«…Гитлер находился под влиянием многих англосаксонских авторитетов, обосновывавших идеологию "арийской" расовой исключительности. Среди них особую роль сыграл Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927 гг.). Можно без натяжки сказать, что именно он стал главным учителем и вдохновителем главы Третьего рейха», - пишет в статье «Англосаксы и германский нацизм. Часть VII» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Примечательно, что в некоторых книгах Чемберлена представляют как полубританского, полугерманского идеолога и автора. Поскольку первую часть своей жизни он провел на островах Туманного Альбиона, а вторую – в Германии, Чемберлен стал как бы символом "моста", соединившего два близких по духу и крови народа, отличавшихся, по его мнению, от всех других», - пишет автор статьи.
Профессор напомнил, что родился Хьюстон Стюарт в 1855 году в семье британского адмирала. Изучал естественные науки в Женеве, эстетику и философию в Дрездене. Стал ревностным поклонником немецкого композитора и дирижера Рихарда Вагнера. Причем Чемберлен восхищался не только музыкой Вагнера (оперы «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда» и др.), но также его высказываниями о героизме тевтонов и об исключительности нордической расы. Не только Чемберлен, но и некоторые другие интеллектуалы ценили Вагнера не только за музыку. Так, Фридрих Ницше в статье «Казус Вагнер» писал: «Был ли Вагнер вообще музыкантом? Во всяком случае он был больше кое-чем другим… Его место в какой-то другой области, а не в истории музыки: с её великими истыми представителями его не следует смешивать. Вагнер и Бетховен — это богохульство…»
«Под влиянием Вагнера Чемберлен в тридцать три года опубликовал статью на немецком языке со ссылками на немецкого композитора. На статью и ее автора обратила внимание супруга Вагнера (к тому моменту уже вдова) Козима (между прочим, она была дочерью композитора Ференца Листа). Началась переписка между Козимой и Чемберленом. До конца века Чемберлен успел написать несколько работ, посвященных Вагнеру (уже скончавшемуся в 1883 году). Опуская многие детали, отмечу, что в конце концов Чемберлен познакомился с дочерью композитора Евой Вагнер и женился на ней. В 1908 году Чемберлен окончательно перебрался в Германию, сделавшись почитателем всего немецкого. Вероятно, он был уже больше немцем, чем англичанином. Во время Первой мировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив за это на родине прозвище Английский Перевёртыш. В 1917 году вступил в Немецкую отечественную партию. Чемберлен владел немецким языком не хуже, чем английским. И предпочитал писать на немецком», - продолжил экономист.
«Еще в 1899 году в Мюнхене вышел основной труд Чемберлена "Основы XIX века" (в двух томах). Кстати, в России эта книга была издана в 2012 году. Через всю книгу Чемберлена проходят две основные темы. Первая: арийцы – как творцы и носители цивилизации. Вторая: евреи – как негативная расовая сила, разрушительный и вырождающийся фактор истории. Чемберлен отказался от физических критериев расы (понятие крови, генетика), которыми пользовались представители науки (в том числе социал-дарвинисты), и сделал акцент на "вечных моральных качествах". Идеология привычного расизма облагораживалась чертами теологической доктрины», - добавил он.
По словам Катасонова, Чемберлен рассматривал арийцев как единственную опору мирового развития. До революции и в советское время «Основы XIX века» в полном объеме не издавались. Но было несколько изданий в начале ХХ века в виде брошюры пятой главы книги «Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе». Из других значимых работ Чемберлена следует назвать «Арийское миросозерцание» (была издана у нас в 2013 году).
«Как говорят биографы Гитлера, будущий фюрер еще в годы Первой мировой войны был уже знаком как с трудами Вагнера, так и Чемберлена. Примечательно, что в сентябре 1923 года Гитлер лично встретился с Чемберленом в Байрейте в мемориальном доме Рихарда Вагнера (дом, в котором композитор скончался). Хьюстон Стюарт дополнительно вдохновил Гитлера письмом, написанным спустя неделю после этой встречи. Оно заканчивалось следующими словами: "То, что Германия в часы своей величайшей нужды рождает такого человека как Гитлер, доказывает её жизнеспособность"», - цитирует Чемберлена эксперт.
Катасонов напомнил, что это было незадолго до пресловутого «пивного путча», после которого Гитлер начал писать запрещенную в России книгу «Майн кампф». После этой встречи в Байрейте Хьюстон Чемберлен пристально следит за Гитлером. Он в курсе, что его молодой друг оказался за решеткой после «пивного путча». И в день 35-летия будущего фюрера Чемберлен заявил: «Он (Гитлер)... не в состоянии, разделяя всю нашу убежденность в ... смертоносном влиянии еврейства... не действовать в соответствии с ней; (не) воплощать выводы из своих мыслей в действиях — никто, кроме Адольфа Гитлера... То же можно сказать о его отношении к марксизму: тут он признает лишь войну на уничтожение...»
Также Катасонов приводит высказывания о той исторической встрече двух вождей в Байрейте Ханса Конрада в работе «Фюрер и Байрейт» (1936 г.): «Адольф Гитлер и Хьюстон С. Чемберлен подали друг другу руки. Великий мыслитель ...открывший путь для фюрера... гениальный учитель и провозвестник Третьего рейха ощутил, что в этом простом человеке из народа счастливо исполнится судьба Германии».
«Некоторые биографы Гитлера утверждают, что встреча будущего фюрера с Хьюстоном Чемберленом в сентябре 1923 года в Байрейте не была единственной. Рудольф Гесс (тот самый, который по поручению Гитлера перелетел в мае 1941 года в Англию, чтобы договорится с Лондоном о мире) утверждал, что встреч было много», - пишет экономист.
Он, ссылаясь на Р. Гесса, утверждает, что всякий раз, когда Адольф Гитлер посещал Чемберлена, глаза последнего сияли: «В последний раз он даже произнес одними губами "хайль"». По словам Гесса, заместителя фюрера по партии, со смертью Хьюстона Стюарта Чемберлена в 1927 г. Германия «похоронила одного из величайших своих мыслителей, борца за германское дело, как и написано на венке, возложенном от имени Движения». «В последний путь Хьюстона Стюарта Чемберлена провожали гитлеровские штурмовики, одетые в униформу», - пишет профессор.
По словам автора статьи, Йозеф Геббельс называл Хьюстона Чемберлена «отцом нашего духа», подчеркивая, что фундаментом германского национал-социализма стали труды этого писателя. Идея, которую Чемберлен внушил Гитлеру и которая оставалась в сознании фюрера до конца его жизни, - мир должен принадлежать «избранным». И это не прихоть, а миссия «избранных». Без выполнения этой высокой миссии мир просто рухнет, отмечается в статье.
Как указывает Катасонов, большое количество биографов Гитлера, а также исследователей истории Третьего рейха и идеологии национал-социализма говорят, что главный труд Адольфа Гитлера «Майн кампф» – переложение работы Хьюстона Чемберлена «Основы XIX века». Мануэль Саркисьянц в своей книге «Английские корни немецкого фашизма» довольно часто ссылается на современную немецкую исследовательницу Дорис Мендлевич, которая сравнивала труды Чемберлена и «Майн кампф» Адольфа Гитлера. И она пришла к выводу, что оба пользовались практически одними и теми же формулировками, а их лексикон почти не отличался. «Она обнаружила и почти полные параллели, существовавшие между идейным миром образованного буржуа, кабинетного ученого Хьюстона Стюарта Чемберлена и миром "маленького ефрейтора великой войны" Адольфа Гитлера», – пишет Саркисьянц.
В заключение экономист обращает внимание на то, что было много немцев, которые восхищались британцами, считая их действительно «избранными». И Адольф Гитлер – один из них. Гораздо реже имело место обратное: когда британцы восхищались германскими «арийцами». И Хьюстон Чемберлен был одним из таких редких британцев. И именно поэтому Адольф Гитлер так его ценил. Он воспринимал Хьюстона Чемберлена не просто как интеллектуала, создавшего необходимую немецким «арийцам» расовую теорию, а как символ «моста», органически соединившего два «избранных» народа, заметил профессор.
«Некие злые люди сделали так, чтобы британцы и немцы на протяжении многих веков воспринимали друг друга как "иностранцев". "Немецкий народ, не забудь... и всегда помни, что это "иностранец" Чемберлен назвал "иностранца" Адольфа Гитлера твоим фюрером... Сегодня именно англичанин Чемберлен... с первых шагов Адольфа Гитлера понял, что тот избран судьбой..." – писал в 1934 году Георг Шотт в работе "X.С. Чемберлен, провидец Третьего рейха". Что ж, гениальный Чемберлен, наконец, открыл глаза и британцам, и немцам, что они единый "богоизбранный" народ, что им необходимо воссоединиться и властвовать миром», - заключил Валентин Катасонов.