В иностранных СМИ появился полный текст т.н. Плана-28, который предложила администрация Трампа для урегулирования на Украине. Затем он был перепечатан и в российских источниках. По данным западных СМИ, к разработке этого документа имели отношение госсекретарь США Марко Рубио, спецпосланник президента Стив Уиткофф, вице-президент Джей Ди Вэнс, зять Трампа Джаред Кушнер, а также спецпредставитель президента России Кирилл Дмитриев. Ознакомиться с полным текстом Плана — 28 можно в приложении к этому комментарию.
Д.Трамп дал Зеленскому время до 27 ноября на принятие этого плана, от Кремля последовала реакция в том смысле, что «предметно план не обсуждался» и «сначала с Киевом договоритесь».
Однако тональность официальных СМИ России в целом скорее лояльная к Плану-28, появились даже информационные вбросы, будто ударно формируется позитивное общественное мнение к этому документу. В любом случае, данный сюжет достоин внимания.
Для начала сравним План-28 с условиями окончательного урегулирования на Украине, которые озвучил Президент России В.В.Путин 14 июня 2024 года на встрече с руководством МИД РФ (см. подробнее комментарий «Третьего не дано?» от 18 июня 2024 года): «Это: (1) нейтральный внеблоковый (отказ от вступления в НАТО) безъядерный статус Украины, (2) демилитаризация и денацификация, (3) полное обеспечение прав, свобод и интересов русскоязычных граждан на Украине, (4) должны быть «признаны новые территориальные реалии, статус Крыма, Севастополя, Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей как субъектов Российской Федерации» в их административных границах на 1991 год, (5) фиксация этих базовых и принципиальных положений в виде «фундаментальных международных договорённостей», (6) отмена всех западных санкций против России. Особо подчёркнуто, что (7) речь идёт не о заморозке конфликта, а о его окончательном завершении, что (8) позволит реально «начать восстанавливать отношения доверия и добрососедства между Россией и Украиной и в целом в Европе». А далее (9) должна быть создана «неделимая система евразийской безопасности, учитывающей интересы всех без исключения государств континента».
Пункт 6 (об отмене всех западных санкций) предполагает также и возврат всех российских ЗВР. Пункт 14 Плана-28 фиксирует иное — выплату Россией репараций за счёт замороженных ЗВР. Репарации — это всегда «привилегия» проигравшей стороны.
Есть, правда, нюанс. Россия подчёркивает «гибкость» и «готовность к разрешению конфликта». Это не только риторика. Россия проявляла не один раз и то, и другое. Также непонятно, как на озвученную 14 июня 2024 года позицию повлиял т.н. дух Анкориджа. Стивен Уиткофф в интервью Fox News ведь высказался так: «На первой встрече на Аляске русские почти сразу пошли на уступки. Частью получения этих уступок было выяснение того, сможем ли мы увидеть, что русские готовы быть более сговорчивыми».
Агентство Reuters сообщало, что Россия якобы предложила следующую сделку: «Киев полностью выведет войска из восточных районов Донецкой и Луганской областей в обмен на обещание России заморозить линии фронта в южных областях, таких как Херсонская и Запорожская». Этот тезис перекликается с пунктом 21 Плана-28.
При этом достоверно известно, что Д.Трамп в ходе встречи на Аляске с В.Путиным предложил заморозить конфликт на Украине по линии фронта, на что российский Президент ответил отказом. Именно в связи с этим Трамп, не получив желаемого, отменил запланированные обед и встречу по экономическим вопросам, на которую по предварительному согласованию прибыли участники с обеих сторон. Позже Зеленский наотрез отказался выводить ВСУ из Донецкой и Луганской областей. Так что, даже если такое предложение с российской стороны и было, то оно потеряло актуальность из-за позиции украинских властей. Тем не менее, оно появилось в Плане-28. Каждый ход в сложнейшем и многоуровневом взаимодействии РФ и США записывается и тщательно анализируется. Дипломатическое маневрирование может иметь свои минусы.
