itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

У нас с Европой ничего общего

Как говаривал Александр Сергеевич, тут нужна другая мысль, другая формула

Освободительный поход Русской армии на Украину  300-летие Российской Империи 
0
991
Время на чтение 6 минут

У нас с Европой ничего общегоИсточник: Литературная Газета

А. Белов, И. Соловьёва. Забота Петра I о фабриках и сельском хозяйстве

Есть нечто символическое в том, что операция российских вооружённых сил на Украине проходит в год 350-летия Петра Первого и на 301-м году после провозглашения Российской империи.

 

СВО касается не только судьбы Малороссии (Украины). В ещё большей степени она касается самой России – Великой, Малой и Белой. На наших глазах сбывается предупреждение царя-преобразователя о том, что Европа будет нужна нам на несколько десятилетий, а потом мы повернёмся к ней спиной. Так или иначе, в 2022 году мы являемся свидетелями крупнейшего по своим масштабам и последствиям антизападного сдвига отечественной цивилизации, начавшегося защитой донецких республик от многолетних обстрелов со стороны Киева и приведших в настоящее время к фактическому разрыву с Европой и Америкой.

Как оценить эти события – как политическую катастрофу (по мнению либералов) или как решительный поворот России, осуществлённый волей президента и поддержанный 80% народа? Я полагаю, оба ответа неверны, так как захватывают только одну из сторон проблемы. На самом деле речь идёт о продолжении исторической судьбы России как особой евразийской цивилизации, где «все концы сходятся, все противоречия вместе живут». Наша СВО – проверка делом той самой русской «всемирности», которую описал Достоевский в своей знаменитой пушкинской речи и которая не допускает переобращения внутренней духовной сути российского народа (пусть даже в рамках отдельного субэтноса – малорусского или белорусского) в нечто чудовищное – в данном случае расистское и неонацистское.

На карте земной суши Россия расположена сразу в Европе и в Азии, сочетая их в себе не только пространственно, но и по сущности, как коллективные антропологические и культурно-религиозные архетипы. Вся отечественная история может быть представлена, как попеременный вызов/ответ России то Востоку, то Западу. Учитывая при этом особенности русской национальной души как «всечеловеческой», которой внятны одновременно и просторы скифской степи, и «острый галльский смысл», и «сумрачный германский гений», придётся признать, что миссия России во времени – это борьба за сохранение её восточно-христианского ядра в условиях противоречивого (и нередко враждебного) воздействия на него вторичных цивилизационных оболочек – как внутренних, так и внешних.

Начало борьбы за Русь было положено псковитянкой княгиней Ольгой и новгородско-киевским князем Владимиром. Следующий шаг – укрепление цивилизационного статуса страны Александром Невским, который предпочёл отношения с Ордой, не покушавшейся на национальную культуру, союзу с Римом, стремившимся окатоличить Русь. Через 150 лет эту работу продолжил Сергий Радонежский, поддержавший духовную энергетику народа в условиях инокультурной и иноверческой оккупации.

Первым западническим (модернистским) испытанием ключевой вертикальной оси нашей культуры стала цивилизационная революция Петра Великого, попытавшегося – в политических интересах империи – вписать в священное пространство/время православного народа европейские технологии «подручного существования». Заслуга Петра – освоение западного научного рационализма, однако вопреки собственной полупротестантской идеологии император «переформатировал» отечественную интеллигенцию, оставив почти нетронутым многомиллионный православный народ. Дворянство стало европейским, а народ остался русским, и как раз такая двойственность позволила сохранить фундаментальную для нашей страны классическую религиозную и культурную парадигму, хотя и породила в дальнейшем взаимное непонимание и даже вражду. У нас не было католичества, не произошло и Реформации с её индивидуализмом и деизмом, и это точно соответствует словам Пушкина, что «Россия никогда не имела ничего общего с остальною Европою; тут нужна другая мысль, другая формула».

С историософской точки зрения империя Петра явилась попыткой «догоняющей модернизации» России, предшественниками которой в плане вестернизации Руси было и призвание варягов, и латинизация православной иерархии через иезуитское просвещение (так называемое украинское барокко), и западнические симпатии московской элиты («голицынщина»). Однако ни церковь, ни народ так до конца и не приняли петровских реформ. Они не достигли ядра русского духа, не произвели цивилизационного слома, хотя изменили многие его внешние слои. Лучшим доказательством этого положения является творчество того же Пушкина, которым Россия, по слову Герцена, ответила на реформы Петра. В лице Пушкина православный творческий дух преодолел модернистский (фаустовский) соблазн постренессансного Запада, показав, что свободный гений может быть на стороне Творца, а не только на стороне его противника. Провозглашённая в 1722 году петербургская империя в глубине своей осталась православной Россией, породив великую русскую культуру ХIХ века.

