Сегодня память преподобного Амвросия Оптинского и некоторых других оптинских старцев, мощи которых были обретены в один день.
Сказано и написано о них много и в целом и о каждом в отдельности и, слава Богу, жития их известны и труды… воистину – пир духовный! Настоящий пир, на который приглашает нас Господь и Святая Церковь. Но мы больше любим суету, развлечения, новости, кино, телешоу… что угодно, какой угодно «комбикорм с ГМО», но только не чистый пшеничный хлеб, от Господа подаваемый нам туне чрез святых Отцов. Увы…
А между тем, если конкретно говорить о святых отцах Оптиной пустыни, то, в общем – это какой-то особенный дар Божественной милости нашему народу. Особенно если мы говорим о старчестве. Ведь что такое, в общем, была церковная жизнь в России XIX столетия? Очень во многом это была жизнь поврежденная и искаженная уже под влиянием псевдодуховных и светских течений и веяний Запада, насаждаемых долгие десятилетия как несомненно правильные и полезные. Конечно, это насаждение не могло не приносить свои плоды. И в общем их можно охарактеризовать как обмирщение внешней церковной жизни. «Внешней», говорим, потому что в основе своей Церковь неизменна и неколебима. Но в том-то и дело, что многие заведенные по Западному образцу правила и понятия постепенно скрывали от людей светоносную суть Церкви, отчего многие стали теплохладны в вере и даже вовсе неверующими при сохранении по необходимости внешней обрядности.
Но Всемилостивый Господь, не желая никому погибели, но чтобы все спаслись и пришли к познанию истины, - посреди всеобщего почти поврежденного порядка церковной жизни явил истинно духовных столпов, которые напомнили бы людям о том, для чего существует Церковь и какова она есть на самом деле. А именно о том, что любовью Божией в Церкви Духом Святым всяка душа живится и чистотою возвышается. Только бы сам человек хотел этого и искал всем сердцем.
Проповедниками этой истины и не словами только, но всей своей жизнью были и преподобный Серафим Саровский, и святители Игнатий (Брянчанинов), и Феофан Затворник а, позже, и «всероссийский» пастырь Иоанн (Кронштадтский)… Были таковыми учителями истинного православия и Оптинские старцы; и этот дар их общий – старчества – передавался милостью Божией из поколения в поколение более чем столетие, так что как бы такое особенное облако отрадное и утешительное осияло Оптину пустынь, привлекая к ней тысячи и тысячи страждущих людей.
И вот именно что живая действенная любовь, утешение с вдохновением – основные качества старчества. Так что какого бы звания и состояния человек ни пришел бы в Оптину пустынь, какой бы заботой, печалью, тревогой или горем ни было омрачено его сердце – здесь он непременно встречал отеческую любовь и утешение и вдохновение на добрую жизнь в согласии с Богом.
А что еще нужно человеку? Не унывать в этом многотрудном и мятущемся мире, не утрачивать живую память о своем высшем призвании: быть с Богом и в Боге, верою и упованием на Него преодолевать все трудности жизни.
Этому и содействовали всемерно Оптинские старцы, это и единит их в Духе Святом при всей разнице их способностей и характеров. Воистину, как и говорил, наверное, самый известный из Оптинских старцев, преподобный Амвросий: «Перед судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли».
Помня об этом, не будем отчаиваться, видя себя никуда негодными, но неотступно будем с любовью устремляться к Богу и делать что можем доброго ради Него. А святые отцы Оптинские, конечно, нам в этом помогут. Только бы мы сами не забывали обращаться к ним.
Преподобные отцы Оптинские, молите Бога о нас!