Фото: «БИЗНЕС Online»
«Я думаю, более активного снижения сейчас не стоит ждать все-таки, наверное. 16 процентов — это пока предел», — прогнозирует эксперт, какой уровень ключевой ставки можно ожидать в конце этого года. На сегодняшнем заседании совета директоров Банк России снизил «ключ» с 20 до 18% годовых. Это стало вторым снижением подряд. На сей раз регулятор пошел на более решительный шаг: его подтолкнуло замедление роста цен — инфляционное давление снижается быстрее, чем ожидалось. Но теперь, как отметила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, предстоит оценить, «это выздоровление или просто снятие симптомов». Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Чтобы к 2026 году достичь цели по инфляции в 4%, Центробанк готов поддерживать жесткую политику
Решительный шаг Центробанка
«Хотелось бы 4 минимум. Но думаю, что будет 2», — пытался предсказать сегодня утром шаг Банка России по ключевой ставке Марат Хуснуллин. Регулятор, судя по всему, решил оправдать ожидания вице-премьера РФ и большинства экспертов и на сегодняшнем заседании совета директоров установил «ключ» на уровне 18%, тем самым продолжив начатый в июне курс на смягчение денежно-кредитной политики (ДКП). Теперь, после снижения с 21 до 20%, ключевая ставка сокращена еще на 2 процентных пункта.
Такой решительный шаг, в частности, объясняется динамикой инфляции. В апреле – июне текущий рост цен с поправкой на сезонность составил 4,8%. А в I квартале было в среднем 8,2%, говорится в релизе регулятора. Снижение инфляционного давления ЦБ объясняет влиянием жесткой ДКП, в том числе через укрепление рубля.
Кроме того, регулятор снизил прогноз по инфляции на этот год. Если ранее ЦБ ждал, что рост цен будет в диапазоне 7–8%, то теперь — в пределах 6–7%. В то же время инфляционные ожидания не изменились, а ценовые ожидания бизнеса в июле даже выросли впервые с начала года, что может препятствовать более устойчивому замедлению роста цен.
Чтобы к 2026 году достичь цели по инфляции в 4%, Центробанк готов продолжать поддерживать и жесткую политику. В базовом сценарии это предполагает среднюю ключевую ставку в диапазоне 18,8–19,6% годовых в 2025 году и 12–13% годовых в 2026-м. Кстати, ранее эти цифры были на уровне 19,5–21,5% и 13–14% соответственно.
Еще один фактор — появление признаков снижения напряженности на рынке труда. Доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, продолжает сокращаться, а зарплаты растут медленнее, чем в 2024-м.
ЦБ намерен снижать ключевую ставку постепенно, по мере снижения инфляции
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Ставку снизят, деньги станут доступнее, давайте посмотрим, что мы сможем купить?»
Совет директоров ЦБ предметно обсуждал варианты снижения ставки на 100 и 200 базисных пунктов. Сохранение ставки на сегодняшнем заседании не рассматривалось, рассказала на пресс-конференции глава Банка России Эльвира Набиуллина. Дальше регулятор допускает не только снижение «ключа» на 100 или 200 б. п., но и его сохранение. ЦБ беспокоят повышенные инфляционные ожидания. Здесь все будет зависеть от поступающих данных. «Но равномерная траектория снижения может быть при более убедительной картине стабилизации инфляции, инфляционных ожиданий на низком уровне и отсутствии новых инфляционных шоков. Пока мы предполагаем возможность разных шагов», — подчеркнула Набиуллина.
ЦБ намерен снижать ключевую ставку постепенно, по мере снижения инфляции. Поэтому депозиты, по ее мнению, будут оставаться привлекательными еще долгое время. «Мы будем исходить из того, что ставки по депозитам будут оставаться выше инфляции, то есть они позволят обеспечить сохранность сбережений граждан», — отметила Набиуллина, отвечая на соответствующий вопрос журналистов.
Глава Банка России позже добавила: «На наш взгляд, нужно еще время, чтобы убедиться, что вот то снижение инфляции, которое происходит, — это выздоровление, а не просто снятие симптомов».
