В Послании к Федеральному Собранию, оглашённом 21 апреля 2021 года, глава государства призвал защищать духовно-нравственные ценности, которые во все времена делали нашу страну и народ сильнее. В частности, Владимир Путин выразил недовольство содержанием школьных учебников по истории. Подробности – в материале profiok.com.
Что не понравилось Путину в учебниках по истории?
По словам главы государства, на протяжении всей истории наша страна преодолевала сложные испытания благодаря единству и общим духовно-нравственным ценностям своего народа. По мнению Путина, именно всеобщий патриотический настрой помог нашей стране пережить период эпидемии, сохранив экономическую, политическую и государственную стабильность.
«Ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее, и эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать», – подчеркнул Владимир Путин.
При этом президент отметил, что важно передать ценности молодому поколению, воспитывать молодёжь на достойных примерах, которых, к счастью, в отечественной истории немало. По словам Путина, важно, чтобы новые поколения выбирали в качестве ориентира победы и судьбы наших выдающихся предков. Иными словами, молодёжь нужно воспитывать на примерах, которые учат любить Родину и стремиться лично участвовать в её развитии. Молодым людям нужно больше рассказывать о достижениях нашей страны в сфере культуры, искусства, литературы, науки и техники, а также о страницах славной российской военной истории.
Владимир Путин выразил недоумение: до сих пор в некоторых школьных учебных пособиях не отмечено место России в историческом контексте, а важнейшим событиям истории нашей страны вообще не нашлось места. Скажем, в одном из учебников, попавшем в руки президента, события Второй мировой войны описывались без упоминания Сталинградской битвы.
«Написано как будто не про нас! – возмутился президент. – Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно!»
И правда, удивительно. Владимир Путин критически высказывался о качестве школьных учебников по истории ещё много лет назад. Например, на встрече с разработчиками концепции нового учебно-методического комплекса по российской истории в январе 2014 года он призывал не допускать принижения значения сделанного нашими предками и противостоять «идеологическому мусору» и «плевкам в лицо».
С тех пор прошли годы, несколько раз поменялись министры культуры и просвещения, был разработан единый историко-культурный стандарт, в соответствии с которым одобрены несколько линеек учебников. В сентябре 2020 года Минпросвещения утвердило федеральный перечень учебников для использования в школах в ближайшие пять лет. Более того, совсем недавно о выходе нового учебника под редакцией помощника президента Владимира Мединского объявило Российское военно-историческое общество (РВИО). Тем удивительнее, что российские школьники до сих пор обучаются по пособиям, судя по всему, не проходившим никаких проверок. Так что недоумение и возмущение президента вполне объяснимы и понятны.
Как отреагировали эксперты на слова Путина об учебниках истории?
Слова президента, даже произнесённые мимоходом, всегда оказываются в фокусе общественного внимания. К тезисам, прозвучавшим в рамках президентского Послания, внимание всегда особое: ничего случайного в подобных выступлениях президента, конечно же, не бывает.
Как показала программа «Вечер с Владимиром Соловьёвым», вышедшая в эфир в тот же день, на эти несколько фраз обратили внимание очень многие. Скажем больше: этих слов ждали!
Так, зампред Госдумы РФ Ирина Яровая выразила надежду, что «министерство, которое занимается учебниками», услышало слова президента. По её мнению, эта тема давно заслуживает пристального внимания, поскольку формулировки во многих учебных пособиях нередко вызывают едва ли не оторопь. Скажем, в одном из учебников по обществознанию, который попался в руки Ирине Яровой, 1990-е годы были охарактеризованы как период «начала освободительного национального движения» в нашей стране.
«Я много лет недоумеваю: почему у нас учебники разные? Почему мы не учим всех российских детей по единой образовательной программе?»– поддержала тему главный редактор RT Маргарита Симоньян.
«Я ожидал, что президент эту тему разовьёт в большей степени», – посетовал режиссёр Карен Шахназаров. По его мнению, стоит говорить «не только об учебниках»: в серьёзном реформировании нуждается вся система образования. К сожалению, с начала 1990-х в обществе укоренилось мнение, что педагог как представитель творческой профессии имеет право трактовать свой предмет как его душе угодно. Руководитель «Мосфильма» уверен, что профессия педагога сродни профессии режиссёра или дирижёра, творческая свобода которого заключается в прочтении конкретной партитуры, а не в написании собственной. «Никаких вариантов тут быть не может», – заключил Карен Шахназаров, выразив надежду, что «тема получит более широкое развитие».
Писатель Захар Прилепин также считает, что дело не в конкретных учебниках, а в том, что руководство страны пытается балансировать между представителями самых разных убеждений. По мнению Прилепина, консенсус тут невозможен: «помимо учебников, нужно менять слишком многое», поскольку «учебник тащит за собой колоссальное количество институтов, за которыми стоят спонсоры». Так что учебник – всего лишь маркер, убеждён писатель.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что общественно-политические науки, к которым, безусловно, относится история, не могут существовать без идеологического прочтения. А значит, трактовки, которые используются в учебных пособиях, как и образовательные программы в целом, должны быть едиными. Как заметила Ирина Яровая, борьба сейчас идёт именно за молодое поколение, не обладающее иммунитетом против информационных атак. «Вопросы образования и воспитания – национальный фронт защиты, основа национальной безопасности», – убеждена зампред Госдумы.
