Человек Саша

Быль

Бывший СССР 
0
589
Время на чтение 16 минут

Источник: блог автора

Впервые я увидел его в больничном коридоре, когда меня ночью по скорой привезли с ковидом в больницу.

Приемный покой представлял собою сдвинутые столы в холле первого этажа, за одним из которых сидел уставший и облаченный в «ковидный скафандр» дежурный врач. Поначалу я был один, но пока врач оформлял необходимые документы - подвезли еще несколько человек. Среди них был и Александр. Среднего телосложения, слегка уже лысеющий мужчина, лет, думаю, около тридцати шести, в очках, несколько отстраненного вида… Такой, знаете, типичный представитель технической интеллигенции или как раньше говорили - «физик».

Потом меня увели на КТ, а затем в сопровождении санитарки в «скафандре», с вещами сопроводили на седьмой этаж.

Мы вошли в тревожный, продуваемый сквозняками и, тем не менее, душный полумрак коридора, заставленного кроватями. Впрочем, это был не сам коридор в его проходной, узкой части, а промежуточный холл. Какие-то точно знамена темные трепыхалась и хлопали на окнах. Как я понял потом – это была наклеенная на стекла широкими полосами и отставшая кое-где противосолнечная пленка. С мучительным подвыванием, надсадно работали кислородные конденсаторы. Тогда я еще не знал что это такое, но вот именно это мучительное, с подвыванием вразнобой гудение, а также тяжелый, хриплый кашель, отдаленные стоны и вскрики время от времени – всё это создавало странную и тревожную атмосферу.

Мне предложи на выбор одну из двух свободных коек. Одна стояла в самом проходе, а вторая – в углу и как бы в некотором затишке и удалении, у окна. Конечно, я выбрал вторую. Прошел туда и стал располагаться. Прямо возле койки тумбочки не было, но стояла квадратная приземистая банкетка, наверное, еще с восьмидесятых годов, просторная, как стол, так что я свободно разместил на ней пакеты с вещами.

За банкенткой располагались белые раздвижные ширмы, за ними угадывалась в полумраке гора сложенных штабелями старых металлических кроватей и массивные узлы каких-то медицинских механизмов и агрегатов, очевидно также свидетели давно минувших времен.

Вскоре послышались шаги и в сопровождении санитарки, тоже с пакетами прибыл тот самый человек, на которого я обратил внимание внизу, в приемном покое. Ему ничего не оставалось, как занять «проходную» койку в коридоре, от которой я только что отказался, и мне немного совестно было, что вот, я так «хорошо» устроился за счет другого.

Несмотря на странноватую и душную атмосферу я как-то уснул.

Утром уже всё было иначе - светло и ясно. Оказалось, место, где я лежал, некогда было коридором Урологического отделения, переделанного потом в ЛОР отделение, а с усилением коронавирусной эпидемии превращенного в ковидное. Койки здесь располагались в более-менее разумном порядке, так, чтобы врачи могли свободно ходить между ними, приближаться к пациентам и производить необходимые манипуляции, подвозить оборудование (порой довольно громоздкое), да и просто иногда забирать человека, перекладывать его на каталку, чтобы увезти в реанимацию. Увы, случалось и такое.

Вообще, то, что я успел заметить и понять уже в первый день пребывания в ковидном отделении – это то, что болезнь эта коварна и непредсказуема, и в каждом человеке действует по разному, так что сами врачи вынуждены, что называется, «на ходу» составлять протоколы лечения и реагировать оперативно на всякие неожиданные и радикальные изменения в самочувствии своих пациентов.

Медперсонал разного уровня и технические службы работали четко и слажено. Лечащие врачи приходили утром и шли по палатам, производя обход, опрашивая больных и назначая лечение… Вслед за ними принимала эстафету целая группа дежурных врачей, которые контролировали общее состояние пациентов и были, как я понимаю, более-менее в курсе каких-то деталей и частностей в ведении лечения конкретных людей. За армией дежурных врачей шла «армия» медсестер и медбратьев, которые готовили и раздавали лекарства, ставили капельницы, делали уколы и т.д. Причем им то и дело приходилось терпеливо объяснять больным (некоторые из которых вели себя довольно капризно), что они – медсестры и медбратья, не назначают лечение, не контролируют и не меняют схемы приема препаратов, а только исполняют решения и реализуют назначения лечащих врачей.

Ну и последняя «армия» - это армия низшего, если можно так сказать, технического звена. Впрочем, понятие «нижних» и «вышних» было здесь относительно. И именно на этих добрых и самоотверженных тружениках лежала большая часть рутинной и тяжелой повседневной работы. Это именно они в надлежащее время собирали мусор в пакеты, вывозили его в пластиковых контейнерах, заменяли, обновляли какие-то расходные материалы, поддерживали чистоту и порядок в помещениях, словом, обеспечивали возможность для нормальной работы «высшего» медперсонала и, в конечном итоге, для эффективного лечения больных.

Но я отвлекся от главной темы моего рассказа, а именно – от истории о человеке по имени Саша. Впрочем, думаю, надо было дать представление о том, как вообще работал и работает «на пике» пандемии ковидный госпиталь.

Итак, Саша.

Утром я понял, что он реально – «тяжелый». Большую часть времени он неподвижно лежал на койке, но если отправлялся куда-то, то в прямом смысле этого слова едва передвигал ноги и то и дело «заваливался» то в одну, то в другую сторону от крайней немощи… Конечно, все мы здесь (во всяком случае, находящиеся в «острой фазе») - были слабы и немощны, но вот это «пьяное» хождение Саши как-то навевало на мысль что у него в самом деле всё обстоит серьезно.

К слову, сами врачи настаивали, чтобы больные по возможности не ходили даже в туалет, аргументируя это так: «Вы там падаете, разбиваете себе головы, и нам от этого только проблем прибавляется». Но кому же из вменяемых более-менее и чувствующих еще в себе силы людей захочется «ходить под себя», то есть в судно, если есть хоть малейшие силы справлять нужду самостоятельно. Это понятно. И мы ходили, но вот, как я сказал уже, степень немощи у всех была разная. И вот на второй день нашего пребывания в ковидном отделении, по некоторым приметам, я стал догадываться что Саша как будто собирается уже отходить в «мир иной». То есть я видел как он, возвращаясь из очередного похода по нужде, валится кулем даже не вдоль кровати, а как-то наискось, как придется и лежит так навзничь без движения часами.

Апогеем этого кризиса был довольно громкий и напряженный разговор одной из санитарок с этим Сашей на второй день нашего пребывания в госпитале. Помню, он уже лежал в полусознательном состоянии, а сестричка (опытная как я понимаю, и «набившая» уже глаз) энергично и громко уговаривала его поесть. То есть просто поесть хоть что-нибудь, потому что пища - это энергия, без которой человек не может существовать, а человек больной – быстро теряет силы и может «уйти» элементарно из-за истощения жизненных ресурсов.

Саша всё это слушал и возражал негромко, но настойчиво с тем самым упрямством «физика», которое, вероятно помогает в научной работе, но мешает в делах житейских. А я понимал, что он просто не может и не хочет думать сейчас о еде, сама мысль о которой ему отвратительна, невыносима, а остальное - только «технические выкладки и обоснования» этого отвращения… Я всё это слушал вполуха, понимал и чувствовал проступающие отчетливо в словах медсестры выверенное опытом - отчаяние. Я как-то отчетливо уловил эту интонацию: что она понимает и осознаёт ясно то, что мы не понимаем и не осознаём. Что Саше – условно говоря «кердык», если он не внемлет и не начнет хоть что-то предпринимать сам для того, чтобы помочь своему организму справится с болезнью и кризисом…

