Руководитель проекта «Попечение» о первой Пасхе вне стен и уз в кипящем страстями столичном муравейнике …
Опытом встречи Светлой Пасхи в местах вроде и не столь отдаленных, но все же удаленных от большей части сует и хлопот, присущих привычному нам образу жизни, делился, находясь еще за колючей проволокой. Упоминал тогда и «Слово в третий день Светлой Седмицы» святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского и Симферопольского (1947). Особенно глубоко в сердце и тогда, и сейчас отзывается вот этот момент: «Крест – крест надо помнить всегда, крест всегда носить в сердце своем, даже в эти светлые, полные радости дни помнить о святом Кресте Христовом. Господь Своим Крестом указал путь, которым мы должны идти, страданием Своим изобразил наш христианский путь – путь страдания, страдания ради того, чтобы войти в Царство Божие.
… Помните всегда о терновом венце, который шипами своими впивался в главу Христову и обагрял каплями крови Его Святое Чело. Помните, что предстоит знойное лето, а после сумрачной осени снова может быть весьма тяжкая зима. Помните, что не знаете вы, когда померкнет свет в очах ваших, и воцарится вечная тьма. Знайте, что все праздники даны от Бога, как краткие остановки на нашем тернистом пути…»
Прошедшие непростыми извилистыми тропами судьбы хотя бы часть жизненного пути, петляющими то в пропасть на краю гибели, то ведущими в прекрасные небесные сады, на личном опыте убедились в необходимости регулярно возвращать себя и окружающих в реальность бытия, осознавая его мимолетность. «Помните, что в течение лета надо делать запасы, делать, покуда есть силы телесные и душевные. Делайте эти запасы, запасы не только хлеба, зимнего топлива – делайте запасы, которые отверзают вход в Царство Небесное: накапливайте больше слез, собирайте сокровище добрых дел, дел милосердия, которые откроют вам путь в Царство Божие», – это продолжение той проповеди святителя Луки, врача, доктора медицинских наук, профессора, лауреата Сталинской премии за свои уникальные научные исследования в области оперативной хирургии и вместе с тем священника, пронесшего за свои христианские убеждения тяжелый крест многолетних ссылок и лагерей.
Где как не в храме, славя и величая Того, Кто принес миру долгожданную надежду на покаяние и душеспасение, Кто возвестил всему миру, что «не око за око, зуб за зуб», а Бог есть Любовь, мы соберем сокровища в наши души для новых добрых дел, дел милосердия, открывающих нам возможность не только себя, но и иных заблудших привести к Дому Отца, дать шанс войти в Царствие Небесное? Первую свою пасхальную ночь на свободе встретил в Златоглавой, столице нашего Отечества – городе Москве.
Пока верующие люди собирались у храмов на Китай-городе, коих там, как и во всем старом городе, в каждом квартале не по одному, где у каждого своя замечательная древняя история с массой Божиих чудес и святых свидетельств, другая масса, скажем так, уже не вполне трезвых граждан и гражданок, занимала у питейных заведений тут же, неподалеку, коих здесь на порядок больше, чем старинных церквушек, длинные очереди в надежде поскорее сменить других любителей страсти и распутного веселья, напитавшихся токсичным угаром и двинувшихся кутить в другие злачные места.