ЦБ ожидает, что уровень средней ставки в 2025–2026 годах будет на уровне 18,8–19,6%, обращает внимание профессор НИУ ВШЭ, управляющий директор инвестиционной компании «Московские партнеры» Евгений Коган. «Это может означать 15–18 процентов на конец года. То есть регулятор все же признает, что, скорее, надо продолжать цикл снижения ставки. Но очень осторожно. Поэтому сохранение нынешней ставки до конца года — все еще базовый прогноз. Рынок закладывался на большее», — пишет эксперт.
Нынешнее снижение ставки он называет вполне логичным, учитывая, что прогноз по инфляции на 2025-й также снижен до 6–7%. При этом ЦБ остается «осторожным и консервативным». «Сигнал остался нейтральным, ненаправленным, то есть без указаний на дальнейшие снижения. Это станет если не холодным, то точно охлаждающим душем для всех, кто ждал мегасмягчения ставки. Банк России вообще не готов говорить о дальнейших шагах смягчения», — добавляет Коган. По его мнению, замедление деловой и потребительской активности продолжится, рост экономики практически остановится, а цены будут расти медленно. Это позволит регулятору регулярно смягчать ставку, к концу года она может достигнуть 15%.
Решение ЦБ — в русле прогнозов, а самое важное для рынков — более низкие прогнозы реальной ставки на 2025–2026-й и неизменность нейтральной ставки в 7,5–8,5%, к которой регулятор допускает вернуться уже в 2027–2028 годах, указывает в своем телеграм-канале экономист Дмитрий Полевой. «В итоге потенциал для снижения ключевой ставки значителен, нейтральный сигнал лишь призван не допустить чрезмерного оптимизма на рынке и слишком быстрого/резкого смягчения финансовых условий», — отмечает он.
Регулятор сохранил нейтральный сигнал, однако прогнозом средней ключевой ставки указал на высокую вероятность ее дальнейшего снижения в сентябре, отмечает «ПСБ Аналитика». «Шаг снижения, скорее всего, станет скромнее, так как регулятор по-прежнему видит преобладание проинфляционных рисков, в т. ч. из-за повышенных инфляционных ожиданий, а также опасается изменения параметров госбюджета (рост расходов и дефицита). Прогноз по ключевой ставке на конец 2025 года пока не меняем — 16%», — говорится в канале.
Канал «Деньги и песец» пишет о том, что на ключевую ставку надеются как на универсальное средство «от всего», после снижения которого «будет нам всем счастье». «„Ключ“ снизили, правительству будет легче обслуживать свои долги, но остальные факторы, влияющие на макроэкономическую ситуацию в РФ, никуда не денутся. Что, снижение ставки прибавит рабочих рук или повысит цены на нефть? Вырастет производство потребительских товаров? (С чего бы вдруг?) Жесткая ДКП в РФ — это не причина проблем в экономике, а производная от этих проблем. И политика „наращивания выпуска“ в приоритетных для правительства секторах благодаря высвобождению ресурсов во всех остальных никуда не денется. Ставку снизят, деньги станут доступнее, давайте посмотрим, что мы сможем купить?» — пишет канал.
«Реакция банков предсказуема. Будет снижаться доходность депозитов. Что касается рынка, то для акций это хороший сигнал»
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Какая ставка будет к концу года, неважно. Все равно понятно, что она будет убийственной»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили, как на решение Центробанка отреагируют банки и рынок, продолжится ли и дальше курс на смягчение и с какой ставкой мы можем закончить этот год.
Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:
— Это все спектакль такой. Как пребывал в коме пациент, так он и остается в этой коме. Так что ничего тут не изменилось. Это [решение ЦБ по ставке] к экономике имеет очень отдаленное отношение. Скорее это манипуляция общественным сознанием. Людям внушают, что это может что-то такое изменить в лучшую сторону. Но ничего абсолютно не поменяется. Как на это решение отреагируют банки и рынок? Понятно, что они скорректируют процентные ставки по активным и пассивным операциям, а для простого гражданина ничего не изменится. Те банкротства, которые уже в ближайшее время ожидаются, тоже произойдут.
