Миновало уже два года, как ушел из жизни мыслитель, публицист и общественный деятель, которого по праву называют патриархом русской национальной идеи, Владимир Николаевич Осипов. 20 октября 2022 года в Шолоховском зале Дома Союза писателей состоялись Первые осиповские чтения. Предлагаем выступление Андрея Сошенко на этом вечере памяти В.Н. Осипова.
Сегодня Ирина Ивановна, вдова Владимира Николаевича, передала мне его подарок 2019 года, его книгу «Отбоя не было. Борьба продолжается», изданную Институтом Русской цивилизации. Дело в том, что эта книга в свое время не дошла до меня по причине худой работы почты. В этой книге, на первой странице теплые слова в мой адрес. Для меня эта книга – раритет, не имеющий цены!
Уверен, что имя и значение В.Н. Осипова в абсолютной степени недооценено современниками, даже в национально-патриотическом кругу.
В т.н. «Википедии» о нём всего несколько абзацев. Упор делается на то, что он русский публицист и общественный деятель. К сожалению, и в патриотических изданиях его представляют примерно так же. Но для него такие понятия очень и очень узки. Упускается главное, что он – великий русский мыслитель, русский идеолог. Считаю, что при перечислении имён наших великих, сразу после упоминания об Отцах Церкви, славянофилах, русских почвенниках и консервативных мыслителей начала 20 века сразу должно звучать имя Осипова. А именно: «Отцы Церкви, славянофилы, Федор Достоевский, Иван Ильин, Владимир Осиипов».
При этом я ни в коем случае не хочу противопоставлять Осипова другим большим деятелям русской патриотики середины и конца 20 века и современности, некоторые из которых сегодня находятся здесь. Но он, Осипов, вмещает в себя всё святоотеческое предание.
Ещё на праздновании его 80-летия я говорил, что мы имеем честь проживать в одно время с человеком-легендой, одним из современных классиков русской мысли.
Насчет легенды: достаточно прочесть его книгу-воспоминание «Дубравлаг» и понять, через что пришлось дважды пройти юному и молодому человеку в хрущевско-андроповском лагере! Многие из великих прошли путем от поиска свобод в юности до консерватизма и охранительства в зрелые годы: сам А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.А. Тихомиров, многие другие... И Осипов.
Он пережил две «отсидки» за свои убеждения, там было всё – и голодовки, и приковывание его наручниками, и болезни, и многое иное. В книге-воспоминании, наряду с другим, он пишет, что в зоне столкнулся с оголтелой русофобией украинцев-западенцев, давал очень низкую оценку их человеческим качествам. Исключение он делает Вячеславу Черноволу, будущему лидеру РУХа, с которым познакомился во вторую свою отсидку. С ним они организовывали забастовки и голодовки, борясь за права политических заключенных, протестуя, что администрация их приравнивала к уголовникам. После, уже на свободе, в журнале «Вече» Владимир Николаевич продолжал крушить идеологию РУХовцев и Черновола. Но всё же Черновол отличался адекватностью и достойными человеческими качествами по сравнению с остальными «бандеровцами». Наверное, поэтому, как предполагает В.Н. Осипов, он был ликвидирован, на смену ему пришли более радикальные западенцы. Черновол погиб в автокатастрофе, обстоятельства которой до сих пор темны.
Владимир Николаевич говорит о себе, что к 1970 году вполне сложился как «русский националист, монархист и православный фундаменталист». Многие вопросы Православия еще предстояло глубже усвоить, но уже тогда был убежден, что это единственная на земле Вера, в которой заключена Истина. «Эта триада - Вера, Царь, Отечество (и русский народ) - вошла в мое сердце еще в 1963-1964 годах. И остается во мне по сей день», - констатирует В.Н. Осипов.
Кстати, я познакомился с Владимиром Николаевичем в конце 1992 года. Фронт Национального Спасения, город Калуга. Мы принимали московскую делегацию ФНС, организовывали встречу с общественностью. Тогда ещё была возможность разместить гостей в гостинице. Помню, наутро второго дня захожу в номер гостиницы, в которой был Владимир Николаевич, для решения практических вопросов… а он стоит на коленях перед иконой и молится. По-моему, это была икона Святого Царя Николая Второго. При том, что тогда Царь Николай Второй ещё не был канонизирован. Я растерялся, для меня это было неожиданно и внове, ретировался, вышел, зашёл позже.
