Как заметил Томас Манн в письме к Герману Гессе, «Ничто живое не минует сегодня политики». Тем более, сегодня; впрочем, и в прошлом тоже. Уместно взять пример с медицины, где для диагноза требуют анамнез - память о прошлых недугах.
На первый взгляд эта история болезни начинается с русской Катастрофы 1917 года. В действительности же, старт ей был дан в далёком XIII век: тогда сплоченный кулак монголов сокрушил разрозненные, ослабленные взаимной враждой русские княжества, от Киева до Суздаля.
Между тем на Западе набирало мощь Великое княжество Литовское: оно захватило большую часть нынешней Украины, а затем объединилось с Польским королевством. Польша стала главной военно-политической силой на востоке Европы; в годину Смуты польская знать смотрела на Московию точно так же, как их западные «партнеры» - на Африку и Америку...
Лишь постепенно, пядь за пядью, в течение полутора веков, возвращались к Московскому царству, а затем и к Российской империи, отторгнутые некогда части нашей единой народности. Но столетия плена не прошли без следа: Малороссия (которую стали называть Украиной, т.е. «окраиной») отличалась от Великороссии своим народным языком, культурой, обычаями.
Неудивительно, что в Малороссии были деятели, недовольные единством с «москалями»: вспомните хотя бы предательство гетмана Мазепы («Полтава»). К тому же, западная часть древнерусских земель оставалась под чужой властью вплоть до Второй Мировой войны и подвергалась массированному воздействию униатства, т.е. римо-католицизма... Недаром говорят, что от Донецка до Львова расстояние несравненно больше, чем от Хабаровска до Петербурга.
...Непростительная ошибка - обвинять в потере Украины «перестройку» 1990-х годов! Потеря произошла сразу после революции, когда вырвались на волю все силы зла, - и уже в январе 1918 года в Киеве была объявлена независимость Украины. Красноармейский штык возвратил её в «СССР» (вместо России) - но доброе начало национального единства не сохраняется в неволе. Как только рухнула большевицкая власть, те же самые силы зла вновь разорвали российский народ на части.
Удары по Церкви
Несмотря на разгром Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, до XIV века сохранялось единство Киевской митрополии. Святитель Пётр, галичанин по происхождению, был возведен в Константинополе в сан митрополита Киевского и Всея Руси, так же, как и все его предшественники, начиная с крещения Руси при святом князе Владимире. Но резиденцией своей он избирает Москву, и по его завету Москва становится сердцем русской Церкви. Отсюда начинается наше национальное возрождение.
Тогда же Константинопольский патриарх создает отдельную митрополию для Юго-Западной Руси, Галиции. Последовал ряд объединений и новых разделений; но век спустя Константинополь становится Стамбулом, Русская церковь становится независимой, и Киевская митрополия более чем на 200 лет отрывается от Москвы.
В 1686 году, после воссоединения Левобережной Украины с Россией, Константинопольский патриарх издает акт, подтверждающий принадлежность Киевской митрополии к Московскому Патриархату. С тех пор, и до сего дня включительно, Православная Церковь на Украине состоит в единении со всею Русскою Церковью, как то и было тысячу лет тому назад, при Крещении Руси. Но не всем это нравится...
Сразу же после революции, в чехарде сменявших друг друга военных и гражданских властей, начались попытки расколоть Церковь - ввести автокефалию (что буквально означает «самоглавенство») на Украине. Большевики, не упускавшие случая навредить Православию, поддерживали эти планы, но реализовать их было некому: православные епископы сторонились раскольников как чумы.
И вот, 1921 году в Киеве состоялось позорное и смехотворное - смех сквозь слёзы! - событие: священник-расстрига, отлученный от Церкви, при участии подобных ему, сам себя «посвятил в епископы». Потом процедуру повторили... В народе эта группировка получила хлёсткое прозвище самосвятов.
