***
Протоиерей Сергий Штурбабин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии:
- Я принял участие в работе двухдневного семинара «От воскресных школ - к приходскому попечению о детях». Он был посвящен острым и актуальным проблемам воцерковления детей и подростков на приходах.
Мы обсуждали способы и формы практического воплощения в жизнь рекомендаций, изложенных в так называемой дорожной карте первоочередных мер по формированию благоприятных условий по духовному развитию детей на приходах. Не секрет, что самая острая боль любого настоятеля храма, педагога воскресной школы - это ситуация, когда ребенок, вырастая, перестает ходить на занятия воскресной школы, а вслед за тем вообще уходит из Церкви. Как этого избежать? Собравшись вместе, мы говорили о том, как погрузить ребенка в церковную среду, как говорить с подростком на его языке.
Кроме того, я принял участие в традиционном совещании руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, которое вел Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Мы обсуждали текущие вопросы, связанные с методикой преподавания «Основ православной культуры» в школе. Состоялся живой и непосредственный обмен мнениями. Синодальный отдел предложил проводить регулярные видеоконференции по насущным вопросам религиозного образования. На мой взгляд, это очень важная и своевременная инициатива, которая позволит нам обмениваться опытом не раз в год, а по мере необходимости.
***
Священник Александр Кузьмин, настоятель храма во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба г. Саратова, руководитель Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского:
- В этом году я выступал на заседании секции «Молодежь в секте: свобода выбора или обман?» под председательством Епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима. Тема моего доклада - «Мормоны: важные изменения в секте». Секта мормонов в наши дни переживает большие изменения, которые напоминают процесс так называемого ребрендинга - смену вывесок и афишируемых устремлений. Мормоны сейчас пытаются сделать всё, чтобы их стали считать одной из христианских церквей, кем-то вроде протестантов.
Вместе с другими участниками секции мы обсудили вопросы безопасности методик популярной современной психологии, проникновения учений «нью-эйдж» в деятельность детских организаций. Важной и опасной проблемой остается вербовка молодежи в секты посредством пропаганды личного успеха.
***
Марина Бирюкова, заместитель редактора журнала «Православие и современность»:
- В Рождественских чтениях я принимаю участие каждый год, и неминуемо, из года в год, сравниваешь мероприятия и отмечаешь различия. Уровень предоставляемых площадок для общения весьма хорош, и это подтверждается лично для меня тем, что особых пожеланий на будущий год как-то и не появляется. Знаешь, что в следующем году также будет создана рабочая атмосфера, после пребывания в которой надолго мотивируешься в своей теме. Масштаб охвата участников, равно как и тематика обсуждений, расширяются, и это прекрасно. Многие секции сопровождаются видеозаписью, и если где-то интересные тебе доклады совпадают по времени, теперь можно найти их записи в Youtube и спокойно посмотреть потом.
Рождественские чтения - это настолько обширное информационное поле, что на нем необходимо себя ограничить, сосредоточить на конкретном, сознательно выбранном участке. Мой участок - православное краеведение, история Церкви в ХХ веке - веке мученичества - канонизация и почитание новомучеников. И вот уже третий год кряду я получаю не просто «массу впечатлений», а нечто очень ценное для себя, участвуя во встречах этого направления чтений.
Главное - я вижу людей, которые по-настоящему почитают и любят русских христианских мучеников ХХ века и великие труды несут, чтобы имена их выходили из-под спуда, из засекреченных архивов, чтобы голоса их были услышаны нами, сегодняшними. Почитание мучеников, любовь к ним - это все же особый градус веры. Наше поклонение святым в массе носит несколько утилитарный характер - по принципу «хорошо помогает». Мученики скорыми помощниками не слывут. Если мы их любим, то не за это, а за их веру и верность, за твердость и смирение, за непонятную неверующим глубинную христианскую радостность. Если мы им молимся, это означает - нет, не то, что мы готовы последовать их примеру (такое заявление было бы весьма самонадеянным!) - но, по крайней мере, то, что мы хотели бы по милости Божией уподобиться им, если на наш век придутся гонения.
Игумения Варвара (Скворцова), настоятельница монастыря в лесной вятской глубинке, в селе Пиксур, вместе с сестрами обители проделала колоссальную работу, собирая сведения о репрессированных священниках Пиксура. Она рассказала нам об иерее Николае Заварине и его семье. Он был рукоположен во иереи (ранее служил диаконом) в 1926 году - то есть тогда, когда был смысл подумать о менее опасной жизненной стезе. «Жизни тихой, мирной и скромной» - так характеризует отца Николая один из епархиальных документов того времени. Но этот тихий батюшка вместе со своими детьми - дочерью Надеждой и сыном Владимиром - на протяжении десяти лет с невероятным мужеством боролся за пиксурскую церковь. В 1930 году местная сельхозкоммуна приняла решение церковь закрыть, колокола снять и отправить на переплавку, на вырученные деньги купить сельхозмашины... а еще - вызвать соседние села на соцсоревнование по закрытию церквей. Впоследствии подобные решения принимались местной соввластью неоднократно; но пастырю и пастве каждый раз удавалось отстоять свой храм. Из документов известно, что 24-летняя дочь отца Николая Надежда трижды ездила «за правдой» в Москву - в 1933, 1934 и 1935 годах. Ей удавалось с документами в руках доказать, что верующих в Пиксуре - не 94 человека, как утверждают местные большевики и комсомольцы, а больше тысячи человек. Все дети отца Николая подверглись репрессиям: дочери Надежда, София и Валентина пронесли свою веру через ГУЛаг, сын Владимир сначала получил пять лет, а затем был расстрелян - в 1938 году, в возрасте 22 лет - за «контрреволюционную агитацию» в лагере. Отца Николая не раз арестовывали и отпускали - он возвращался в Пиксур и продолжал служить, даже и после ареста его детей. Наконец, церковь в селе закрыли окончательно, а отца Николая арестовали в последний раз. Ни одного из обвинений не признав и никого на допросе не выдав, он принял мученический венец в праздник Преображения 1937 года.
