В №9 «Роман-газеты» за 2018 год были опубликованы публицистические записки-размышления Станислава Смагина «Там, где мой народ», которые он посвятил всем своим «донбасским друзьям, знакомым и незнакомым, живым и ушедшим».
Как пишет сам автор - яркий публицист, один из координаторов проекта «Юг России», а ныне главный редактор ИА «Новороссия»:
«У этой книги нет четкой выверенной структуры и безупречного хронологического скелета, точнее, они есть, но относительны. Это заметки и размышления, как излитые на бумагу только сейчас, так уже и публиковавшиеся в электронных СМИ, без строгой связности и с условной последовательностью, объединенные лишь общей идеей, точнее, несколькими идеями и порывами».
Главными темами, проходящими через всю книгу, являются темы Русской Весны, Донбасса, мировой и российской истории и политики, находящихся в точке бифуркации. Причем, направление и интенсивность этой бифуркации зависит не только от ресурсов мировых держав, в состав которых возвращается и наша Россия, но, и от энергии конкретных людей, принадлежащих к различным слоям общества, двигающих и историю, и политику... Именно такие люди, с которыми встречался Станислав во время своих поездок по России и Донбассу, и являются героями данного произведения, а анализу их мыслей и поступков отведено там значительное место.
При написании рецензии я столкнулся с некоторыми трудностями, связанными с «бесструктурностью» смагинской книги, но это трудности рецензента, не имеющего филологического образования, пытающегося анализировать текст, где оригинально перемешаны размышления автора, его диалоги и обильное цитирование из различных источников. Читатель же при прочтении этого относительно небольшого произведения (80 журнальных страниц) узнает много интересного. О том, почему восстали Донбасс и Юго-Восток Украины в 2014 году, и как это отразилось на подъеме русского национального духа... О русских людях по обе стороны русско-украинской границы, которые поверили в себя и захотели защищать Новороссию и строить Новую Россию... О причинах того, почему наши власти довели до логического конца лозунг «Крым наш!», а идее «Новороссия наша» предпочли установку на то, что Порошенко - «уважаемый партнер и лучший шанс украинского народа»... О «грозном молчании» Кремля в ответ на зверства укронацистов в отношении сторонников Русского Мира, Минских соглашениях и «хитром плане Путина», «глубокой озабоченности» нашего МИДа нежеланием «братской Украины» соблюдать перемирие... О феномене «хатаскрайничества» и связи его с «россиянством»... Об украинстве, укронацизме и новой украинской мифологии, замешанной на откровенной лжи и русофобии. Об особенностях жизни современного Донбасса в условиях нынешнего «якобы мира». О том, как в лице ЛДНР «саркофаг», защищающий остатки Новороссии от «радиации укронацизма», превратился в чернобыльский саркофаг над очагом опасной для российской «элиты» идеи Новороссии...О тактике и стратегии русской победы...
Станислав Смагин не отрывает историю Донбасса не только от российской, но и от мировой истории. Поэтому в тексте много параллелей истории Донбасса с трагической историей еврейского и армянского народов, с историей героического сопротивления советских людей в годы Великой Отечественной войны. Отсюда нежелание принимать «конец Истории», навязываемый глобальной либеральной элитой:
«Река русской жизненной энергии, забурлив в Донбассе, где местные жители отказались подчиняться навязываемым им порядкам, начала вбирать в себя потоки добровольцев из РФ, а затем - и Европы»...
В книге отводится значительное место Донецко-Криворожской Республике как символу самоорганизации Юга России, отринутой большевиками ради «Радянской Украины», к опыту которой обращались борцы с украинизацией и идеологи Русской Весны. Не забыт и ее основатель - тов. Артем (Ф.А. Сергеев), наряду с другими выдающимися личностями, внесшими свой вклад в историю русского Донбасса...
Уделяется и должное внимание духовно-мировоззренческим проблемам: деградации российской либеральной мысли; Россия и Европа; насколько Украина интересна Западу, желающему «стреножить» Россию и насколько нынешняя РФ, как утилизатор имперского наследства, достойна представлять историческую Россию...
Оригинальны и создаваемые Станиславом Смагиным образы и идеи.
- Украина в роли булгаковского Шарикова, зарожденного в результате евгенического эксперимента и направляемого Швондером (Западом) против своих создателей.
- Сравнение выдающихся русских геополитиков В. Цымбурского и А. Дугина с такими классиками современной американской геополитики, как Г. Киссенджер и З. Бжезинский. Интересен его образ двух Россий: Россия по Цымбурскому (со «строгой автаркией в четкоочерченных этнокультурных границах») и по Достоевскому (с ее «всечеловечностью и земшарной миссией»).
- Великолепен его сравнительный анализ российской «бунташности» XXи XXI вв., которые, несмотря на различные политтехнологии, роднит общее недоверие элит к «низовому охранительству государственных устоев» и их заигрывание с либералами.
- Прекрасно и его сравнение 9 мая и Пасхи, соединяющиеся в многомиллионном шествии «Бессмертного полка», попирающего смерть через почитание памяти предков-победителей благодарными потомками.
И пусть наши властвующие элиты снова повторяет ошибки прежних поколений, пусть значительная часть «россиян» отправляет Донбасс в Украину, пусть опыт государственного строительства в ЛДНР пока более негативен, нежели позитивен...Автор «Там, где мой народ» уверен в том, что «режимы, политики, группировки приходят и уходят, а Россия и русский народ остаются. И наша задача, чтобы они оставались и дальше». И это произведение, опубликованное в уважаемом издании, является достойным вкладом Станислава Смагина в нашу общую победу.
Сальников Вячеслав, к.и.н., директор Центра исследований революционных процессов, повстанчества и проблемной государственности, г. Воронеж
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Новороссия