Советский Союз и Россия утратили жизненное пространство, вернувшись к территории середины XVII века (А. Проханов)
Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы „низы не хотели“, а требуется ещё, чтобы „верхи не могли“ жить по-старому (В. Ленин)
Ныне покойный русский писатель Владимир Авдеев отвечая в интервью на вопрос «Россия для русских мать или мачеха?», машинально ответил – «конечно, мачеха». Свою позицию он аргументировал тем, что слово «Россия» нерусского происхождения, ссылаясь на дореволюционное издание словаря Брокгауза и Ефрона. Также Авдеев добавил, что нужно возвращать себе «мать», но как именно не уточнил. Я c одной стороны не соглашался с Владимиром Борисовичем, но этот ответ мне надолго врезался в память.
Представьте себе такую ситуацию. Вы русский ребёнок, не так давно лишившийся родителей и оказавшийся в детдоме. Будучи несовершеннолетним вы прекрасно осознаёте убогость своего положения и, невзирая на юный возраст, хорошо помните, что так было не всегда. И вот вам поступает предложение, от которого нельзя отказаться - вас хочет принять какая-то семья, страдающая бесплодием. Потенциальные родители вроде как приличные и вполне респектабельные, к тому же видят в вас таланты и искренне готовы их развивать. Но сей текст не о семейных сумятицах, а о том, что происходит с нашей страной последнюю неделю. А происходит, на мой взгляд, самая что ни на есть НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Почему этот так описано в этой заметке.
Предлагаю вернуться на столетие назад. В 1917 году на территории нынешней РФ произошла так называемая «Великая октябрьская социалистическая революция». После напряжённой политической борьбы власть по итогу досталась партии большевиков, именовавшей себя как РСДРП (б). Большевизм как явление с одной стороны был народным, а с другой - антирусским, - вспомнить хотя бы то, как вчерашние революционеры делали знак равенства между русским патриотизмом и великодержавным шовинизмом. Таким образом, в молодой советской республике отношение к русскому народу было единственным пунктом, где классовый подход отошел на задний план, оставив на переднем русофобскую ненависть революционеров к русским как этнической группе. Правда, длилось это недолго. В конце 20-ых годов происходит то, что в марксисткой традиции зовётся как «контрреволюция», а именно захват власти Иосифом Сталиным, сохранившим с одной стороны революционный дух, а с другой давшим старт частичной реставрации государственной политики Российской империи. Здесь стоит также отметить и демографическую политику усатого диктатора. Ещё до революции в России началось так называемое «раскрестьянивание», благодаря которой освободившаяся колоссальная энергия народа была направлена в созидательное русло. Поколения русских людей (за вычетом репрессированных) получили уникальную возможность максимальной самореализации. На этот счёт метко выразился русский философ Александр Зиновьев: «в эту эпоху в стране происходил беспрецедентный в истории человечества подъём многих миллионов людей из самых низов общества в мастера, инженеры, учителя, врачи, артисты, офицеры, ученые, писатели, директора и т. д. и т. п.» Также нельзя не упомянуть то, что с 1934 года в СССР начался поворот от идеологии коммунистического интернационала к идеологии традиционного патриотизма с уклоном в русскую национальную тему. В дальнейшем, когда у власти были Хрущёв, Брежнев и Горбачёв всё вернулось на круги своя. Можно как угодно относиться к «вождю народов», но основа (пусть и небольшая) для национального государства была им всё-таки заложена. На эту тему рекомендую прочесть книгу Сергея Дмитриевского «Сталин. Предтеча национальной революции».
С началом перестройки русский национализм вновь появляется на политической авансцене, но в весьма маргинальной форме. Самые яркие тому примеры РНЕ и «Память». В дальнейшем то, что произошло после распада СССР на рубеже 1991-1993 гг. я бы обозначил как буржуазно-демократическую революцию, где национальная идентичность была снова отодвинута на второй план. С приходом к власти Владимира Путина активность радикальных националистов несколько снижается, т.к. преемник Ельцина помимо своей фирменной харизмы, отличился и грамотными реформами. К тому же в «крутые» нулевые Россия была завалена нефтедолларами, росли зарплаты, и поэтому многим было не до философских размышлений о государствообразующем народе.
В среде прозападных либералов устоялось мнение, что тот российский режим каким мы знаем, сложился 8 лет назад (в разгар украинского кризиса), в результате чего РФ якобы превратилась в изгоя, следовательно, Запад правильно делает, что вводит санкции - мол, так и надо этому «кровавому» Путину. Вот только цимес всей этой истории в том, что российский авторитаризм возник не в 2014 году, не в 2012 году («Болотное дело»), не в 2007 году (Мюнхенская речь Путина), и даже не в 2004 году (разгром НТВ). Процесс «демократизации» завершился в тот самый момент, когда последний «новый русский» набрал на калькуляторе число своего состояния. Или выражаясь марксистским языком - завершилось первоначальное накопление капитала. Таким образом, экономический базис молодой русской демократии был исчерпан. Здесь нет ничего плохого или хорошего - это не более чем историческая закономерность. В этой связи символично то, что на протяжении 8 лет больше всех кричат о вреде санкций наша офшорная аристократия, представители шоу-бизнеса, различные мелкобуржуазные элементы и просто люди с ярко выраженной мещанской психологией. В общем, все те, кто НЕ занят в секторе реального производства.
Примерно к началу десятых годов сформировался новый класс капиталистов-корпоратов, так или иначе лояльный нынешнему государству. Сидящие в совете директоров главы компаний не лыком шиты и всерьёз задумались, как можно использовать неостывшую от распада СССР межнациональную рознь в своих меркантильных интересах. Да-да, а вы как хотели - всё продаётся, всё покупается, как никак при капитализме живём. Для этого власть решила науськивать ту часть ультраправых, которые были неравнодушны к приезжим из Северного Кавказа. Меня спросят, а зачем кому-то в верхах заниматься такой ерундой? А всё просто – на рубеже 2011-2012 накалилось противостояние «Газпрома» и северокавказских республик. Последние задолжали газовому монополисту баснословную сумму денег. В результате чего появилась знаменитая кампания под названием «Хватит кормить Кавказ!». Через пару лет начался Евромайдан и ряд деятелей русского движения либо оказались за решёткой, либо сбежали за границу, а некоторые и вовсе отправились воевать на Украину. Казалось, что русскому национализму суждено отправиться на свалку истории. Вот только история тем и интересна, что имеет свойство повторяться, причём в довольно оригинальной форме.
К чему я привёл столь долгий исторический экскурс?
Чтобы довести до читателя мысль о том, что ни при во времена русских царей, ни при большевистских цезарях, ни при советской партократии, ни в «лихие 90-е» у России не было возможности стать полноценным национальным государством. Но теперь спустя 30 лет после распада СССР всё стало иначе - перефразируя Ленина «низы хотят, а верхи не могут по-старому» и делают по-новому. Русским возвращают мать, как завещал упомянутый в начале статьи Владимир Авдеев.
Рубикон пройден, наступила «новая реальность». Именно поэтому спецоперация РФ на Украине не является империалистической войной, как любят заявлять разные левацкие помойки в ВКонтакте. Тем паче это никакая не оккупация - тезис, раскрученный государственными медиа о том, что Россия подстраховывается от потенциальной агрессии НАТО абсолютно верен. Я больше скажу - аналогичную, но более изящную внешнюю политику проводил СССР в 1945 году, когда участвовал в разделе Европы совместно с союзниками по антигитлеровской коалиции. Естественно потом поднялся вой, правда, в то время кричали о надвигающейся «коммунистической угрозе».
Именно поэтому трястись как осиновый лист от санкций, по меньшей мере, нерационально, утверждать, что спецоперация приведёт к краху российской экономики - признак невежества и глупости. Как удачно выразился Сергей Лавров «санкции это налог на независимость».
Лично у меня встаёт вопрос иного плана - как будет дальше действовать Кремль после того, как ситуация с Украиной разрешится. Эта страна на сегодняшний день является разменной монетой в противостоянии между российской властью и элитой Европейского союза. А после успешной денацификации и демилитаризации Украины пространство для манёвра увеличится, а значит, влияние РФ на ЕС не будет ограничиваться только энергоресурсами. В этой связи стоит отметить то, что пару лет назад Россия выиграла спор с Евросоюзом об учёте низких цен на газ и тепло. Это говорит о том, что у нас есть неплохие шансы избавиться от экономической зависимости Запада (с политической было покончено ещё в конце 90-х-начале 2000-х). Я также напомню то, что в результате распада СССР, многие предприятия были распилены и распроданы за бесценок, что превратило Россию в страну «периферийного (компрадорского) капитализма». Сейчас оглядываясь на то, как за грядущие годы реформировано государство, зарегулирована экономика, а также сняты с постов зарвавшиеся чиновники, можно с уверенностью сказать, – Россия шаг за шагом сходит с периферии и в будущем может занять место «центра».
Теперь же дело за малым – выдержать напор санкций, увеличить темпы производства и найти альтернативные рынки сбыта.