Упоительный Россини

К 150-летию со дня смерти великого итальянского композитора

Александр Сергеевич Пушкин 
0
453
Время на чтение 5 минут
Упоительный Россини

Джоаккино Россини, которого за его оглушительную славу А.С. Пушкин называл «баловнем Европы» и «Орфеем», несомненно принадлежит к тому редкому типу композиторов, которые всегда остаются современными.

Пезаро, город на Адриатическом побережье, где Россини появился на свет 29 февраля 1792 года, до сих пор живет в его орбите, и можно сказать, что музыка гениального композитора не только освящает его культурную жизнь, но и активно поддерживает... экономику.

В Пезаро, провозглашенном ЮНЕСКО «городом музыки», вокруг имени Россини создалась настоящая индустрия, и торжества по поводу 150-летия со дня его кончины начались еще задолго до этой даты.

Ежегодно на местный Россиниевский фестиваль съезжаются меломаны со всего света. Было решено организовать цикл программ с 2016 по 2019 год, заодно отметив 200-летие первых постановок некоторых опер Россини, в том числе таких всемирно известных, как «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка» и «Золушка».

Музей Россини, созданный в доме, где родился маэстро, обновил свою экспозицию. Сейчас благодаря мультимедийным программам посетители могут больше узнать о жизни композитора, послушать редкие записи. Недавно были отреставрированы некоторые россиниевские рукописи, одна из которых - партитура оперы «Семирамида» - была выставлена в фойе венецианского театра «Ла Фениче», для которого опера была написана в 1823 году.

Россини называют «лебедем из Пезаро», хотя его жизнь, начиная с раннего детства, прошла между разными городами, а впоследствии и между разными странами. Его родители были музыкантами: отец Джузеппе Антонио валторнистом и трубачом, мать Анна Гвидарини певицей. Отец Россини слыл страстным поклонником идей Наполеона и приветствовал его войска, оккупировавшие север Италии. За это ему пришлось расплачиваться, когда Австрия восстановила старый режим. Некоторое время он даже провел в тюрьме, и с этим связано частое перемещение семьи с одного места на другое.

Маленький Джоаккино, которого его биографы традиционно рисуют ленивым и озорным ребенком, тем не менее много трудился, постигая азы музыкального искусства. В 1802 семья переехала в город Луго, где Джоаккино брал уроки пения и игре на клавесине у каноника Джузеппе Малерби. В его доме он познакомился с партитурами произведений Моцарта и Гайдна.

В 12 лет юный Россини впервые попробовал себя в композиции, сочинив шесть сонат для квартета, а в 14, уже учась в классах виолончели и фортепиано в Музыкальном лицее в Болонье, написал свою первую оперу «Деметрио и Полибио», которая через шесть лет была поставлена на сцене.

К тому времени Россини уже добился первого серьезного успеха, поскольку слава пришла к нему очень рано, когда ему было 18 лет: друзья его родителей, тоже музыканты, вручили ему либретто под названием «Брачный вексель», попросив написать к нему музыку, что он и сделал за несколько дней. Эта комическая опера была поставлена в ноябре 1810 года в театре San Moisè в Венеции, открыв дорогу его триумфам.

Быстрота и легкость сочинения стали отличительными качествами музыканта на протяжении всего творческого пути. Россини часто сочинял лежа в кровати, и если случалось, что исписанные нотные листы падали на пол, он никогда не наклонялся, чтобы поднять их - ему было легче сочинить новую музыку!

В короткий срок он стал кумиром Италии, и восторженный прием публики сопровождал почти каждую написанную им оперу, а работал он с необычайной быстротой. Однако были в его жизни и фиаско. Теперь в это трудно поверить, но знаменитый «Севильский цирюльник» провалился на премьере в римском театре «Аржентина» в 1816 году. Терпели неудачу и другие его оперы, но маэстро всегда относился к этому с чувством юмора, и поскольку был неисправимым гурманом, утешал себя вкусными блюдами.

