Лидия Андреевна Сычёва - прозаик, публицист, главный редактор
литературного интернет-журнала «МОЛОКО» (Молодое око) и сайта
«Славянство - Форум славянских культур», лауреат многих литературных
премий. Нет, кажется, вопроса, касающегося политики, экономики,
культуры, на который у Лидии Сычёвой не было бы своей чёткой и правдивой
позиции, аналитического взгляда. Ученица большого русского поэта
Валентина Сорокина, она мыслит страной. Она много трудится по собиранию и
сохранению славянской культуры. Этого катастрофически не хватает тем,
кто сегодня вершит культурную политику в стране. В июне в издательстве
«Вече» вышла книга Л. Сычёвой «Мы всё ещё русские. Наш ответ на вызовы
времени».
- Лидия Андреевна, о чём Ваша новая книга? Как в ней отражено наше время с его вызовами?-
Публицистика - сильнодействующее лекарство, к нему прибегают, когда
иные средства бессильны. Книга «Мы всё ещё русские» будет полезна
читателю именно соединением слова и действия. В ней есть идеи, а они -
дороги в будущее.
Мои книги в жанре публицистики: «Последний
блокпост» (2002), «Эх, славяне!..» (2008), «Русь в ожидании варягов»
(2012), «Государственное управление в России в 2000-2012 гг.:
модернизация монетизации» (2013) - стали ступеньками к нынешней работе.
Книги выходили в хороших издательствах, их отмечали вниманием читатели, я
получала за них литературные награды. Но всё-таки сборники были именно
«отражением времени», как вы верно заметили. Я вела «идейную оборону»
того, что мне дорого в национальной культуре и в жизни.
Книга «Мы всё
ещё русские» - издание скорее наступательного характера. Если ты
опираешься на правду, слово твоё приобретает совсем иное звучание и
смысл.
Чтобы написать «Мы всё ещё русские», мне надо было поработать
военным корреспондентом, парламентским обозревателем, политтехнологом,
научным сотрудником, главным редактором общественно-политической
телепрограммы, колумнистом популярной газеты. Профессиональный опыт
важен - он даёт кругозор и масштабность. Но только в том случае, если ты
помнишь: слово есть нравственный выбор. Оно, вручённое тебе мамой,
народом и Богом, ведёт по жизни. Я - русская, но абсолютно убеждена, что
честные люди других национальностей, которые прочитают мою книгу, её
поддержат.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить двух историков:
главного редактора издательства «Вече» Сергея Дмитриева и замечательного
писателя, автора многих популярных книг Игоря Шумейко. Именно они мне
помогли - ни на чём не настаивая, а весьма деликатно советуя, избрать
верную композицию для моей работы.
В книге есть и славянская тема, и
евразийская, и крестьянская, и постмодернистская, и «русская
античность», и современность. И, конечно, «мысль государственная». В
журнале «Российская Федерация сегодня» я работала с такими «зубрами»,
как Юрий Хренов (наш главный редактор), Николай Ефимов (бывший главред
«Известий»), Александр Черняк (один из видных «правдистов»),
известинцами Русланом Лынёвым и Вячеславом Щепоткиным и др. Это не
только талантливые журналисты, но и люди, глубоко понимающие жизнь
государства. И я у них многому научилась. Сегодня у нас в обилии
специалисты по «пилению бюджета», а вот «инженеры госстроительства» - в
огромном дефиците.
- В выходных данных книги читатель увидит, что её жанр обозначен как «научно-популярное издание».-
Да, и первые отклики меня как автора радуют. Писатель, профессор
Тюменского госуниверситета Сергей Козлов прочитал книгу и написал отзыв в
Фейсбуке: «Много фактов, хороший, доступный большинству язык, буду
использовать материал на своих лекциях».
Одна из глав книги - «Ода
воровству» - в качестве анонса вышла в журнале «Наш современник». Мой
земляк писатель Сергей Пылёв увидел в этой публицистике «особенный,
новый жанр; тут и сатира, и сказка, и медицинская справка, и поэма, и
катехизис, а то даже женское прелестное чуть ли не сострадание
«новомученникам» (ворам)».
Так что, надеюсь, скучно читателям не будет. А коллегам-литераторам спасибо за поддержку и доброе отношение.
-
На нашей памяти то время, когда писатель формировал общественное
мнение. Мы помним, как звучали голоса Валентина Распутина, Василия
Белова, Саввы Ямщикова. В современной России голос писателя не слышен
вовсе. Чем грозит это отсутствие духовных лидеров народу и государству?-
Недавно я побывала на весьма необычном литературном действе. Это был
конкурс «Слово о войне», который проводится среди военнослужащих
Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля ФСО России.
Ребята (для меня они ребята - по возрасту), а правильнее их назвать -
защитники, солдаты - читали наизусть стихи погибших в Великую
Отечественную войну поэтов.
Председателем жюри был Валентин
Васильевич Сорокин, автор многих замечательных произведений, в том числе
поэмы «Бессмертный маршал» о Георгии Жукове, а почётным председателем -
участница Великой Отечественной войны, разведчица Нина Михайловна
Данилкович. Ещё в жюри работала талантливая поэтесса, выпускница Высших
литературных курсов Татьяна Маругова, журналист и общественный деятель
Александр Простокишин, члены Высшего совета Российского союза боевых
искусств, другие уважаемые люди.
И вот, представьте: Кремль, Арсенал,
полный зал умных, красивых ребят, и - звучит вдохновенное русское
слово!.. «Сквозь ошеломляющие беды / Мы, как травы, прорастём во мгле, /
И не раз колокола победы / Прозвенят нам славу на земле» - эти строки
Валентина Васильевича Сорокина можно отнести и к его творчеству, и к
носителям нашей национальной культуры вообще. То, что слово погибших
поэтов торжественно прозвучало в этой молодой и строгой аудитории -
разве не добрый знак для всех нас?!
Среди военнослужащих, которых
отметили на этом конкурсе, был участник с символичным именем - Богдан
Хмельницкий. В его личной библиотеке теперь есть книга «Купола Кремля» с
автографом автора, Валентина Сорокина.
Я была редактором и
составителем этого сборника и могу сказать, что в свет он шёл с огромным
трудом. Пришлось даже направить письмо главе государства. У нас
чиновники из Роспечати десятилетиями поощряли писателей-матерщинников, а
тех, кто действительно служит России, они демонстративно «не замечают» и
по сей день.
Но так будет не всегда. Во-первых, у народа тоже есть
предел терпению. А во-вторых, эффективность «зомби-машины» ныне уже не
та. Так что народ наш будет больше думать над своей судьбой, а значит,
без духовных лидеров мы не останемся.
- Как связаны наша незащищённость в экономическом плане и в культурном?-
Спасибо за этот важный вопрос! Прививая безобразное как «вид
искусства», те, кто его насаждают, занимаются, в сущности, убиением
жизни. Чувство прекрасного, художественность - это самая тонкая,
невидимая материя, делающая народ народом, а человека - человеком.
Народ,
не связанный любовью и художественностью, превращается в население, в
сообщество вечно одиноких, обобранных - духовно и материально -
индивидуумов, которых сплачивает только телевизор и пропаганда.
Людьми,
которых лишили собственного лица, легче управлять - они не способны к
самоорганизации. В России, где живут представители многих
национальностей, к сожалению, всё больше утрачивается чувство дружелюбия
между народами. Сказать сегодня «я - русский», «я - татарин», «я -
украинец» - это «вызов», чуть ли не заявка на экстремизм. А ведь это
совершенно естественное чувство - принадлежать к своему народу, думать и
заботиться о нём, беречь свой язык, знать родную культуру.
Художественность
- это любовь, восторг, восхищение, иногда - боль, страдание - из-за
того, что судьба или обстоятельства жизни, или война и горе отнимают
твою любовь. Настоящая красота никогда не надоедает! Она, как цветущий
сад, как зелёный луг, как бескрайнее море, как серебристый искрящийся
снег, принадлежит сердцу человека. Мы - дети природы, дети вечной
энергии жизни, великого круговорота Вселенной, мы - венцы Божьего мира,
такого прекрасного и неповторимого.
Гомер не знал Интернета, Пушкин
понятия не имел о мобильной связи, но «техническая отсталость» не
помешала им создать величайшие художественные произведения.
Информированность, знания «обо всём» никогда не заменят полноты чувств.
Без художественности самое богатое и роскошное шоу - лишь развлечение,
похищение времени жизни человека.
Любовь даёт нам силы творить, даёт
энергию преображения, любовь - награда за чувство прекрасного, которое
живёт в нашей душе. И, напротив, человек, утративший удивление и восторг
пред красотой, обязательно разминётся со своей любовью. Его жизнь может
сложиться удачно, он может достичь известности, стать богатейшим в мире
(как Дерипаска, допустим). Но никакие деньги не возместят потери
счастья любви и радости красоты.
Жить, защищая красоту, приумножая её, воспевая её - огромное счастье. И я желаю всем нам не терять света души и вдохновения.
Беседовала Ирина УШАКОВА
Слово