Нельзя же не учитывать англосаксонскую модель поведения, у Трампа с его бизнес-опытом, доведенную до залихватской модели «напор и натиск». Любой компромисс и уступка партнёра воспринимаются как слабость. В следующем раунде его предложение, как правило, будет жёстче предыдущего. Хотя применяется и метод абсурдно высокой ставки, чтобы потом выжать желаемое.
Поддерживая с США стратегический ядерный паритет, Россия в политико-дипломатической игре имеет все основания вести себя более решительно. Ведь удалось же В.В.Путину одним телефонным разговором с Дональдом Трампом 16 октября приостановить развёртывание «Томагавков» на Украине (см. подробнее комментарий «СВО закончится в Будапеште?» от 21 октября). Подробности и приведённые Президентом России аргументы не разглашаются, но фактор стратегического ядерного паритета и превосходства в разработке новых систем в любом случае витает в воздухе при всех контактах с США.
Серьёзная стратегическая уступка американцам была сделана в самом начале его второго срока — Россия согласилась на роль США как посредника в переговорах по Украине, при том, что США выступают на вполне определённой стороне — США воюют с Россией через Украину. Разве не Вашингтон поставляет Киеву оружие (пусть теперь за деньги европейских союзников по НАТО), разве не США снабжают разведданными и фактически координируют боевые действия ВСУ? «Посредник» под слова о мире навязывает России завершение конфликта на Украине на американских условиях, попутно управляя мерой эскалации и торгуя с Россией ураном и прочими товарами.
Но переговорная позиция России осложняется и ещё двумя обстоятельствами. Во-первых, само допущение различных посредников в переговорный процесс. Турция, Израиль, ОАЭ, Катар и др. По обмену пленными — объяснимо. Но каждый из посредников претендовал на всеобъемлющий мандат. Строго говоря, и «Минский процесс» тоже «гарантировался» посредниками в лице Франции и Германии, позже без смущения признавшихся как удачно они водили за нос русских. Можно вспомнить и лукавую роль «посредников-гарантов» в дни, предшествовавшие госперевороту в Киеве в феврале 2014. Теперь всех посредников оттёр Трамп, учитывающий, правда, мнения своих союзников по НАТО, пусть и не всегда в вежливой манере. Само по себе размывание «посредниками» предметного поля конфликта отягощает переговорную тактику.
Во-вторых, Москва, будучи после 1991 и не только до 2014, но и позже, фактическим спонсором Украины, предоставив ей помощь на более, чем 250 млрд долларов, сама же преувеличила статус государственного суверенитета Украины, словно забыв тот правовой фундамент, который в принципе исключал нынешнюю российско-украинскую трагедию. Изначально же было ясно, что конфликт между Россией и Украиной прямо вытекает из распада СССР с образованием на его останках новых государств на базе союзных республик. И никакие посредники и международные организации здесь не уместны. Это исключительно внутреннее «постсоветское дело», последствия геополитического развода, где Украина грубо нарушила условия той «сделки», принцип эстоппеля (неизменение «задним числом» условий первоначального правового договора, запрет на одностороннее изменение позиции в ущерб другой стороне) и, как следствие, утратила право на территориальную целостность и государственный суверенитет (см. подробнее комментарий «Правовые лабиринты Украинского конфликта» от 27 мая).
Этот аргумент Москва ввела в дипломатический оборот лишь недавно. Министр иностранных дел России С.В.Лавров 23 сентября 2023 года в ходе выступления и ответов на вопросы на пресс-конференции по итогам недели высокого уровня 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке заявил: «Мы ещё в 1991 году признали суверенитет Украины на основе Декларации о независимости, которую она приняла, выходя из СССР. В Декларации записано много чего хорошего, в том числе то, что они будут уважать права национальных меньшинств, русского (он там прямо упомянут) и других языков. Потом это всё вошло в их Конституцию. В Декларации о независимости одним из главных для нас был момент, что Украина будет внеблоковой страной, не будет вступать ни в какие военные альянсы. В той редакции, при тех условиях мы поддерживаем территориальную целостность этого государства».
Добавим, что такая формула позволила Украине не только начать свободно взращивать свою «независимость», забыв принятые на себя обязательства, но и в этом процессе опираться на прямую финансовую поддержку России. Строго говоря, одного этого правового факта достаточно для того, чтобы не напускать туман на фундаментальную суть конфликта. Тем временем этот двусторонний вопрос как в матрёшку всё больше вписывался в отношения Россия — НАТО, ведя к фактическому отказу Киева от своего суверенитета. Какими иллюзиями накачивалось общество и почему попало в политический дурман, это особый разговор.
С.В.Лавров в ООН чётко разъяснил условия признания Украины. Иными словами, в других условиях, которые уже вполне назрели и даже перезрели, Россия территориальную целостность Украины имеет все основания не поддерживать и её государственный суверенитет не признавать. Бывшая часть страны, которая снова откололась, не выдержала испытание суверенитетом и юридически его потеряла, нарушив изначальные условия его признания. Для внимания к этой аргументации и её уважения не требуется применять ТЯО, достаточно осознавать, что сооснователь ООН и ключевой победитель во Второй мировой войне имеет все правовые основания для борьбы с новой формой нацизма. Имеются и военно-политические основания, прежде всего — силы стратегического ядерного сдерживания. Однако «партнеры» этих очевидных аргументов не видят или делают вид, что их вообще или для данного «кейса» не существует: а) нюансы распада СССР — дела «давно минувших дней» и б) Россия не пойдет на применение «оружия ссудного дня», а на поле конвенционального противоборства и тем более — в киберсфере у Запада есть несомненные козыри.
Россия и в самом деле склонна к дипломатическому великодушию. Немало фактов, когда оно не оставалось безнаказанным. Помимо дронов, ракет и дипломатии «выклянчивания» против России традиционно используется обман, более или менее замаскированный. В текущий момент нельзя исключать, что перед Россией разыгрывается новый спектакль, а точнее психологическая спецоперация, чтобы навязать приостановку конфликта на своих условиях.
Некоторые эксперты даже готовы не заметить риск ловушки, акцентируя, что Зеленский и его европейские покровители всегда будут против «мирных» инициатив Трампа. 12 ноября в совместном заявлении глав МИД G7 и главы дипломатии ЕС сказано: «Мы подтвердили, что необходимо немедленно прекратить огонь. Мы согласились с тем, что нынешняя ЛБС должна стать отправной точкой переговоров». От США там был Марко Рубио, он же и один из главных авторов Плана-28.
Про План-28 пишут много. Но мало кто заметил другой документ, который прилагается к этому плану. Его обнародовал журналист Axios Барак Равид. Приведу полностью:
«Полный текст проекта предложения США по гарантиям безопасности Украины:
Настоящее Рамочное соглашение устанавливает условия перемирия между Украиной и Российской Федерацией и предоставляет гарантии безопасности, основанные на принципах статьи 5 Североатлантического договора, адаптированные к обстоятельствам этого конфликта и интересам Соединённых Штатов и их европейских партнёров.
Соединённые Штаты подтверждают, что значительное, преднамеренное и продолжительное вооружённое нападение Российской Федерации через согласованную линию перемирия на территорию Украины будет рассматриваться как нападение, угрожающее миру и безопасности трансатлантического сообщества. В таком случае Президент Соединённых Штатов, действуя в соответствии с конституционными полномочиями и после немедленных консультаций с Украиной, НАТО и европейскими партнёрами, определит меры, необходимые для восстановления безопасности. Эти меры могут включать применение вооружённой силы, разведывательную и материально-техническую помощь, экономические и дипломатические действия, а также другие шаги, которые будут сочтены целесообразными. Совместный механизм оценки с участием НАТО и Украины будет оценивать любое заявленное нарушение.