Примерно через 100 лет после Петра со стороны Запада последовало нападение на Россию революционного генерал-императора Наполеона вместе с половиной Европы. В ответ на это русский народ и его армия овладели политическим центром европейской цивилизации – Парижем. Ещё через сорок лет Европа снова напала на Россию. В 1914 году Россия заступилась за православную Сербию, после чего на неё последовала атака Тройственного союза. Следующий западнический вызов классическому устроению России случился в феврале 1917 года. В этот период страна, несмотря на войну, находилась на материальном подъёме, и, по подсчётам Д.И. Менделеева, через три десятилетия Европа имела бы у себя единственную сверхдержаву – Российскую империю. Однако онтологическое ядро русского мира не поддалось рыночному давлению. Власти либералов-западников в виде Временного правительства хватило едва на девять месяцев. Отодвинув старую элиту, масонский Февраль не дал стране новой. Буржуазный модерн в 1917-м не вписался в экзистенциальный архетип русского народа, который предпочёл модернизироваться другими способами, сохраняя при этом верность своей традиции – на этот раз в форме коммунистической идеократии. В определённом смысле октябрь 1917 года явился искуплением его февраля, а Великая Отечественная война – искуплением октября.

Предпоследний по времени западнический вызов теоцентрическому ядру русской цивилизации был предъявлен в начале 1990-х годов в виде либеральной перестройки, «нового февраля». Структурно оба «февраля» совпадают вплоть до деталей. Правда, в отличие от «первого» февраля 1917 года, «второй» продолжался не 9 месяцев, а почти 10 лет, и последствия его, особенно в области мировоззрения, культуры и информации, мы переживаем до сих пор. Главным ударом по традиционной державности нашей страны стало образование на месте Малороссии (по-советски названной Украинской ССР) самостийной Украины как принципиально враждебной нам анти-России.

Малороссия всегда считалась органической и весьма уважаемой частью Российской империи. «Киев – мать городов русских» – этим многое сказано. Только в начале ХХ века, в период Первой мировой войны, отдельные побеги вызывающего антирусского украинства стали культивироваться и распространяться в Австро-Венгрии в интересах военной пропаганды. В 1920-х годах, уже в составе Советского Союза, украинство как бытовая идеология почти насильственно насаждалось в Малороссии и Новороссии под флагом коммунистической «свободы трудовых наций». В итоге ко времени нападения фашистского рейха на СССР сформировалась гремучая смесь из антисоветизма, национал-социализма, украинского шовинизма и русофобии, которую впоследствии назвали бандеровщиной. Рождение подобной идеологической и политической бомбы было успешно использовано Западом в постсоветской период – к сожалению, с активной помощью недалёких «самостийных» вождей, не понимавших (или не хотевших понять), на какую роль эту «новую Европу» готовят. После переворота 2014 года по отвергнувшим «бандеровщину» областям Малороссии/Новороссии начали стрелять из пушек...

Ныне мы имеем последнее по времени сражение коллективного Запада с Россией, осуществляемое руками «незалежной» Украины, которую заставили забыть о своей русскости. Одновременно мы имеем фактическое исключение Российской Федерации из состава «цивилизованного мира», под которым Запад понимает исключительно самого себя. К сожалению, на этот мировоззренческий обман поддалась православная (правда, частично) Малороссия, душа которой расколота ныне по всем возможным ценностно-цивилизационным линиям. Разрыв между Малороссией и Украиной – таково сегодня самое краткое определение этой антиномии.

Военная операция на территории Малороссии имеет своей метаисторической целью спасение её самой от гибельного бандеровского украинства и вместе с тем спасение России от очередного нападения на неё. Война сегодня – за Русь, за тысячелетнюю православно-русскую культуру. Ныне дело идёт об отказе России от технико-экономической, политической и идейной зависимости от Запада. 500-летнему господству атеистической (фаустовской) Евроатлантики приходит конец. Как гениально предвидел тот же Достоевский, «свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: «Да, вы были правы, вы одни владели тайной, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих».

У России с Западом дороги разные. Продолжение русской евразийской империи возможно только на фундаменте её собственной культуры и веры, пронесённой Святой Русью сквозь века. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Казин
Государственная и культурная политика в
период правления императора Николая I
28.12.2023
Вера, держава, народ
В 2023 году наметилось формирование новой российской государственности с опорой на православную традицию
27.12.2023
«Голубиная книга» и русское миропонимание
Взаимопретворение души и тела, порождённых и питаемых Христовой любовью
16.10.2023
Все статьи Александр Казин
Освободительный поход Русской армии на Украину
Торжеством православных имперских начал!
О результатах президентских выборов в России
18.03.2024
Наш ответ англосаксам - освобождение Малороссии
О заявлении главы Минобороны Великобритании, что «Путин снова своровал выборы, но он не украдет Украину»
18.03.2024
«Россия с Президентом Путиным станет ещё сильнее»
Российские и зарубежные политические деятели поздравляют Владимира Путина с уверенной победой на выборах
18.03.2024
Все статьи темы
300-летие Российской Империи
О народном просвещении в Российской Империи
Новозыбков. Первые библиотеки и публичные чтения
14.03.2024
Монархия – совершенная форма власти
25 января 1547 года первый русский монарх венчался на царство
26.01.2024
Памяти великой трагедии казачества
Поклонникам искажения истории к 105-й годовщине декрета о расказачивании
26.01.2024
Император во главе армии
«Гибель империи. Российский урок»
13.12.2023
Михаил Романов – заложник императорского статуса
22 ноября (5 декабря) - 145 лет со дня рождения последнего де-юре императора России
04.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии