Как уроки литературы приводят к Богу

Учитель Николай Лобастов о вечных вопросах

Источник: Православие.Ru

Есть учителя литературы, послушав которых, сразу хочется погрузиться в произведения Пушкина и Достоевского, а еще – обязательно пойти в храм и стать церковным человеком. Таким удивительным талантом обладает Николай Лобастов – преподаватель с многолетним стажем, автор книги «Записки сельского учителя». Наш собеседник поделился своим опытом, как увлечь школьников русской классикой и открыть для них мир православной веры.

Досье. Николай Лобастов – педагог, писатель, выпускник Свято-Тихоновского православного университета. В книге «Записки сельского учителя» он рассказывает о русской литературе и христианстве. Живет в городе Лысково Нижегородской области.

– Николай Алексеевич, когда вы говорите подросткам о русской классике, как они реагируют?

– Мне нравится выступать перед старшеклассниками. У них натура – открытая, очень восприимчивая. Их волнует поиск истины, проблемы любви, смерти. Это всегда будет одинаково, во все времена. Подростки задают «каверзные вопросы», слушают, обсуждают. Мне нравится, когда есть диалог. Мой подход в преподавании литературы имеет особенность. Я смотрю на русскую классику через Евангелие и православную веру, рассказываю ученикам о духовных исканиях писателей, как в их творчестве раскрывалась религиозная тема.

Я смотрю на русскую классику через Евангелие

Какие замечательные строки есть у Есенина: «Душа грустит о небесах, / Она нездешних нив жилица»! Эту же мысль раньше и по-своему выразил Пушкин: «Стремиться к небу должен гений». Именно тоска по совершенству заставляла русских писателей взяться за перо. Когда затрагиваешь эти темы – аудитория живо реагирует.

– И все же многие говорят, что нашим детям читать и слушать про Евгения Онегина уже не очень интересно…

– Христос всегда, и сегодня, и завтра – Один и Тот же. Он – мера всех вещей. Вечные ценности – одни и те же. Мучительные и проклятые вопросы, затронутые в классике, будут до скончания века. И дело учителя понять, под каким углом на героев Пушкина или Лермонтова посмотреть, какие акценты сделать. В советские времена из всех героев, даже из Онегина и Печорина, делали революционеров, и умным ученикам было скучно. Если сегодня из Онегина и Печорина делают только эстетов, скучающих дворян – это тоже будет неинтересно. Плохо, когда преподавание классики оторвано от сегодняшнего дня. А если учитель помогает школьнику решать насущные вопросы, получится увлекательно.

Как можно посмотреть на хрестоматийных героев? Евгений Онегин исповедует гедонизм, свободомыслие, ни в чем не нуждается, ни о ком не заботится. «Бери от жизни все», – как сказали бы сегодня. И при этом страшно скучает, мучается «экзистенциальной тоской». В чем-то это западный путь развития личности, когда человек делает культ из свободы и ставит себя в центр мира. А «Татьяна, русская душой», олицетворяет патриархальные ценности, верность Божественным заповедям. Она живет в согласии со своей совестью, для нее долг важнее страсти.

– Какие интересные подробности можно рассказать о Пушкине, чтобы раскрыть его религиозные чувства?

– Возьмем такой факт из биографии поэта. В 1824 году Пушкин прибывает в ссылку в Михайловское. И живет там два года в обществе престарелой няни. После 1825 года Пушкин перестал пародировать религию, оставляет увлечение вольтерьянством и байронизмом. Он пишет друзьям: «Нет ничего более мудрого, как сидеть у себя в деревне и поливать капусту». Столичные греховные страсти – карты, светские сплетни, вино – в нем приглушаются. Можно сказать, что деревенская жизнь его преобразила. Он слышит настоящую русскую речь, начинает чтить традиции предков. Ему интересны Святогорский монастырь, богомольцы, игумен Иона, чтение Библии и святых отцов. Всё это просветляет душу. Знакомому священнику Пушкин заказал отслужить заупокойную литургию по Байрону. В Михайловском он пишет знаменитое стихотворение «Пророк», которое отсылает к библейскому сюжету о видении серафима пророку Исаии – «Духовной жаждою томим…». Пушкин прекрасно выражает мысль, что дар пророчества дается избранникам Богом, чтобы через них донести до людей Свою волю.

А какой проникновенный образ монаха Пимена создает Пушкин в «Борисе Годунове»! Эта драма также написана в Михайловском. Герой Пушкина старец-летописец признается, что поведал блаженство, «как в монастырь Господь меня привел». Пимен, по замыслу автора, воплощает такие христианские добродетели, как набожность, кротость, мудрость, усердие. Учитель ненавязчиво может сделать на этом акцент, пробудить в детях интерес узнать больше о христианстве.

У современных школьников клиповое сознание. Они привыкли, чтобы всё было кратко и познавательно. Учитель должен уметь удерживать внимание, увлекать – то есть говорить о самом главном, используя яркие детали и запоминающиеся примеры.

– Как вы относитесь к дистанционному образованию?

– Это результат прагматичного подхода, когда человек – потребитель, винтик системы. Возникает представление, что образование – товар, мозги – товар, деловые качества – товар. Если подходить только с рыночной точки зрения, то дистанционное образование удобно. Но преподавание – это не только передача знаний от учителя к ученику. В процессе обучения важны интонация, жесты, выражение глаз, личность педагога. Знаете, это как иногда посидеть рядом со святым человеком. Уже никаких слов не нужно, в глаза посмотрел – и всё самое главное почувствовал.

Дистанционная форма обучения победит, если в образовании будет преобладать либеральная идеология

Если в образовании будет преобладать либеральная идеология, то дистанционная форма победит. Она удобна и для экономики, и для государства. Но при этом личность нивелируется, личность стушевывается.

­– Какие книги о семье вы можете порекомендовать?

– Конечно, повесть Пушкина «Капитанская дочка», где прекрасно показана семья Маши Мироновой, любовь и верность друг другу ее родителей. Также приходит в голову роман Гончарова «Обрыв». Там бабушка великолепна и ее отношения с внучками. В книге задаются правильные акценты для построения семьи. У Тургенева прекрасны старики Базаровы. Они мелькнули немного эпизодически, но это очень трогательные, преданные друг другу герои. Тургенев как гениальный художник отобразил великолепно и их любовь к сыну, и любовь друг к другу. А вот самого нигилиста Базарова, увы, невозможно представить семейным человеком, качающим в колыбели ребенка. Василий Розанов писал об этом. «Передовым людям» позапрошлого столетия семья уже не казалась ценностью. Во второй половине XIX века любимая тема в литературе: страсть выше брака. И все писатели, начиная с Тургенева, посвящали этому свои произведения. Вспомним Анну Каренину в романе Толстого, Екатерину Кабанову в пьесе Островского. Или возьмем Серебряный век, поэзию Александра Блока. Каждый его новый сборник был посвящен новой пассии. Писатели такого типа искали вдохновения в страстях. Им казалось: семейный быт, теща, пять детей – о чем здесь писать?!

А Достоевский, остепенившись с годами, смог сочетать и литературное творчество, и счастье в семейной жизни. И многие славянофилы могли. Прекрасные семьи были у Сергея Аксакова, у Хомякова и Киреевского.

В советские времена писатели на страстях уже не делали такой сильный акцент, потому что брак называли «ячейкой общества». И получилось, что советская литература, в частности писатели-деревенщики, вернула тему семьи.

– А как вы сами пришли к вере?

– У меня была верующая бабушка, она молилась за нас. В советские времена у нее в доме собирались православные люди; помню, как они пели церковные песнопения. Местные власти бабушке это пытались запретить. Она сказала: «Никого не буду слушать». И ни на кого не обращала внимания, все двунадесятые праздники отмечались в ее доме. Бабушка давала мне читать Евангелие, когда я учился в 3–5 классах. А потом наступило время юности, и все, что связано с бабушкой, ушло в сторону. Моя молодость – это 1970-е годы, время государственного атеизма. В ту пору я не встречал священников, не открывал Библию. А потом пришла перестройка, все вокруг зашаталось. И передо мной встал главный вопрос: зачем мы живем? Если не коммунизм, то тогда что же нас ждет впереди? Ответы находишь тогда, когда задаешь вопросы. А вопросы помогала задавать литература – мой любимый предмет в школе. И любимая учительница Лира Михайловна была преподавателем литературы.

– Именно поиски смысла жизни привели вас в Церковь?

– Да, я как-то от головы шел. Стал много читать. Специально ездил в областной город Нижний Новгород, скупал церковную и философскую литературу, всё жадно проглатывал. А потом к нам в село Просек Лысковского района приехал прекрасный батюшка из Москвы. В храме святителя Николая Чудотворца появился отец Владимир Антипин, он – духовное чадо отца Михаила Труханова. Наш батюшка начинал на Ваганьковском кладбище, алтарничал, когда преподавал в Лесотехническом московском институте начертательную геометрию. Потом он сознательно уехал из столицы в глубинку. Он – прекрасно образованный. Если бы не его помощь и наставления, не было бы и моей книги «Записки сельского учителя». Он большой аскет. Сейчас ему уже 80 лет, а я четверть века – его духовное чадо.

