В воскресенье, 31 августа, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон произнёс проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице в Свято-Владимирском соборе Херсонесского мужского монастыря города Севастополя, сообщает пресс-служба Таврической духовной семинарии.
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали, быть может, самое сложное во многих отношениях слово Господа Иисуса Христа, обращённое к молодому человеку, который подошёл к Нему и спросил: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк.10:17) Это не потому, что людям хочется жить вечно. Совсем нет... А потому, что они восчувствовали по-настоящему грядущую вечность, которая неизбежно заканчивается либо вечной жизнью, либо вечным бездействием, вечным отрешением от главной в мире творческой силы – от Бога, что мы в Церкви называем вечной смертью. Либо вечное развитие, вечное сотворчество Богу... Именно в этом заключается то, что мы издревле называем блаженством (устаревшее, казалось бы, для современного уха слово, но оно происходит от слова "благо") – высшим благом для человека. Либо отсутствие сотворчества в вечности... Мы совершаем творения, совершаем дела, близкие нашему сердцу, которые мы должны воплотить в этой жизни: это и воспитание людей, и то или иное служение, и рождение и воспитание детей (это тоже творчество), и творчество художников.
В Символе веры, который произносится или поётся всем храмом на каждой службе, есть слова: Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца Не́бу и земли... А в греческом первоисточнике Символа веры, написанном много столетий назад, звучит по-другому: Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Поэта Не́бу и земли... Какое удивительное представление о Боге и о человеке!
Мы призваны быть подобными Богу; уподобиться Ему в том, насколько это возможно человеку. В Символе веры названа поэзия – то есть видеть прекрасное и красивое в мире, гармонию мира; эту гармонию передавать другим, пропустив через свою душу. Это необычайно важное послушание человека от Бога в этом великом деле, которое продолжается в жизни и после человеческого бытия на земле, когда душа человеческая будет существовать в совершенно другом мире. Та личность, наши мечты, чувства, вдохновение; наши любовь и поиск – всё это не зависит от куска тела; всё это будет пребывать в Боге. Есть вещи, которые очень мешают уподоблению Богу: наши страсти, страшные привязанности, которые есть на земле; которые мы пытаемся использовать только для себя.
Молодой человек, который подошёл ко Христу спросил: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк.10:17) – что сделать, чтобы войти в эту прекрасную жизнь? Господь сказал ему: Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. (Мк.10:19-20). И Господь говорит ему слова, которые очень многие неверно понимают: ...пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк.10:21).
У каждого своё богатство. У кого-то это выражается в материальном богатстве; у кого-то это семья; у кого-то это творчество. По-разному... Имеется в виду "не выкинь это", а "отдай на служение людям". Он не сказал: утопи это в море. Он сказал: отдай это тем, кто в этом нуждается. И таким образом ты станешь свободным от того, что человеку бесконечно хочется тянуть к себе; от того страшного разрушающего эгоизма, который не даёт развиться тем талантам, которые есть в человеке. Имеется в виду: всё, чем ты дорожишь по-настоящему, принеси во славу Божию людям вокруг тебя; раздай это богатство и следуй за Богом во всей твоей жизни, во всех начинаниях и делах. Господь говорит: Я есть путь, истина и жизнь (Ин.14:6).
Люди, которые немало лет имеют опыт духовной жизни, знают, что Господь находит способы подсказать и нам, как и что делать; выводит нас на тот путь, который является исполнением Его воли. Это то самое гармоничное и самое естественное для конкретного человека, что раскрывает его полностью в этой жизни; раскрывает все его возможности и таланты; всё то, что он может принести людям и Богу; всё то, что заложено в нём. А как только человек начинает тянуть на себя, он безмерно себя обедняет; он не сохраняет своё богатство; он его закапывает в пепле своего эгоизма, своей слепоты.
Это непростое Евангелие для понимания. Для того чтобы понимать Евангелие, надо обязательно читать тех великих святых, которые жизнью своей прошли евангельский путь многими десятилетиями; которые делятся с нами своим богатством духовной мудрости. Не мудрости земной, простым опытом и навыками, а бесконечным богатством духовной мудрости, законами духовного мира!
...последуй за Мною... (Мк.10:21) Христианство – это учение и жизнь радикальные. Как так сказать: оставь всё и принеси другим, следуй за Мной! Это самый настоящий радикализм, но радикализм не разрушительный, а сосредотачивающий и созидательный. Слово "радикализм" происходит от слова "корень" - корневой взгляд на мир. Есть негативный разрушительный радикализм. Человек бывает полностью сосредоточен на том самом коренном и главном, что он нашёл в жизни (мы знаем о великих учёных; о матерях, которые вкладывают свою душу в воспитание детей; о людях идеи; о святых, которые всего себя отдают главному – служению Богу и людям). Это не высокопарные слова. Это та истина, к которой рано или поздно большинство людей приходят. Потом наступает глубокое покаяние, что много сил и времени отдано не этому. Искали истину и искали радость жизни не там, где она есть на самом деле. Это не значит, что Господь призывает отказаться от всех радостей жизни. Нет, конечно! Господь и создал этот мир для радости, счастья людей – никак по-иному. Но плыть можно только от себя. А если грести к себе – утонешь. Вот та история, о которой сегодня поведало нам Святое Евангелие.
Помоги вам, Господи, открыть для себя ту истину и увидеть, что же такое следование за Христом, когда Сам Господь ведёт тебя по этой жизни, и ты уверенно шагаешь, зная, что твоя рука в самой надёжной руке. Аминь», - заключил Владыка Тихон.