Члены НАТО, включая Францию, Соединённое Королевство, Германию, Польшу и Финляндию, подтверждают, что безопасность Украины является неотъемлемой частью европейской стабильности, и обязуются действовать сообща с Соединёнными Штатами в ответ на любое квалифицирующее нарушение, обеспечивая единую и надёжную позицию сдерживания.
Настоящее Рамочное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует в течение десяти лет с возможностью его продления по взаимному согласию. Надзор за соблюдением Соглашения будет осуществлять Совместная мониторинговая комиссия под руководством европейских партнёров при участии США.
Подпись: Украина/Российская Федерация/Соединённые Штаты Америки/Евросоюз/НАТО».
В первой же строке документа использован термин «перемирие», а не «окончательное урегулирование», на чём настаивает Россия. Перемирие — это пауза перед следующей войной. И если Россия решит возобновить СВО, то надо будет воевать не просто с НАТО, а как нарушитель соглашения с НАТО. Изложенные в документе гарантии повторяют ст. 5 (о коллективной безопасности) НАТО. С учётом того, что надзор за соблюдением соглашения оставлен за Западом, то он же и назовёт виновного в его нарушении. Не впервые, и как обычно до результатов расследования. Более того, легитимируя «перемирие», которое быстро будет нарушено, как было не единожды с подобными «рождественскими», «пасхальными» инициативами России, возобновление (т.е. не завершение, не продолжение, а именно возобновление) СВО приведет к неоднозначным реакциям многих сторон. Сам этот документ «о гарантиях Украине» демонстрирует, как, не являясь официальным членом НАТО, можно быть им по сути, по факту и даже де юре. Тем временем интеграция ВСУ в объединенные войска НАТО в Европе усиливается с каждым месяцем.
Между тем, условия прекращения огня на Украине со стороны России были чётко сформулированы 14 июня 2024 года. Тогда В.В.Путин сказал: «…Эти условия очень просты. Украинские войска должны быть полностью выведены из Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Причём, обращаю внимание, именно со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в Украину. Как только в Киеве заявят о том, что готовы к такому решению, и начнут реальный вывод войск из этих регионов, а также официально уведомят об отказе от планов вступления в НАТО, с нашей стороны незамедлительно, буквально в ту же минуту последует приказ прекратить огонь и начать переговоры. Повторю: мы это сделаем незамедлительно. Естественно, одновременно гарантируем беспрепятственный и безопасный отвод украинских частей и соединений».
28 ноября 2024 года В.В.Путин дополнил тезис: «Я предварительных условий не формулировал. Я не говорил, что предварительные условия для начала переговоров такие. Я просто говорил о наших условиях мира. На мой взгляд, условия мира, долгосрочного, устойчивого, могли быть такими, такими и такими. И они подробно изложены в моем июньском выступлении на встрече с руководством МИД РФ. Повторить больше нечего».
1 августа 2025 года Президент России повторил: «Эти условия, безусловно, остались прежними. Это не условия, а цели, я сформулировал цели России. До того момента нам говорили, что непонятно, чего Россия хочет. Вот мы их сформулировали в июне прошлого года на встрече с руководством МИД».
Добавлю некоторые детали. Участие в подготовке Плана-28 Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера отсылает нас к американо-израильской матрёшке на Украине (см. подробнее комментарий «Матрешка на Украине: Израиль, США, Венгрия» от 5 ноября): «Критическим фактором для сохранения проекта «Новый Иерусалим» является недопущение России на правый берег Днепра. Поэтому настойчивое требование Трампа к России о заморозке конфликта по ЛБС может иметь под собой два аргумента: физическое очерчивание границы американской колонии на Украине и границы «Небесного Иерусалима» как проекта в проекте».