По понятным причинам не оставил эту тему без внимания и помощник президента Владимир Мединский, возглавляющий Российское военно-историческое общество (РВИО).
«Содержание некоторых учебников, издававшихся на гранты иностранных государств, не может не вызывать недоумения», – цитируют Мединского новостные агентства.
Кроме зарубежного влияния на авторские коллективы, в числе проблем, связанных с качеством учебных пособий по истории, Мединский назвал, например, стремление авторов учебников по всеобщей истории сконцентрироваться на роли во Второй мировой войне зарубежных стран, поскольку роль СССР изучается в курсе отечественной истории. По словам Мединского, такой поход недопустим.
В интервью РИА «Новости» Мединский пояснил, что чтобы в российских школах не было прецедентов, подобных тому, о котором упомянул Владимир Путин, необходимо «сформулировать стандарт обучения истории и отобрать лучшие линейки истории» (разве это до сих пор не сделано? – прим. profiok.com). Введение стандарта, по мнению Мединского, ничуть не ограничивает свободу учителя. Педагоги смогут выбирать формат обучения и решать, что лучше: сходить с детьми на исторический спектакль или провести урок в музее.
Напомним, что выход тиража новых учебников истории, подготовленных совместными усилиями Российского исторического общества (РИО) и Российского военно-исторического общества (РВИО) под редакцией Владимира Мединского, ожидается в ближайшие недели, то есть в апреле-мае 2021 года.
Министр просвещения Сергей Кравцов, в свою очередь, заявил в программе «Москва. Кремль. Путин» на канале «Россия 1», что министерство собирается проверить все школьные учебники (а кто же их проверял до этого? или не проверяли? – прим. profiok.com). «Мы проведём сейчас полный анализ всех учебников», – заверил чиновник.
Что ж, можно, конечно, порадоваться наметившемуся оперативному решению проблемы, обозначенной президентом. Правда, вопрос Владимира Путина о том, кто же до сих пор продолжает выпускать и пропускать некачественные, а иногда и явно искажённые идеологически пособия, похоже, останется открытым.
Стоит добавить, что Владимир Мединский давно и активно продвигает идею пересмотра подходов к преподаванию истории в школе. По его мнению, человек должен ощущать себя частью мирового исторического процесса. Эту позицию разделяет не только РВИО, но и РИО: историки убеждены, что необходимо если не объединить, то хотя бы синхронизировать курсы отечественной и всеобщей истории. В этом случае школьникам будет легче соотносить различные исторические периоды, а учебники по общемировой и отечественной истории будут естественным образом дополнять друг друга без необходимости расширять «российскую» часть в учебниках по мировой истории.
Формирование иммунитета: от частного к общему
После оглашения Послания Владимира Путина мы ради любопытства пролистали один из учебников по всеобщей истории (История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций : базовый и углублённый уровни / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа ; под ред. А. А. Искендерова. — М.: Просвещение, 2019. — 352 с.). Он издан год назад и получил все необходимые рекомендации. Ощущения противоречивые: формально издание, очевидно, соответствует всем необходимым требованиям, фактически – сделано, что называется, без души. По крайней мере, люди, искренне любящие свою страну, в рассказе о Второй мировой войне вряд ли уделили бы Пёрл-Харбору больше внимания, чем Курской битве, «благотворно сказавшейся на действиях антигитлеровских союзных армий».
Масштабные и системные задачи, а изменение концепции преподавания истории – задача, безусловно, системная, решаются, к сожалению, долго. А если в управленческой «верхушке» подходят к их решению формально, то они не решаются вообще никогда. Именно поэтому экспертные сообщества, вовлечённые в решение системных задач, параллельно ищут другие подходы к продвижению исторического знания и популяризации идеологически верных трактовок событий отечественной и мировой истории. Суть одного из таких подходов заключается в том, чтобы дать людям возможность прочувствовать историю Отечества через историю собственной семьи.
Один из подобных проектов – издательский проект «История, рассказанная народом». Это серия книг о Великой Отечественной войне, содержащая воспоминания ветеранов и другие документы из семейных архивов. Как пояснил порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов, книги серии с большим успехом используют учителя, причём даже при работе со школьниками младших классов. «Такой материал отлично воспринимают дети любого возраста, – говорит Шарифов. – Память о Великой Отечественной войне жива в каждой семье. Младшеклассник, принимающий участие в проекте и вместе с родителями готовящий для издания материалы о своих прадедушках и прабабушках, приближавших Великую Победу, отлично понимает и чувствует, что история его близких – часть истории нашей Родины. Именно поэтому мы с помощью наших партнёров стараемся распространять наши издания, на первый взгляд взрослые, в детские библиотеки и в школы. Буквально на днях наши соратники из информационного агентства «Ветеранские вести» помогли организовать участие в проекте ребят из подмосковной гимназии имени Е.М. Примакова. На мой взгляд, участие в подобных проектах – та самая прививка от беспамятства, которая формирует у молодого человека стойкий иммунитет к попыткам исказить российскую историю».