Экспертные оценки:
Анатолий Эль-Мюрид. Логика понятна - став заложником ситуации, Россия пытается решить проблему непрямыми методами. Прямой - это война на Украине со сменой режима, который гарантирует безопасность маршрута. Если год назад эта задача еще была решаемой, сейчас Москва демонстрирует, что категорически не намерена даже ставить подобного рода цель.
Проблема в том, что альтернативный украинскому маршрут существует
лишь в смелых мечтах. Турция решает свои задачи, и пока нет никаких
гарантий того, что она твердо решит стать транзитным коридором для
российского газа. Проблем добавляет и Россия - щедро рассыпав перед
греческим премьером перспективы газового сотрудничества, Россия без
согласования с Турцией по сути стала торговать газом, который должен
будет пойти через Турцию. Учитывая сложные отношения между Турцией и
Грецией, такого рода предложения выглядят плясками слона в посудной
лавке.
Заявления Новака ко всему прочему обходят молчанием тему экспансии
США на газовом рынке Европы. Здесь тоже не все хорошо. В США избыток
добычи газа таков, что до четверти добываемого сланцевого газа
приходится пускать"в факел". В 16-17 году будут запущены терминалы на
Восточном побережье, заработают терминалы на Западном - причем там к
американским нужно приплюсовывать и канадский терминал, которые будут
ориентированы на рынок ЮВА. Совершенно не зря Китай выдавил из России
минимальную цену на газ - прекрасно зная перспективы резкого увеличения
предложения через несколько лет.
С учетом политических возможностей США в Европе существует
перспектива, которая уже без каких-либо экивоков обсуждается
европейскими и американскими экспертами о том, что в первые же годы
поставок СПГ из США им удастся уменьшить выручку Газпрома от экспорта на
30%, а к 25 году - на 60%. Новак педалирует тему стоимости СПГ, но там,
где действуют политические факторы, экономика отступает. Это можно
прекрасно продемонстрировать на примере Литвы, которая вопреки всем
здравым расчетам закрыла Игналинскую АЭС и теперь покупает
электроэнергию в несколько раз дороже.
В общем-то, Новак сам был вынужден признать, что Европа не
заинтересована в сохранении сложившегося баланса отношений с Россией -
но его признание было, по сути, констатирующим. Никаких предложений он
не выдвинул. Что понятно - здесь сфера компетенции высшего политического
руководства, его уровень совершенно недостаточен для формулирования
политических задач.
Пока сегодняшние презентации Миллера и Новака не выглядят
убедительными - нелепо против политических решений и действий выдвигать
сугубо экономические предложения. Если Россия как государство неспособна
в силу своего колониального статуса защищать интересы своей экономики,
результат будет совершенно предсказуемым. Несмотря на любые заявления ее
министров и топ-менеджеров.
Алексей Анпилогов.
Называть шантажом открытое заявление российских
представителей о том, что на протяжении четырёх последующих лет будет
осуществляться последовательный отказ от украинского транзита, в корне
неверно. Поскольку это заявление прозвучало с достаточным временным
лагом для того чтобы Украина, понимая всю сложившуюся ситуацию,
действовала адекватно и постаралась выстроить с «Газпромом»
взаимовыгодное сотрудничество, чёткое и потенциально безопасное для
обеих сторон, которое позволит Украине и после 2019 года быть одним из
транзитёров российского газа на рынки Европы.
Россия на протяжении уже десяти лет, шаг за шагом, последовательно и
открыто исключает Украину из своих транзитных потоков. Поэтому
заявление Новака укладывается в этот процесс. Это связно даже не с
коммерческой позицией «Газпрома». Украинский транзит по факту остаётся
самым дешёвым и прямым способом доставки российского газа на рынки
Европы. Все обходные маршруты, как то «Северный поток», остановленный
«Южный поток», «Турецкий поток», связаны с технически более сложными и
длинными маршрутами, нежели те, что пролегали и пролегают через
Украину. Но украинский вариант богат рисками и действительно шантажом,
который постоянно использовался Киевом, когда российская продажа газа на
рынках Европы ставилась в зависимость от различных политических,
экономических и социальных проблем самой Украины. Всё это вынуждает
«Газпром» уйти с украинского рынка. Я подчёркиваю, это вынужденное
решение, которое отнюдь не далось «Газпрому» столь легко, как это
прозвучало в заявлении Новака.
От 2019 года нас отделяет четыре года. «Газпром», с моей точки
зрения и по оценкам многих экспертов, будет концентрироваться на том,
чтобы роль Украины была окончательно минимизирована и сведена до
управляемого, вспомогательного транзитёра. Поскольку в этом случае
альтернативные маршруты через Балтийское море («Северный поток»), через
Беларусь (трубопровод «Ямал-Европа»), и запроектированный и начавшийся
осуществляться сейчас «Турецкий поток» позволят «Газпрому» достаточно
свободно маневрировать объёмами российского газа, поставляемого на
европейские рынки и уже беседовать с Украиной с позиции обычных
коммерческих интересов, которые не будут связаны с проблемами
украинского общества. В этом случае Украина будет просто будет одним
из, и не самым важным, транзитёром российского газа.
