туда о роли Иосифа Виссарионовича. Маститый писатель тоже считает, что личность Сталина поможет в т.ч. объединиться всем россиянам против Запада. Однако, Церковь вежливо, но твёрдо отвергла попытки включить Сталина в «святцы»: «…История России в ХХ веке показала, что никакие человеческие усилия, даже самые жёсткие, не способны удержать единство общества и сделать его благополучным. Неверие, а тем более богоборчество, ведёт к ошибкам в политической и общественной жизни: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.13:1)… Россия может иметь будущее, если будет оставаться верной своим историческим корням, обретённым в Киевской купели крещения. Тогда, если Бог даст, будут в ней дружно жить и многие народы… Помня о том, что Бог хочет всем спастись (1 Тим. 2:4), Церковь вступила и вступает в диалог с различными властями и людьми с надеждой на их обращение к Богу… Вы ставите в заслугу Сталину, что он восстановил «великое Русское пространство». Но как известно оно было потеряно наследниками «вождя всех времен и народов». Именно Сталин заложил бомбу замедленного действия, по своей воле перекраивая «великое Русское пространство», создавая искусственные границы между бывшими советскими республиками. В результате этой …политики мы пожинаем плоды экстремизма, национализма и ксенофобии. Сейчас осталась только одна связующая скрепа на территории исторической Руси (нынешней России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других ныне независимых государств) – это Русская Православная Церковь. Если б не эксперимент в виде национально-территориального деления в виде бывшей Российской империи, то не стал бы вопрос разделения единой страны и прекращения её существования в начале 1990-х годов».

Мне кажется, эти ответы «православным коммунистам» должны удовлетворить и А.Д. Степанова, который считает, что надо фактически любой ценой «расширять, а не сужать пространство русского компромисса». Выражась короче повторю ещё раз, что компромисс, особенно русский, приветствуется на базе традиционных ценностей, к коим неокоммунизм, фактически продвигаемый Прилепиным, не относится. Анатолий Степанов привёл в конце своего комментария евангельскую фразу: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:38-40), только она звучит здесь неуместно, ибо те, кого он предлагает нам в союзники, по сути, никогда не были за нас – русский, православный народ, служа своим богами и идеалам. Поэтому, завершу свой ответ ему так же Евангельской мудростью: «Они вышли из нас, но не были наши» (1 Ин. 2:18).

Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед

 

В чём не прав Роман Илющенко

К первой статье Р.А. Илющенко я предпослал краткий комментарий, смысл которого сводился к тому, что мы, православные, должны в полемике быть дальновиднее, милосерднее, если хотите, глубже и мудрее наших оппонентов, что и позволит именно православным стать «точкой сборки» для русского народа. Однако Роман Алексеевич посчитал мои взгляды «розовыми» и продолжает в новой статье бомбить писателя Захара Прилепина, а заодно отпускает шпильки и в мой адрес.

Придётся ответить обстоятельнее, поскольку тема «православного антисоветизма» – одна из важнейших проблем современной национальной идеологии. А Р.А. Илющенко становится одним из наиболее активных и ярких представителей этого опасного течения в современной православной публицистике.

Но начну с цитаты из послания Апостола Иоанна, которой завершает свою статью автор. Кстати, автор допускает опечатку – стих 19, а не 18, но это не самое главное. Главное, что автор приводит только первые слова, не позволяющие понять глубже мысль Апостола. Полностью цитата звучит так: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Какое же эти слова имеют отношение к Прилепину? Он, ведь, напротив, говорит: «Я – ваш, я – православный. Давайте обсудим проблему на языке Православия». А Вы ему: «Не знаю тебя. Как часто причащаешься? Часто в храм ходишь? Изыди от нас». Это Вы его выгоняете, Роман Алексеевич, а не он выходит от нас. Причём выгоняете не из-за того, что он пропагандирует ересь, искажает догматы. Нет, у него просто – другие политические взгляды. И Вы не можете вынести этого, не можете найти общий язык с единоверцем (по его собственному признании), у которого другие взгляды на советский период. Так как же мы, православные, с такой позицией, как у Вас, сможем объединить русских людей вокруг Православия? Получается, никак. Будем принимать только «чистых»? Помнится, бывший диакон Андрей Кураев в своё время предлагал православным уйти в гетто, чтобы жить в комфортной среде, между своими. Вот Вы, Роман Алексеевич, по сути, эту кураевщину на новый лад и пропагандируете.

Кстати, недавно был явлен живой пример верности моих опасений. Некий публицист Васильев из программы «Соловьев.Live» отпустил мерзкую шуточку насчёт святого цесаревича Алексия. Не хотите, Роман Алексеевич, искать компромисса с готовым на компромисс Прилепиным, будете иметь дело вот с такими шутниками-леваками-васильевыми.

Но вернусь, к содержанию статьи Р.А. Илющенко. Сложность полемики в первой части заключалась в том, что автор критиковал взгляды З.Прилепина, которые и я не вполне разделяю, и моя позиция могла выглядеть как защита Прилепина. Я ведь не разделяю позиций Р.Илющенко, с которых он критикует известного писателя. Теперь Р.А. отвечает мне, и мы можем оставить в покое Прилепина и говорить по существу дела.

Итак, в чем же не прав Роман Илющенко? А если шире – в чём же не прав «православный антисоветизм»?