Увы, опасения сестрички оправдались в тот же день к вечеру. Кто-то из дежурных врачей, непрестанно проходивших по коридору, вдруг остановился, задержался возле Саши, склонился над ним и сразу градус тревоги поднялся. Прозвучали энергичные призывы и тревожные голоса… и еще один врач подошел, а за ним еще… так что их трое уже собралось возле Сашиной койки и последовали громкие обращения к нему, проверка реакции зрачков… и стало ясно, наконец, что Саша уже впал в кому и не реагирует ни на что. Вот так… На глазах у всех, буквально за полтора дня, молодой и вроде бы более «перспективный» по сравнению с другим (пожилыми, отягощенными хроническими заболеваниями и т. д.) человек, переступил незримую грань. В общем, Саша «уходил» и кто-то из врачей без лишней сентиментальности, с рутинной простотой констатировал:

- Ну что, тут уже или «туда» или «сюда»!

И Сашу, в сопровождении аппарата искусственной вентиляции легких и капельницы на колесиках – спешно увезли на каталке в реанимацию.

Мне его было почему-то особенно жалко и я всё вспоминал как он, встречаясь в коридоре, как-то вопрошающе взглядывал на меня (может понимая что я священник) и как будто хотел заговорить… И крестик у него был на груди такой… не «демонстративный», знаете, кажется даже не серебряный и не золотой уж точно, а самый простой, может быть именно свидетельствующий о том, что Саша действительно человек верующий и православный. И вот – он хотел (может быть, не ведая того - в последние часы своей жизни) поговорить со священником. Но я первый не завел разговор и он не задал вопрос… А теперь его с открытыми глазами, не реагирующими на свет – увезли в реанимацию и что будет дальше – большой вопрос.

Я стал молиться за него, просить у Господа, чтобы Он даровал еще ему время для покаяния и для приобщения Божественной жизни…

Так шло время. День за днем. Неделя прошла, а о Саше не было ни слуху, ни духу. Я продолжал молиться о нем, но не знал о его судьбе и не дерзал загадывать. Только надеялся, что он всё-таки жив. Хотел не раз расспросить о нем у кого-нибудь из врачей или санитарок, но я не помнил, конечно, лица тех, кто принимал в нем участие, кто забирал и увозил его на каталке… «Там» ведь нет лиц, все в одинаковых более-менее – «космических» этих костюмах и потому не удобно просто начинать расспрашивать, у кого попало наудачу неизвестно о ком…

И вот наступил изумительный для меня и радостный день, точнее вечер, когда я, в очередной раз отправлялся в фойе, чтобы подышать через открытое окно свежим воздухом и вдруг – навстречу мне по коридору идет, хоть слабенький еще, но всё-таки живой и даже по виду окрепший – тот самый Саша!

Какая же это была радость!

И я не удержался - поприветствовал его, а он ответил, и как-то так действительно радостно это всё произошло, точно мы с ним были знакомы давно и теперь только подтвердили этот факт, встретившись как добрые приятели.

А потом мы вместе побрели с ним в то самое ночное фойе и там стояли такие советские еще, соединенные в ряд деревянные кресла с поролоновой седушкой и коленкоровой красной обивкой, подранной жестко, как будто когтями диких зверей. Но сидеть на этих стульях было удобно и хорошо. И тишина была ночная, и ветерок освежал из открытых окон и мы с Сашей неспешно и так по душам разговорились.

Оказалось он сам из Красноярска. Точнее из расположенного в его окрестностях небольшого городка Емельяново. И у Саши там дом, жена на сносях и пятеро детей. Пятеро детей! Какое счастье, - думал я, что врачи вовремя обратили внимание на тяжкое состояние этого славного и «заряженного на жизнь» человека. Какое счастье, что он не погиб в горячке скоротечной болезни, не оставил вдову с детьми! Я смотрел на него как на Лазаря четверодневного и благодарил Бога за это несомненное чудо возвращения от смерти в жизнь.