«Смягчение», «охлаждение», «перегрев» — эти термины серьезные экономисты просто не воспринимают. Ничего пока позитивного я не вижу. Скорее всего, действительно будет какой-то обвал. Потому что реальная экономика не растет, создается некая иллюзия того, что она растет за счет того, что увеличивался до последнего времени оборонный госзаказ. Но весь оборонный госзаказ зависит от бюджета. Бюджет, в свою очередь, зависит от налогов, которые идут от экономики. Через некоторое время бюджет уже не будет справляться, так что это все временные меры. Пациент лежит в коме, но там ему какой-нибудь препарат вкололи, он вроде зашевелился. Все обрадовались, а он через некоторое время опять впадает в кому. Вот так я бы объяснил ситуацию. Какая ставка будет к концу года, неважно. Все равно понятно, что она будет убийственной. Для того, чтобы экономика жила, надо не выше 5 процентов.
Дмитрий Голубовский — аналитик «Золотого монетного дома»:
— Решение в точности такое, которое я вчера и предсказывал: минус 2 процента и нейтральный сигнал. Рынки отреагировали совершенно предсказуемо, то есть никак. Потому что это был консенсус. Если посмотреть на то, что происходит на валютном рынке, то там ничего особенного, немного валюта подросла авансом к этому решению. Это [решение ЦБ] будет подспорьем бюджету.
Рынки всегда будут двигаться по пути наименьшего сопротивления с точки зрения нивелирования тех дисбалансов, которые возникли у нас в экономике. Суть здесь в том, что девальвация на 1 рубль, грубо говоря, — это плюс 100 миллиардов в бюджет, а снижение ставки на 1 процент — это, грубо говоря, 250 миллиардов. С точки зрения наилучшего решения бюджетных проблем без существенных макроэкономических рисков какой путь лучше? Снизить ставку на 2 процента или девальвировать рубль? Если у нас сейчас рубль по отношению к доллару уйдет на 84, ничего с инфляцией практически не случится, макроэкономических рисков не будет. А бюджету подспорье. А если ставку сразу сбросить на пару процентов еще, это уже может спровоцировать нежелательное явление. Поэтому рынок будет приходить в чувство по пути наименьшего сопротивления через ослабление рубля. Именно это позволит снижать ставку. Как это ни парадоксально звучит.
Вселяет ли это [решение ЦБ] оптимизм? У нас оптимистичных сценариев нет. Оптимистичный сценарий — если 3 августа, когда 50 дней [Дональда] Трампа истекают и когда может быть какая-то встреча [глав государств] в Пекине, где лидеры договорятся о какой-то дорожной карте по российско-украинскому конфликту. Тогда это будет оптимистичный сценарий, потому что у нас на горизонте будет маячить некое изменение обстоятельств, в которых мы живем. А пока что у нас обстоятельства не особо меняются. То есть, если смотреть на внешние обстоятельства, они не меняются в длительный период времени: цена на нефть и внешняя политика, которая дает нагрузку на бюджет около 5−7 процентов ВВП, которые у нас уходят на оборону и безопасность.
Андрей Кочетков — частный инвестиционный консультант:
— Общее мнение было таково, что ставка будет снижена сразу на 2 процентных пункта. Хотя я в этом несколько сомневался, тем не менее в Центральном банке решили, что сигналы о замедлении инфляции усиливаются за счет нового урожая, за счет стабильности рубля, сокращения импорта и при этом есть возможность более активного смягчения денежной политики. Реакция банков предсказуема. Будет снижаться доходность депозитов. Что касается рынка, то для акций это хороший сигнал. Хотя пока он вряд ли позволит рынку очень здорово подняться, потому что ставка на уровне 18 процентов все еще избыточна по отношению к доходности самих акций. То есть облигационный рынок все еще является более привлекательным, чем акции компаний, дивиденды по которым существенно ниже, чем выплаты по консервативным инструментам. Закончим этот год ближе к [ключевой ставке в] 16 процентов. Я думаю, более активного снижения сейчас не стоит ждать все-таки, наверное. 16 процентов — это пока предел.
Вероника Ваганова, Антон Сенопальников