Анатолий Вассерман.
Не знаю, популярна ли поговорка сейчас, но в моё время часто
говорили - «жадность фраера сгубила». Изначально фраер- это низшая
ступень феодальной иерархии, человек независимый от других и
располагающий достаточной собственностью, но в то же время не имеющий
никого в подчинении. Постепенно слово стало означать того, кого в наши
дни ещё называют лохом, то есть человека не очень компетентного, зато
падкого на всякие соблазны.
К чему я это вспомнил. К тому, что Украина довольно регулярно даёт
иллюстрацию этой поговорке. В частности за постсоветское время, Украина
именно в силу жадности тех, кто управлял её газотранспортной системой,
не вложила в эту систему и десятой доли того, что нужно было для
поддержания её работоспособности. Конечно, в советское время строили с
громадным запасом прочности, ибо, как правило, старались создавать
что-то на века. Поэтому газотранспортная система Украины ещё дышит, но
уже на ладан. Она пребывает в таком состоянии, что её гораздо дешевле
похоронить, чем прокормить. Там работает лишь ничтожно малая доля
жизненно необходимых компонентов, там уже практически исчерпаны запасы
дублирующих элементов, за счёт которых до поры до времени можно было
восстанавливать её работоспособность по принципу «собираем из двух калек
одного инвалида».
Словом, газотранспортная система Украины уже по меньшей мере лет
десять пребывает в состоянии, когда ей необходим капитальный ремонт, а
не текущее латание дыр. Ещё при президенте Кучме велись переговоры о
создании газотранспортного консорциума, в котором Украине можно было бы
переложить часть своих системных затрат на потребителя, прежде всего, на
Германию. Но эти переговоры заглохли при Ющенко. По официальной версии
из-за того, что якобы Украина не хотела никому отдавать контроль за
жизненно важными для неё ресурсами. Но, насколько я могу судить по
сведениям, просочившимся тогда в прессу, немцы, изучив состояние
газотранспортной системы, сочли невозможным вкладывать в её реанимацию
бешеные деньги. Германия нашла более выгодным для себя создание
обходного маршрута, так называемого «Северного потока». Понятно, что
Российская Федерация тоже была заинтересована в обходном маршруте,
опять же не только по политическим соображениям, но и по чисто
техническим. Мы тоже не могли вложить в систему такие деньги, какие
нужны были для её полноценной реанимации.
То, что газотранспортная система Украины очень скоро превратится из
кареты Золушки в тыкву, было известно ещё задолго до государственного
переворота в Киеве. Какие бы политические соображения не накладывались
на этот технический факт, самого по себе факта вполне достаточно,
чтобы любой мало-мальски вменяемый специалист убежал от этого реликта.
Конечно, в хороших руках система могла бы работать ещё долго и
приносить прибыль всем заинтересованным сторонам, но для этого нужны
хорошие руки. И главный компонент - это хорошая голова, умеющая
направлять руки. А хорошими головами на Украине уже давно не пахнет и не
может пахнуть по фундаментальной причине. Идея отделения Украины от
остальной России заведомо не могла прийти в голову здравомыслящему
человеку, потому что для поддержания уровня конфликта, необходимого для
разделения цельной страны и цельного хозяйства нужны полные отморозки,
не способные заглядывать дальше завтрашнего дня.
Известный украинский боксёр и неудачливый политик Виталий Кличко,
помимо всего прочего, прославился выражением «Сегодня в завтрашний день
не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало
кто может это делать. К «профессиональным украинцам», что пытаются
извлекать выгоду из отделения Украины от остальной России, это относится
в полной мере. Эти люди заведомо не способны понять, что методы
разделения народа на части, какие работали в эпоху развала Римской
империи, не работают сегодня, в условиях плотного потока людей, товаров,
а главное - информации.
Среди руководителей независимой Украины в принципе невозможны люди,
способные к долгосрочным инвестициям. Поэтому с того момента, как
украинский сегмент советской газотранспортной системы объявили
независимым, он был обречён на разрушение. И на фоне этих
фундаментальных причин, даже нынешний захват власти в Киеве не просто
сепаратистами, а террористами, то есть людьми, не только желающими
расколоть единый народ, а ещё и готовыми ради этого убивать, даже такая
страшная и кровавая причина экономического и политического развала -
всего лишь небольшой довесок фундаментальной невозможности вменяемого и
дальновидного независимого украинского руководства.