В начале 20-х годов XIX века слава Россини гремела уже далеко за пределами Италии. Во время Веронского конгресса в 1822 году композитор был представлен русскому императору Александру I, которому он преподнес сочиненную им кантату в честь Священного союза. Россини также сочинил два марша в честь императора. В свою очередь, произведения Россини исполнила княгиня Зинаида Александровна Волконская, которая обладала изумительным контральто и была признанной певицей-любительницей. Одной из ее самых удачных ролей был Танкред в одноименной опере Россини.

В это же время начались переговоры о приезде Россини в Россию, где его оперы были хорошо известны благодаря гастролям Итальянской оперы, но он не состоялся, поскольку композитор уехал в Лондон.

С 1824 года жизнь Россини была связана преимущественно с Парижем, где он несколько лет руководил Итальянским театром, а также переработал для французской сцены некоторые свои старые произведения и написал новые.

Последним его большим сочинением для театра стала опера «Вильгельм Телль», либретто которой было основано на старинной щвейцарской легенде об отважном стрелке, возглавившем народное восстание против австрийских завоевателей.

Сюжет, который не мог не ассоциироваться в уме композитора с идеями об освобождении его родины от австрийского господства, целиком захватил его. Россини с упоением работал над этой оперой, вплетая в музыкальную структуру напевы швейцарских и тирольских пастухов, а также итальянские народные песни, которые способствовали созданию поэтической атмосферы альпийской природы.

Премьера «Вильгельма Телля» состоялась в Париже в августе 1829 года, а четыре дня спустя король Карл X даровал Россини орден Почетного Легиона, высшую награду Франции. Тем не менее у основной массы публики опера не имела успеха, и вскоре дирекция Королевской академии музыки начала давать ее в сокращенном виде.

И случилось то, чего никто не мог ожидать: 37-летний композитор, автор почти сорока опер, решил закончить музыкальную карьеру. В последующие годы, а Россини прожил еще почти сорок лет, он создал только два значительных духовных произведения: «Stabat Mater» (1842) и «Маленькую торжественную мессу» (1863). Оставив музыку, или почти оставив, поскольку маленькие вещи, часто юмористического характера, он все же сочинял, Россини посвятил себя своей второй страсти - кулинарии, организуя у себя дома званые обеды, на которых бывали видные дипломаты, аристократы, музыканты. Особенно маэстро помогал итальянским музыкантам, которые оказывались в Париже.

Джоаккино Россини умер 13 ноября 1868 года на своей вилле в Пасси, завещав большую часть своего состояния родному городу для поддержания музыкальной жизни.

Вплоть до наших дней присутствие Россини весьма ощутимо в Пезаро - его музыка звучит в концертных залах и на улицах города, темы россиниевских опер часто исполняются джазовыми и эстрадными оркестрами.

Его имя носят консерватория и театр, а также улица, на которой он родился. Туристы бродят по «маршрутам Россини», а в ресторанах подаются блюда, сделанные по изобретенным им рецептам или названные в его честь... Как не вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который был настолько очарован музыкой Россини, что посвятил маэстро проникновенные строки:

Он вечно тот же, вечно новый,

Он звуки льет - они кипят,

Они текут, они горят,

Как поцелуи молодые,

Все в неге, в пламени любви,

Как зашипевшего аи

Струя и брызги золотые...

Столетие.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Баранчеева
Конец «мультикультурализма»?
Националисты завоевывают Европарламент
26.02.2019
Федор Шаляпин и Италия
К 145-летию со дня рождения великого русского певца
13.02.2018
«Помогите нам остаться!»
Несмотря на угрозы, христиане не хотят покидать Сирию
30.09.2015
Европа христианская
Выставка в Амстердаме обещает стать настоящим культурным событием
18.09.2015
Все статьи Ирина Баранчеева
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
16.11.2024 12:25
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:30
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 10:46
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 09:46