Оказалось, он приехал в Крым для заключения коммерческого контракта. Кто-то из сибирских бизнесменов решил построить в районе Алушты коттеджный поселок, словом, организовать небольшой, но «теплый» бизнес. И вот Саша в качестве бизнес-партнера приехал по этим делам и, кажется, даже успел заключить необходимые договоры, но неожиданно заболел и его по скорой привезли из Алушты в Симферополь. И Саша с каким-то даже изумлением рассказывал, как неожиданно быстро всё произошло, что не было никакой «раскачки» а что болезнь развивалась стремительно и он сам не ожидал и не понял, почему земля стала вдруг «уходить из под ног».

Вообще странно как-то он об этом рассказывал. Так обыденно и просто, точно сам еще не понимал что́ именно он пережил и от чего избавил его Господь. Впрочем, понимал, конечно, потому что с теплотой сердечной и умилением радовался о жене, говорил о том, что она там перенесла за все эти дни, и как рада была, когда он смог, наконец-то ей позвонить и рассказать, что чувствует себя лучше и даже уже идет на поправку…

- Ну да, - говорил он, глядя на меня через линзы больших очков. - Странно, но я очень быстро прихожу в себя и у меня, вот даже взяли уже ПЦР тест и он отрицательный, так что обещают выписать чуть ли не завтра. Удивительно, правда!.. Жена обрадовалась, конечно. Давай, говорит, возвращайся скорее домой, будем тебя уже здесь выхаживать, откармливать и отпаивать… Ну да, я и сам уже домой хочу, надо прийти в себя, как-то осмыслить всё, что произошло, поправиться окончательно. Да уж… Но Крым… я вот, как-то особенно полюбил его. Надеюсь возвращаться еще не раз сюда, узнать о нем больше…

Саша действительно оказался православным, верующим человеком, может быть не вполне укорененным в церковной жизни, но по самому расположению своему, по мироощущению – несомненно. То есть было ясно, что для него существенно важно само осознание своей причастности православию в перспективе отношений с Богом и людьми, в работе, семейной жизни, воспитании детей и т. д.

Впрочем, я понимал, что этому «сочувствию православию» если и можно радоваться, то вот именно как радуются тому, что человек выжил после опасной смертельной болезни. Выжил и хорошо! Но ведь дальше нужно набираться сил и возвращаться к полноценной жизни. Вот так и в вере православной. Радостно, конечно, что после многолетнего горького опыта искоренения православия на государственном уровне – всё равно «жизнь жительствует» и поросль веры даёт о себе знать. Но нужно ведь и двигаться дальше, утверждаться не только в вере, но и в жизни, согласной с ней, совместно искоренять зло, возрастать в благочестии…

Саша рассказывал, что в городке у них есть старый кирпичный храм еще дореволюционной постройки, облупленный до сих пор, но чудом сохранившийся. И служит в нем «креативный» батюшка, бывший байкер, который резко переменил жизнь, когда в храме чудесным образом исцелился его сынишка. И вот, Саша этому батюшке помогает иногда, а именно, как он сам говорит: «зимой… ну, когда окунаются в воду, бензопилой прорезаю ему крестообразно прорубь во льду». Конечно, я напомнил себе и Саше, что прорубь во льду – это чудесно, но кроме того много еще чего нужно делать и исполнять православному человеку…

Между прочим, в разговоре мы затронули интересную и важную тему образования детей, участия того, что называют теперь «гражданским обществом» в организации этого процесса. Саша говорил о том, о чем не говорит теперь только ленивый: что сама система образования в нынешней России пошла по какому-то кривому пути, суть которого, если совсем просто, в значительном уменьшении доли человеческого участия и внимания, и ответственности в формировании личности, при значительном увеличении роли коммерциализации и «технического» накопления информации и знаний. Мы говорили о том, как важно родителям не противопоставлять себя в этом вопросе государству, а, по возможности, искать соработников, единомышленников и, совместными усилиями менять с Божьей помощью, ситуацию к лучшему.

