Церковь — это общность, единство, семья. Наверняка многие слышали эти слова и раньше. Но именно в период нынешней эпидемии нам, прихожанам, стало очевидно: храмы, в которые мы ходим,— это наши храмы: мы дорожим ими и ответственны за их судьбу. В период карантина приходы оказались на грани выживания. Службы в них по-прежнему совершались, а вот многие прихожане в силу обстоятельств не могли побывать в церкви. Некоторые настоятели разместили на приходских сайтах форму для заказа треб онлайн и попросили верующих поддержать свои приходы. Почему пожертвования так важны для жизни храма, какие формы пожертвований существуют, как устроена экономика прихода? Обо всем этом — в сегодняшнем выпуске нашей рубрики.
Почему в храмах продаются иконы, свечи? Не противоречит ли это евангельскому эпизоду, в котором Христос выгнал торгующих из храма?
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Христос изгнал из храма торговцев животными, предназначенными для жертвоприношения, но при этом не разрушил самого жертвенника и никак не высказался о недопустимости подобных священнодействий (см.: Ин. 2, 13–16). Очевидно, что Богочеловека возмутила не сама продажа жертвенных животных (нужно же было их гдето брать), а обстановка, в которой все это происходило. Понятно, что мычание, блеяние, кукарекание и даже невинное воркование голубей, не говоря уже о неизбежных естественных отправлениях сотен живых существ, плохо увязывались с торжественным строем ветхозаветного богослужения и, тем более, с тем поклонением Богу в духе и истине (Ин. 4, 23), которое составляет сущность христианской молитвы.
Вместе с тем община учеников Спасителя пользовалась приношениями единомышленников и просто сострадательных людей. Евангелисты говорят об особом денежном ящике, хранить который было доверено Иуде Искариоту. При этом пожертвованные средства тратились как на благотворительность, так и на собственные нужды общины (см.: Ин. 12, 6).
Сейчас жертвой в пользу той или иной православной общины является в том числе приобретение в храме свечей. Это самый доступный и самый деликатный для верующего человека способ пожертвования. Эти деньги уходят не какимто неведомым торговцам, а идут на обеспечение жизнедеятельности церковной общины, одной из сторон которой является благотворительность. Средства от реализации свечей, церковной утвари и духовной литературы являются не прибылью в обычном понимании этого слова, а самым настоящим «хлебом насущным», без которого экономика прихода не может существовать.
Зачем храмам пожертвования? Разве их не обеспечивает всем необходимым Московская Патриархия?
Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:
— Многие наши граждане до сих пор совершенно искренне полагают, что священники получают «зарплату от государства» и что храмы строятся на те же казенные деньги. Для таких людей становится откровением то, что никаких дотаций извне Церковь не получает. В Конституции РФ недвусмысленно написано, что все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).
Что же касается второй части вопроса, то Московская Патриархия — такая же церковная структура, которая по светскому законодательству отделена от государства. И это приходы обеспечивают ее деятельность своими взносами, а не наоборот. Таким образом, выходит, что Церковь как некоммерческая организация может иметь какиелибо средства только благодаря пожертвованиям.
Тогда возникает следующий вопрос: а зачем вообще Церкви нужны деньги? Разве нельзя просто молиться без денег? Я думаю, каждый настоятель и архиерей с грустью ответит: как бы нам этого хотелось! Но не будем забывать все ту же Конституцию: «Религиозные объединения… равны перед законом». Это означает, что Церковь как юридическое лицо не освобождается от уплаты налогов и, тем более, от платы за коммунальные услуги, от обязанностей по поддержанию здания храма в надлежащем состоянии. Помимо священников в храме трудится еще целый ряд работников (свечницы, сторожа, уборщицы, певчие и т. д.), которые, как и остальные граждане страны, имеют право на заработную плату. Бывает, что у человека есть достаточный для жизни пассивный доход, и он готов трудиться в храме «во славу Божию», но таких сотрудников у нас единицы.
Правда ли, что на содержание храма все его прихожане обязаны перечислять десятую часть своего дохода?
Отвечает священник Сергий Протасов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Петровска:
— Подобное представление о жизни Церкви является очередным штампом. На самом деле прихожане православного храма не обязаны уплачивать десятину. Подобная практика существует в некоторых тоталитарных сектах, а в Православной Церкви ее нет.
Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви — не думаю, что это должно быть формализовано. В посланиях апостола Павла акцент делается на милостыне, подаваемой нуждающимся по христианской любви к ним, а для любви нет закона. При этом апостол не призывает когото к лишению себя самого необходимого, а поощряет пожертвование на благотворительность в соответствии с достатком (см.: 2 Кор. 8, 11–15), ибо не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность (2 Кор. 8, 13). Впрочем, если человек хочет и имеет возможность отдавать на содержание храма десятую часть своего дохода, это богоугодное дело.
Говорят, что если у человека нет денег, любое таинство и поминовение должно быть совершено для него бесплатно. Действительно ли это так?
Отвечает священник Сергий Кузин, настоятель храма святой великомученицы Екатерины г. Саратова:
— В храмах не существует фиксированных цен на таинства и поминовение. Есть предлагаемая сумма пожертвования, которая вносится человеком добровольно. Поэтому, если ктолибо находится в серьезном финансовом затруднении, можно сказать об этом сотруднику церковной лавки и попросить о бесплатном совершении крещения, отпевания, панихиды и т. д. Совершение таинств и треб без пожертвования — вполне реальная практика современных приходов: сюда относится прежде всего крещение и поминовение детейсирот, бездомных, матерей с детьми в кризисной жизненной ситуации и других подопечных приходских социальных служб.
Кто и как контролирует расход церковных пожертвований?
Отвечает священник Павел Скрынский, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Саратова:
— Согласно уставу Русской Православной Церкви, на каждом приходе создается ревизионная комиссия в составе трех человек, которая избирается из числа прихожан на приходском собрании. Священник в эту комиссию не входит. Ревизионной комиссии доверяется ведение учета пожертвований прихода: все пожертвования подсчитываются с составлением акта и распределяются по статьям приходского бюджета. Ни настоятель храма, ни ктолибо из его сотрудников не может просто взять пожертвование из ящика, куда прихожане кладут деньги, и пойти чтото себе купить. Все расходы храма также письменно фиксируются.
Что такое пожертвование на именной кирпич? Не языческая ли это традиция?
Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова:
— Пожертвование на именной кирпич является одной из форм пожертвования на строительство храма. Именным называют строительный кирпич, на котором указывается имя жертвователя. Этот кирпич впоследствии становится частью стены церковного здания, а имена жертвователей вносятся в специальную книгу для поминовения за богослужением. Можно заказать кирпич не только со своим именем, но и с именем кого-либо из близких — для поминовения о здравии или о упокоении. Молитвы за благодетелей и строителей будут возноситься на каждом богослужении до тех пор, пока храм стоит на земле.
Традиция жертвовать на именной кирпич никак не связана с язычеством, она основана на обычае строить храмы и монастыри «всем миром». Со времен Крещения Руси в созидании нового места молитвы старались принять участие все местные жители, каждый человек мог внести посильный вклад в это богоугодное дело.
Газета «Православная вера» № 09 (653), июнь 2020 г.
Подготовила Елена Сапаева
Источник: Православие и современность