itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Правительству поручили разобраться с ЕГЭ

0
556
Время на чтение 6 минут

ТЕСТ - плавильный горшок из сбитого пепла

Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов признался, что уже со следующего года школьников лишат возможности положиться на удачу и выбрать один из четырех вариантов ответа в блоке "А" Единого госэкзамена.

Как известно, в нынешней структуре ЕГЭ блок "A" является первым при сдаче экзамена и содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырех предложенных.

"Обсуждается несколько принципиальных изменений, направленных на повышение прозрачности Единого государственного экзамена, максимально выявляющих знания школьников и уровень усвоения ими образовательной программы. Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам", - сообщил Ливанова, слова которого приводят "Известия".

Кроме отказов от весьма спорных тестов, школьникам вернут устный экзамен по всем гуманитарным предметам. Также обещан перевод сдачи госэкзамена с письменной формы на полностью электронный формат. "Сперва на компьютере будут сдавать только единый экзамен по информатике, но я не исключаю, что после проведения апробации распространим данную практику и на остальные предметы", - рассказал о новациях министр.

По словам министра, все окончательные изменения будут подготовлены не позднее августа этого года, чтобы уже с 1 сентября были известны новые правила сдачи ЕГЭ 2015 года.

Экспертные оценки:

Олег Смолин. Мне, как представителю политической оппозиции, приятно в чем-то поддержать власть. Я считаю, что оба предложения Дмитрия Ливанова на уровне идей представляют собой шаги вперед. Мало того, мы уже лет 12-ть отстаиваем примерно то же самое.

Отмена тестоподобных заданий в части А - это правильное решение, поскольку именно тестовая часть наиболее отупляющим образом действовала на наших детей. Вместо того, чтобы изучать нормальное содержание предмета, дети готовились решать тесты, что называется «ставить галочки», и это крайне отрицательно сказывалось на грамотности, а также на воспитательных процессах в преподавании литературы, истории, обществознания. Тестовая часть уже фактически отменена в математике, что приблизило ЕГЭ к нормальным математическим контрольным работам.

Вторая идея - ввести устные экзамены или элементы устных экзаменов по гуманитарным предметам. Её мы тоже отстаиваем уже много лет. ЕГЭ не развивало в детях способности, которые необходимы каждому человеку - говорить, анализировать материал, способность мыслить. Когда выпускник под камерами в присутствии нескольких экзаменаторов будет устно излагать, как он понимает тот или иной вопрос обществознания или литературы, говоря словами Петра I: «Дурь каждого будет видна» и ум - добавлю от себя - тоже.

Идея правильная, другой вопрос, как она будет реализована - посмотрим.

Меня крайне удивляет, как долго наше министерство приходило к выводам, которые давно предлагают специалисты. Мы внесли в Госдуму законопроект, который содержит эти же идеи: отмена теста и введение элемента устного экзамена. На этот законопроект мы получили отрицательное заключение правительства. Возможно, озарение у министра образования случилось сразу после того как правительство подписало отказ. По большому счету нам все равно от кого будет исходить инициатива, если шаги вперед будут сделаны, мы готовы поддержать тех, кто их сделает.

Бирюков Фёдор. Наша история с ЕГЭ напоминает латиноамериканский сериал, где есть место страстям, коррупционным скандалам, интригам, трагедиям, а также различным техническим ухищрениям, которые должны помочь выявлять знания учеников. Новые реформы ЕГЭ, которые предполагают коренное изменение сути экзамена в одной части и внедрение новых технических средств, чиновники объясняют стремлением максимально повысить прозрачность экзамена, дать возможность ученикам проявить свои знания.

Но проблема в другом. Для того чтобы проявить эти знания, они должны быть. Вся система российского школьного образования уже двадцать лет не предполагает получение учениками знаний. Она предполагает пребывание в школе, получение оценок, сдачу ЕГЭ в том виде, в котором он существовал, то есть тестовое натаскивание. Но самих знаний, как таковых, не получается.

Самые лучшие учебники, по оценкам многих специалистов, были выпущены ещё в советское время. Это касается не только гуманитарных, но и естественных дисциплин. Приток молодых преподавателей, владеющих новыми навыками, технологиями в школах крайне низок. Это объясняется не только непрестижностью педагогической профессией в социальном плане, но и экономической невыгодностью. При том, что в западном мире школьный преподаватель является одним из основных элементов среднего класса. В нашей стране школьные учителя и в целом образовательная интеллигенция средним классом не является и считается чуть ли не бедным слоем населения, с доходами ниже среднего.

Соответственно, отсутствует механизм генерирования и передачи знаний ученикам. Школьники, видя такое положение дел, тоже не стремятся овладевать знаниями. После школы надо поступить в престижный институт, а потом устроиться в офис - всё это никак не связано со знаниями.

Поэтому как бы не ухищрялись чиновники Минобразования в своём стремлении усовершенствовать ЕГЭ, в первую очередь, надо менять саму школу. Писать новые учебники, готовить учителей , которые будут, действительно, преподавать, а не декларировать заученные тексты. Надо менять отношение родителей и школьников к процессу учёбы, трансформируя его в процесс накопления интеллектуального капитала. В противном случае любой экзамен будет бессмысленным.

С моей же точки зрения самым универсальным и лучшим способом определить знания - является классическая форма экзаменов с билетами и вопросами. Здесь, конечно, есть момент лотереи, но всё же не тестовая, а вопросная система позволяет максимально вскрыть уровень знаний ученика и дать ему возможность эти знания продемонстрировать. Но ещё раз повторяю - и на своём опыте, и на опыте многих моих знакомых - можно сказать, что экзамен зачастую не является гарантией знаний. Главное - сам процесс. Главное - это школа, это качество преподавания и качество педагогического коллектива.

Сегодня российская школа качеством похвастаться не может. Поэтому я бы не стал ни сокрушаться, ни радоваться реформе ЕГЭ. Это декоративный ремонт, внутри здание российского образования продолжает ветшать, рушиться: текут трубы, проваливаются полы и вместо знаний мы получаем тьму незнания.

Татьяна Миронова. Знание русского языка и литературы невозможно проверить тестированием. Ибо владение русским языком - это умение мыслить и говорить, а владение русской литературой - это представление о русской душе, о нравственности, о принципах национального бытия. Как их проверить тестами - никто себе до сих пор не представляет.

Можно «методом тыка» выбрать в тесте правильное правописание слову «корова» или «лошадь». Можно угадать, как звали помещиков в «Мёртвых душах» Гоголя. Но это не означает, что ребёнок вполне освоил русскую речь и русскую мысль. И вообще как сдавать экзамены, посвящённые родному языку и литературе, родной словесности и при этом не раскрывать рта, не говорить? Перевод же тестирования в электронную среду вообще делает наши экзамены по словесности эфемерными. Даже рука человеческая, привыкшая к начертанию, как к способу сохранения и передачи знаний, будет в этих экзаменах упразднена и устранена.

Экзамены по русскому языку и литературе должны быть устными и письменными. Необходимо вернуть сочинения, как способ проверки умения мыслить. Да, я знаю, что многие учителя не хотят сегодня возврата сочинения, так как очень сложно, трудоёмко - обучать думать и правильно формулировать мысль. Но если мы к этому не вернёмся, если мы не возродим школьные сочинения, пусть даже не на изысканные литературные темы, а просто как способ свободного мышления, то мы потеряем грядущее молодое поколение, как поколение мыслящих людей.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Миронова
Все статьи Татьяна Миронова
Олег Смолин
Олег Смолин: «Чёрного пуделя не отмоешь добела»
Член-корреспондент РАО подверг критике законопроект об образовании
29.09.2011
"Как уничтожают сельскую школу в России"
Интервью с первым заместителем председателя Комитета по науке и образованию Госдумы России Олегом Смолиным
24.08.2007
Все статьи Олег Смолин
Федор Бирюков
Все статьи Федор Бирюков
Последние комментарии