Источник: Православный Санкт-Петербург
Мы продолжаем разговор о православном социализме — учении, которое сегодня развивается весьма активно и поддерживается лучшими умами современной России. Сегодня у нас в гостях А.Б.Костерин — известный православный публицист, соредактор сайта «Новый социализм — XXI век». Андрей Борисович окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. В настоящее время проживает во Владимире, работает во Владимирском государственном университете. Он автор таких работ, как «Социализм как норма жизни», «Капитализм как фундаментальная ошибка атрибуции», «Выполнима ли «Миссия России»?», «Без социализма Россия погибнет», «Православный социализм и «образ будущего» и др.
— Существует ли в России хоть сколько-нибудь организованное движение сторонников православного социализма?
— Наверное, число сторонников православного социализма пока не набрало той «критической массы», которое может вылиться в организованное движение. Наши идеи всё ещё переживают «инкубационный период», имея хождение в среде православных общин, среди отдельных, часто виртуальных, сообществ, форумов и блогеров. Впрочем, ростки организационных форм время от времени проявляются тут и там. Лет десять назад эти идеи активно пропагандировало движение «Суть времени» — через цикл лекций идеолога православного социализма Н.В.Сомина; Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» исподволь доносит до людей наши мысли; военный и общественный деятель В.В.Квачков не оставляет попыток организовать партию Русского христианского социализма.
В последние два года понятие «православный социализм» понемногу узаконивается, укореняется в сознании влиятельных общественных деятелей, формирующих общественное мнение и возглавляющих достаточно массовые движения. Я говорю о Захаре Прилепине, С.А.Михееве, М.Л.Хазине (партия «Справедливая Россия — Патриоты — За правду»), А.Г.Дугине (Международное евразийское движение).
— Нарисуйте в общих чертах, как, по-вашему, может выглядеть общество, построенное на принципах православного социализма.
— Определение православному социализму в предельно афористичной форме дал А.Е.Молотков в своей книге «Миссия России»: «Социализм — это общественная форма осуществления любви к ближнему». Однако для того чтобы осуществить этот прекрасный тезис, надо наполнить его конкретным содержанием — что мы и попытаемся сделать, отнюдь не претендуя на полноту и законченность (поскольку социализм — это литургия («общее дело»), дело всех и каждого).
Прежде всего, православный социализм — это поставленный с головы на ноги советский социализм. Если в советском, марксистском социализме экономика служила базисом, а этика — надстройкой, то в православном социализме всё обстоит совершенно противоположным образом: евангельская этика является не только руководством к личному спасению христианина, но и краеугольным камнем общественных отношений, главным социальным регулятором. Все социальные институты — политика, право, государственное устройство, экономика, культура — одухотворяются заповедями Христа и выстраиваются в согласии с ними.
Н.В.Сомин ввёл очень точный термин для описания подлинно христианской социологии — «царствоподобие». Как телу человека нельзя быть «автономным субъектом», но оно должно подчиниться Духу Святому, как человек есть образ и подобие Божие, — точно так же человеческому обществу (граду земному) должно подчиниться, привести себя в соответствие Царству Божию. А.Г.Дугин, словно продолжая мысль Сомина, прямо утверждает цель православного социализма: «Строительство Царства Божия на земле — прекрасная и христианская идея, т.е. Царство Божие внутри, Царство Божие в человеке, Царство Божие в духе, Царство Божие в наших сердцах… Если мы его построим, разве оно будет тем обществом, в котором мы живём?.. Легитимность будущего, если мы его определим как строительство Царства Божия на земле и в людях, — прекрасная же цель!»
Православный социализм — это литургия, вынесенная в мир, за пределы церковной ограды. Если главная задача человека — спасение, то все дела и посылы должны быть подчинены этой задаче. Общество должно помогать каждому отдельному человеку спасать свою душу, а не препятствовать ему. Собственно, само понятие личности в христианской социологии перерастает от индивидуума к собору, к симфонической личности. В идеале вся Россия должна стать таким собором, единой симфонической личностью, о которой мечтал ещё Гоголь: «Монастырь наш — Россия!»
Социализм многие связывают со вполне определённой экономической моделью («общественная собственность на средства производства»), но мы не считаем своевременным упорядочивать экономические отношения. Важно лишь, что это будет полная противоположность господствующим ныне капиталистическим отношениям. Если капитализм — это экономика присвоения (закон самовозрастающей стоимости капитала), то православный социализм — это экономика дара. Мы убиваем в себе жадного и ненасытного потребителя, становясь щедрыми и неприхотливыми Христовыми слугами: мы берём только самое необходимое (или то, что нам поручено в ответственное распоряжение), радостно отдавая остальное тем, кому нужнее.
— И вот что меня в особенности интересует: каковы должны быть в таком обществе взаимоотношения государства и Церкви?
— Взаимоотношения Православной Церкви и государства издавна регламентируются принципом симфонии властей. Вопрос, однако, в том, верно ли мы следуем этому принципу.
