28 июля 2024 года в Московской педагогической академии (МПА) был проведено заседание XXXIII Международного образовательного форума «Глинские чтения» при участии Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ и Министерства культуры РФ на тему: «Государство – это семейство семей. Духовно-нравственные устои семьи как основа благосостояния государства».
Традиционно в форуме, традиционно посвященном памяти выдающегося педагога-нравоучителя схиархимандрита Иоанна (Маслова), приняли участие ученые, преподаватели вузов и школ, видные представители Русской Православной Церкви.
Мероприятие открыл Николай Васильевич Маслов, ректор МПА, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского, доктор богословия, доктор педагогических наук, профессор Московской педагогической академии. Он также вел заседание форума.
Были зачитаны приветствия от Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, т Минкультуры РФ.
Выступили: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; архиепископ Феодосий (Республика Беларусь); настоятельница Спасо-Евфросиньевского монастыря (г. Полоцк) игуменья Евдокия; научный руководитель МПА, профессор МПА, к.э.н. Елена Олеговна Крылова; сопредседатель Орловского Регионального объединения православных ученых, к.пед.н., доцент кафедры психологии и педагогики Орловского государственного Университета им. И.С. Тургенева Ирина Владимирова Щекотихина; учитель биологии, классный руководитель 9-го класса школы № 54 (классы при мехмате МГУ) Ольга Сергеевна Соловьева; старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Владимирского института работников образования протоиерей Артемий Студентов; заслуженный учитель России, к.пед.н., учитель русского языка и литературы Лидия Михайловна Донченко; к.пед.н., доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Витальевна Меньшенина; к.и.н., заслуженный работник культуры РФ, зам. главного редактора журнала «Вестник архивиста» Зинаида Петровна Иноземцева; д.пед.н., кандидат искусствоведения, зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии Виктория Олеговна Гусакова; к.пед.н., доцент, член союза краеведов РФ Антон Владимирович Морозов; к.пед.н., методист Московской педагогической академии Юлия Викторовна Нефедова; д. пед. н., проф., магистр богословия, иеродьякон Свято-Духова монастыря Ливенской епархии Орловской митрополии Нафанаил (Бобылев). В видеотрансляции был представлен практический опыт педагогов городов Рязани и Владимира по использованию в учебном процессе книги д. пед. н. Н.В. Маслова «Семья».
В докладах указывалось, что семья, проблемы ее сохранения, укрепления и развития стали одними из самых острых, насущных в нашей жизни, жизни нашего народа и государства. Осознание этого объединяет самые разные слои нашего общества, людей разных профессий, национальностей, возрастов. Президент Российской Федерации, выражая волю народа, в ряде своих выступлений, решений, указов настойчиво проводит линию на сохранение семьи как источника традиционных нравственных ценностей, источника силы, единства и процветания государства.
Подчеркивалось, что семья является основой государства и той средой, в которой развивается человек, где формируется его мировоззрение и нравственные ценности. Преподобный Серафим Саровский отмечал, что «если разрушится семья, то низвергнутся и извратятся народы».
В ряде докладов настойчиво проводилась мысль о том, что традиционные семейные ценности России (единобрачие, целомудрие, супружеская верность, престиж семьи, многопоколенность, многодетность, нерушимость брака и т.д.) сформировались благодаря принятию православия. Они нашли отражение в исторических памятниках, примером которых может служить «Домострой» (16 в.), в трудах святых отцов. Христианское понимание брака и семьи почти 1000 лет было основой в нашей стране.
Обращалось внимание на то, что процесс разрушения института семьи начался в конце 19 – начале 20 века, когда мы встали на путь борьбы с религией и традиционными ценностями, когда часть большевиков пыталась одно время вообще упразднить семью. Особенно отрицательную роль в деле сохранения и укрепления семьи сыграло активное, ничем не ограниченное вторжение западной культуры в жизнь нашей страны, начиная с 90-х годов прошлого века.