Когда прекратилась поддержка со стороны властей, раскольники объявили о «самороспуске» - и, конечно же, организовались заново в Рейхскомиссариате Украина в 1942 году... После разгрома фашистов их приветствовали на Западе, главным образом в Канаде, откуда они хлынули назад на Украину в годы «перестройки». А здесь, между тем, возникла еще одна раскольническая группа: при активной поддержке украинских властей бывший митрополит Филарет (Денисенко), лишенный священного сана и отлученный от Церкви, объявил себя «патриархом Киевским». - Впрочем, в конкурентах у него недостатка нет: имеется там еще «патриарх» Моисей и др.
Вот из таких кадров и собрал в прошлом году Константинопольский патриарх свою «новую церковь» на Украине. - Заметим, что ни одна из остальных Православных Церквей всего мира не поддержала его действий, не направила представителей на «интронизацию».
Первопричина
В прямом смысле, политика - это деятельность, относящиеся к власти. И в самом деле, первичной причиной событий тут можно назвать властолюбие, от глубокой древности и до нынешнего дня. Сегодня мы наблюдаем:
- властолюбие раскольников, желающих устранить православное священство и занять его место;
- властолюбие киевской хунты, для которой русофобия - едва ли не единственное средство сохранить власть над украинским народом;
- властолюбие стамбульского патриарха, положившего себе цель стать «православным папой»;
- и глобальное властолюбие их заморского спонсора и распорядителя.
Стоит напомнить, что власть в Православной Церкви принадлежит Богу; поэтому каждый участник этих преступлений - а действия патриарха Варфоломея и его украинских «клиентов» квалифицируются как церковное преступление, нарушение законов (канонов) Церкви - навлекает на себя осуждение в безбожии.
Священное Предание Церкви абсолютно исключает главенство одного архиерея над полнотой Православия, где бы тот ни находился: в Риме, в Стамбуле, в Москве или в Жмеринке. Глобальный политический конфликт стал фактором в обострении церковной болезни. В результате наша Церковь поневоле прервала общение с кукловодами раскола; в Турции, в тех местах, где живут или гостят наши верующие, для них должны быть созданы приходы Русской Православной Церкви.
Это мы уже проходили...
Вот яркая историческая параллель: обновленческий раскол. Нынешние события на Украине - словно копия тех испытаний, которые обрушились на нашу Церковь в 20-х годах прошлого века. Так же, как и тогда, расколом заправляет безбожная власть, и так же, как и тогда, идейную и организационную поддержку предоставляет Константинополь. И отношение Церкви к бесчинствам раскольников - такое же самое.
Для иллюстрации - несколько строк из ответа митрополита Антония (Храповицкого), предстоятеля Русской Зарубежной Церкви, на письмо вождя обновленческого раскола Евдокима (Мещерского):
«Ваш московский лже-собор самозванцев [в мае 1923 года] имеет такое же значение в глазах Церкви, как голос нескольких базарных баб, и даже меньше того, если бабы будут православные, а не еретики и раскольники, каковы вы сами и ваше беззаконное соборище. - Покайтесь: ведь жить вам осталось немного...»
Здесь уместно процитировать недавнее интервью Председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Илариона (Алфеева):
Уже сейчас мы видим первые горькие плоды этой политизации церковной жизни. Епифаний публично называет общины Украинской Православной Церкви «щупальцами агрессора» и открыто призывает «рубить их»... В дальнейшем, когда власти убедятся, что большинство приходов канонической Церкви не желает присоединяться к расколу, насилие на Украине будет только расти...
За будущее канонической Украинской Православной Церкви мы спокойны. И в годы насильственного водворения унии, и в тяжкое время атеистических гонений и обновленческого раскола, и в период немецкой оккупации Украины ее архипастыри, пастыри, монашествующие и паства неизменно доказывали свою стойкость в вере и благочестии.
По материалам журнала "Ивановский бизнес"