ТЕСТ - плавильный горшок из сбитого пепла
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов признался, что уже со следующего года школьников лишат возможности положиться на удачу и выбрать один из четырех вариантов ответа в блоке "А" Единого госэкзамена.
Как известно, в нынешней структуре ЕГЭ блок "A" является первым при сдаче экзамена и содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырех предложенных.
"Обсуждается несколько принципиальных изменений, направленных на повышение прозрачности Единого государственного экзамена, максимально выявляющих знания школьников и уровень усвоения ими образовательной программы. Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам", - сообщил Ливанова, слова которого приводят "Известия".
Кроме отказов от весьма спорных тестов, школьникам вернут устный экзамен по всем гуманитарным предметам. Также обещан перевод сдачи госэкзамена с письменной формы на полностью электронный формат. "Сперва на компьютере будут сдавать только единый экзамен по информатике, но я не исключаю, что после проведения апробации распространим данную практику и на остальные предметы", - рассказал о новациях министр.
По словам министра, все окончательные изменения будут подготовлены не позднее августа этого года, чтобы уже с 1 сентября были известны новые правила сдачи ЕГЭ 2015 года.
Экспертные оценки:
Олег Смолин. Мне, как представителю политической оппозиции, приятно в
чем-то поддержать власть. Я считаю, что оба предложения Дмитрия Ливанова
на уровне идей представляют собой шаги вперед. Мало того, мы уже лет
12-ть отстаиваем примерно то же самое.
Отмена тестоподобных заданий в части А - это правильное решение,
поскольку именно тестовая часть наиболее отупляющим образом действовала
на наших детей. Вместо того, чтобы изучать нормальное содержание
предмета, дети готовились решать тесты, что называется «ставить
галочки», и это крайне отрицательно сказывалось на грамотности, а также
на воспитательных процессах в преподавании литературы, истории,
обществознания. Тестовая часть уже фактически отменена в математике, что
приблизило ЕГЭ к нормальным математическим контрольным работам.
Вторая идея - ввести устные экзамены или элементы устных экзаменов
по гуманитарным предметам. Её мы тоже отстаиваем уже много лет. ЕГЭ не
развивало в детях способности, которые необходимы каждому человеку -
говорить, анализировать материал, способность мыслить. Когда выпускник
под камерами в присутствии нескольких экзаменаторов будет устно
излагать, как он понимает тот или иной вопрос обществознания или
литературы, говоря словами Петра I: «Дурь каждого будет видна» и ум -
добавлю от себя - тоже.
Идея правильная, другой вопрос, как она будет реализована - посмотрим.
Меня крайне удивляет, как долго наше министерство приходило к
выводам, которые давно предлагают специалисты. Мы внесли в Госдуму
законопроект, который содержит эти же идеи: отмена теста и введение
элемента устного экзамена. На этот законопроект мы получили
отрицательное заключение правительства. Возможно, озарение у министра
образования случилось сразу после того как правительство подписало
отказ. По большому счету нам все равно от кого будет исходить
инициатива, если шаги вперед будут сделаны, мы готовы поддержать тех,
кто их сделает.
Бирюков Фёдор. Наша история с ЕГЭ напоминает латиноамериканский сериал, где
есть место страстям, коррупционным скандалам, интригам, трагедиям, а
также различным техническим ухищрениям, которые должны помочь выявлять
знания учеников. Новые реформы ЕГЭ, которые предполагают коренное
изменение сути экзамена в одной части и внедрение новых технических
средств, чиновники объясняют стремлением максимально повысить
прозрачность экзамена, дать возможность ученикам проявить свои знания.
Но проблема в другом. Для того чтобы проявить эти знания, они должны
быть. Вся система российского школьного образования уже двадцать лет не
предполагает получение учениками знаний. Она предполагает пребывание в
школе, получение оценок, сдачу ЕГЭ в том виде, в котором он существовал,
то есть тестовое натаскивание. Но самих знаний, как таковых, не
получается.
Самые лучшие учебники, по оценкам многих специалистов, были
выпущены ещё в советское время. Это касается не только гуманитарных, но и
естественных дисциплин. Приток молодых преподавателей, владеющих новыми
навыками, технологиями в школах крайне низок. Это объясняется не
только непрестижностью педагогической профессией в социальном плане, но и
экономической невыгодностью. При том, что в западном мире школьный
преподаватель является одним из основных элементов среднего класса. В
нашей стране школьные учителя и в целом образовательная интеллигенция
средним классом не является и считается чуть ли не бедным слоем
населения, с доходами ниже среднего.
Соответственно, отсутствует механизм генерирования и передачи знаний
ученикам. Школьники, видя такое положение дел, тоже не стремятся
овладевать знаниями. После школы надо поступить в престижный институт, а
потом устроиться в офис - всё это никак не связано со знаниями.
Поэтому как бы не ухищрялись чиновники Минобразования в своём
стремлении усовершенствовать ЕГЭ, в первую очередь, надо менять саму
школу. Писать новые учебники, готовить учителей , которые будут,
действительно, преподавать, а не декларировать заученные тексты. Надо
менять отношение родителей и школьников к процессу учёбы, трансформируя
его в процесс накопления интеллектуального капитала. В противном случае
любой экзамен будет бессмысленным.
С моей же точки зрения самым универсальным и лучшим способом
определить знания - является классическая форма экзаменов с билетами и
вопросами. Здесь, конечно, есть момент лотереи, но всё же не тестовая, а
вопросная система позволяет максимально вскрыть уровень знаний ученика и
дать ему возможность эти знания продемонстрировать. Но ещё раз повторяю
- и на своём опыте, и на опыте многих моих знакомых - можно сказать,
что экзамен зачастую не является гарантией знаний. Главное - сам
процесс. Главное - это школа, это качество преподавания и качество
педагогического коллектива.
Сегодня российская школа качеством похвастаться не может. Поэтому я
бы не стал ни сокрушаться, ни радоваться реформе ЕГЭ. Это декоративный
ремонт, внутри здание российского образования продолжает ветшать,
рушиться: текут трубы, проваливаются полы и вместо знаний мы получаем
тьму незнания.
Татьяна Миронова. Знание русского языка и литературы невозможно проверить
тестированием. Ибо владение русским языком - это умение мыслить и
говорить, а владение русской литературой - это представление о русской
душе, о нравственности, о принципах национального бытия. Как их
проверить тестами - никто себе до сих пор не представляет.
Можно «методом тыка» выбрать в тесте правильное правописание слову
«корова» или «лошадь». Можно угадать, как звали помещиков в «Мёртвых
душах» Гоголя. Но это не означает, что ребёнок вполне освоил русскую
речь и русскую мысль. И вообще как сдавать экзамены, посвящённые родному
языку и литературе, родной словесности и при этом не раскрывать рта, не
говорить? Перевод же тестирования в электронную среду вообще делает
наши экзамены по словесности эфемерными. Даже рука человеческая,
привыкшая к начертанию, как к способу сохранения и передачи знаний,
будет в этих экзаменах упразднена и устранена.
Экзамены по русскому языку и литературе должны быть устными и
письменными. Необходимо вернуть сочинения, как способ проверки умения
мыслить. Да, я знаю, что многие учителя не хотят сегодня возврата
сочинения, так как очень сложно, трудоёмко - обучать думать и правильно
формулировать мысль. Но если мы к этому не вернёмся, если мы не
возродим школьные сочинения, пусть даже не на изысканные литературные
темы, а просто как способ свободного мышления, то мы потеряем грядущее
молодое поколение, как поколение мыслящих людей.