Ни для кого не секрет, что рекламный бизнес в РФ может похвастаться не только большими заработками, но и широким охватом аудитории. Да и чего греха таить, ведь за 30 лет в России выросло и сформировалось целое поколение рекламщиков, маркетологов и специалистов по PR – уровня, сопоставимого с зарубежными специалистами. С каждым годом на услуги такого рода специалистов растёт спрос, особенно сегодня в самый разгар новой холодной войны, когда в условиях санкций произошёл слом, а затем неизбежная перестройка всей медиасферы.
Мощности также впечатляют – объём рынка рекламы за прошедший 2022 год составил 245-250 млрд. руб. (лидеры по охвату – ТВ и Интернет). Раз у бизнеса есть такие деньги на одну лишь раскрутку, следовательно, заработок выходит как минимум в 2 раза больше, не исключено, что счёт идёт на триллионы рублей. Но главная ценность сей сферы в том, что она способна запускать различные сообщения обывателю прямо ему в мозг, тем самым меняя его поведение.
Итак, деньги и повод есть. Так какие же, спросите вы, проблемы нашего многострадального общества мог бы решить рекламный бизнес?
Первая и самая важная, на мой взгляд, проблема – это так называемый «русский крест» (выражение из лексики демографов, означающее пересечение показателей низкой рождаемости и высокой смертности). Причина не только в пьянстве или количестве ДТП (эти факторы как раз переоценены).
Всё дело в семейной политике, а точнее то, как она позиционируется. В этом плане есть определённые подвижки, но реализованы они по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Например, на уличных билбордах можно увидеть пассажи в таком духе: «Не хватает на кресло? Не заводи детей». Но это ещё ладно. Приходилось мне видеть и более «экзотичные» варианты, когда на остановочном стенде была изображена женщина в чёрном латексном костюме и тут же красовалась надпись: «Твоя дочь может стать хозяйкой! Дай ей родиться». Интересно на кого был рассчитан, сей месседж? Раз уж заговорили о семейных ценностях, можете ли вы навскидку вспомнить хоть один фильм/мультик отечественного производства, где была бы многодетная семья? Вот и я ни одного…
Что мешает государству взять наших блогеров и селебрити (тех, кто настроен как минимум лояльно) и поставить перед ними задачу транслировать те смыслы, которые оно хочет слышать? Или они только услуги банков могут рекламировать?
Взять тот же Китай, где из-за въедливости местных чиновников за рекламу некачественной продукции под суд могут попасть и заказчики, и рекламные агентства, и даже герои рекламы. А когда трудящихся Поднебесной стала раздражать реклама дорогих вещей (золотые монеты, часы, люксовые предметы одежды), главная телерадиокомпания Китая в 2013 году ввела на неё запрет. Мотивация запрета предельно проста и понятна – такой контент призывает к растратам и противоречит китайским ценностям и культуре. И пусть после этих примеров кто-нибудь скажет, что с меркантильностью невозможно бороться.
Вторая, не менее болезненная проблема – неизвестность отечественного производителя. Ну, вы знаете, идёшь по магазину и видишь на смесителе надпись Weissgauff, на ум тут же приходит немецкий колорит, но никак не завод в г. Чайковском. Или когда одежда продаётся под маркой Carlo Pazolini, словно она итальянская, но в действительности производство делается по заказу русского бизнеса. А под суровым скандинавским выражением SØnner af Vinden кроется марка стильной российской одежды как для обычного, так и для сурового климата.
К чему я веду? Миф о том, что в России ничего не производиться подпитывается не только ограниченностью обывателя, но и самим производителем, который вынужден наклеивать на себя иностранные названия, усиливая, таким образом, стереотипы о всемогуществе иностранной промышленности. И вот здесь магия пиар-технологий была бы как нельзя кстати.
Евгений Леонидович Гуляев, историк, публицист, философ, Русское Собрание, Пермь
1.