Делался вывод о том, что сегодня мы пожинаем плоды разрушения традиционной семьи как института. Так Россия сегодня находится в лидерах рейтингов по числу разводов (около 73% разводов по стране в целом), растет количество абортов, сокращается численность населения страны, меняется отношение населения в сторону терпимости к однополым бракам и процессу усыновления детей такими семьями, появляются движения, внушающие необходимость отказа от семьи и детей в пользу карьеры и благополучной спокойной жизни, в школах получают распространение предметы и факультативы, нацеленные на пропаганду ранних добрачных отношений среди школьников, вырабатывающие не соответствующее нашим нравственным традициям отношение к семье, ее основам и ценностям.
Участники «Глинских чтений» говорили о том, что все это побуждает педагогов, искать пути воздействия на ум, сознание, волю наших воспитанников, средства изменения, преобразования тех искаженных нравственных установок и представлений, которые сформировались у них под влиянием среды, а также тех негативных тенденций, которые, к сожалению, сегодня присутствуют порою в нашем образовании, многие годы испытывавшего влияние богоборческой и гедонистической идеологии, нацеленной на разрушение традиционных семейных ценностей.
Значительное внимание в докладах уделялось соблюдению заповеди целомудрия. К великому, сожалению, сегодня распространено неправильное восприятие и понимание сути понятия «целомудрие». Во-первых с ним, как правило, связывается прежде всего сохранение телесной чистоты, что далеко не верно. Святые отцы определяют целомудрие как утрату целостности ума, поврежденного грехами. При этом рассуждение рассматривается святыми отцами как высшая добродетель. Человек, нарушающий нравственный закон, не соблюдающий заповедей, теряет способность к здравому рассуждению. Ум его помутняется страстями, утрачивая способность верно и точно судить обо всем окружающем, различать добро и зло. Во-вторых, современная массовая культура проникнута духом вседозволенности: книги, фильмы, телепередачи, социальные сети и мессенджеры нацелены на то, чтобы убедить людей и, прежде всего, молодое поколение, в том, что целомудрие соблюдать не нужно и даже вредно. Однако потеря целомудрия, о чем свидетельствует само происхождение этого существительного, образованного от слов «мудрый» и «целый», ведет не только к ослаблению сил ума, утрате мудрости, но и к разрушению всей целостности человека. внесению в его существо начал дисгармонии и хаоса. Целомудрие, таким образом, является человекообразующим свойством людей. Утрата его разрушительно действует на личность человека, на его физические, интеллектуальные, духовные силы. Утрата целомудрия является также одной из главных причин кризиса семьи, выступая катализатором деструктивных процессов, приводящих к ее распаду.
Распространенным определением семьи, известным нам еще с советского времени, является определение ее как ячейки общества. Однако подход, лежащий в основе этого определения, основан на понимании семьи как проекции меняющихся общественных отношений. С этой социологической и атеистической точки зрения, «какое общество, такая и семья». Однако этот подход демонстрирует непонимание сущности семьи, вечного нравственного закона лежащего в ее основе. С православной христианской точки зрения, «какая семья, такое и общество». Семья – корень общества и государства. Об этом же постоянно говорит и наш Президент в ряде своих речей и выступлений.
В ходе выступлений неоднократно обращалось внимание на то, что сложившаяся сегодня в молодежной среде ситуация ненормальна. Она несет в себе угрозу атомизации, распада обшества, заключает в себе опасность расшатывания устоев государства. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, сохранить институт семьи необходимо целенаправленно воздействовать на ум, волю, чувства сознание молодых людей, очищать их сознание от деструктивных, искажающих картину действительности понятий и установок, всеми возможными мерами раскрывать ту огромную живоносную и плодотворную силу, которую заключают в себе традиционные духовно-нравственные ценности. Вне религиозного контекста решить эту задачу невозможно. Сегодня у молодежи необходимо воспитывать новые ориентиры, ей необходимо показать, что семья – это не совместный отдых за границей, не получение физического удовольствия, а это самопожертвование, уважение, взаимопонимание и поддержка, совершенствование себя, бескорыстная любовь, посвящение себя другому.
