Смерть! Где твое жало?

Борис Пастернак о подвиге генерала Л.Гуртьева

Великая Отечественная война (1941-1945)  Герои России 
1 ОСт 
167
Время на чтение 8 минут
Фото: Памятник ген.Гуртьеву работы Вучетича в Орле

 

В 1956 году в автобиографическом очерке «Люди и положения» Борис Пастернак писал: Я не люблю своего стиля до 1940 года… Мне чужд общий тогдашний распад форм, оскудение мысли, засоренный и неровный слог».

 Перелом в идейно-эстетических установках поэта связан с осознанием нравственного предназначения искусства, которое должно, согласно новым  художественным принципам Пастернака, не средством разъединения, катализатором распада в мире, но средством связи, воссоздания гармоничности и целостности мира. При сохранении всех художественных достижений раннего периода стержнем творчества Пастернака после 1940 года становится уже не дерзкое стремление сравниться с Богом в создании вечных ценностей, но «верность Божьему образу мира».

В «Ожившей фреске», написанной в 1944 году, мы встречаемся с одним из наиболее совершенных воплощений данной художественной установки. Это стихотворение было написано под впечатлением поездки в Орел сразу после его освобождения. Приведем текст этого стихотворения.

 

                ОЖИВШАЯ ФРЕСКА

 

Как прежде, падали снаряды.

Высокое, как в дальнем плаваньи,

Ночное небо Сталинграда

Качалось в штукатурном саване.   

 

Земля гудела, как молебен

Об отвращеньи бомбы воющей,

Кадильницею дым и щебень

Выбрасывая из побоища.

 

Когда урывками, меж схваток,

Он под огнем своих проведывал,

Необъяснимый отпечаток

Привычности его преследовал.

 

Где мог он видеть этот ежик

Домов с бездонными проломами?

Свидетельства былых бомбежек

Казались сказочно знакомыми.

 

Что означала в черной раме

Четырехпалая отметина?

Кого напоминало пламя

И выломанные паркетины?

 

И вдруг он вспомнил детство, детство,

И монастырский сад, и грешников,

И с общиною по соседству

Свист соловьев и пересмешников.

 

Он мать сжимал рукой сыновней.

И от копья архистратига ли

По темной росписи часовни

В такие ямы черти прыгали.

 

И мальчик облекался в латы,

За мать в воображеньи ратуя,

И налетал на супостата

С такой же свастикой хвостатою.

 

А рядом в конном поединке

Сиял над змеем лик Георгия.

И на пруду цвели кувшинки,

И птиц безумствовали оргии.

 

И родина, как голос пущи,

Как зов в лесу и грохот отзыва,

Манила музыкой зовущей

И пахла почкою березовой.

 

О, как он вспомнил те полянки

Теперь, когда своей погонею

Он топчет вражеские танки

С их грозной чешуей драконьею!

 

Он перешел земли границы,

И будущность, как ширь небесная,

Уже бушует, а не снится,

Приблизившаяся, чудесная.

Март 1944

 

Сохранились дневниковые записи, которые помогают восстановить путь ассоциаций и размышлений Пастернака, сопутствовавших созданию лирического шедевра:

 «Об этих разрушениях, об ужасе нынешней русского бездомности, о немецких зверствах и пр. писали очень много и не жалеется выражений. Истинная картина (выделение наше, Б.Б.) выглядела гораздо ужаснее и сильнее. Очевидно, о жизни нельзя писать изолированными извлечениями с изолированными чувствами, а надо привлекать все попутные мысли и соображения, поднимающиеся при этом».

 Данные замечания Пастернака направлены против расчленения действительности, сведения ее к частностям и подробностям, вне представления о целом, вне поиска взаимосвязи во всем происходящем, В этом стремлении поэта к целостности, не сводимой «к изолированным извлечениям с изолированными чувствами»,  ярко проявляются новые художественные принципы Пастернака, который уже не может удовлетвориться характерным для его ранней поэзии разложением мира на ряд броских, выразительных, но плохо связанных друг с другом деталей.

Стихия субъективности, установка на передачу отдельных непосредственных ощущений, мимолетных и зыбких, сменяется поиском твердой опоры, гармонии и смысла, присутствующих в Божьем мире.

Средством воссоздания этой целостности становится обращение к образам древнерусской церковной фрески, позволяющей представить все происходящее не просто как нагромождение бессмысленных жестокостей и ужасов, но как одно из звеньев единой цепи, часть той «истинной картины», того высшего художественного замысла, который всегда присутствует и осуществляется в мире.

В основу стихотворения положен устный рассказ генерал-лейтенанта А.В. Горбатова. Он присутствовал при последних минутах генерал-майора Л.Н. Гуртьева, находился вместе с ним под обстрелом 3 августа 1943 года. Гуртьев тогда попросил Горбатова  спуститься в окоп. Но в тот же миг над их головами раздался свист мины. Широко раскинув руки, Гуртьев заслонил своим телом командарма, втолкнул его в окоп, но сам погиб. Сцена гибели Гуртьева была описана позднее Горбатовым в его книге «Годы и войны».

