Я уже писал о том, что десять лет назад система ценообразования на мировом рынке золота претерпела существенные изменения. На протяжении примерно целого века с 1919 года (с некоторым перерывами) цены на драгоценный металл в мире определялись с помощью так называемого «Золотого лондонского фиксинга». Постепенно этот «фиксинг» стал приобретать скандальную известность. Стали выявляться разного рода манипуляции со стороны пяти участников «фиксинга». Главным участником «фиксинга» был лондонский банк Ротшильдов, остальные прямо или косвенно также были связаны с семейством Ротшильдов. «Золотой лондонский фиксинг» стали называть «бандой пяти». Состав «банды» менялся. В частности, банк Ротшильдов предусмотрительно вышел из «фиксинга». В мае 2014 года Deutsche Bank, который состоял в «банде пяти», во избежание утраты своей репутации вышел из «фиксинга». Таким образом, последние месяцы своей жизни скандально знаменитый «лондонский фиксинг» доживал в составе четырех участников (Barclays, HSBC, Société Générale и Scotia)
Банк Англии как главный регулятор рынка драгоценных металлов в стране подготовил предложения по радикальному реформированию системы золотого ценообразования. Во-первых, путем автоматизации многих операций (для исключения действия «субъективного фактора», т.е. манипуляций). Во-вторых, за счет расширения круга маркет-мейкеров на рынке драгоценного металла. В-третьих, за счет введения надзора за операциями с драгметаллами со стороны Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании.
Уже в начале 2015 года Банком Англии совместно с LBMA (Ассоциацией лондонского рынка драгоценных металлов) был примерно определен круг маркет-мейкеров в рамках новой системы золотого фиксинга. Ее стали называть аукционом LBMA Gold Price. Генеральный директор LBMA Рут Кроуэлл заявила: «Я рада видеть высокий уровень заинтересованных участников на мартовском запуске. Намерение и интерес были очень позитивными и создают более разнообразный пул участников, который включает китайские банки. Мы с нетерпением ждем увеличения числа участников в первый день LBMA Gold Price». В каком-то смысле это была сенсация: в новом золотом фиксинге будут участвовать китайцы!
Первый аукцион LBMA Gold Price был проведен 20 марта 2015 года. А уже через год в них помимо десяти западных банков уже принимали участие три китайских: Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) и China Construction Bank (CCB).
Почему именно эти банки? – Потому что они уже имели статус полноправных членов LBMA (к таковым относятся те, кто уже работает на рынке золота, в том числе лондонском рынке). Маркет-мейкер – полноправный член LBMA, который берет на себя обязательство совершать определенный объем операций (спотовых, форвардных, опционов). Все три китайских банка имеют свои штаб-квартиры в Великобритании в лондонском Сити, рядом с Банком Англии и, кстати, совсем рядом с офисами LBMA. Bank of China вообще был ветераном LBMA – состоял в Ассоциации с 1999 года.
Конечно, в Китае в середине прошлого десятилетия были и другие банки, которые работали на рынке золота. Такие, как Bank of Communications и Agricultural Bank of China. Однако, на тот момент они не были членами LBMA или даже ассоциированными членами LBMA, а потому по правилам Ассоциации не могли претендовать на статус участников аукционов.
Кстати, одновременно с золотом был запланирован переход на новую систему ценообразования и по серебру. И тут также планировалось подключение к аукционам по серебру китайских банков. Financial Times 13 октября 2014 года писала: «Несколько китайских банков также были заинтересованы в присоединении к Silver Price наряду с JP Morgan, HSBC, UBS, Mitsui & Co Precious Metals и Bank of Nova Scotia» (https://www.bullionstar.com/blogs/ronan-manly/chinese-banks-direct-participants-lbma-gold-price-auction-fast/ Имелись в виду прежде всего все те же три китайских банка: Bank of China, ICBC и China Construction Bank.
Первым китайским банком, участвовавшим в золотых аукционах LBMA, в середине июня 2015 года стал Bank of China. Это было настолько знаменательное событие, что оно получило широкое освещение в финансовых СМИ по всему миру: от Китая до Лондона и до Нью-Йорка. 16 июня 2015 года Financial Times сообщила: «Китайский банк присоединится к группе западных банков, которые помогают устанавливать цену на золото в Лондоне, что предоставит крупнейшему в мире потребителю драгоценного металла больше возможностей для участия в этом процессе».
30 октября 2015 года второй китайский банковский гигант China Construction Bank (CCB) присоединился к аукциону LBMA Gold Price. Wall Street Journal сообщила об этом событии: «China Construction Bank Corp. станет вторым китайским банком, присоединившимся к группе кредиторов, устанавливающих ориентир, используемый для оценки ежедневных сделок с золотом на миллиарды долларов».
Наконец, 11 апреля 2016 года, было объявлено, что третий китайский банковский гигант Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) с 16 мая указанного года присоединится к аукциону LBMA Gold Price. На сайте ICBC по этому поводу было сказано следующее: «Китай является крупнейшим производителем и вторым по величине потребителем золота. Роль ICBC в установлении цен на золото LBMA знаменует собой важный скачок китайского рынка золота в сторону глобализации и еще больше усилит влияние Китая на мировом рынке драгоценных металлов». Генеральный директор LBMA Рут Кроуэлл (Ruth Crowell) заявила: «Я очень рада приветствовать третий китайский банк, присоединившийся в качестве прямого участника аукциона. Это демонстрирует международную привлекательность и ликвидность аукциона».
Итак, из 13 маркет-мейкеров на лондонском рынке золота – три китайских. Громадный успех азиатского государства. Тем более, что Поднебесная действительно имеет право на такое представительство. Ведь Китай впереди планеты всей как по предложению, так и по спросу на драгоценный металл. В 2016 году уже шли разговоры о том, что к аукционам LBMA Gold Price может присоединиться четвертый китайский банк - Bank of Communications. И в 2017 году он действительно присоединился. Рут Кроуэлл в очередной раз поприветствовала нового китайского маркет-мейкера: «Я рада приветствовать Bank of Communications в качестве четвертого китайского банка, присоединившегося к LBMA Gold Price». После этого пошли разговоры о том, что китайцы подомнут под себя весь лондонский и мировой рынок золота.
Честно скажу, до недавнего времени был уверен, что китайская банковская четверка продолжает участвовать в аукционах LBMA Gold Price. Однако наткнулся на любопытную статью известного золотого аналитика Ронана Мэнли из BullionStar от 24 октября 2023 года. Статья называется «Почему китайские банки исчезли с золотых аукционов LBMA?» (Why Have Chinese Banks Disappeared From LBMA Gold Auctions?) https://www.bullionstar.com/blogs/ronan-manly/why-have-all-chinese-banks-disappeared-from-the-lbma-gold-price-auction/ Из названия статьи следует, что в октябре 2023 года китайских банков в аукционах LBMA Gold Price не было. Автор статьи также признается, что не заметил, когда китайцы исчезли. Ронан Мэнли говорит, что некоторые банки покидают аукцион, а потом возвращаются. Вот и China Construction Bank покинул аукцион LBMA Gold Price вместе с тремя другими банками (UBS, Standard Chartered и Societe Generale). Версия такая: организатор аукционов (компания ICE) ввела торговый клиринг в аукцион с использованием контрактов ICE Gold Daily Futures и потребовала адаптировать свои системы к новым требованиям. China Construction Bank и Societe Generale этого не стали делать, а потому больше в аукцион не возвращались.
Остальные три китайских банка в аукционе оставались. Ронан Мэнли пишет: «Еще в июле 2022 года Bank of Communications и ICBC, а также Bank of China были в списке текущих участников аукциона». А позднее их обнаружить уже нельзя было. Никаких заявлений со стороны LBMA, равно как и со стороны самих банков о том, что китайские маркет-мейкеры покинули аукцион LBMA Gold Price, не было.
На сегодняшний день в LBMA в статусе полноправных членов числятся 8 китайских банков: Bank of China, Bank of Communications, China Construction Banking Corp, ICBC, China Minsheng Bank, Industrial Bank Co, Ping An Bank, Shanghai Pudong Development Bank. Но ни один из них не является прямым участником аукциона LBMA. Кстати, ни один китайский банк не является прямым участником аукционов LBMA Silver Price, Platinum Price и Palladium Price.
И Ронан Мэнли, и другие эксперты ломают голову: почему банки Поднебесной вышли из золотого аукциона LBMA? Версий несколько. Например, что китайские банки сделали это добровольно. Что они не сумели выполнить какие-то требования организаторов аукциона. Что их исключили из списка маркет-мейкеров из-за каких-то недобросовестных действий. Что их попросили из аукциона по каким-то политическим причинам. Впрочем, первую из названных версий Мэнли отвергает с порога: «Вероятность того, что крупное финансовое учреждение, такое как Банк Китая, добровольно потребует отстранения себя от участия в таком аукционе, крайне мала». Но даже такой опытный эксперт по драгметаллам, как Ронан Мэнли воздерживается от окончательных заключений по истории с таинственным исчезновением китайских банков из золотого аукциона LBMA. До сих пор ни одной внятной версии этой истории мне на глаза не попадалось.
Инвестиции и богатство сами себя не сделают. Вы всегда можете приобрести инвестиционные монеты Георгий Победоносец и Сеятель по лучшим ценам у нас на сайте Золотого Инвест Клуба.