И это только одна из страшных и светлых историй, которые можно было узнать на встречах Рождественских чтений. Многие участники делились опытом сбора материалов, публикации книг, организации конференций и разных акций памяти. Но главное, наверное - опыт донесения всей этой информации до «племени младого незнакомого», до поколения, о котором нередко приходится слышать, что неинтересны им подобные вещи, не нужна история, совсем другое их волнует... Но это не так, оказывается: все зависит от того, сколько сердца мы вложим в дело - дело прославления и почитания христианских мучеников ХХ века, молящихся сейчас за нас. Формально к этому делу не подойдешь, галочка здесь не сработает, сработает только сердце. Вот в каком выводе суммируются все мои впечатления от Рождественских чтений.
***
Дина Соколова, начальник учебно-методического отдела, старший преподаватель Саратовской православной духовной семинарии:
- В начале работы Рождественских чтений я и иеромонах Герман (Лытус) приняли участие во встрече председателя Учебного комитета с представителями администрации духовных учебных заведений. Мы обсудили текущие вопросы, связанные с образовательной деятельностью и духовным воспитанием семинаристов. Относительно новым и очень актуальным был вопрос о подготовке в духовных учебных заведениях специалистов-мирян, которые могли бы помочь священнику на приходе: катехизаторов, миссионеров, социальных работников и специалистов по работе с молодежью.
Интересная и важная в практическом отношении тема обсуждалась на круглом столе «Цифровое общество - среда жизни новых поколений: ответственность нынешних поколений политиков, экспертов и общественности», прошедшем в пресс-центре «Парламентской газеты». Речь шла о том, как сохранить человечность в мире, пронизанном цифровыми технологиями.
Когда человек вовлекается в хаотичный поток информации, у него зачастую не остается свободного времени и душевных сил для духовной работы над собой. Путь выхода из этого состояния только один - осознанный контроль за тем, что мы делаем в Сети, как долго мы там находимся, осознанное самоограничение. Кроме того, нужно подходить ко всему, что предлагает нам информационное пространство, с вниманием и осторожностью. Нужно волевым усилием «включать» критическое мышление. Виртуальное пространство часто предлагает нам готовые сценарии поведения, вовсе не всегда позитивные: от «немедленно сделай репост» до участия в онлайн тренингах, которые предлагают выход из сложной жизненной ситуации, а на деле дают только иллюзию решения и лишают нас возможности найти ее глубинную причину.
Проблемы, которые обсуждались на этом круглом столе, актуальны для всех нас, но мне разговор на эту тему был интерес еще и как педагогу. Я поделилась с собравшимися одним наблюдением из моей преподавательской практики. Мы проводили психологическое тестирование студентов первого курса университета. Тест должен был выявить, как они чувствуют себя в новом коллективе: появились ли у них новые друзья, есть ли лидеры. В ходе работы я поняла, что к концу первого семестра ребята даже не всех в своей группе знают по имени. Почему? Оказалось, что они предпочитают общаться со своими прежними школьными друзьями - в Интернете и по телефону - и не спешат выйти из зоны комфорта и познакомиться с теми, с кем свела их жизнь на новом этапе. Налицо проблема, над которой нужно вместе размышлять и студентам, и педагогам.
***
Екатерина Уфимцева, доцент кафедры социологии социальной работы СГУ им. Н.Г. Чернышевского, координатор волонтерской службы «Добро» при Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова:
- В храме во имя святого благоверного царевича Димитрия при Первой государственной клинической больнице им. Н.И. Пирогова г. Москвы состоялось заседание секции «Помощь бездомным. Комплексный подход к оказанию помощи бездомным», на котором мне довелось побывать. Участники встречи поделились практическим опытом работы по реабилитации бездомных, созданию православных приютов для людей, оставшихся без крова. Нам также рассказали о том, как действует московский центр для бездомных, который открылся год назад, о проблемах и моделях трудоустройства таких людей. Затем мы посетили Музей истории общин сестер милосердия, действующий при Свято-Димитриевском училище сестер милосердия.
На следующий день я приняла участие в конференции «Вопросы катехизации» и заседании секции «Утверждение христианских духовных и нравственных ценностей через катехизическую деятельность», где выступила с докладом «Воцерковленность современной православной молодежи: социологический анализ факторов и тенденций развития». В исследовании я выделила по критерию воцерковленности три группы российской православной молодежи, дала характеристику этих групп и сделала выводы о том, какие ресурсы и риски катехизации существуют для каждой из них.
В последний день работы чтений мне удалось посетить одно из отделений православного профилактического центра «Метанойя», существующего при московском Даниловом ставропигиальном монастыре. Там оказывают помощь людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостями, а также их близким.
Сотрудник центра психолог Александр Каренин и главный врач наркологической клиники рассказали о профессиональной программе «Метанойя». Эта программа действует с 2006 года, священнослужители вместе с психологами проводят беседы и собрания для людей, которые борются с зависимостями. Есть также телефон, на котором дежурят волонтеры, имеющие специальную подготовку.
Так как я являюсь координатором православного общества трезвости при нашем соборе, эта встреча была нужна и полезна для того, чтобы планировать реализацию этой программы и у нас на приходе.
Газета «Православная вера» № 03 (623)
[Подготовили Екатерина Иванова, Елена Сапаева, Яна Степанова]Православие и современность