 Стихотворение Б. Пастернака, посвященное подвигу Гуртева,  в первоначальном своем виде называлось «Воскресенье». В черновиках стихотворения на верхнем поле страницы, где описывается смерть генерала, записаны его предсмертные слова: «Я, кажется, умираю». В первоначальных набросках стихотворения Гуртьев, почувствовав близость смерти, переносится мыслями в Сталинград, где он возле завода «Баррикады» вместе со своими сибирскими стрелками под бесперебойным обстрелом выдерживал сверхчеловеческое напряженье многосуточного штурма трех немецких дивизий: И вот он ранен, и по ходу /Предсмертной логики какому-то /Он в Сталинграде близ завода /На берегу речного омута.

Черновые наброски «Ожившей фрески» датированы 26 марта 1944 года, днем, «когда наши войска достигли прежних границ Румынии» (приписка автора на полях).

Ранние стихи Бориса Пастернака отличает  повышенное внимание к изображению конкретных деталей, на которые разлагаются предметы и которые нередко заслоняют собой целое. Беспорядок Пастернак любил описывать больше, чем порядок. Показательным в этом отношении является описание сноса старых московских зданий  из романа в стихах «Спекторский» (1931).

Тут горбились задворки института,

Катились градом балки, камни, пот,

И, всюду сея мусор, точно смуту,

Ходило море земляных работ…

 

Землистый залп сменялся белым хряском.

Обвал бледнел, чтоб опухолью спасть.

Показывались горловые связки.

Дыханье щебня разевало пасть.

Эти строки проникнуты пафосом разрушения: взрываются, превращаются в груду щебня старые дома (а такие картины были нередки в Москве второй половины 20-х годов, когда было положено начало уничтожению исторического центра Москвы), и это воспринимается лирическим героем с воодушевлением - как часть революционного переустройства мира, в котором он мечтает принять участие.

На первый взгляд, картина, предстающая в «Ожившей фреске», имеет много общего с картинами беспорядка в ранних произведениях поэта. Однако это сходство – чисто внешнее, поверхностное. Если в ранних стихах Пастернака описание беспорядка, хаоса, разрушения часто имело самодовлеющее значение, передавая мятущееся и страстное состояние души, то в «Ожившей фреске» детали разрушения («штукатурный саван, т.е. белая завеса из штукатурной пыли, «дым и щебень», «дома с бездонными проломами», «четырехпалая отметина в черной раме» - т.е. окно с выбитыми стеклами и сохранившейся крестовиной рамы, «пламя», «выломанные паркетины») оказываются лишь толчком, поводом для выхода на уровень символического обобщения, при этом каждая деталь, не утрачивая своей реальности и конкретности, вместе с тем становится знаком иной, высшей реальности.

 В подтексте стихотворения развертывается образ грандиозной литургии - богослужения, всем своим ходом отображающим жизнь, крестные муки и воскресение Иисуса Христа. Картина боя под Орлом, воспоминания о детстве, о Сталинграде, где Гуртьев также вел бои среди разрушенного города, – все предстает как проекция главных событии Священной истории, связанных с Христом. Центральным образом стихотворения является крест – символ земных страданий, воскресенья и вечной жизни. Этот образ встает за конкретной деталью: «Что означала в черной раме четырехпалая отметина?» Картина грандиозного молебна, в котором участвует сама земля, парадоксально сочетает в себе «воющую бомбу», «дым и щебень», уподобляемые куренью кадильницы, «свист соловьев и пересмешников» и цветенье кувшинок. Эти два противоречивых ряда образов соединяются в строфе: И родина, как голос пущи,/Как зов в лесу и грохот отзыва, /Манила музыкой зовущей /И пахла почкою березовой.

 В начале стихотворения возникает символ смерти - «штукатурный саван» «Конец же «Ожившей фрески» исполнен веры в вечную жизнь. Герой не уходит в небытие, но: Он перешел земли границы, / И будущность, как ширь небесная, / Уже бушует, а не снится,/ Приблизившаяся, чудесная». Эти строки по своему пафосу соответствуют ликующим песнопениям, всегда звучащим в конце литургии, а также самым вдохновенным строкам Библии: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор.15:55).

 Настоящее, прошлое, будущее в стихотворении оказываются слитыми воедино, благодаря присутствующему в нем образу вечности, высшей реальности, «истинной картины» , являющейся прообразом всего совершающегося на земле. В «Ожившей фреске» разворачиваются два ассоциативных ряда, как бы идущих друг к другу навстречу. Образ литургии создается в результате переосмысления конкретных земных деталей и, напротив, образы церковной фрески проецируются на земную реальность.  При этом возникают параллели: битва с адским воинством – бой с фашистами; чудовищный змей-Сатана  – «вражеские танки с их грозной чешуей драконьей»,  Георгий Победоносец, поражающий дракона, – генерал Гуртьев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
«Государство – семейство семей»
В Москве состоялось заседание XXXIII Международного образовательного форума «Глинские чтения»
30.07.2024
Он олицетворял честь, славу и достоинство русского офицера
Памяти полковника Владимира Александровича Туманова
02.07.2024
«Такая же вера удивила Христа в сотнике…»
О книге Н.Головкина «Десантный батюшка. Герой Российской Федерации Михаил Васильев (1971–2022)»
26.05.2024
От устья до истоков
Записки монастырского насельника
07.02.2024
На что надеяться России
Поэма И.Семеновой о блж.Ксении Петербургской
20.11.2023
Все статьи Иеродьякон Нафанаил (Бобылев)
Великая Отечественная война (1941-1945)
Все статьи темы
Герои России
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Святые или нет?
К дискуссии о канонизации, церковном прославлении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
12.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12