В какой-то момент Саша стал рассказывать подробнее о Красноярском крае, о том, как сплавлялись они однажды несколько недель вниз по Енисею и по его притокам и сколько состоялось во время этого путешествия удивительных событий и встреч. И я слушал об этих впечатлениях с радостью, словно наяву соприкасаясь с жизнью далекого края, в котором хоть и побывал однажды, но который громадностью своей, величием и значимостью превосходит всякие возможности повседневного понимания. Я слушал с радостью его рассказ об этом долгом путешествии, о посещении старинных старообрядческих поселков, об общении с местными жителями, о быте их и традициях… слушал и понимал, что и для меня – коренного крымчанина, - это всё непостижимым образом близко и дорого до глубины души… что всё это действительно моё, родное и я сам уже из рассказов Саши и вместе с ним люблю эту величественную сибирскую землю с ее могучей природой, Божественной тайной, осиявающей её, с ее людьми, с их характерами и судьбами…

В какой-то момент Саша рассказал о том, что в Красноярске есть и другие такие энтузиасты, которые тоже отправились в дальнее путешествие по Енисею и путешествие это затянулось на многие месяцы и вылилось в создание четырехсерийного документального фильма под названием «Бахта. Счастливые люди». Забегая вперед, скажу, что с удовольствием посмотрел все эти четыре фильма, а «вдогонку» под впечатлением темы и еще один (более старый и снятый другими людьми) фильм – о староверах Красноярского края. И вот какие размышления эти фильмы на меня навели…

Первый фильм (снятый с душой и на совесть около пятнадцати лет назад) – это рассказ о сибирских людях, главным образом о таежных охотниках-промысловиках. Фильм действительно вдохновляющий, мощный и светлый, но есть в нем и некоторые «посылы» с которыми нельзя согласиться и на которые надо ответить.

Первый из них: государство – это отдельно, и это некая априори враждебная всякому «свободному» человеку структура. Вот где-то там – государство, а здесь – сильные и мужественные, свободные и «счастливые» люди. Вот самое это противопоставление, думается мне, всё-таки достаточно тенденциозно и продвигает идею о том, что свобода настоящая, подлинная, возможна только вне государства. С этим нельзя согласиться, конечно. Потому что истинная свобода даруется только Христом и эта свобода – свобода от греха. А такая свобода мало зависит от внешних обстоятельств существования, культуры и быта, по крайней мере, если человек укоренен в понятиях и принципах этой свободы.

Второй посыл – это мысль о том, что сибирские или «счастливые» по терминологии фильма, люди, надеются только на себя и на свои силы и, соответственно, отвечают только за себя. Это, я думаю, тоже во многом «придуманная» мысль, особенно в религиозном отношении. Но она именно оговаривается особо в фильме, то есть что – да: и правила веры, и религиозные понятия, и праздники – всё это для «счастливых людей» не имеет особенного значения, а только присутствует так – декоративно, мимолетом и как бы впроброс.

Тем не менее, в самом фильме (когда показывается внутренняя обстановка жилищ этих «счастливых людей») можно увидеть иконы. Да и из других источников, рассказывающих о тех же людях (после выхода фильма появились несколько репортажей и интервью с ними) можно сделать вывод, что, по крайней мере, некоторые из них глубоко и сознательно верующие и, более того – православные христиане.

