Побывала на памятном мероприятии в библиотеке имени В.Г.Белинского города Балтийска, где проводилась акция памяти к 80-летию Великой Победы с презентацией сборника «Чтобы помнили», посвященного Владимиру Васильевичу Щукину, ветерану Великой Отечественной войны, блокаднику, Почетному гражданину МО БГО. Сборник вышел под редакцией Татьяны Викторовны Марьясовой. Помогали его создавать школьники, музеи, ветераны, библиотеки, творческие люди города Балтийска и школьники поселка Петрово Гурьевского района.
Владимир Васильевич Щукин, кавалер ордена «За заслуги перед Калининградской областью», был одним из самых активных общественников города Балтийска, офицер запаса войск ПВО, хранитель семейной традиции династии Щукиных, славных защитников Отечества. Владимир Васильевич еще в 90-годы оказал мне высокое доверие и дал пять своих рукописных книжек с воспоминаниями о своих детских и юношеских годах, которые включают и период обучения в военном училище. Я прочитала воспоминания с огромным интересом. Они написаны как будто профессиональным писателем. Так много подробностей жизни в сороковых и пятидесятых годах в Кронштадте, в Таллинне, в Ленинграде. Ярким соцветиями горят они в памяти Владимира Васильевича и отражаются, как в зеркале, в душе читателя, удивляя его многообразием проявлений жизни мальчика и подростка, чувством свежести и новизны бытия, постоянной взаимосвязью его с людьми и окружающим миром.
Семейный архив. Семейный архив Владимира Васильевича огромный. У него сохранились дореволюционные фотографии его предков. Прапрадед Григорий Щукин участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, с которой возвратился кавалером Георгиевского креста с наградой в пять золотых рублей и тяжелым ранением. Прадед Иван Щукин стал отличным мастеровым. Владимир Васильевич показал мне документ более чем столетней давности – удостоверение деда Александра Щукина, выданное ему в Кронштадтском порту в 1902 году, в котором отмечается «хорошее знание своего дела». Отец Василий Александрович стал кадровым военным Балтийского флота. Начинал с профессии оптика-механика и всю жизнь был влюблен в автомобили и мотоциклы, даже сам собрал мотоцикл.
Очень хорошо сохранились дореволюционные фотографии бабушки Анастасии. На одной фотографии она с тремя детьми, среди которых мама Владимира Васильевича. Оставшись вдовой с тремя детьми, бабушка Анастасия вынуждена была старшего ребенка Степу отдать в переплетную мастерскую Халтурина, Лизу определили в Кронштадтский приют нищенствующих и сирот. Но нашелся добрейший человек Сильвестр Федорович Бадиорный, унтер-офицер Кронштадтского гарнизона, который взял замуж вдову с тремя детьми. На фотографии Анастасия - в подвенечном платье с букетов цветов, а Сильвестр - в военной форме. Со свадебной фотографии смотрят серьезные люди, но потом бабушка вспоминала, какой радостью было воссоединение семьи, когда забрали из приюта Лизу, а из мастерской - Степу. Интересен рассказ Владимира Васильевича о том, что бабушка работала прислугой в семье Капицы. И бывало так, что она шла вдоль чугунной ограды Летнего сада, катая в коляске господского ребенка, а с другой стороны ограды шел ее муж, потому что согласно надписи при входе в сад, нижние чины и собаки туда не допускались.
У родителей Владимира Васильевича было трое сыновей. В 1972 году они отмечали свою золотую свадьбу. Старший брат Павел – участник Великой Отечественной войны, защищал Ленинград, служил на Балтийском флоте. Средний брат Александр окончил школу юнг КБФ, работал во вспомогательном флоте в городе Таллинне. И сын Владимира Васильевича - Юрий Владимирович Щукин – капитан 1 ранга запаса.
На детство Владимира Васильевича пришлась война, тяжелейшие годы блокады в Ленинграде и затем эвакуация. Голод, неустроенность, скитания и радость Победы. Когда Володя Щукин закончил школу, он не сомневался, что пойдет в военное училище.
Служба Родине. После окончания Пушкинского радиотехнического училища войск ПВО получил назначение в Пионерск, в школу младших специалистов командиром взвода, затем – в Таллинн в школу младших специалистов, только более крупной организационной структуры. Часть стояла под Таллинном, в лесу. Была возможность активно заниматься спортом, художественной самодеятельностью. Владимир Щукин декламировал, танцевал, играл на аккордеоне. Уровень художественной самодеятельности был очень высок. На День флота коллектив части выступил с концертом художественной самодеятельности в Таллинне, и с тех пор их приглашали на концерты, в которых принимали участие лучшие артисты Эстонской ССР, в том числе и Георг Отс.
«В то время, – вспоминает Владимир Васильевич, – министром обороны был Г.К. Жуков. И от подъема до отбоя никто и не мыслил уйти из части. Дисциплина и сознательность была очень высокой. Мысли о дедовщине даже в голову не приходили».
После трёх лет службы молодой офицер был избран секретарем комсомольской организации части. И Владимира Щукина направили на курсы политработников ПВО. После окончания курсов Щукин был направлен на Новую Землю. В Заполярье к тому времени начали испытывать ядерное оружие. Радиотехническая рота находилась в 83 километрах от эпицентра испытаний. Особенно запомнился Владимиру Васильевичу день 30 октября 1961 года, когда испытывали одну из самых мощных в то время водородных бомб. Ударной волной снесло крышу казармы, вылетели стекла в окнах, поломало антенны, оторвало батареи отопления. Давали подписку на 25 лет о неразглашении тайны, но по каким-то причинам рота не была внесена в список участников этих событий, а значит, нет пострадавших от облучения людей в списках ветеранов подразделений особого риска.
А потом судьба бросила Владимира Васильевича в пески Каракумов. В течение нескольких дней организм был обезвожен. Жара стояла невыносимая. Владимир Васильевич оказался в госпитале, где уже не надеялись, что он выживет. Но сердце, закаленное спортивными тренировками, выдержало. С трудом доехал домой, к жене, и она выходила мужа.
Его перевели в Красноводск. Среди лучших офицеров был майор Щукин. Он демобилизовался в 1978 году, вернулся в Таллинн и стал на партийный учет. Вскоре его пригласили на работу заведовать кабинетом организационно-партийной работы. Позже перевелся парторгом филиала автобусного парка. Здесь Владимир Васильевич в течение пяти лет работал в очень хорошем коллективе, а потом его пригласили на лекторскую работу в республиканский Дом ДОСААФ. Он стал членом общества «Знание».
С 1992 года возглавил Таллиннское Общество жителей блокадного Ленинграда.
- Мы обратились с письмом к Ельцину с просьбой о переезде в Россию и помощи по предоставлению жилья. На работу в Эстонии без знания языка нельзя было устроиться. В ответ пришло письмо о том, что будут выделены средства на строительство дома в Петербурге. Но деньги потом будто бы куда-то пропали.
О командирах. Владимир Васильевич с удовольствием поделился воспоминаниями о своих командирах.
- Каждому, прошедшему военную судьбу, на всю жизнь запомнились те командиры и начальники, на которых хотелось быть похожими. Большое впечатление на молодых офицеров производили мужество и отвага героев войны, а также их доступность, простота и человечность.
Небольшой недавний эпизод всколыхнул воспоминания о тех, кто, не жалея своей жизни, защищал отчизну в годы тяжелейших испытаний.
Перед приездом в Балтийск звезд кино мне передали, что в Доме офицеров хотели бы услышать мое короткое выступление после встречи с артистами, чтобы от имени ветеранов прозвучали хорошие, теплые слова в адрес деятелей искусств. В назначенное время я в военной форме зашел в кабинет начальника Дома офицеров и увидел там незнакомого контр-адмирала. На моё «Здравия желаю!» ответа не последовало. Адмирал пил кофе и не повернул головы в мою сторону. Подобострастие, угодничество, с одной стороны, и чванство и неуважение к людям, с другой, всегда вызывают неприятные чувства. Но не будем о плохом. Будем помнить, что внимание и вежливость по отношению к ветеранам у нас все же проявляются 23 февраля, 9 мая и в день Военно-Морского флота. В связи с описанным эпизодом я вспомнил встречи с теми, кого я никогда не забуду.
В 1960 году я находился в московском округе ПВО на Центральных офицерских курсах радиотехнических войск. Однажды, когда наша группа офицеров занималась самоподготовкой, в класс вошел генерал с золотой звездой Героя на груди. Я подал команду и отдал рапорт. Это был член военного совета – начальник политуправления Московского округа ПВО генерал-полковник авиации Антонов Николай Дмитриевич. Во время войны Николай Дмитриевич командовал авиационными частями и соединениями. И вот этот герой, уважаемый человек держался с нами, молодыми офицерами, по-товарищески, шутил, смеялся, крепко обнял меня. Не хотелось расставаться с этим мужественным летчиком и настоящим гражданином своей страны.