Государство православного социализма, оно не светское, в нём Церковь не отделена от государства. Это, если угодно, форма мягкой теократии, где Церковь, будучи одной из властей, не только соучаствует в государственном строительстве, но и сама является реальной властью, формулируя главные духовные смыслы; надзирая над государственным аппаратом, охраняя его от греха и всяческих соблазнов; духовно окормляя народ. В исламе есть тому образец — иранская теократия. Нам следует создать если не полный аналог, то нечто подобное.
— По моим наблюдениям, сообщество верующих скорее пугается разговоров о православном социализме, чем сочувствует им. Как, по-вашему, можно было бы переломить это недоверие?
— Православная паства, как и положено, следует указаниям пастырей. К сожалению, некоторые священнослужители испытывают к нашим идеям не только недоверие, но и неприкрытую враждебность, не стесняясь проповедовать её с амвона.
Переломить это можно только убеждением, разъяснительной работой, или, как выражался итальянский мыслитель Антонио Грамши, — путём захвата культурной гегемонии. Примером удачного разрушения культурной гегемонии стала перестройка. Теперь нам предстоит сделать обратную операцию: вернуть промытые либеральной пропагандой мозги соотечественников на своё законное место. Это на самом деле проще, чем кажется, — стоит правде прорваться на федеральные каналы или в авторитетные СМИ, как неизбежно произойдет метанойя — «перемена ума» — и ложь станет очевидной для всех: «А король-то голый!» За год СВО сознание многих из нас облегчённо сбросило с себя морок либерализма, утих захлёбывающийся восторг перед Западом, — а с социализмом, который наиболее полно отвечает русскому архетипу справедливости, будет ещё проще.
— Какие доводы в пользу своих идей вы считаете наиболее убедительными?
— Если бы православный социализм был математической теоремой или естественнонаучным законом, то такие доводы давно бы нашлись. Сложность «доказательства» всякой социально-политической концепции заключается в том, что она затрагивает интересы и даже коренные установки оппонента. Как заметил ещё прораб либерализма Т.Гоббс, «если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы беспрестанно опровергались». Более того, зачастую обыватель принимает эти установки на веру, некритически, в особенности если они исходят от авторитетного лица или его местоблюстителя (например, от телевизора). А подсознательные установки нельзя разбить логическими доводами — их можно «перепрошить» только внушением противоположных установок.
Уже упомянутый А.Грамши утверждал, что для подрыва гегемонии надо воздействовать не на теории противника и не на идеологические устои власти, а на обыденное сознание, на повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия — это неустанное повторение одних и тех же
утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. Это не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, не какое-то озарение… Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определённой степени однородности».
Рациональное убеждение оппонента тоже важно (выдвигаемая теория должна быть непротиворечивой), но наш опыт ведения форумных баталий на самых разных площадках свидетельствует, что какого-то сногсшибательного довода нет. На одних оппонентов действуют одни резоны, на других — другие, третьих вообще ничем не прошибёшь.
— Как только заводишь разговор о православном социализме, тебе сразу начинают говорить о сотнях новомучеников, об атеистических комсомольских демонстрациях, о взорванных храмах и т.д. Что можно ответить на это?
— Я отвечу так: следует понимать, что наше общество глубоко обеспокоено отсутствием притягательного «образа будущего». Идеологи неолиберального проекта менее всего заботятся о будущем. Их кредо — не строительство «светлого капиталистического грядущего», а лютая и неизбывная месть прошлому, в данном случае — советскому прошлому. Эту свою ненависть они старательно вколачивают в умы наших сограждан.
Противостать этому посеву ненависти можно только одним способом — показать народу наш образ будущего. Чем более он будет притягательным, наглядным, ярким, тем быстрее идеи православного социализма победят в общественном сознании. Но это — создание образа — скорее вотчина искусства, нежели философии. К счастью, замечательный пример создания такого образа показал кинорежиссёр Александр Пасечник, снявший остросоциальный и вместе с тем подлинно христианский фильм «Миссия России» с участием идеолога православного социализма А.Е.Молоткова.
— Как вы впервые пришли к идеям православного социализма?
— Всё началось около 15 лет назад, когда в нашу жизнь активно вошли Интернет, соцсети и форумы. В ходе баталий на различных площадках с либералами и антисоветчиками (господствовавшими тогда практически безраздельно) постепенно выкристаллизовывались идеи, строгие очертания которым придало знакомство с трудами Николая Владимировича Сомина (а чуть позже — и Александра Евгеньевича Молоткова). Личное знакомство с соратниками только укрепило моё убеждение отстаивать идеи православного социализма и самому встать на стезю православной публицистики.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН
1.
И не надо раньше времени найденного решения отождествлять православие и социализм по той же причине: вопросов будет больше, чем ответов. А как быть с первобытным православием, с рабовладельческим православием, с феодальным православием, с капиталистическим православием, и вот тогда уже и с православным социализмом?
То есть, если брать - то брать все учение МЛФ и снимать с него дилемму греха, то есть увязывать в духе православия. А значит, теория должна быть достаточно глубокой - библейской. Начало должно быть увязано с библейским. И ход теории МЛФ должен быть представлен как Предназначение. А это уже далеко не марксистско-ленинское понимание, дух. Хотя в каноне двух правд дух МЛФ, как раз сохранится в большей его части как первородный. Особенно в части понимания двадцатого века и до сегодня, в Истории.