Пункт 9 Плана-28 «Европейские истребители будут размещены в Польше» дает отсылку к концепции Американского Междуморья (см. подробнее комментарий «Американское Междуморье» от 23 марта): «Украина и Польша с общей сухопутной границей протяжённостью в 535 км дают США широкий коридор для выхода и к Чёрному, и к Балтийскому морям. …Вырисовывается проект "Американского Междуморья" с основной задачей — сдерживания России, и неявной задачей — полного логистического отсечения России от Европы и наоборот».
Назначение Трампом министра Сухопутных войск США Дэна Дрисколла новым спецпредставителем для продвижения Плана-28 произошло не только из-за того, что он является другом и бывшим однокашником вице-президента США Джей Ди Венса по юридической школе Йельского университета. В ходе недавнего необъявленного визита Дрисколла в Киев его сопровождал начальник штаба Сухопутных войск США генерал Рэнди Джордж. На Украине сегодня развернулось крупнейшее сухопутное сражение со времён Второй мировой войны. Логично, что продвижение Плана-28 поручили Сухопутным войскам США, т.к. они по предназначению лучше всех понимают сложившуюся ситуацию на фронте. США политико-дипломатическим путём должны спасти киевский режим от поражения, раз уже не могут военным.
Таким образом, План-28 представляет собой новую попытку принудить Россию к миру, чтобы вскоре, избежав поражения, вновь начать всё сначала. Важно видеть глубинную геополитику и геоэкономику конфликта. Война на Украине — это, в первую очередь, война за Чёрное море (см. подробнее комментарий «О, море-море или — концепция адмирала Мэхэна в действии» от 20 ноября 2023 года). Военная география в условиях кризисной трансформации миропорядка вновь обрела особое стратегическое значение. Для России она важна и сточки зрения сохранения стратегического ядерного паритета с США.
Чтобы его сломать Вашингтон уже идёт на количественный рост развёрнутых носителей и боеголовок. Об этом заявил глава Минобороны А.Р.Белоусов на заседании Совета Безопасности РФ 5 ноября. Речь о том, что США готовятся расконсервировать 56 пусковых установок на 14 подводных лодках типа «Огайо» и полностью загрузить их баллистическими ракетами «Трайдент II» и проводят подготовительные мероприятия для обратного переоборудования 30 стратегических бомбардировщиков B-52H в носители ядерного оружия. Однако с учётом состояния стратегических ядерных сил России эти меры коренным образом на паритет не повлияют. Развёртывание же в Германии в 2026 году и у границ России ракет средней и меньшей дальности наземного базирования может сыграть свою роль. И украинский плацдарм в этом отношении крайне удобен для нанесения превентивного обезоруживающего удара за счёт кардинального сокращения времени подлёта ракет до целей на российской территории (см. подробнее комментарий «Нож к горлу-2» от 17 сентября).
Эквивалент наивысшего напряжения времен Холодной войны — Карибский кризис осени 1962 года. С военно-технической точки зрения он был вызван размещением советских носителей средней дальности на Кубе. Но прежде США разместили свои ракеты в Турции. Разрешение кризиса тогда выразилось в вывозе советских ракет и самолетов с Кубы и чуть позже американских ракет из Турции. Потом, в 1963, договорились запретить испытания в трех средах. Через 9 лет пришли к соглашениям о ПРО и СНВ. Параллельно СССР и США поддерживали разные стороны в конфликтах во Вьетнаме, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, Афганистане… Опыт обширный, словом. Но после 1962 в целом соблюдались явные и подразумеваемые «джентльменские обязательства» в отношении чувствительных факторов. После 1991 Москва дала основания своим визави полагать, что они победили в Холодной войне. Этот факт не только на Западе, но и многими в России, а также в бывших советских республиках, был проинтерпретирован поверхностно. Отсюда и пункт 2 Плана — 28 — «Все противоречия последних 30 лет будут считаться урегулированными». Бинго!
Александр Иванович Агеев, доктор экономических наук
Впервые опубликовано на сайте Изборского клуба

