Для нас это уже история. Но не та история, которая спокойно стоит на полке, нет: история, которая стучится в наши сердца, которая кровоточит, болит, задает нам всё новые вопросы. Христианские мученики ХХ века - кто они для нас? И что мы для них, как они на нас смотрят оттуда?.. С одной стороны - можно верить, что они за нас рады; рады тому, что мы можем, наконец, исповедовать и проповедовать свою веру свободно, не боясь преследований; а с другой, радуем ли их мы сами? Достойны ли мы их крови, как пишет отец Глеб?
Первый приходящий ответ: конечно же, нет, не достойны. Разве такими христианами были бы мы сейчас, если бы до конца осознавали и по-настоящему чувствовали то, что произошло с нашей Церковью в ХХ веке? Разве так мы благодарили бы тогда Бога и Его святых - русских мучеников и исповедников - за наш сегодняшний день? Но, чем вздыхать по поводу своего недостоинства - лучше сделать к этому достоинству, хотя бы к какому-то соответствию, реальные шаги.
В свое время нам случалось сетовать по тому поводу, что почитание новомучеников насаждается главным образом «сверху», а «снизу» не идет, отклика в широких православных массах не находит. Говорилось заодно о нашей теплохладности... Но теперь уж нам пора понять: сетовать и жаловаться на «несознательность масс» - бессмысленно и, вот уж точно, недостойно. Теплохладность преодолеть нужно, прежде всего, в себе; а затем необходимо помочь и другим, чтобы открывали люди для себя эту сокровищницу - духовный опыт христианских мучеников безбожного века.
Мы должны помнить наших новомучеников, не так вот - всех разом, а, насколько это в наших силах, поименно; хотя бы тех, кто пострадал в нашем родном городе, в нашей епархии, тех, чья судьба как-то связана с нею. Необходимо, чтобы святые новомученики были для нас реальными, живыми людьми, чтобы мы слышали их голоса, видели их глаза. А это не дается даром, это требует труда.
За последние двадцать лет в Русской Церкви проделана работа, действительно, колоссальная. Извлечены из тьмы забвения тысячи имен, написаны тысячи книг, установлены места массовых расстрелов, созданы мемориальные центры. Огромный исследовательский труд стоит за каждым прославлением (канонизацией) новомученика: вот почему, кстати, этот процесс идет не так быстро, как нам бы хотелось.
Немало трудов положено и в Саратовской епархии, затем митрополии: странно даже и представить себе, что каких-нибудь полтора десятка лет назад мы не знали ничего и ни о ком. Сегодня всё иначе: есть страничка «Святые и подвижники» на сайте епархии. Публикации о мучениках и исповедниках веры регулярно появляются в епархиальных журналах и газете. Стало возможным учреждение празднования Собора Саратовских святых, и Собор прирастает новыми именами. Готовится к изданию сборник житий саратовских святых. Появились мемориальные доски на тех храмах, в которых служили новомученики.
Но и сегодня мы не знаем - гораздо больше, чем знаем. И предстоит нам сделать - гораздо больше, чем мы сделали. Главное - не останавливаться. Разысканиями могут заниматься не только профессиональные историки - это подтверждено опытом действующего в нашей епархии церковно-исторического общества «Возрождение». Изначально оно было задумано как общество прямых потомков репрессированных священников, но сейчас к его работе могут присоединиться все желающие, все, кого это волнует. И результат налицо: создана база данных, прослежены пути многих страдальцев за веру, подготовлены подробные публикации.
Минувшей осенью мы, сотрудники информационно-издательского отдела епархии, провели ряд паломнических экскурсий по местам, связанным с саратовскими новомучениками, священниками и мирянами, пострадавшими за веру. Например, рассказ о священномученике Михаиле Платонове начинался на Воскресенском кладбище, на месте захоронения отца Михаила и других расстрелянных вместе с ним, а завершался - в храме Серафима Саровского, настоятелем которого был священномученик, перед его иконой... Это не великое дело, конечно, но оно оказалось очень важным - и для нас самих, и для наших слушателей, прихожан саратовских храмов. Мы увидели живой, сердечный отклик людей, убедились, что наши прихожане хотят знать как можно больше о тех, кто оказался верным Христу даже до смерти, смерти же крестной (Флп. 2, 8). Вывод ясен: память о новомучениках жива и будет жить, пока мы не устанем трудиться: ради нее, ради них, ради себя и своих потомков.
Святейший Патриарх Кирилл в свое время выразил убеждение: о новомучениках мы должны говорить так, «чтобы было слышно всем - не только членам Церкви, не только нашим прихожанам, но и людям светским. Потому что новомученики - это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация». То есть нас должны услышать все. Как нас услышат, какие выводы сделают из наших слов, из нашего свидетельства - зависит, конечно, не только от нас, но и от нас тоже. От нашей искренности - в первую очередь.
А как сохраняется память о новомучениках, о тех, кто, по евангельскому слову, взял крест и последовал за Ним (см.: Мф. 16, 24), в наших епархиях, в конкретных храмах и приходах?
***
Священномученик Владимир (Пиксанов, †1918), пресвитер.
Село Новоспасское Хвалынского района Саратовской области (Саратовская епархия)
Священномученик Владимир прославлен совсем недавно - постановлением Священного Синода от 15 июля 2016 года. Теперь он включен и в Собор Саратовских святых. Это стало возможным благодаря многолетней кропотливой работе наших историков, членов Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия.
Уроженец села Спасское Вольского уезда Саратовской губернии, сельский священник, энтузиаст народного просвещения Владимир Пиксанов оказался если не первым (это на сей день утверждать невозможно - прошлое исследовано еще недостаточно), то, по крайней мере, одним из самых первых мучеников за веру и Церковь в Саратовской епархии. Последние годы своей жизни он служил в селе Павловка Хвалынского уезда (сейчас это райцентр соседней Ульяновской области), там и принял мученический венец. Вот как рассказывает об этом историк Константин Гурьянов, автор книги «Возвращение в Озерки»: «В начале марта в Павловку прибыл большевик Перфилий Баулин с большим карательным отрядом и обозом до 100 подвод. Среди прочего он имел намерение установить жесткую норму хлеба на едока в месяц, а излишки хлеба изъять. Наутро Павловка восстала, но Баулин, получивший значительное подкрепление, жестоко подавил восставших. Убивали в первую очередь тех людей, которые пользовались уважением в народе. Одним из убитых был священник Воскресенского храма в Павловке Владимир Пиксанов. (...) 20 марта (по старому стилю) 1918 года в дом священника Владимира ввалились несколько красногвардейцев, которых отец Владимир усадил за стол и накормил. Он прекрасно понимал, с какими намерениями пришли эти люди. Сытые бойцы объявили священнику, что он арестован, и отправили его под конвоем в здание волостного правления. В три часа ночи отец Владимир, сильно избитый, был приведен домой и провел остаток ночи в молитве. Утром, даже не позволив ему снять епитрахиль, красногвардейцы снова увели священника. По дороге к месту казни большевики глумились над мучеником. За ними следовало много верующих жителей Павловки. Испугавшись народа, каратели расстреляли отца Владимира прямо на площади перед храмом. И тут же сняли с него сапоги и галоши <...> На мятежную Павловку Баулин наложил контрибуцию в 500 тысяч рублей».
Но с именем святого мученика Владимира (кстати, родившегося накануне дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, потому, скорее всего, так и нареченного) связан также и храм, находящийся в Саратовской епархии. С 1893 по 1899 год он служил в Преображенской церкви сел Новоспасское и Варваровка Хвалынского уезда. Сейчас этих сел нет - жители разъехались, всё разрушилось и заросло травой еще в начале 70‑х. Только полуразрушенный, но всё еще величественный храм высится среди полей. Казалось бы, он обречен! Но трудами благочинного Хвалынского округа протоиерея Виталия Колпаченко, усилиями уроженцев Новоспасского и Варваровки, живущих теперь в Хвалынске и других городах, и, может быть, еще молитвами священномученика Владимира происходит просто невероятное - в одиноком, оставленном людьми храме возрождается молитвенная жизнь. Литургия на престольный праздник - на Преображение Господне - собирает сотни людей и становится настоящим торжеством памяти и любви.
Конечно, собравшиеся люди обсуждают перспективы восстановления храма! Но до недавних пор реальными оказывались лишь некоторые работы, препятствующие окончательному разрушению. И вот совсем недавно мы узнали: фонд «Сосновый остров» (сохранение и развитие историко-культурного наследия Хвалынска и Хвалынского района), возглавляемый историком и краеведом Алексеем Наумовым, заказал и оплатил проект профессиональной реставрации храма в Новоспасском. По словам Алексея Викторовича, проект позволит максимально точно восстановить внешний облик и внутренний вид этой церкви. У храма, в котором служил святой, не может не быть будущего.
***
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий, †1961), архиепископ Симферопольский и Крымский
Поселок Романовка Романовского района Саратовской области (Балашовская епархия)
Святитель Лука (1877-1961), всемирно известный врач, хирург, архиепископ, духовный писатель, человек, прошедший все круги ГУЛАГа, один из столпов Православия в стране «победившего социализма», будучи еще не священником и не монахом, а просто Валентином Феликсовичем, 32‑летним врачом и отцом семейства, подал прошение и был утвержден в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии.
Семья доктора Войно-Ясенецкого прибыла в Романовку в апреле 1909‑го. Врачебный участок, на котором Валентину Феликсовичу предстояло трудиться, по площади составлял около 580 квадратных верст, население - до 31 тысячи человек. Здесь молодой хирург продолжил свои исследования в области гнойной хирургии, много оперировал, в том числе и под общим наркозом, что для тогдашней сельской больницы было делом не совсем обычным; составлял научные труды, которые публиковались в журналах «Труды Тамбовского физико-медицинского общества» и «Хирургия». В августе 1909 года ВойноЯсенецкий обратился к уездной земской управе с предложениями создать уездную медицинскую библиотеку, ежегодно публиковать отчеты о деятельности земской больницы, устроить патологоанатомический музей. В скором времени семья Войно-Ясенецких переместилась в Переславль-Залесский.
День памяти святителя Луки - 11 июня. В этот день в Романовке, в храме Рождества Христова, Божественную литургию совершает Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий. Затем он вместе с духовенством и гостями посещает музей святителя Луки: силами энтузиастов этот музей был создан и ныне действует в городской библиотеке имени И. Фешина. Здесь совершается молебен святителю. Затем в районном Доме культуры - демонстрация документального фильма об архиепископе Луке, концерт и, главное, - вручение медицинским работникам премии Епископа Балашовского и Ртищевского имени святителя Луки «За многолетний труд, верность профессии и нравственный подвиг». Эта премия учреждена Балашовской епархией пять лет назад. Как пояснил руководитель епархиального отдела по благотворительности и социальному служению священник Сергий Киреев, по согласованию с главными врачами входящих в епархию районов премию, подразумевающую также и денежное вознаграждение, получают врачи, фельдшеры, медсестры и младший медперсонал - санитарки, причем последних награждено уже немало. «Стараемся поддержать главным образом сельского медработника, - сказал отец Сергий, - его жизнь - это действительно подвиг».
По словам сотрудницы библиотеки имени И. Фешина Галины Даренской, музей святителя Луки не пустует - каждую неделю проходят экскурсии и для школьников, и для взрослых.
Помнят святителя Луку
и в районной больнице: улица, на которой она стоит, носит его имя,
в 2011 году на доме, в котором он жил (это тоже территория больницы),
установлена мемориальная доска. В больнице имеется стенд, рассказывающий
о святом хирурге. Каждое воскресенье после Божественной литургии
в Рождественском храме Романовки совершается молебен святителю Луке Крымскому.
***
Священноисповедник Виктор (Островидов, †1934), епископ Глазовский
Село Золотое Красноармейского района Саратовской области (Балашовская епархия)
С протоиереем Борисом Ищенко мы беседовали как раз в день памяти священноисповедника Виктора (Островидова). Отец Борис служит сейчас в том самом старинном храме, в котором служил псаломщиком отец святого, Александр Островидов, и в котором в 1875 году крестили младенца Константина - будущего епископа Глазовского и Воткинского.
- Сегодня мы совершали ему службу с акафистом, - сообщил нам отец Борис, - как и каждый год. И поскольку этот год - год столетия революции, мы в школе провели урок на тему «Святые Саратовской земли». Вместе с учителем ОПК Валентиной Петровной Дородновой рассказали о Соборе Саратовских святых, а также, конечно, о священноисповеднике Викторе. Мне представляется, что именно Церковь должна сейчас помочь детям понять, что тогда, в семнадцатом году, произошло, и чем это обернулось. Подвиг простых священников, то, с какой верой, верностью и самопожертвованием прошли они свой жизненный путь - это достойный пример для воспитания подрастающего поколения.
Константин Островидов окончил Саратовскую семинарию и затем Казанскую духовную академию. В 1903 году пострижен в монашество с именем Виктор. Был настоятелем Хвалынского подворья саратовского Спасо-Преображенского монастыря, наместником Санкт-Петербургской АлександроНевской Лавры, затем сменил несколько викарных епископских кафедр в Вятской епархии. Решительно противостоял обновленцам: «... умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя „церковью живой", а в действительности „трупу смердящему", и не иметь какоголибо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными». Не подчинился он и Декларации митрополита Сергия о лояльности к советской власти, называя этот документ «отречением от спасения». Священноисповедник Виктор пережил целый ряд арестов, ссылок, лагерный срок на Соловках, где работал бухгалтером на канатной фабрике и участвовал в подпольных богослужениях.
«...Удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский (Островидов). Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но видом напоминал сельского попика. Встречал всех широкой улыбкой (иным я его и не помню), имел бороду жидкую, щеки румяные, глаза синие (...) От него исходило какоето сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили» - таким запомнился владыка Виктор будущему академику Дмитрию Лихачеву, тогда также заключенному СЛОНа. Скончался епископ Виктор в мае 1934 года в ссылке, в селе Нерица Северного края (ныне Республика Коми). А на его родине, в Троицком храме села Золотое, восстановленном усилиями местных жителей еще в 90‑е годы, находится икона с частицей мощей: она доставлена из Спасо-Преображенского монастыря в Вятке, где почивает ныне святитель. И уже в XXI веке, в одну из Светлых седмиц, икона благоухала.
***
Священномученик Косма (Петриченко, †1937), пресвитер
Село Рыбушка Саратовского района (Саратовская епархия)
Уроженец слободы Рыбушка, крестьянин Кузьма Никифорович Петриченко (1869-1937) с юности прислуживал в алтаре Рыбушанской Христорождественской церкви и хорошо знал богослужение. В 1925 году скончалась супруга Кузьмы Никифоровича. Не связанный более земными попечениями (дети к тому времени уже выросли), он решается на такой жертвенный шаг, который мог быть продиктован только его верой и сугубой любовью к Церкви Христовой: он передает свое хозяйство сыну и дочери, а сам подает прошение о принятии священного сана.
Хотя духовного образования у него не было, в 1927 году отец Косма был рукоположен во иерея к храму во имя Архистратига Божия Михаила располагавшегося неподалеку от Рыбушки села Сосновка. Хиротонию новомученика совершил предположительно Преосвященный Андрей (Комаров), епископ Балашовский († 1955), временно управлявший Саратовской епархией ввиду ссылки правящего архиерея, архиепископа Саратовского и Петровского Досифея (Протопопова; † 1942). А в 1928 году отец Косма был назначен к родному для него рыбушкинскому Христорождественскому храму.
В 1935 году церковь в Рыбушке была закрыта. Но отец Косма не оставил своего священнического труда: собирал прихожан у себя дома, совершал богослужения, читал, проповедовал, крестил детей. Именно это было поставлено ему в вину: «Под видом религиозных молебнов в домах колхозников проводил антисоветскую агитацию», так написано в обвинительном заключении по делу «попакулака» Кузьмы Петриченко. Мученическую смерть за Христа он принял 16 ноября 1937 года в десять часов вечера. Прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2004 году.
Церковь в Рыбушке разрушили. Инициатором возрождения храма стал правнук святого Владимир Зиновьевич Высоцкий. Он узнал о прославлении своего прадеда из газеты «Православная вера» и тут же включился в работу. Именно благодаря его стараниям и материальной поддержке в 2006 году в ста метрах от разрушенной большевиками святыни был возведен новый храм.
15 мая 2007 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил нижний придел восстановленного храма во имя священномученика Космы. В этот день пред иконой святого молились его потомки: внучка Елена Бондаревская, 40 лет проработавшая учителем географии и биологии в Рыбушанской школе, ее сын Константин, станочник по деревообработке, правнучка Нина Щёткина - учитель начальных классов, праправнучка Марина.
Сегодня прихожане храма с любовью и благоговением почитают память своего святого земляка. Особый вклад в изучение его жизни внесла краевед и учитель русского языка и литературы школы поселка Центральная Усадьба совхоза «15 лет Октября» Наталья Юрьевна Рянзина. Под ее руководством в 2012 году была создана передвижная выставка «Жизнь ради истины», посвященная Косме Саратовскому. Материалы этой выставки были использованы при съемке документального фильма «Хлеб жизни. Священномученик Косма Рыбушкинский» (автор - Ольга Клюкина, режиссер - Инга Монаенкова). Этот фильм был показан на православном телеканале «Радость моя». Материалы о жизни святого Космы Наталье Юрьевне помогали собирать ее ученики.
В школе сложилась добрая традиция: каждый год ученики, которые принимали участие в создании выставки, проводят открытый урок для своих младших товарищей. В прошлом году урок, посвященный памяти святого, проводила самая юная участница проекта - ученица выпускного 9‑го класса Алина Бабенко.
Сейчас выставка экспонируется в Музее национальных культур при школе, а информацию о своем святом земляке ребята могут получить на уроках по истории Саратовского края, которые ведет учитель истории и настоятель храма Рождества Христова в Рыбушке протоиерей Андрей Степанов. При школе также открыт краеведческий кружок «По родной земле».
- Я с радостью вижу, - говорит Наталья Юрьевна, - что ребята интересуются жизнью священномученика Космы не только потому, что им это задали в школе. Изучение его жизни помогает детям осознать, что церковь, куда их приводят мама и папа, - это не просто достопримечательность, которую можно осмотреть, но часть их жизни, а вера - это не благочестивая традиция, а то, ради чего святой Косма, их земляк, отдал свою жизнь.
Храм, освященный во имя священномученика Космы Рыбушкинского, есть и в Саратове, в Комсомольском поселке. Каждый год здесь накануне престольного праздника (16 ноября) в воскресной школе храма проводится урок для детей и родителей в память о священномученике Косме. После Божественной литургии совершается крестный ход с образом новомученика вокруг парка Гагарина. Около иконной лавки висит стенд, рассказывающий о жизни святого.
- Наши новомученики - это наши самые близкие святые, - делится с нами своими размышлениями настоятель храма священномученика Космы Саратовского иеромонах Анастасий (Денисов), - и сегодня, в век духовной расслабленности, нам как никогда необходимо усвоить уроки их жизни. Сейчас мы живем в благополучное время, можем исповедовать свою веру открыто. И кажется, что пример святого мученичества для нас не актуален. Но это не так, потому что святой кончине наших мучеников предшествовала святая жизнь. Святой Косма и другие новомученики были людьми, стойкими в вере. А человек, который колеблется, не сможет пострадать за Христа. Нам сейчас очень не хватает этой стойкости, решимости быть верными хотя бы в малом. Например, совсем недавно у нас закончилась Светлая седмица. И вот первый после разговения постный день - среда. Многие прихожане признаются, что им в этот день поститься не хочется. А ведь мы выбираем не между жизнью и смертью, а всегонавсего между постной и скоромной пищей. Новомученики не знали таких колебаний, и их пример может укрепить наш расслабленный дух.
***
Мученик Александр (Медем, †1931)
Город Хвалынск Саратовской области (Саратовская епархия)
Совсем недавно произошло радостное событие: при поддержке жертвователей и фонда «Сосновый остров» епархии было возвращено здание часовни Свято-Троицкого мужского монастыря, прихожанином которого был святой мученик Александр Хвалынский (Медем). С Троицким монастырем связаны также имена священноисповедника Виктора (Островидова), уроженца села Золотое Красноармейского района Саратовской области, который был его настоятелем, преподобномученика Нифонта (Выблова), священномучеников Гермогена (Долганёва), Софрония (Несмеянова), Михаила Платонова и Василия Надеждина. Но вот мемориальную доску с их именами пришлось прикреплять к стене бактериологической лаборатории - именно в нее была превращена церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». А здание монастырской часовни находилось в частных руках, в нем был продуктовый магазин. И вот справедливость восстановлена: после необходимого обустройства часовня будет освящена во имя святого мученика графа Александра Медема.
Мученик Александр - граф Александр Георгий Людвиг Юлий Медем, немец по отцу и русский по матери - родился в Санкт-Петербурге в 1877 году и был крещен в лютеранство. Его детство и большая часть жизни прошли на хуторе Александрия Хвалынского уезда Саратовской губернии. Окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета, он не стал поступать на государственную службу, а поселился в своем имении, решив заняться сельским хозяйством. Все дети Александра Оттоновича и его супруги Марии Федоровны, урожденной Чертковой, были крещены в Православие; в 39 лет отец семейства сам осознанно присоединился к Русской Православной Церкви. Он был рачительным хозяином своего имения, активным земским деятелем, участвовал в Первой мировой войне - был начальником санитарного отряда Всероссийского земского союза.
