Джоаккино Россини, которого за его оглушительную славу А.С. Пушкин называл «баловнем Европы» и «Орфеем», несомненно принадлежит к тому редкому типу композиторов, которые всегда остаются современными.
Пезаро, город на Адриатическом побережье, где Россини появился на свет 29 февраля 1792 года, до сих пор живет в его орбите, и можно сказать, что музыка гениального композитора не только освящает его культурную жизнь, но и активно поддерживает... экономику.
В Пезаро, провозглашенном ЮНЕСКО «городом музыки», вокруг имени Россини создалась настоящая индустрия, и торжества по поводу 150-летия со дня его кончины начались еще задолго до этой даты.
Ежегодно на местный Россиниевский фестиваль съезжаются меломаны со всего света. Было решено организовать цикл программ с 2016 по 2019 год, заодно отметив 200-летие первых постановок некоторых опер Россини, в том числе таких всемирно известных, как «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка» и «Золушка».
Музей Россини, созданный в доме, где родился маэстро, обновил свою экспозицию. Сейчас благодаря мультимедийным программам посетители могут больше узнать о жизни композитора, послушать редкие записи. Недавно были отреставрированы некоторые россиниевские рукописи, одна из которых - партитура оперы «Семирамида» - была выставлена в фойе венецианского театра «Ла Фениче», для которого опера была написана в 1823 году.
Россини называют «лебедем из Пезаро», хотя его жизнь, начиная с раннего детства, прошла между разными городами, а впоследствии и между разными странами. Его родители были музыкантами: отец Джузеппе Антонио валторнистом и трубачом, мать Анна Гвидарини певицей. Отец Россини слыл страстным поклонником идей Наполеона и приветствовал его войска, оккупировавшие север Италии. За это ему пришлось расплачиваться, когда Австрия восстановила старый режим. Некоторое время он даже провел в тюрьме, и с этим связано частое перемещение семьи с одного места на другое.
Маленький Джоаккино, которого его биографы традиционно рисуют ленивым и озорным ребенком, тем не менее много трудился, постигая азы музыкального искусства. В 1802 семья переехала в город Луго, где Джоаккино брал уроки пения и игре на клавесине у каноника Джузеппе Малерби. В его доме он познакомился с партитурами произведений Моцарта и Гайдна.
В 12 лет юный Россини впервые попробовал себя в композиции, сочинив шесть сонат для квартета, а в 14, уже учась в классах виолончели и фортепиано в Музыкальном лицее в Болонье, написал свою первую оперу «Деметрио и Полибио», которая через шесть лет была поставлена на сцене.
К тому времени Россини уже добился первого серьезного успеха, поскольку слава пришла к нему очень рано, когда ему было 18 лет: друзья его родителей, тоже музыканты, вручили ему либретто под названием «Брачный вексель», попросив написать к нему музыку, что он и сделал за несколько дней. Эта комическая опера была поставлена в ноябре 1810 года в театре San Moisè в Венеции, открыв дорогу его триумфам.
Быстрота и легкость сочинения стали отличительными качествами музыканта на протяжении всего творческого пути. Россини часто сочинял лежа в кровати, и если случалось, что исписанные нотные листы падали на пол, он никогда не наклонялся, чтобы поднять их - ему было легче сочинить новую музыку!
В короткий срок он стал кумиром Италии, и восторженный прием публики сопровождал почти каждую написанную им оперу, а работал он с необычайной быстротой. Однако были в его жизни и фиаско. Теперь в это трудно поверить, но знаменитый «Севильский цирюльник» провалился на премьере в римском театре «Аржентина» в 1816 году. Терпели неудачу и другие его оперы, но маэстро всегда относился к этому с чувством юмора, и поскольку был неисправимым гурманом, утешал себя вкусными блюдами.
В начале 20-х годов XIX века слава Россини гремела уже далеко за пределами Италии. Во время Веронского конгресса в 1822 году композитор был представлен русскому императору Александру I, которому он преподнес сочиненную им кантату в честь Священного союза. Россини также сочинил два марша в честь императора. В свою очередь, произведения Россини исполнила княгиня Зинаида Александровна Волконская, которая обладала изумительным контральто и была признанной певицей-любительницей. Одной из ее самых удачных ролей был Танкред в одноименной опере Россини.
В это же время начались переговоры о приезде Россини в Россию, где его оперы были хорошо известны благодаря гастролям Итальянской оперы, но он не состоялся, поскольку композитор уехал в Лондон.
С 1824 года жизнь Россини была связана преимущественно с Парижем, где он несколько лет руководил Итальянским театром, а также переработал для французской сцены некоторые свои старые произведения и написал новые.
Последним его большим сочинением для театра стала опера «Вильгельм Телль», либретто которой было основано на старинной щвейцарской легенде об отважном стрелке, возглавившем народное восстание против австрийских завоевателей.
Сюжет, который не мог не ассоциироваться в уме композитора с идеями об освобождении его родины от австрийского господства, целиком захватил его. Россини с упоением работал над этой оперой, вплетая в музыкальную структуру напевы швейцарских и тирольских пастухов, а также итальянские народные песни, которые способствовали созданию поэтической атмосферы альпийской природы.
Премьера «Вильгельма Телля» состоялась в Париже в августе 1829 года, а четыре дня спустя король Карл X даровал Россини орден Почетного Легиона, высшую награду Франции. Тем не менее у основной массы публики опера не имела успеха, и вскоре дирекция Королевской академии музыки начала давать ее в сокращенном виде.
И случилось то, чего никто не мог ожидать: 37-летний композитор, автор почти сорока опер, решил закончить музыкальную карьеру. В последующие годы, а Россини прожил еще почти сорок лет, он создал только два значительных духовных произведения: «Stabat Mater» (1842) и «Маленькую торжественную мессу» (1863). Оставив музыку, или почти оставив, поскольку маленькие вещи, часто юмористического характера, он все же сочинял, Россини посвятил себя своей второй страсти - кулинарии, организуя у себя дома званые обеды, на которых бывали видные дипломаты, аристократы, музыканты. Особенно маэстро помогал итальянским музыкантам, которые оказывались в Париже.
Джоаккино Россини умер 13 ноября 1868 года на своей вилле в Пасси, завещав большую часть своего состояния родному городу для поддержания музыкальной жизни.
Вплоть до наших дней присутствие Россини весьма ощутимо в Пезаро - его музыка звучит в концертных залах и на улицах города, темы россиниевских опер часто исполняются джазовыми и эстрадными оркестрами.
Его имя носят консерватория и театр, а также улица, на которой он родился. Туристы бродят по «маршрутам Россини», а в ресторанах подаются блюда, сделанные по изобретенным им рецептам или названные в его честь... Как не вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который был настолько очарован музыкой Россини, что посвятил маэстро проникновенные строки:
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет - они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые...Столетие.Ru