Для меня последнее было особенно радостным открытием, потому что всякое иное и как бы «запечатленное», (то есть представленное как единственно верное) суждение о «таежных людях» вызывает неизбежную горечь. Думаешь: ну да, вот – серьезные, сосредоточенные и трудолюбивые люди. Но без веры что значит вся эта сосредоточенность и серьезность и мужественность? Краткое время жизни земной пройдет и не будет больше ни таежного промысла, ни трудов, ни плодов их… А душа останется и жизнь останется в вечности и весь вопрос будет состоять только в том – какова эта вечная жизнь в самой ее сути: с Богом она или «вне Бога». Это ведь самые серьезные вопросы и решаются они человеком именно на земле. А вот в фильме эта важнейшая мысль как бы игнорируется, выносится за скобки. Так что даже представлялось как бы по умолчанию, что главные герои этого фильма – это такие безбожники самонадеянные. И в противовес этому утверждению, даже захотелось мне найти другие фильмы и другие рассказы… например, о староверах, которые несколько раз упоминаются в фильмах и без которых жизнь тех суровых краев представить себе невозможно.

И вот, я нашел такой фильм. Старый относительно – девяносто третьего года и тоже по своему тенденциозный (в плане отношения староверов к государству и к Русской Православной Церкви), но всё-таки весьма интересный и примечательный. Потому что в этом фильме важнейшая составляющая человеческой жизни – вера в Бога и жизнь согласная с ней – не отвергается, а ставится на первую степень важности. И интересно именно узнать о тех же «счастливых», таежных, суровых людях, но о таких, для кого вера в Бога составляет важнейшую часть их жизни. Очень интересный фильм, посмотрите по возможности.

И вот какой я сделал общий вывод из этих фильмов. На самом деле для Бога не так уж важно, наверное, что мы представляем собой в смысле цельности характера, железной воли и трудолюбия. Но гораздо важнее чтобы человек искал Бога с любовью всем сердцем и всей душой и хотел быть с Ним, жить по Его заповедям и правде в Его Церкви, созданной для нас, как спасительный Ковчег. Вот это, наверное, главное в жизни. А если так, то не так уж существенна и принципиальна разница между «особенными» «счастливыми», суровыми, таежными и мужественными людьми и – всеми остальными, живущими в городах и селах нашей необъятной Родины. И при всей возможной разнице характеров, обстоятельств и судеб по настоящему важно именно это – причастность или непричастность человека уже здесь, в земной жизни, жизни Божественной.

Вот об этом подумалось, когда смотрел эти фильмы.

Кроме прочего, Саша вспоминал, как его дальние родственники где-то под Геленджиком в начале девяностых задумали построить большой «родовой дом». И вот родные люди, живущие в самых разных концах огромной, распадающейся страны, старались как-то принять участие в этом общем деле. Надо ли говорить, как неудачно было выбрано время для начала такого строительства! Всё приходилось доставать буквально «с миру по нитке»: цемент, щебень, ракушку… да всё, буквально всё… А сами эти мужики - братья как я понял - которые взялись за «семейную стройку» были крепкими работягами, смекалистыми и рукастыми. И вот когда в их родном поселке под Геленджиком (который в советское время был связан с рыболовным промыслом и производством) всё расстроилось и пришло в упадок – эти мужики, бывшие по основной специальности электриками, сняли с какого-то пропадающего бесхозно траулера мощный дизель и организовали для всего поселка и постоянный источник электроэнергии. И еще с какого-то ржавеющего сейнера сняли другой дизель-генератор, поменьше и тоже обеспечили за счет его работу администрации… Конечно, и местная власть таким людям шла на встречу, помогала, чем возможно в строительстве дома. Но вот еще что важно, о чем рассказывал Саша. О том, что родственные связи его семья «в самом широком ее охвате» сохраняла не только в советское время, но и в самые безнадежные и горькие годы распада. А «охват» семейный, как я понял, был широк и распространялся по всей территории бывшего СССР, начиная с того самого Красноярского края и заканчивая Донбассом и Кавказским побережьем. Так вот, как говорил Саша, дом этот, каким-то непостижимым образом строила «вся семья», от добывания и доставления материалов и помощи деньгами, до личного по возможности присутствия и работы на стройке. Удивительно, правда? Это ведь образ сохранения единства в условиях всеобщего распада и хаоса. Образ единства большой семьи и в каком-то смысле - единства Родины, потому что Россия и есть, по сути, наша большая семья.