Семейство графа было удивительным примером христианской любви и благочестия. Доброе отношение Александра Оттоновича к каждому человеку, независимо от его сословия и вероисповедания, настолько располагало к нему земляков, что в лихолетье революции, когда горели усадьбы, рекою лилась кровь и дворян, и простых людей, толпа ревела на площадях: «Смерть помещикам!», добавляя при этом: «Кроме Медема!». Это и спасло всю семью от неминуемой смерти.
Однако имения Медемы лишились. После того как в 1918 году советской властью все частные землевладения были конфискованы, семья переехала в Хвалынск, где поселилась в съемной квартире.
Большевики арестовывали Александра Оттоновича девять раз и чудом не расстреляли. Медемы всей семьей регулярно посещали церковь Свято-Троицкого мужского монастыря в Хвалынске, освященную во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В монастыре граф Медем с другими верующими организовал церковный совет, чтобы противостоять обновленческому расколу. Среди людей, сохранявших верность Церкви, Александр Оттонович пользовался непререкаемым авторитетом. Он ездил в Саратов к одному из главных противников «живой церкви» в губернии епископу Петру (Соколову) с прошением принять их приход в свое подчинение.
Аресты, лишения, болезни, невзгоды и тяжелый труд лишь закалили его душу и укрепили веру. Он писал своему сыну Фёдору, оказавшемуся после Гражданской войны за границей: «Действительно свободным может быть только человек, глубоко и искренне верующий. Зависимость от Господа Бога - единственная зависимость, которая человека не унижает и не превращает в жалкого раба, а, наоборот, возвышает. Проповедник и наставник я плохой, но мне хочется тебе сказать то, что я особенно остро чувствую и для тебя желаю. Верь твердо, без колебаний, молись всегда горячо и с верой, что Господь тебя услышит, ничего на свете не бойся, кроме Господа Бога и руководимой Им своей совести».
Осенью 1930 года Александра Оттоновича, жившего тогда в ссылке в Сызрани, арестовали в последний раз. В заключении он проявлял редкое величие духа, спокойствие и мужество, на допросах держался с большой выдержкой и достоинством, категорически отказываясь называть чьилибо имена; хотя в это время тяжело страдал от туберкулеза легких, которым болел в течение последних лет.
В начале 1931 года у Александра Оттоновича из-за условий тюремного заключения обострилась болезнь, и 22 февраля он был переведен в больничный корпус Сызранской тюрьмы, где скончался 1 апреля 1931 года в 12 часов 30 минут. Отпевали его заочно в соборе города Сызрани.
В 2000 году граф Александр Медем был прославлен Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских. Его имя также входит в Собор Саратовских святых.
О мученике Александре Медеме отец Виталий Колпаченко узнал после первой совершенной им на хвалынской земле Божественной литургии - в поселке Возрождение в 2002 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. После службы молодого батюшку спросили, знает ли он, что в соседний поселок Северный (бывшая Александрия, бывшее родовое имение Медемов) недавно приезжала какаято графиня из Германии. Как оказалось, это была внучка святого - Ольга Фёдоровна фон ЛилиенфельдТоаль. После визита Ольги Фёдоровны в Северном стали восстанавливать храм во имя равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, построенный в 1913 году графом Александром Медемом. В ноябре 2011 года храм был освящен. В Северном сложилась община верующих.
Своего рода шефство над молодым приходом взял саратовский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Клирик храма иерей Ярослав Коздринь уже несколько лет приезжает сюда на Рождество, причем ни пономаря, ни певчих - как это обычно делают священники, отправляющиеся в отдаленные приходы, - с собой не берет. Прихожане за богослужением поют сами, всегда найдется и тот, кто поможет в алтаре. Отец Ярослав также отмечает, что сельчане к своему храму относятся очень трепетно - заботятся о нем, украшают, благоустраивают.
Практически всем, что мы знаем сегодня о святом мученике Александре Хвалынском (Медеме), мы обязаны уроженцу Хвалынска, историку Алексею Наумову. Он - автор книг «Русский крест графа Медема» и «Графы Медемы, хвалынская ветвь», а также документального фильма о святом. Именно Алексею Викторовичу принадлежит идея создания музея новомученика. Музей был открыт в день памяти святого - 23 ноября 2014 года - в хвалынской православной гимназии, созданной тремя годами ранее и носящей имя Александра Медема. Здесь собраны подлинные семейные фотографии, книги из библиотеки Медемов, предметы быта.
В музее постоянно проводятся экскурсии, причем в роли экскурсоводов выступают в том числе и гимназисты. Недавно среди учащихся был даже проведен конкурс на лучшего экскурсовода. В этом году гимназия планирует издать житие святого мученика в изложении для детей.
23 ноября в Хвалынске всегда праздник - Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме в этот день возглавляет Митрополит Лонгин, здесь же проходит посвящение в гимназисты, после которого детям вручают Новый Завет и житие их небесного покровителя - мученика Александра.
А в конце учебного года все гимназисты вместе с учителями и родителями едут в Александрию, так называют поселок Северный сами ребята. В местном храме совершается молебен святому, детей награждают грамотами, после чего уже можно поиграть в веселые игры, пообщаться, отдохнуть на природе.
***
Священномученик Феофан (Ильменский, †1918), епископ Соликамский.
Храм святой равноапостольной Марии Магдалины, Саратов
С именем священномученика Феофана, епископа Соликамского и Чердынского, тесно связана история саратовского храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. До революции это был домовый храм Мариинского института благородных девиц; в течение семи лет, с 1 сентября 1907 года, будущий святитель был настоятелем этого храма и духовником института.
Родился священномученик Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский) 26 сентября 1867 года в семье церковного чтеца. В 1888 году окончил Саратовскую духовную семинарию, затем Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Через два года был рукоположен во иерея и назначен сверхштатным священником Александро-Невского кафедрального собора.
Отец Сергий был активным деятелем саратовских православно-патриотических организаций. В августе 1909 года епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв; †1918), чьи монархические взгляды были широко известны далеко за пределами Саратовской губернии, предложил ему должность редактора «Саратовского духовного вестника». В 1911 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея.
В 1913 году овдовевший протоиерей по прошению зачисляется в братство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и принимает монашеский постриг с именем Феофан. 14 сентября 1914 года иеромонаха Феофана возводят в сан архимандрита. Вскоре он был назначен на место смотрителя Балашовского духовного училища, через год - настоятелем Соликамского Свято-Троицкого монастыря, а затем и на должность ректора Пермской духовной семинарии.
26 февраля 1917 года отец Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Подобно правящему архиепископу, будущему священномученику Андронику (Никольскому; †1918), владыка Феофан бесстрашно обличал богоборцев‑большевиков. В газете «Пермские епархиальные ведомости» появляются его обращения к пермской пастве, содержащие призыв неизменно «хранить православную веру».
28 января 1918 года в Перми был опубликован декрет Совета народных комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Через неделю прошел многолюдный крестный ход, возглавляемый епископом Феофаном. Несколько тысяч пермяков с хоругвями и иконами протестовали против дискриминационных действий советской власти в отношении Церкви.
Когда в марте 1918 года некоторые священники во главе с благочинным выпустили заявление о лояльности и дружелюбии к большевикам, владыка с грустью и недоумением отозвался на это: «Пастыри Церкви, служители "идеалам христианства" выражают "лояльность"... насильникам и грабителям... Вы должны были как пастыри, как соль земли, как свет миру, высказать свой нравственный суд насильникам...».
В ночь с 3 на 4 июня 1918 года власти арестовали архиепископа Андроника. Уходя под арест, владыка оставляет епископу Феофану письменное распоряжение «вступить в управление епархией в случае его насильственной смерти».
Но в конце лета епископа Феофана самого арестовали и посадили в Пермский арестный дом. За несколько дней до освобождения Перми войсками армии Колчака большевики подвергли владыку изощренным мучениям. В тридцатиградусный мороз святителя многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Тело владыки покрылось льдом, но мученик всё еще оставался жив. Тогда палачи его просто утопили. Вместе с ним мученически погибли двое священников и пятеро мирян, имена которых остались неизвестны.
2 июля 1998 года священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский, и иже с ним убиенные были прославлены в лике местночтимых святых Пермской епархии, а 20 августа 2000 года деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви их имена были внесены в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины восстановлен на своем историческом месте - в здании, оставшемся от института благородных девиц. Для прихода храма 24 декабря, день мученической кончины владыки Феофана, - второй престольный праздник. Ежегодно в этот день совершается молебен святому, и храм при этом всегда полон людьми. Прихожане слушают проповедь о священномученике, после службы молящимся раздают информационные листовки о нем. Знают о своем небесном покровителе и воспитанники детского центра «Колосок», действующего при храме. Икона святителя Феофана есть и в самом храме, и в здании центра.
- Всё это тоже наша жизнь, - говорит нынешний настоятель храма протоиерей Алексий Абрамов. - Как мы почитаем наших родителей, дедушек, бабушек? Так же и святителя Феофана - для нас он родной человек, прихожане его знают, любят.
***
Священномученик Михаил (Платонов, †1919), пресвитер
Храм во имя преподобного Серафима Саровского, Саратов
Настоятелем саратовского храма во имя Серафима Саровского в трагические годы русской истории (с января 1913 по август 1918 года) был священник Михаил Платонов.
В Саратовской епархии он служил с 1907 года под началом священномученика Гермогена (Долганёва; †1918), епископа Саратовского и Царицынского, с которым у него сложились добрые отношения. Отец Михаил состоял членом «Союза русского народа», который выступал за сохранение исторических устоев России - Православия и самодержавия. После Февральской революции 1917 года им создается православное общество «За Веру».
И до, и после Октябрьского переворота, несмотря на угрозы в свой адрес, в проповедях и беседах отец Михаил открыто обличал безбожную власть. Пожалуй, главным делом жизни отца Михаила Платонова была проповедь.
Одним из первых в Саратове отец Михаил Платонов обращает внимание на преследование Православной Церкви в образующемся новом государстве. В одной из своих статей - «Какой партии держаться?» - отец Михаил дает прямой ответ: «Необходимо прежде всего твердо держаться Божественного Христова учения. Та партия, которая прямо или косвенно отвергает или колеблет учение Божие, такая партия или языческая, или явно антихристианская...»
В начале августа 1918 года до Саратова дошел слух о казни богоборцами в ночь на 17 июля 1918 года последнего российского императора. 4 августа после Божественной литургии в Серафимовском храме священник Михаил Платонов совершил краткое молитвенное поминовение убиенного помазанника Божия и сказал слово о гонениях на веру. Присутствовавшие за богослужением не смогли сдержать слез. Естественно, что столь выдающаяся «контрреволюционная акция» сразу привлекла внимание гонителей.
24 августа отца Михаила арестовали. Епархиальный совет с благословения епископа Германа (Косолапова) постановил временно прекратить совершение богослужений в Серафимовском храме: «Приходу Серафимовской церкви необходимо принять все меры к освобождению своего пастыря. Если пастырь не жалеет себя ради паствы, то и паства должна самоотверженно защищать своего духовного отца. В просьбе командировать временного священника отказать. Е. Герман».
Публичный суд по делу «по обвинению свящ. Платонова, Хитрова и др. в агитации против Советской власти среди населения» был назначен на 5 октября 1918 года. Обвинитель заявил: «Нам советское духовенство, конечно, не нужно. Процесс моления, отслуживание литургии - всё это может быть кому-нибудь и нужно, но не нашей государственной власти, коленопреклонения для Советской власти не нужно. Для Советской власти небо - пустое место».
Священник Михаил Платонов защищал на процессе себя сам, отказавшись от защитника. Отвечая своим обвинителям, которые фактически уже осудили его на смерть, он заявил: «... Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь, и я не верю в смерть. Если вы меня убьете - я буду жить. Если вы говорите, что наука и религия есть чтото противоречивое, я говорю - нет. Я религию признаю и верю ей на основании науки и разума <...>».
На следующий день отца Михаила приговорили к расстрелу, епископа Германа - к тюремному заключению на 15 лет с применением общественных работ, остальных обвиняемых освободили в зале суда, условно осудив на десять лет каждого.
Публичное судилище саратовского духовенства и мирян и суровый приговор настоятелю Серафимовской церкви священнику Михаилу Платонову и епископу Вольскому Герману подняли волну возмущения в Саратовской епархии. Прихожане и духовенство храмов Саратова и Вольска начали сбор подписей за отмену приговора и пересмотр дела. Под этими воззваниями было собрано около 10 тысяч подписей саратовских христиан, подлинники писем до сих пор хранятся в Государственном архиве Саратовской области (в деле Ф. Р.507. Оп. 1. Д. 253).
Эти подписи были направлены в Москву. Приговор отменили и передали дело на вторичное рассмотрение. Расстрел для отца Михаила заменили двадцатилетним тюремным заключением.
Но вскоре Саратов оказался в непосредственной близости от театра военных действий Гражданской войны: армия генерала П. Н. Врангеля взяла Царицын, а добровольческая армия генерала А. И. Деникина - Воронеж. «Непримиримых врагов рабоче-крестьянской власти» решено было уничтожить.
По преданию, когда узники узнали о готовящемся их расстреле, священнослужители во главе с епископом Германом совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников‑мирян. Смертный приговор был приведен в исполнение в ночь с 9 на 10 октября 1919 года.
Иерей Михаил Платонов причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в декабре 2006 года. В 2011 году его имя было включено в состав Собора Саратовских святых.
- Празднование Собора Саратовских святых - особый день для нас, - говорит директор воскресной школы Серафимовского храма Марина Шилова. - Мы поминаем нашего настоятеля. А 10 октября, в день его памяти, все вместе - священники, хор, прихожане, дети из воскресной школы и их родители - идем на Воскресенское кладбище к могиле святого. Там совершаются молебен и заупокойная лития.
На месте захоронения священномученика Михаила, святителя Германа (Косолапова), протоиереев Геннадия Махровского и Андрея Шанского и других жертв красного террора установлен крест, на могильной плите значатся их имена. Нередко там можно увидеть живые цветы...
При входе в Серафимовский храм расположен большой информационный стенд, рассказывающий о жизни и мученической кончине священномученика Михаила, с правой стороны от алтаря постоянно находится его икона.
Небольшая икона висит и в здании воскресной школы. Когда начинается учебный год, преподаватели рассказывают вновь поступившим детям о священномученике Михаиле.
***
Священномученик Константин Богородский (Голубев, †1918), пресвитер
Село Багай-Барановка Вольского района Саратовской области (Саратовская епархия)
Храмов, освященных во имя конкретных святых новомучеников, у нас пока не так много, хотя с Божией помощью и прибавляется (например, в Вольске строится храм святителя Германа (Косолапова), епископа Вольского, расстрелянного в октябре 1919 года вместе со священномучеником Михаилом Платоновым и другими). Но в селе Багай-Барановка храм, освященный во имя ее уроженца, священномученика Константина Голубева, действует с 2010 года. И то, что память о святом земляке в селе жива, можно сказать с уверенностью.
Священномученик Константин Голубев родился в 1859 году в семье псаломщика; закончил Саратовскую духовную семинарию и вступил в миссионерское Братство Святого Креста. Служение его начиналось в родном селе - тогда просто Барановке; в ней было очень сильно влияние фанатичных старообрядцев. Отец Константин основал в Барановке церковноприходскую школу, став ее директором и законоучителем. Через три года епископ Тихон (Покровский) назначил его епархиальным миссионером; главной задачей отца Константина теперь стало противостояние расколу и различным сектам, возвращение заблудших в лоно Церкви. Почти два десятка лет миссионерской деятельности этого священника оказались плодотворными - он был известен всей округе, пользовался авторитетом, его беседы, нередко перераставшие в бурные диспуты с раскольниками, привлекали всеобщее внимание. Благодаря отцу Константину сотни людей, включая сектантских и старообрядческих лидеров, вернулись в Православие.
На деятельного миссионера обратил внимание митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский); он пригласил отца Константина к себе в епархию, предоставив ему место в городе Богородске (ныне, увы, Ногинске). В Богородском уезде также были сильны позиции «ревнителей древлего благочестия». В Подмосковье отец Константин, несмотря на обремененность семейством (у них с супругой Марией было семеро детей) продолжает активную просветительскую, миссионерскую, общественную деятельность. Он сближается с протоиереем Иоанном Восторговым - одним из самых ярких представителей консервативного крыла духовенства (впоследствии расстрелянным и в 2000 году прославленным в сонме новомучеников и исповедников Российских), служит в Покровском соборе и Чудовом монастыре.
Разумеется, пришедшие к власти безбожники не могли стерпеть такого человека на захваченной ими земле. Архимандрит Сергий (Шеин), которому было поручено на Соборе 1917/18 годов сделать доклад о гонениях на Церковь и о новых мучениках, так описывает смерть отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца - его засыпали живым».
Место захоронения отца Константина и еще двоих, пострадавших вместе с ним (их имена не установлены, но, по преданию, это была женщина, пытавшаяся его защитить, и красноармеец, отказавшийся в него стрелять), все советские годы почиталось верующими как святое.
В 1995 году мощи священномученика были обретены и ныне пребывают в Тихвинском соборе Ногинска. Там-то и встретился впервые с этим святым нынешний настоятель храма в Багай-Барановке протоиерей Вячеслав Голощапов. Он участвовал тогда в сборах военного духовенства, проходивших именно в Ногинске: программа включала экскурсию по собору. А через несколько лет отца Вячеслава назначили настоятелем храма в Багай-Барановке.
- Наш храм размещен пока в приспособленном помещении, в здании администрации, - рассказывает отец Вячеслав, - но само здание находится как раз на месте деревянной церкви во имя Архангела Михаила, долгое время сохранявшейся, но разобранной в 70‑х годах. Отца Константина в селе всегда помнили, набожные люди передавали память о нем из поколения в поколение. Приход в Барановке хотя и небольшой - постоянных прихожан около тридцати человек, но крепкий, к храму своему люди относятся очень трепетно. На стене храма - мемориальная доска, сообщающая о служении в нем святого; а внутри имеется икона с частицей гроба священномученика Константина. Когда ее нам привезли, мы встречали ее крестным ходом, очень много народу собралось, это было настоящее торжество.
Знают святого земляка и в местной школе. Напомним, что первую школу в Барановке основал именно он, и нынешний директор Багай-Барановской школыдевятилетки Светлана Мантузова - его, можно сказать, прямая наследница. По ее словам, в школе имеется стенд, рассказывающий о новомученике, он подготовлен ребятами старших классов. В день рождения отца Константина проводится беседа о нем. Кстати, из 48 багай-барановских школьников двадцать регулярно посещают воскресную школу.
***
В сентябре 2016 года, когда совершалось празднование Собору Саратовских святых, на многих храмах Саратовской епархии появились мемориальные доски, рассказывающие о тех новомучениках и исповедниках Церкви Русской, которые служили в этих храмах.
Чтобы знали и помнили
С храмами нынешней Покровской епархии связаны судьбы священномучеников Иоанна Днепровского, Иоанна Заседателева, Николая Амасийского, Петра Кравца, преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), святителя Александра, архиепископа Пугачевского (Трапицына).
В 2016 году в Покровской епархии была разработана передвижная экспозиция «Чтобы знали и помнили!», рассказывающая о подвиге русских мучеников ХХ века, раскрывающая трагические страницы истории Русской Православной Церкви.
Главная задача авторов этого проекта - собрать воедино интересные факты и документы, рассказывающие о разрушенных храмах, о судьбах епископов, священников и мирян в ту эпоху; создать, таким образом, композицию, которая не оставляла бы людей равнодушными.
Эту идею поддержала Саратовская епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия: она поделилась архивными документами, фотографиями, передала представителям Покровской епархии икону Собора Саратовских святых. В формировании экспозиции помогли также Государственный исторический архив немцев Поволжья в Покровске (Энгельсе), краеведческие музеи Маркса и Пугачева, музей истории города Балаково.
Торжественное открытие выставки «Чтобы знали и помнили!» прошло 23 сентября в Энгельсском краеведческом музее. Выставку посетили более шестисот учащихся из десяти школ Энгельсского муниципального района. Были организованы экскурсии для воспитанников воскресных школ храмов Покровского благочиния, студентов Энгельсского технологического института и Энгельсского промышленноэкономического техникума, а также колледжа профессиональных технологий и медицинского колледжа г. Покровска (Энгельса).
Затем презентация выставки состоялась в Марксовском краеведческом музее. Первую экскурсию по выставке провел секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской митрополии священник Максим Плякин. Многие жители города впервые узнали о судьбах новомучеников и других репрессированных священников в 1920-1930‑е годы.
За два месяца пребывания выставки в Марксе было проведено 48 экскурсий, с материалами выставки познакомились более 900 старшеклассников.
Протоиерей Олег Кудрявцев, окормляющий исправительные учреждения, показал осужденным ФКУ ИК‑4 и ФКУ ИК‑17 электронную версию выставки.
После этого выставка переместилась в Балаково, где пребывала до середины марта 2017 года. Следующими с выставкой познакомились жители Николаевска (Пугачева).
В 2017 году - году столетия убиения первых новомучеников Церкви Русской - в Покровской и Николаевской епархии запланирован целый ряд церковно-общественных мероприятий, совместных с государственными учреждениями.
Заявки на предоставление выставки «Чтобы знали и помнили!» принимаются по телефону: (88453) 56-89-79 (отдел по взаимодействию Церкви с обществом Покровской епархии).
Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества - история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68‑рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».
Фото Александра Курочкина, Ивана Привалова, Андрея Гутынина, Марины Бирюковой, Юлии Ракиной, Андрея Самохина
Фото святых предоставлены Епархиальной комиссией по канонизации подвижников благочестия
Журнал «Православие и современность» № 40 (56)
Подготовили Марина Бирюкова, Яна Конченко, Екатерина Иванова, Елена Гранкина
Источник: Православие и современность