itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Не просто красивый обряд

Бывший СССР 
0
667
Время на чтение 12 минут

Продолжаем беседу, начатую в прошлом номере газеты со священником Игорем Москвичёвым — настоятелем Митрофановского храма Саратова, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии,— разбираемся в вопросах, связанных с темой церковного брака.

Не гарантия и не амулет

— Могут ли православные христиане заключать церковный брак с представителями других конфессий, например, с католиками или протестантами?

— Раньше на венчание с католиками и протестантами был запрет. В 1721 году, после окончания Северной войны, вышло Синодальное постановление о том, что пленные шведы, которые тогда находились в Сибири, могут жениться на православных девушках, и это стало отправной точкой в смысле позволения брака между православными и верующими других христианских конфессий. Одно из главных условий при заключении такого брака — это воспитание детей в православной вере, неправославная сторона давала соответствующий обет. Конечно, нужно понимать, что в будущем это может вызвать сложности, но в целом такой брак возможен. Например, отец святителя Луки (Войно­Ясенецкого) был католиком, а мать — православной, и дети выросли в любящей семье. Чего православному человеку нужно избегать, так это венчания в католических или протестантских храмах.

— Для чего требуется регистрация в ЗАГСе перед венчанием?

— До революции браки регистрировались не государством, а Церковью. Обязанность внесения записи в метрические книги была установлена в Русской Церкви с 1802 года, там указывались дата совершения венчания, имена, отчества и фамилии жениха и невесты, а также поручителей и свидетелей записи, делались пометки о том, какой это брак по счету для каждой стороны. В 1918 году был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который лишил церковный брак юридической силы. Но верующие могли принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах ЗАГС.

Так как венчание сейчас не имеет гражданско­правовых последствий, сначала нужно заключить брак, то есть расписаться в ЗАГСе, и только потом благословить заключенный союз в Церкви — повенчаться.

— А если это принципиальная позиция пары — не расписываться? Или эти люди в силу каких­то обстоятельств хотят провести регистрацию и сыграть свадьбу позднее?

— Если люди принципиально не хотят идти в ЗАГС, обвенчать их не смогут. Такой порядок действует и в России, и в странах бывшего СССР, кроме Прибалтики, где религиозные организации имеют право заключать браки наравне с государством. Венчаться до регистрации можно лишь в особых случаях: при тяжелом заболевании, накануне участия в военных действиях. Если священник хорошо знает пару, он может обвенчать их до регистрации, но при условии, что в течение нескольких дней они распишутся.

— Может ли священник отказать в венчании, если видит, что это явная профанация: молодые люди признаются, что для них это просто красивый обряд или на совершении таинства настаивают родители?

— Может, но чтобы таких ситуаций не возникало, существуют подготовительные беседы для тех, кто желает венчаться. На них такие вопросы разъясняются — что это не «просто красивый обряд», что жениться нужно не потому, что «уже тридцать, пора бы» или родители говорят: «Мы внуков хотим, поэтому давай уж за кого­нибудь». В целом, если вступление в брак — это желание самих жениха и невесты и они к этому подходят ответственно, то пару обвенчают, даже если люди мало знают о церковной жизни.

— А может священник посоветовать людям не вступать в брак или, по крайней мере, повременить с этим, лучше узнать друг друга?

— Конечно, священнику бывает тяжело вести такой разговор. Приходит к тебе пара — горящие глаза, ожидание счастливого будущего, уже вовсю готовятся к свадьбе. Что им скажешь? У меня однажды такой случай был: пришел ко мне молодой человек, говорит: «Вы меня полгода назад венчали, и вот мы развелись, как же так?» У людей отношение к венчанию, как к некоему амулету — раз мы венчаны, это предохранит нас от разногласий и развода. Но крепость брака зависит от людей, которые в нем живут, и если нет взаимопонимания, нет взаимных шагов для его достижения, понятно, что брак даст трещину и со временем может рухнуть. И тут уже не важно, был он венчанный или нет. Об этом священник, конечно, должен предупредить.

Главный вопрос: почему я это делаю?

— Нужна ли какая­-то особая подготовка к таинству?

— Подготовка вообще к браку, а не только к венчанию, должна начинаться с ответа на вопрос: зачем мне это нужно, что это для меня? Я встретил человека, полюбил его и хочу создать с ним семью или просто возраст поджимает?

Второе, что необходимо сделать, — хорошо удостовериться в своем избраннике. Нередко люди, которые не так давно вступили в брак, приходят, жалуются на своих супругов: вот он такой­сякой. Спрашиваю: а куда вы смотрели до свадьбы? А в ответ: думала, что я его исправлю. Это большая ошибка — думать, что «вот это, конечно, меня в нем раздражает, но ничего, поженимся — переделаю». Не получится! Человек, особенно мужчина, вообще так устроен, что не любит, когда его ломают. Начинаются конфликты, и взаимное раздражение может привести к тому, что люди просто начнут друг друга ненавидеть. Если есть в человеке то, что раздражает, надо либо признаться себе, что семьи у вас не выйдет, либо решить для себя принять эту особенность и даже быть готовым к тому, что со временем эти негативные привычки могут только усилиться.

Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься — либо в этот день, либо накануне. Человек верующий и так регулярно причащается, а перед таким значимым событием это тем более важно.

— Посетитель нашего сайта Илья задает вопрос: «Мы с девушкой собираемся пожениться. Моя мама — верующая, ведет церковную жизнь. Она рассказала мне о Таинстве Брака, и я предложил своей невесте венчаться. Она отказалась, объяснив, что в ЗАГСе хоть десять раз можно расписаться, а брак, заключенный на Небесах,— это раз и навсегда, а во мне она в такой степени не уверена. Я в растерянности и не знаю, что нам теперь делать — расставаться, подождать со свадьбой или все­таки расписаться, а там, может быть, и повенчаемся через какое­то время?».

— Я бы посоветовал Илье поговорить с девушкой начистоту. Может быть, есть вещи, которые ее тревожат или смущают — нужно не стесняться и обсудить это. Отношения должны строиться не на подозрениях, а на доверии. Если что­то беспокоит, нужно говорить об этом открыто. Лучше сказать правду и закончить отношения, чем дать надежду, а потом развалить семью. В любом случае, лучше расстаться до брака, чем потом разводиться — это уже гораздо сложнее переживается, особенно если есть дети.

Ах, эта свадьба!

— Даже если жених и невеста — люди воцерковленные, среди гостей на венчании наверняка будут те, кто, возможно, и в храме ни разу не был. Стоит ли приглашать их на это таинство?

— Думаю, что пригласить можно, ничего предосудительного в этом нет. Но нецерковным людям желательно заранее сказать про внешний вид и основные, элементарные правила поведения в церкви. Храм — место особого присутствия Божия, и нужно выглядеть подобающе. Но если кто­то все же к рекомендациям не прислушается, просить уйти с венчания не надо. В храме к этому тоже отнесутся снисходительно.

— Бывают случаи, когда кто-­то из гостей сразу после выхода из храма начинает открывать шампанское, громко кричать «Горько!» и т.д. Как реагировать на такое?

— Такое поведение, конечно, неуместно и даже незаконно: распитие спиртных напитков в общественном месте является административным правонарушением. Поэтому такие вещи нужно отложить до неофициальной части. Гостей предупредить об этом тоже лишним не будет. Иногда молодых на выходе из храма осыпают лепестками роз — это можно.

— Ирина спрашивает: «У сына планируется свадьба: ЗАГС, венчание и потом ресторан. Среди гостей верующих людей не так уж много, но меня все равно смущает, что после молитвы в храме все сразу окунутся в “разгул”: алкоголь, конкурсы, пляски. Стоит ли в таком случае перенести венчание на другую, более позднюю дату, чтобы потом спокойно отметить это событие в семейном кругу?».

— По опыту могу сказать, что венчание откладывать не стоит. «Мы поженились год (два, три) назад и всё никак не дойдем до храма», — эту фразу часто можно услышать от молодых людей, которые пришли с просьбой о венчании. «Более поздняя дата» со временем может превратиться в «никогда». Поэтому, особенно если пара верующая, следует венчаться в день росписи.

Банкет в ресторане может и не быть «гулянкой». Нужно заранее обговорить сценарий праздника с ведущим свадьбы — как он будет держать публику, какие будут конкурсы. Можно поставить на столы больше легкого вина, а не крепких напитков.

— Каким должен быть внешний вид невесты? Должны ли у свадебного платья обязательно быть закрытые плечи, должна ли быть покрыта голова девушки или допускаются некоторые послабления?

— Фаты на голове вполне достаточно. Что касается платья, здесь все зависит от пожеланий самой невесты, но, конечно, слишком короткие платья или модели с глубоким декольте на венчании будут некстати. Открытый верх допустим, если к нему подобрать болеро.

Правда или суеверия?

— Полина задает вопрос: «Я понимаю, что во время венчания нужно молиться, хотя бы своими словами просить Бога о помощи в семейной жизни, внимательно слушать, что читается и поется в этот момент в храме. Но таинство идет около часа — боюсь, что мысли будут уходить куда­то не туда. Как с этим бороться? Особенно нецерковным жениху и невесте, которые и молитв не знают, и церковнославянского не понимают?».

— Никто не запрещает отыскать чин венчания в Интернете и ознакомиться с текстами — человек, который участвует в церковном таинстве, все­таки должен понимать, что совершается в данный момент. Полезно также прочесть статьи на тему церковного брака, которые позволяют глубже понять таинство. Это ведь действительно интересно: ни одно действие во время венчания не совершается просто так, у всего есть глубокий смысл. «Мысли, уходящие не туда» — это общая проблема, нужно концентрироваться собственным усилием воли на том, что происходит. На действенность таинства «включенность» участников не влияет, оно в любом случае будет совершено. Но для того, чтобы участие человека в этом было осмысленным, лучше свои «разбегающиеся» мысли собирать и молиться о предстоящей семейной жизни.

— Оксана спрашивает: «Говорят, что венцы над головами жениха и невесты держат только в том случае, если они второбрачные, а тем, кто венчается в первый раз, их просто надевают на голову. Это правда или суеверие? Есть ли требования к людям, держащим венцы?».