И вот, Саша рассказывал, что одним из самых сильных впечатлений его детства в девяностые годы было событие, совершенно противоположное основному «тренду» тех лет. А именно – дом каким-то чудом и вопреки всему, при участии «большой семьи» был построен и на новоселье со всех сторон необъятной Родины прибыли больше ста человек. Саша вспоминал, что только для одних детей в эти радостные и праздничные дни новоселья – выделили большую комнату и застелили ее какими-то матрацами и дети всех семей прибывших дневали и ночевали здесь гуртом. А праздновали сообща это великое новоселье чуть ли не неделю и пировали и пили и ели и веселились и никакого мордобития и выяснения отношений не было, а всё именно радостно и широко и радушно и вопреки всему даже как бы и с победой и торжеством. Вот, де, у вас всё так – развал и хаос, - а у нас новоселье, радость и торжество! Удивительный пример, энергии и силы преодоления распада и хаоса! Удивительный пример родства и взаимопомощи! Удивительный пример жизнестойкости!

Я слушал Сашин рассказ и радовался, что есть еще на Руси такие люди и их немало. И они живут, страдают, сомневаются, скорбят, ищут пути решения насущных вопросов, но, главное – всё это делается в стремлении быть с Богом и по-божески устроить свою личную жизнь, да и жизнь вокруг себя. Вот из этого-то, - думал я, - и складывается, сплетается ткань нашей современной русской жизни и как это здорово, как хорошо, что много, много таких людей – желающих и стремящихся жить в согласии с Богом. Только бы нам не останавливаться на «интуитивном» сочувствии православию, а возрастать постепенно, но неуклонно в вере и верности. Всем вместе, единым народом!..

Мы долго говорили с Сашей по душам в эту благословенную ночь. А уже на следующий день после обеда он пришел ко мне в «палату» и сказал, что сегодня его выписывают. Мы сердечно с ним попрощались и обещали молиться друг о друге и о наших семьях.

Вот и всё. Я не знаю, увижусь ли я с ним еще когда-нибудь на земле. Скорее всего, нет, но это и не важно на самом деле. Важнее чтобы и он, и я, и все мы старались по мере сил и возможностей жить православно, по-божески и в этом состоит смысл и радость нашей общей жизни, именуемой русской.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Дмитрий Шишкин
Несправедливая «Справедливость»
30 октября Русская Православная Церковь вспоминает всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении
31.10.2024
Ещё о Победе
Жизнь с Богом и в Боге
10.05.2024
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Бывший СССР
Мученик за веру Христову!
К 90-летию назначения на Калужскую епархию Архиепископа Августина (Беляева), в будущем одного из Новомучеников Российских
27.11.2024
День памяти святого Императора Юстиниана I и святой Царицы Феодоры
Сегодня мы также вспоминаем государственных деятелей И.Г.Орлова, И.И.Шувалова, П.Д.Киселева, генерала Д.С.Дохтурова, художника П.И.Федотова и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)
27.11.2024
День памяти Великого князя Иоанна II Красного
Сегодня мы также вспоминаем архимандрита Константина (Зайцева) и философа Н.О. Лосского
26.11.2024
День памяти К.Н.Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем генералиссимуса А.Д.Меншикова и славянофила А.И.Кошелева
25.11.2024
День окончания монголо-татарского ига
Сегодня мы также вспоминаем живописца Ф.Я.Алексеева, одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина, Великую Княгиню Ольгу Александровну
24.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от С. Югов
27.11.2024 19:19
Церковь всегда одна
Новый комментарий от Алекс
27.11.2024 16:58
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.11.2024 16:52
Мученик за веру Христову!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 16:20
Граната обезьяне будет обязательно передана
Новый комментарий от АБС
27.11.2024 16:03
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Сергей из НН
27.11.2024 15:21