Кстати, Р.А. сообщает, что он проконсультировался с некими православными священниками и преподавателями семинарии, и они одобрили его позицию. Так я и не сомневаюсь! Увы у нас в Церкви, а особенно среди преподавателей семинарий, очень много антисоветчиков. Я давно об это пишу, бью тревогу, поскольку это добром не кончится. Ладно бы для самих «православных антисоветчиков», но они подставляют под удар и Церковь, выступая от ее имени с антисоветскими, которые плавно переходят в антигосударственные, идеями. Ведь православные антисоветчики и антисталинисты, если присмотреться внимательно, часто не любят не только И.В. Сталина, но и первого русского царя Иоанна Грозного, и первого императора Петра Великого, т.е. всех сильных правителей, которые укрепляя Россию, действовали порой жестоко. Да и не во всём антисоветчики действия Путина ободряют. Больше того, они и к Царю-Мученику Николаю относятся скептически, мол, поздно начал реформы, якшался с Григорием Распутиным, Столыпина не слушался. Иными словами, за антисоветизмом, как правило, стоит антигосударственничество, клерикальная попытка поставить Церковь выше Государства. Или, как говорили в XVIII веке «папежничество», а ныне говорят: филокатолицизм.

Главная историософская ошибка Р.А. Илющенко и других «православных антисоветчиков» заключается в том, что они ставят в центр русской исторической драмы 1917 года не свержение Царя – Помазанника Божьего, а большевистский переворот. И таким образом искажают весь смысл русской драмы.

А если мы поставим в центр тех драматических событий свержение Помазанника Божьего, т.е. бунт против Бога, да еще совершённый во время Великого поста; если мы поймём, что произошла эта драма потому, что весь народ отрёкся от Помазанника Божиего, весь без исключения, в том числе и почти все архиереи и священники Русской Церкви предали Царя, – вот тогда мы начнём правильно понимать причины и следствия, логику исторического процесса.

И если мы будем честны перед собой, то должны будем признать, что среди тех, кто отрёкся от Царя, был и святитель Тихон, тогда еще архиепископ Виленский. Он в числе остальных членов Святейшего Синода подписал воззвание к народу, в котором свержение Царя рассматривалось как «воля Божия»: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути». Так, увы, считал не один святитель Тихон, так считали почти все архиереи. А мы сейчас также оцениваем те события? Что свержение Царя – это воля Божья? Или всё-таки «измена, трусость и обман»?!

А вот, когда мы это поймём, у нас появится и другая перспектива понимания всех дальнейших процессов: и большевистского переворота, когда большевики «подняли валявшуюся в грязи власть»; и дальнейшей междоусобной гражданской войны, когда пошёл брат на брата, а сын на отца. Тогда мы поймём и позицию святейших патриархов Сергия и Алексия I, искавших компромисса с властью, которую поддерживал русский народ.

Тогда мы поймём, что в наследии святителя Тихона главным была не анафема января 1918 года, когда бушевал безсмысленный и безпощадный русский бунт, и не воззвание против «похабного» Брестского мира, а его слова: «Я отныне Советской власти не враг». И его слова из предсмертного воззвания: «Призывая на архипастырей, пастырей и верных нам чад Благословление Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой Веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть…».

Поэтому будущий патриарх Сергий, подписав знаменитую «Декларацию», заклеймённую эмигрантами как «сергианство», продолжил линию святителя Тихона на сотрудничество с советской властью, как той властью, которую для чего-то попустил Господь утвердиться в России. После победы над фашизмом, которую Бог даровал на Пасху, мы понимаем для чего.

Святейший Патриарх Тихон в тех страшных условиях гонений против Церкви со стороны большевистской власти, считавшей Церковь союзницей белогвардейцев, в условиях церковных расколов и нестроений, сумел выработать новую политику в отношении власти. Вот его главный подвиг.

А мы сегодня не можем выработать правильного отношения к событиям 100-летней давности, скатываемся в примитивный антисоветизм и антисталинизм. Да еще при этом пытаемся свой антисоветизм оправдать именами святителя Тихона, Царя-мученика Николая, пытаемся их, стремившихся объединить свой народ, понесшийся в разные стороны, сделать участниками нашей идейной борьбы. А они там, на небесах, смотрят с грустью на нас, современных русских людей, снова дубасящих друг друга идейными дубинками, не желающих извлечь уроки из нашей истории…

Одни Ленина и Троцкого поднимают на знамёна и оправдывают злодейское убийство Царской Семьи. А другие прославляют белогвардейцев, утверждают, что победа красных была случайностью, а Бог «ошибся», наказав русский народ большевиками. Пора бы перестать вести эту идейную войну, понять советскую эпоху как необходимый этап нашей истории, такой сложной, но единой и нашей родной истории.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Роман Алексеевич Илющенко
Уроки от Иуды
По поводу выступлений и заявлений Захара Прилепина
06.11.2024
«Однажды, жили-были русские…»
Дружбонародная сказка
19.10.2024
Патриотизм на выдохе
О войне без умолчаний и недомолвок
23.09.2024
Пропаганда на подхвате
На третьем году СВО практически без изменений
05.09.2024
Мы допустили много ошибок, которые необходимо исправить
Духовная мобилизации общества, пожалуй, основная задача власти и Церкви, которым надо объединить усилия
21.08.2024
Все статьи Роман Алексеевич Илющенко
Бывший СССР
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58