Такая она сегодня, «дорогая моя столица, золотая моя Москва»! Город контрастов, вавилонская блудница, шанс на погибель и на душеспасение одновременно. Первый появится скорее при такой концентрации греха на квадратный метр… Рядом на разворачивающееся торжество блудных помыслов и словно в противовес скапливающихся потихоньку в храмах «воинов Света», прихожан и гостей столицы на молитвенное служение и восхваление возможности выбора иного пути, не во Ад ведущего, наблюдали со своего постамента святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские. С их позиций на все происходящее в преддверии святой Пасхальной ночи постарался взглянуть и автор.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские. Памятник в городе Москве, Китай-город
Автор у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям Словенским. Москва, Китай-город, 23.04.2022 г.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Взгляд на смешение культур, вер и блуда в Престольной с постамента
Вспомнились и слова из творений святого праведного Иоанна Кронштадтского, которые перечитывал в заключении: «Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной — поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, — достойное возмездие за свою гордость, — за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией… … … Злые времена — люди обратились в зверей, даже в злых духов. Ослабела власть. Она сама ложно поняла свободу, которую дала народу. Сама помрачилась умом и народу не дала ясного понимания свободы. Зло усилилось в России до чудовищных размеров и поправить его почти что невозможно. Когда вследствие общего неповиновения властям и бездействия подчиненных членов общества, и при этом бездействии, властей деятельность прекращается, словно в органическом теле прекращается кровообращение, — тогда все в обществе замирает, падает, разрушается, общественная безопасность исчезает и члены общества идут одни против других, дозволяются полный разгул воровства, хищений, вражды, убийства». Тревожное предчувствие кровавого будущего России мучило отца Иоанна, постоянно искавшего истоки будущих бедствий русского народа и краха государственности. По сути, он предрек неумолимо надвигающуюся кровавую революцию 1917 года. И ведь сейчас на улицах российских городов и в новостных, почти уже хронически боевых сводках, разве не то мы видим?! Москва, оглянитесь по сторонам – Третий ли это Рим, надежда всего человечества???…
С такими мыслями, наблюдая все это безумие и даже самое натуральное фрик-шоу субботнего вечера на Солянке и смежных улицах столицы с прогуливающимся под ручку парами немалым числом лиц нетрадиционной сексуальной ориентации мужского, женского, а порой и не пойми какого пола, то ли подростков, то ли просто недовыросших людей с сережками в носу, щеках, «туннелями» в ушах, похотливо жаждущих новых приключений в то время как христианский мир радуется схождению Благодатного огня на Святой Земле (значит, снова живы и шанс на спасение и искупление грехов снова дан человечеству!), готовится к празднованию Светлого Христова Воскресенья, со всем этим калейдоскопом образов и мыслей добрался до храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Здесь, судя по песнопениям и присутствовавшей пастве, доминирует грузинская диаспора. Душа наполнилась светом и согрелась присутствием во святом месте сем, очень эффектно убранном и ярко благолепно украшенном.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках в Пасхальную ночь (Москва, 23-24 апреля 2022 года)
Выйдя из храма на крестный ход в Пасхальную ночь – шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю, увидел в соседнем квартале уже завершаемое торжественное шествие под непрерывный трезвон колоколов. Решил присоединиться и на радость попал в небольшой уютный храм во имя моего небесного заступника – святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Это церковь Николы в Подкопаеве. Старинная, намоленная, второй половины XVIII века. Где и встретил свою первую на свободе Пасху Христову.
Церковь Николы в Подкопаеве в Пасхальную ночь (Москва, 23-24 апреля 2022 года)
Видео с Крестного хода в ВК или здесь (соцсеть запрещена в РФ).
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Сей день – этот день, и никакой другой, День всех дней. Возрадуемся и возвеселимся, потому что солнце уже не заходит, но все сияет как солнце, и завеса храма не раздирается, но Церковь восстает. Чтобы просветить всех людей, «сидящих во тьме и тени смертной». И «направить ноги наши на путь мира».
Христос воскрес, а люди всегда остаются теми, кто от земли, и вследствие этого темными. Но тот, кто верен решимости жить в присутствии Христова Воскресения, мало-помалу становится светом. Он приближается к Богу. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Бог прославляется только чадами света, и так люди узнают Его. Таков глубокий смысл жизни тех, кто сподобился увидеть Христово Воскресение: мы призваны дать людям узнать Бога нашими делами света. И Господь предупреждает: «Смотри, чтобы свет, который в тебе не был тьмою».
Так начинается проповедь замечательного московского священника, интеллектуала, знатока истории Церкви, истинного ортодокса и антимодерниста, слова которого не раз привожу в своих трудах, протоиерея Александра Шаргунова в Светлое Христово Воскресение. На ней и завершу описание первых впечатлений от радостного стояния в Великий праздник христианского мира в местах, где, по слову послания святого апостола Павла к римлянам, умножается грех, но и преизобилует благодать (Рим 5: 20).
Христос Воскресе, дорогие братья и сестры, всечестные отцы! С Пасхой Господней!
Завтра предварительные слушания к клеветникам по моему иску о защите чести и достоинства, деловой репутации. Юрист по вашим молитвам и благодаря советам и поддержке на первое заседание найден! Дальше как Господь управит. Не растерять бы в суете земной истинные смыслы и ценности, ради чего порой долгие и тяжкие скорби претерпеваем, не позабыть бы сути. Наш проект «Попечение» для того и создан.
«… Помните всегда о терновом венце, который шипами своими впивался в главу Христову и обагрял каплями крови Его Святое Чело. Помните, что предстоит знойное лето, а после сумрачной осени снова может быть весьма тяжкая зима. Помните, что не знаете вы, когда померкнет свет в очах ваших, и воцарится вечная тьма. Знайте, что все праздники даны от Бога, как краткие остановки на нашем тернистом пути…»
Николай Владимирович Каклюгин, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, руководитель проекта «Попечение»