При этом из доклада в доклад настойчиво проводилась мысль том, что помочь в решении задачи укрепления нравственных устоев нашей семьи может наследие святых отцов и, в частности, труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), святителя Феофана Затворника, Тихона Задонского и др.
Труды схиархимандрита Иоанна Маслова («Симфония по трудам святителя Тихона Задонского», «Глинская пустынь», «Глинский патерик» и др.) заключают в себе методологические предпосылки для создания целостной системы духовно-нравственного образования и воспитания современной молодежи. В них развертывается система понятий, составляющих содержание совершеннейшего закона веры и нравственности. При этом показывается неразрывная связь нравственности с верой: подлинная любовь к человеку невозможна без любви к Богу. Всеобщий нравственный закон в книгах схиархимандрита представлен не в виде сухого перечня требований, диктаторского кодекса, но в виде живой и одухотворенной целостности отец Иоанн сумел обобщить педагогический опыт святых отцов, адаптировать его для восприятия современного человека, выразить точным, ясным, выразительным языком. Значительное внимание батюшка уделяет нравственным, духовным устоям семьи. Высказывания схиархимандрита о семье, сам его подход к педагогике святых отцов лежит в основе книги ректора Московской педагогической академии Н.В. Маслова, доктора пед. наук, доктора богословия – «Семья. Духовные и нравственные основы образования и воспитания / Семья как субъект образования и воспитания». Издана в московском издательстве «Самшит-издат» (2017). Здесь собраны и систематизированы основные положения святых отцов по вопросам брака, а также создания, устроения и целей семьи, счастья в браке. В книге этой можно найти ответы на вопросы, которые неизбежно встают перед каждым родителем, педагогом, воспитателем: для чего и как воспитывать, чему учить, как строить нравственное воспитание детей и юношества.
Нрав – это образ мыслей, чувств, а следовательно и действий. Соответственно, нравственное воспитание в семье – это воспитание ума, чувств и воли. Нравственное воспитание дает человеку знание о его внутренних силах (ум, воля, чувства), их свойствах, методах развития. Если человек знает, что это за силы, как они устроены, как ими правильно распоряжаться, – то это дает ему огромный нравственный и интеллектуальный потенциал. По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), познание своих внутренних сил позволяет человеку принимать верные решения, плодотворно действовать в семье, обществе и в целом на благо государства. Решение задачи сохранения семьи предполагает решение задачи нравственного воспитания супругов. Если они оба имеют добрый и чистый нрав, очищенный от страстей и грехов, то и созданная ими семья будет духовно здоровой и крепкой. А крепкая семья – это залог крепости и могущества государства.
Семья, ее духовные и нравственные устои многократно становилась предметом обсуждения на заседаниях «Глинских чтений». И это в ряде случаев получало широкий отклик в обществе и на государственном уровне. Напомню, что именно на Глинских чтениях в июле 2004 года впервые получает широкий общественный резонанс и поддержку инициатива муромских педагогов об учреждении государственного праздника – дня семьи и верности, связанного с именами русских святых – Петра и Февронии. Тогда от имени полутора тысяч форума было принято соответствующее обращение обращение к Совету Федерации и Государственной Думе. Инициатива об учреждении нового государственного праздника – Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии – была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике 26 марта 2008 года.
Именно Глинские чтения, начиная с 90-х годов, стали во главе всенародного движения за духовно-нравственное возрождение, христианское просвещение нашего общества. Результатом этого движения стало введение во всех школах России преподавания Основ православной культуры. О плодах духовно-просветительской деятельности «Глинских чтений» свидетельствует Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где подчеркивается: «Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».
Очередной форум «Глинские чтения», безусловно, является важным событием в системе отечественной педагогической науки, российского просвещения и образования, всегда игравших ключевую роль в формировании и укреплении духовных и нравственных основ нашего государства.
Иеродиакон Нафанаил (профессор, доктор педагогических наук Б.Г. Бобылев)
Николай Васильевич Маслов
Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий
Архиепископ Феодосий
Протоиерей Артемий Студентов
Игуменья Евдокия
Лидия Михайловна Донченко
Ирина Владимировна Щекотихина