— Выбор — держать или надевать венцы — делается только из практических соображений. Если у невесты высокая прическа, венец не наденешь, поэтому и над женихом его тоже держат — для симметрии. Кто­то хочет, чтобы венцы непременно были надеты, — пожалуйста, это возможно. Бывает, что просто держать некому, поэтому надевают. Никакого тайного смысла в этом искать не надо.

Особых требований к тем, кто будет держать венцы, нет. Здесь вопрос скорее в выносливости: нужно будет минут двадцать стоять с поднятыми руками, и это достаточно тяжело. Бывали случаи, когда у человека затекала рука, он начинал перехватывать венец другой рукой, ронял его, и среди гостей сразу начинался шепот: «Ну, все, венец упал — конец, несчастливый брак будет!». На самом деле такое падение абсолютно ничего не значит, не стоит из­за этого переживать.

Чаще всего миссия держать венцы поручается свидетелям — подруге невесты и другу жениха. У «института свидетелей» глубокие исторические корни, раньше их роль была более значительной. После проведения «брачного обыска», о котором мы говорили в прошлый раз, то есть выяснения, нет ли препятствий к браку, подписывались «венечные памяти», где свои подписи ставили не только жених с невестой и священник, но и поручители со стороны молодых. Это были люди с того же прихода, то есть крещеные и верующие, поэтому нигде в документах о требованиях к свидетелям отдельно не сказано. Некоторые почему­то думают, что свидетели не должны состоять друг с другом в отношениях — официальных или нет. Но это домыслы.

— Ольга пишет: «У сестры через несколько месяцев после свадьбы надломилась одна венчальная свеча. Она сильно расстроилась, ведь венчальные свечи нужно бережно хранить, а в случае семейных неурядиц возжигать их и молиться. Как ее успокоить?».

— Надломилась — и ни­чего страшного. На крепость брака это никак не повлияет. Семейное счастье зависит от самих людей, а не от того, возжигают они свои венчальные свечи ежегодно или нет.

Не более трех раз

— В каких случаях церковный брак признается недействительным?

— Все эти случаи оговорены в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом в 2017 году: «Освящение брака, совершенное по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (например, при наличии установленных церковным законодательством препятствий), может быть епархиальным архиереем признано недействительным». Какие здесь могут быть препятствия? Чаще всего это неспособность к брачному сожительству, алкоголизм, наркомания. Такие браки считаются именно аннулированными, а не расторгнутыми, и счет браков в таком случае не открывается.

Однако это не значит, что если один из супругов впал в зависимость, то брак автоматически распадается. Если другая сторона находит в себе силы с этим человеком жить, бороться за него — пожалуйста. То же самое касается и измен — они являются основанием для расторжения брака, но не фактором, расторгающим его вне зависимости от воли самих супругов.

— Нередко можно услышать: «Как нам развенчаться?». Существует ли вообще понятие «развенчание»? Ведь «раскрещивания» нет…

— Конечно, нет. Венчание утрачивает свою силу с расторжением гражданского брака. Вообще, у людей возникает этот вопрос в основном, только когда они вступают во второй брак. С прошением о вступлении во второй брак нужно обратиться в епархиальную дисциплинарно­каноническую комиссию. Она рассмотрит обстоятельства дела, и архиерей после исследования вопроса может выдать свидетельство о признании предыдущего церковного брака утратившим каноническую силу. Но никакого дополнительного обряда «развенчания» не существует.

— Сколько раз можно венчаться? Отличается ли при этом чинопоследование?

— Церковью допускается три брака. Причем вступление в третий брак дозволяется, если супругам нет сорока лет и у них нет детей от предыдущих браков.

Чинопоследование для второбрачных немного короче, но внешне выглядит так же: венцы, свечи, испитие вина из общей чаши. Но уже нет брачного искуса, с которого обычно начинается венчание. Молитвы тоже отличаются: в них есть покаянные мотивы, подчеркивается, что второй брак позволяется человеку, чтобы сохранить его от распутной жизни.

Здесь еще нужно помнить, что Церковь признает браки, заключенные государством. Типичная ситуация: у человека развалился первый брак, невенчанный, он собирается вступить во второй и венчаться, и с удивлением узнает, что ему необходимо получить заключение канонической комиссии. А ничего удивительного нет. При этом если у одного из будущих супругов это второй брак, а у другого первый, комиссия может выдать заключение о венчании по чину первого брака — ради той стороны, которая вступает в брак впервые. Если у одного из супругов это четвертый брак, считая и церковные, и государственные, пару не венчают. Но если это брак зарегистрированный, супруги смогут причащаться — несмотря на то, что они не венчаны, не считается, что они живут в блуде.

Газета «Православная вера» № 10 (654), июнь 2020 г.

Священник Игорь Москвичев, Беседовала Яна Степанова

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Игорь Москвичев
Все статьи Священник Игорь Москвичев
Яна Степанова
Все статьи Яна Степанова
Бывший СССР
Кто виноват и что делать русским?
Нынешняя власть в развитии страны не заинтересована
29.03.2024
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09