В 1965 году, когда я исполнял обязанности командира подразделения в Новороссийске, к нам прибыл командир Ростовского корпуса ПВО, генерал-лейтенант авиации А.Л. Кожевников. Анатолий Леонидович был удостоен звания героя Советского Союза за 27 сбитых фашистских самолетов.
Я был рад, что командир корпуса похвалил нас за хороший порядок в подразделении. Около трех часов я общался с Анатолием Леонидовичем во время нахождения его в роте и в дороге на вторую нашу позицию, находившуюся в нескольких километрах от нас. И сколько же хорошего, доброго было сказано генералом о своих боевых друзьях.
Я бережно храню книгу А. Кожевникова «Стартует мужество» и часто перечитываю ее с благодарностью к автору и его товарищам по оружию.
В 60-ые и 70-ые годы я служил в гвардейской Ясской, Краснознаменной, ордена Суворова 2 степени дивизии ПВО. В годы ВОВ в составе этой дивизии воевали летчики, дважды герои Советского Союза Кирилл Евстигнеев и Иван Кожедуб. Позже Кожедуб был награжден и третьей звездой Героя. А когда я служил в этом соединении, им командовал генерал-майор авиации Кузнецов Иван Александрович, Герой Советского Союза. Бывая в нашем дивизионе, еще издали он окликал меня, любил слушать мои рассказы о службе на Новой Земле и частенько подшучивал надо мной по поводу моих «полярных баек».
Всех этих людей, героев, отличало, кроме строгой требовательности, внимание к людям, человечность, за что мы не только уважали, но и любили наших дорогих командиров. Память о них живет в наших сердцах.
Балтийск. С 1996 года Щукины живут в Балтийске. Владимир Васильевич с удовольствием выступает в школах и воинских частях с лекциями по истории страны, делится своими воспоминаниями. Вообще, ветеранская работа в Балтийске – это уникальный опыт, который когда-нибудь найдет свое обобщение. Возьмем, например, работу Владимира Васильевича. Согласно его записям в блокноте, за девять месяцев года 93 выступления в школах, на кораблях, в различных организациях. И это очень интересные рассказы, ведь у него еще и очень много было встреч с интересными людьми: с летчиком-испытателем Мариной Попович, с артистами Ю. Ярветом, В.Носиком, заслуженным тренером Эстонской ССР К. Леманом. Владимиру Васильевичу приходилось сниматься в кино на Таллиннской киностудии, хотя и в массовке, но все же это интересный опыт.
У ветерана Великой отечественной войны 80 грамот, среди них грамота Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, знак Лауреата Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Владимир Васильевич – правдолюбец, как известно далеко не все разделяют любовь к правде, в том числе и к правдолюбцам, поэтому не всегда Владимир Васильевич получает те почести, которые дают другим при гораздо меньших заслугах. Но любовь к нему среди жителей Балтийска неизменна за его талант, за ум и желание служить людям.
А как любят Владимира Васильевича на праздниках, когда он выйдет, например, с танцем «Яблочко» или заиграет на аккордеоне, когда начнет читать стихи, свои, или других поэтов. И рядом с ним замечательная, милая женщина, его жена Надежда Федоровна, Наденька, с которой Владимир Васильевич познакомился, будучи курсантом училища. Описывая их первую встречу, Владимир Васильевич говорит:
- Все в ней привлекательно. Светловолосая, симпатичная, милая, со своеобразием голоса и произношения.
Они прожили вместе 69 лет. Судьбой им был дарован Балтийск после многих лет странствий, неустроенности, разлук, чтобы было продолжение жизни, активной и радостной.
В 92 года Владимир Васильевич покинул наш мир в 2024 году, до конца оставаясь верным своей миссии просветителя и подлинного знатока истории своей Родины, учителя для многих поколений, став человеком-легендой.
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 38 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, кандидат философских наук
Автор статьи с сыном В.В.Щукина Юрием, капитаном I ранга и его супругой
Татьяна Марьясова и поэт, музыкант Геннадий Бойченко





