Источник: Издательский Совет РПЦ
– Василий Владимирович, расскажите, пожалуйста, как вы проводите лето-2022?
– Я участвовал в создании Совета Союза писателей России по литературе о физкультуре и спорте, в проведении книжного фестиваля на Красной площади, выездных совещаниях секретарей, подведении итогов трёх детско-юношеских конкурсов, потрудился в юбилейных мероприятиях святого великого князя Александра Невского и Михаила Салтыкова-Щедрина, на региональном фестивале Алексея Бельмасова и всероссийском Николая Некрасова, впереди – восьмой международный молодёжный фестиваль-конкурс поэзии и поэтических переводов «Берега дружбы» и двенадцатый всероссийский конкурс «Хрустальный родник», белорусский международный фестиваль «Литературные дожинки», национальный конкурс «Поэзия русского слова».
– Что вы планируете читать в отпуске? Что посоветуете прочитать друзьям из книжных новинок или из того, что недавно открыли для себя?
– Писатель в отпуске не читает, а пишет. Тем более, когда на работе необходимо за год вычитывать 500-700 конкурсных рукописей начинающих, несколько десятков томов новых произведений товарищей-мастеров, ещё какое-то количество прозаических и поэтических сборников отрецензировать, отследить критику в ведущих литературных журналах, кого-то перевести на русский… Сегодня трудно рекомендовать книги, потому что их практически не купить – тиражи для нашей великой России просто ужасны: 500 экземпляров ныне для хорошей литературы норма. Так что читайте друзей, читайте родных вам по духу поэтов и прозаиков – вы же не будете дружить с негодяями и графоманами! Читайте то, что они вам подарят. И передавайте книги другим друзьям – пусть каждая хорошая книга найдёт пять-десять своих читателей путём взаимодоверия.
– Какие стихи, посвященные лету, можете процитировать?
– Свои или чужие? К сожалению, понемногу смиряюсь с тем, что меня везде на встречах и выступлениях представляют «генеральным директором» только, а ведь я автор романов, повестей, поэм, пьес, эссе… Вот, написано давно, а сегодня вновь зазвучало:
Все деревья в лесу пересыпаны светом,
И цветы между ними возносит трава.
Тишина нарушается шорохом где-то –
Это с елей спорхнувшие тетерева.
Хорошо... Только где-то война.
Изогнулась река под плакучею ивой,
Посреди тёмной ряски – лазурность окна.
Облака закачались в холодных извивах,
Повторяясь во всём – даже точкой орла.
Хорошо... Только где-то война.
Скошен луг и расчёсан на тёмные копны.
Иван-чай на бугре островочком тепла.
Косари далеко – за курганом неровным.
Ты устала, отстала, осталась одна.
Хорошо... Только где-то война.
Ты платок расстелила, рассыпала косы,
И клонится усталою думой глава:
Он так любит тебя, твой парнишка курносый,
И ты любишь и ждёшь – пусть наступит зима…
Хорошо... Только где-то война.
– Какие писательские музеи, усадьбы любите посещать?
– Все. Повсюду. Это же чудо – как они, музей, вслед за своими героями-хозяевами – Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Достоевским, Чеховым, Шолоховым, Распутиным, столь не схожи, столь удивительно своеобразны, и, при этом, они всегда и везде свои, близкие, всегда свои, уютные, сердечно родные. Михайловское, Тарханы, Мураново, Русса – разнообразие их скорее связано не с географией, а природно-временное, атмосферное. Где-то главное, царственное – осень, где-то – лето или зима.
– Летом школьники обычно читают классику по списку для уроков литературы. Что вам нравится перечитывать из «школьной программы»? Как воспринимаете хрестоматийные произведения из сегодняшнего дня?
– Хрестоматийно… звуковая ассоциация с Матерью Христа, и это правильно! Произведения, которым доверяешь совершенно, к которым общаешься за помощью, за советом и поддержкой, попадая в трудную, мутную ситуацию – а к кому ещё? ведь это они создали нас, наравне с родителями и учителями. Они заложили в нас каноны поведения, научили правильно реагировать на вызовы – они это мы! Поэтому перечитываю – ну, может не от корки до корки, фрагментами, но всё, что попадётся на глаза хрестоматийного – от «Полка Игорева», «Капитанской дочки» и «Русских женщин» до «Поднятой целины» и «Тёркина». Это заряжает, как свидание с малой родиной.
– Кто из литературных героев русской классики – вам особенно симпатичен? Почему?
– В русской классике герой культурный и герой народный нераздельны. Понятно, что герой культурный может быть (и зачастую бывает) антигероем: Герман, Печорин, Раскольников, ибо выражает временное, страдает временным. А народный герой – если уже не святой, то стремящийся к святости, так что и не различишь, где святцы, а где ЖЗЛ: Илья Муромец, Андрей Рублёв, Суворов, Достоевский. Вот и мне близок философ-романтик, обязательно страдающий вечностью: Петя Гринёв, князь Серебряный, князь Болконский, Ваня Карамазов. Таковых и сам описываю.
– Издательский совет учредил новый конкурс для молодых литераторов «Благое начало». Тема первого сезона – «Герой нашего времени». Кого вы можете назвать настоящими героями нашего времени (в положительном смысле)? Как писать о таких людях?
– Совет всем начинающим – учитесь, учитесь профессии литератора! От Пушкина до наших дней писательское мастерство развивается, расширяет словарный запас, обогащается мелодически и понятийно, с каждым поколением русская литературная гармония усложняется, поэтому каждому новому писателю нужно осваивать всё больше и больше правил и законов, чтобы не откатится в дикость, не стать смешными в сравнении со старшими. Однако первый талант писателя, да и шире – любого художника – талант сочувствия. Если его нет – как бы ты виртуозно не складывал слова, водил смычком или кисточкой – будет серо, скучно. Сочувствие – это исполнение второй из величайших выделенных Христом заповедей: Возлюби ближнего своего как самого себя. Без этой любви даже не стоит мучить себя и других замысловатыми рифмами или эпатирующими эпитетами.
А герой нашего с вами времени – иеромонах. Человек, соединяющий собой обе главные заповеди: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и всею душою твоею и всем разумением твоим – как и полагается монаху, и Возлюби ближнего своего как самого себя – чего ждём от иерея. Это соединение, целокупность души и разумения сегодня, когда мир рвётся злом и дробится, измельчается во всём, и есть главный и насущный героизм.
Беседовала Татьяна Медведева
Досье. Василий Дворцов родился 15 февраля 1960 года в городе Томске. Работал токарем, дизайнером, художником-реставратором. В 40 лет начал заниматься литературой. Автор книг: «Нескончаемый патерик», «Кругом царила жизнь и радость», «Тогда, когда случится», «1943.Ковчег». Генеральный директор Союза писателей России. Организатор литературных фестивалей «Поэзия русского слова» в Анапе, «Хрустальный родник» в Орле, «Берега дружбы» в Таганроге. Номинант Патриаршей литературной премии 2021 года.