И хочу ещё отметить очень значимый для меня факт. В 2018 году мною был изложен проект национальной идеи «Русский Манифест», который публиковался в газете «Русский Вестник». Так вот, Владимир Николаевич всемерно и инициативно поддержал документ «Русский Манифест». Для меня его оценка важнее, чем рассуждения множества «специалистов», подверженных «колебаниям умов ни в чем не твердых». Он сделал лишь одно замечание по документу. Сказал, что говоря о триединстве русского народа (великороссы, малороссы, белорусы) нельзя забывать ещё одну многострадальную составляющую русского народа – русинов.
А вопросам национальной идеологии Владимиром Николаевичем посвящена отдельная книга «Возрождение русской идеологии», изданная в 2012 году Институтом русской цивилизации.
И Владимир Николаевич был еще неутомимым практическим защитников интересов русских в целом и в каждом конкретном случае. Организовывал митинги, пикеты, обращался с заявлениями во все инстанции по защите конкретных простых людей. Составлял петиции и собирал под ними подписи патриотов против частной собственности на землю, разрушения здравоохранения и сферы образования в нашей стране. Короче, он является для нас примером во всем, абсолютно во всем.
В одной из своих статей 2020 года по поводу судебного преследования О.А. Платонова он написал, что покидая Пресненский суд 1 сентября, увидел напротив здания суда огромную цепь журналистов и телеоператоров. Сначала обрадовался, что наконец-то СМИ обратили внимание на «дело Платонова». Но оказалось, что на этот же день было назначено заседание по либеральному актеру, автомобильному убийце Михаилу Ефремову, и все внимание прессы было поглощено этим.
В.Н. Осипов писал: «А где же вы были (российские СМИ), когда у посольства Армении в Москве стояли пикетчики с требованием судить убийцу спецназовца, участника войны в Сирии Никиты Белянкина? 1 июня 2019 года в поселке Путилково стаей приезжих был убит мужественный боец Никита Белянкин, осмелившийся заступиться за избиваемых русских москвичей… А через неделю 8 июня 2019 года группа других гостей неславянской внешности забила до смерти мастера спорта 34-летнего Сергея Чуева. Откуда у наших органов такое равнодушие к убийствам представителей государствообразующего народа?! Зато липовое дело шьют русскому патриоту Платонову…»
И в заключение несколько мыслей из наследия В.Н. Осипова, книги «Возрождение русской идеологии».
« - Основная задача – освобождение от масонского ига. Оно нависло над Россией с февраля 17 года, при Сталине оно начало трансформироваться и изменяться, а с августа 91 снова стало проявляться во всей своей русофобской христоненавистнической сути.
- О покаянии. Сегодня у нас в определенных кругах муссируется грех цареубийства как якобы грех всего русского народа… Но, во-первых, этот грех несет на себе в первую очередь образованное сословие, та «полуинтеллигенция», как ее именует И.А.Ильин, которая почти с середины XVIII века колебала и сотрясала алтарь и трон. Во-вторых, грех цареубийства – это сужение проблемы. Дескать, мы (полуинтеллигенция) хорошие, мы гуманисты, мы только против убийства… Архиепископ Серафим учит, что главный грех – это прямое или косвенное соучастие в февральском мятеже 1917 года против Богом поставленного Царя, отступничество от православного Самодержавия. «Покаяние, - пишет он, - должно состоять в открытом исповедании истины, что одною из основ возрождения России является исконная самодержавная власть Помазанника Божьего».
- Православие. Только Православная империя. В Православии – душа русского народа…
- Самодержавие. Уповая на Господа, мы верим в восстановление Православной Русской Монархии. Сначала необходимо установление национально-православной власти. И вот когда мы обеспечим русскость в управлении и в средствах массовой информации, когда начнется и наберет силу воцерковление народа, вот тогда мы можем собрать Всероссийский Земский собор, подобный собору 1613 года…
- Народность. Русский национализм – это то, что противопоставлено идеологии интернационализма и либерализма.
- Экономика государственных интересов. Следование принципам разумной автаркии… Ограничение и исключение ростовщичества. Развитие всех укладов и форм собственности с приоритетом государственной собственности в стратегических отраслях и сферах при поощрении частной инициативы на уровне среднего и малого предпринимательства».
В своей книге В.Н. Осипов заключил так: «И все же я верю, что с возрождением русской идеологии (Православие – монархия – национализм) мы вернем Россию. Мы – русские! С нами – Бог».
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель