В начале прошлой недели представители белорусской оппозиционной партии «Белорусский народный фронт» выступили с предложением ограничить трансляцию российских телеканалов на территории Беларуси. По их мнению, ряд каналов разжигает межнациональную вражду и играет роль средств ведения информационных войн. Корреспондент «Евразия.Эксперт» решила узнать у белорусских экспертов, насколько резонно данное предложение, действительно ли российские телеканалы представляют опасность для белорусов, а также вкладываются ли в контент определенные посылы, ведущие к росту пророссийских настроений в обществе.
Научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси, главный редактор портала «ИМХОклуб.by» Алексей Дзермант:
- Оппозиционные силы националистического толка любят пользоваться обострениями в российско-белорусских отношениях для акцентирования на своей деятельности. Эта ситуация - безусловно, самопиар для таких сил, привлечение к себе внимания. Но по сути, предложение само по себе является провальным, а результат в виде блокировки российских каналов не представляется реальным.
Оппозиция выдвинула непродуманное и непроработанное радикальное предложение, которое не разделяется гражданами Беларуси.
Вопрос, на мой взгляд, здесь заключается в другом - почему российские средства массовой информации отреагировали на это заявление. Возможно, это боязнь потенциального роста националистических сил в нашей стране. Но отношение людей к данной ситуации, как и социологические исследования, показывают, что такого в стране не предвидится. Вот и получается ситуация, когда оппозиция делает вброс внешнеполитического уклона, а российские СМИ его активно подхватывают и распространяют. Тем самым создается искаженная картина процессов в белорусском обществе.
Мы находимся в русскоязычном информационном поле, и логично, что жители Беларуси смотрят и читают российские СМИ. Но это не полное доминирование российской точки зрения, в Беларуси существуют свои порталы и каналы, в том числе государственные, которые пользуются большей популярностью у населения.
Я не вижу опасности в том, что наши граждане смотрят и российские каналы. К росту пророссийских настроений это не приводит, так же как и к какой-либо опасности, в чем нас пытались убедить в данной ситуации.
Резюмируя, можно сказать, что это заявление было сделано для привлечения внимания. Ни о какой информационной безопасности страны речи не идет, скорее, тут имеют место определенные личные моменты, связанные с оппозиционными силами в Беларуси.
Доцент кафедры политической теории МГИМО, кандидат политических наук Кирилл Коктыш:
- Данное предложение вторично, и, по правде говоря, полностью лишено креатива. Это копирование не самых удачных ходов, отработанных ранее на Украине. Говоря о современном телевидении, стоит понимать одну базовую вещь: российская аудитория составляет порядка 140 млн зрителей, и этого числа, по оценкам работников медиа-сферы, хватает в основном чтобы окупить затраты на производство качественного контента. Как вы понимаете, осуществить подобное даже на территории Украины до 2014 г. с 48-миллионной аудиторией невозможно, а в десятимиллионной Беларуси - тем более. Посмотрите на Прибалтику и их телевидение на своих языках - лучше всего состояние их телевидения можно описать фразой «обнять и плакать».
Да, наше телевидение необходимо поддерживать, в том числе и государству, но не за счет борьбы с контентом из других стран.
Если говорить о российском телевидении в плане производства смыслов, то сейчас оно активно завязано с западным - большое количество программ являются лицензионными франшизами из Америки или Европы. В наше время медийные технологии глобальны, и отвергать российский контент, чтобы делать такой же, покупая франшизы не самых лучших программ у соседних стран, просто смешно. Сейчас медиа превращаются в определенную фабрику по производству контента, где учитываются экономические и технологические аспекты. Это, увы, наша реальность на сегодняшний день.
С точки зрения содержания - если бы российский контент был оригинальным, то можно было бы говорить об определенном культурном коде и возможных смыслах, которые в него вкладываются. А так ситуация выглядит не чем иным, как попыткой обратить на себя внимание.
Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, директор консервативного центра NOMOS Петр Петровский:
- Радикальная оппозиция всегда имела негативный взгляд на белорусско-российскую интеграцию, Союзное государство, ЕАЭС и ОДКБ. Поэтому призывы с их стороны к блокированию российских телеканалов не новы и повторяются уже не первый год. Единственное отличие данного момента в том, что вбросы новых заявлений осуществлены в момент формирования и работы белорусско-российской рабочей группы по вопросам реализации Договора Союзного государства и в момент переговоров по вопросу компенсации налогового маневра. Более того, данные заявления ложатся в логику и других подобных вбросов, подобранных западными и особенно украинскими СМИ, о якобы готовящейся инкорпорации Беларуси в состав России. При этом сегодня, согласно последним данным, из российских СМИ предпочитают получать информацию не менее трети всех граждан страны.
Данные призывы - это прямой путь к нарушению права на свободу информации. Они иллюстрируют антидемократическую и репрессивную сущность радикальной оппозиции.
Подобные заявления также направлены на дискредитацию Российской Федерации, евразийских интеграционных проектов в среде белорусского общества. При этом информационные провокации бьют по самым жизненным темам. Согласно последним исследованиям, проведенным совместно ЦИПИ (Москва) и БГЭУ (Минск), сохранение государственной независимости Беларуси как ценность, объединяющая все общество, вошла в тройку самых популярных для жителей страны. Видно, как используются технологии искусственного противопоставления независимости и евразийских интеграционных проектов, цель которых - переформатировать геополитическую ориентацию большинства белорусов.
Понятно, что российские каналы сохранят весь объем своего вещания в Беларуси и сегодняшний политический строй Беларуси является тому гарантом. Рассматривать же заявления радикальной оппозиции не стоит, т.к. ее рейтинг не превышает статистической погрешности.
Беседовала Ксения Волнистая