– Какое главное наставление давал вам духовник в начале пути?

– Батюшка сразу сказал: каждое воскресенье быть в храме.

Вот уже четверть века мой духовник – отец Владимир Антипин. И батюшка сразу сказал: каждое воскресенье быть в храме!

Только если лежачий, можешь остаться дома. И последние лет 15 не было ни одного воскресенья, когда бы я пропустил Литургию. Батюшка у нас строгий. Соблюдать седьмой день – это Божия заповедь. Церковная жизнь и привела к тому, что и книга «Записки сельского учителя» получилась с таким строгим взглядом православного человека. Всё благодаря нашему аскетичному подвижнику – отцу Владимиру Антипину.

– Кто-то, принимая крещение, не ходит в Церковь. Почему?

– На мой взгляд, главная причина – жажда комфорта. Нам хочется, чтобы все пришли в храм. Но в Евангелии рассказывается, что Господь накормил хлебами пять тысяч человек, а потом где они оказались? Ведь видели такие чудеса! А на Голгофе рядом с Господом почти никого не остается.

Сейчас многие ссылаются на занятость, на загруженность: хочу в храм, но вот некогда. У каждого времени свой соблазн. Сегодня главное искушение – это комфорт. Пока человеку хорошо живется, он не спешит в церковь. Мои бывшие ученики часто ко мне подходят и говорят: «Да, да, надо сходить в храм. Я давно собираюсь. Но жизнь закрутила. Стройки, бизнесы, работа…» Каждый сам делает свой выбор, а Бог ждет всех.

– С каким чувством вы встречаете 1 сентября?

– Я люблю оглянуться назад и вспомнить свои школьные годы. Мы жадно стремились насладиться общением, потому что целое лето не виделись. 1 сентября – это белые фартуки, цветы, счастливые лица учителей, любовь, которая была между нами. Жизнь идет вперед, что-то появляется, а что-то исчезает. Сейчас общения всё меньше, дети – в гаджетах.

Хочется, чтобы всё лучшее, что наработала отечественная педагогика, развивалось. Мы доверяли своим прекрасным учителям. И вместе с ними рука об руку шли по жизни. Не знаю, кто кого учил больше: они нас или мы их. Вместе плыли по океану жизни. Учитель не должен превращаться в менеджера, но оставаться наставником, старшим товарищем.

Учитель не должен превращаться в менеджера, но оставаться наставником, старшим товарищем

– В чем особенность современных детей?

– Современный ребенок с легкостью переключается с учителя на друзей, на интернет. Если ему что-то не нравится, он тут же поменяет общение в интернете. И это вредно для человека. Он не должен существовать хаотично, аморфно. Мы живем рядом с ближними, познаем их. И себя лучше понимаем. Хорошо, когда люди трутся друг о друга, как камушки в едином коллективе – и в школе, и в вузе, и на работе.

С Николаем Лобастовым
беседовала Татьяна Медведева

Источник: Православие.Ru

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Лобастов
Как уроки литературы приводят к Богу
Учитель Николай Лобастов о вечных вопросах
02.09.2020
Шнуров – «производитель смыслов»
О скандальном выступлении певца-матерщинника в Общественном Совете при комитете по культуре Госдумы
25.03.2019
Плоды гнилого дерева
Керченская трагедия - результат образовательной и культурной политики государства
26.10.2018
Николай Лобастов: «Русская литература всегда искала смысл жизни»
Как увлечь школьников классикой? Этот вопрос волнует многих педагогов и родителей
04.09.2018
Все статьи Николай Лобастов
Татьяна Медведева
Все статьи Татьяна Медведева
Последние комментарии
Результатам выборов не верит Трамп или американский народ?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.01.2021 03:30
«Милая, добрая, светлая Русь…»
Новый комментарий от Vladimir
10.01.2021 07:51
Белка Стрелка против коронобесия
Новый комментарий от Андрей Козлов
10.01.2021 07:29
«Нацпроект "Очищение" неизбежен»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.01.2021 05:47
Памяти мученика Григория Распутина-Нового
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.01.2021 05:09
Отче, зачем подыгрывать тем, кто презирает Церковь?
Новый комментарий от грешник Вова
09.01.2021 10:33