«Дональд Трамп продолжает делать заявления, которые, мягко выражаясь, являются "нестандартными" для американских президентов. 17 апреля 47-й президент США сделал резонансные высказывания, касающиеся Федеральной резервной системы США и ее главы Джерома Пауэлла», - пишет в статье «Трамп посягнул на "святое" – «независимость» Федерального резерва США» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Но прежде чем говорить о заявлениях Трампа, отмечу, что его нестандартные отношения с Федеральным резервом начались уже в первый срок пребывания в Белом доме. Тогда Трамп пытался вмешиваться в принятие решений Федеральным резервом по ключевой ставке. В начале его первого срока президентства главой ФРС была Джанет Йеллен. Она слабо реагировала на призывы Трампа снижать ключевую ставку. Чем вызывала недовольство со стороны 45-го президента США. Он даже грозился уволить даму с должности главы ФРС, но не сделал этого. Дождался истечения ее срока», - пишет эксперт.
Как отметил экономист, в кресло председателя совета управляющих Федерального резерва в 2018 году сел Джером Пауэлл, которого называли «человеком Трампа». Но вскоре выяснилось, что Пауэлл точно так же, как его предшественница, игнорирует пожелания президента. Уже через несколько месяцев Дональд Трамп заявил, что он «недоволен своим выбором» Пауэлла на должность председателя ФРС, поскольку тот повышает «слишком быстро» ключевую ставку, говорится в статье.
«Уже тогда, в годы первого президентского срока Трампа наблюдатели говорили, что подобное поведение хозяина Белого дома в отношении Федерального резерва было вызывающим и не имело прецедентов за более чем вековую историю ФРС США. Американские президенты, начиная с 28-го президента Вудро Вильсона (который и подписал в декабре 1913 года закон о Федеральной резервной системе США) и, кончая предшественником Трампа 44-м президентом Обамой, вели себя в отношении ФРС США предельно корректно и не ставили под сомнение те решения, которые принимались советом управляющих Федерального резерва», - пишет профессор.
«Трамп в 2021 году покинул Белый дом, а Джером Пауэлл продолжал рулить Федеральным резервом при Джо Байдене. Трамп вернулся в Белый дом в январе нынешнего года, а Пауэлл все еще остается на своем посту и, согласно действующим правилам, будет рулить Федеральным резервом до мая следующего года. Ходили разговоры, что 47-й президент попытается досрочно сместить Пауэлла. Однако после своей победы на выборах Трамп сказал, что не будет пытаться этого делать», - пишет автор статьи.
Как отметил экономист, на момент, когда Дональд Трамп вновь стал хозяином Белого дома, ключевая ставка ФРС составляла 4,25-4,5% годовых. На очередном заседании Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) ФРС в конце января ключевая ставка была оставлена прежней. Что уже вызвало недовольство 47-го президента США, которому нужно понижение ключевой ставки. А потому Трамп написал в соцсетях, что американский Центробанк «не сумел решить созданную им же самим проблему». Речь идет о том, что, по мнению Трампа, инфляция в американской экономике как раз порождена высокой ключевой ставкой. Да, Трамп пока не может вмешиваться в принятие решений по ключевой ставке (которую, конечно же, следует решительно понижать), пишет автор статьи. А потому, заметил он, Трамп будет сам бороться с инфляцией доступными ему методами. Вот фрагмент его записи в аккаунте: «Из-за того, что Джей Пауэлл и ФРС не смогли предотвратить инфляционные проблемы, к созданию которых они сами приложили руку, я намерен решить это самостоятельно. Это произойдет через увеличение добычи американских энергоресурсов, сокращение регулирования, восстановление баланса международной торговли и перезапуск американского производства».
«Так что, по мнению Трампа, столь радикальное повышение импортных пошлин, которое сегодня обсуждается во всем мире, отчасти обусловлено необходимостью подавления инфляции в американской экономике. Логически получается, что одной из причин тарифного максимализма Трампа является бездействие (или даже вредительская деятельность) Федерального резерва», - говорится в статье.
Но, пишет Катасонов, в идеале Трамп хотел бы изменения «правил игры» таким образом, чтобы он как президент США имел бы полноценное право голоса в принятии решений Федерального резерва. Экономист напомнил, что в разгар прошлогодней предвыборной кампании Трамп заявил журналистам, что он «твердо» считает, что президенты должны иметь «по крайней мере право голоса» в отношении политических решений центрального банка, отменив запрет на участие президента в разработке политики Федерального резерва.
Далее профессор возвратился к последним заявлениям Трампа, сделанным 17 апреля. Судя по всему, они были спровоцированы словами Джерома Пауэлла, которые он произнес накануне, 16 апреля, на заседании Экономического клуба в Чикаго. Глава ФРС США затронул «горячую» тему импортных тарифов Трампа, сказав, что их уровень оказался «значительно больше, чем ожидалось». И аккуратно заметил, что возможны негативные экономические последствия, «которые будут включать более высокую инфляцию и более медленный рост». Если переводить весьма округлые формулировки главы ФРС на понятный язык, то, по мнению Джерома Пауэлла, ФРС будет ждать большей ясности в отношении экономики. А потому пока не планирует снижать ключевую ставку, пишет автор статьи.
Как заметил экономист, Трамп молниеносно отреагировал на выступление Джерома Пауэлла в Чикаго. В своем аккаунте социальных сетей Трамп очень эмоционально выразил свое недовольство главой Федерального резерва, от которого ждал внятных заявлений о понижении ключевой ставки. Ссылаясь на последние данные того же Федерального резерва, Трамп пишет: «По сути, нет инфляции». Также дешевеют сырая нефть и нефтепродукты. «Кроме процентных ставок, все упало», - продолжает Трамп. А почему процентные ставки не падают? Трамп отвечает: «Потому что у нас есть председатель Федеральной резервной системы, который играет в политику». Трамп иронично называет Джерома Пауэлла мистер «Слишком поздно», или «Опаздывающий» («too late»). И в своем аккаунте он пишет: «И все же, "Слишком поздно" Джером Пауэлл из ФРС, который всегда СЛИШКОМ ПОЗДНО И НЕПРАВ, вчера опубликовал отчет, который был еще одним, и типичным, полным "беспорядком!"»
Как пишет Катасонов, Трамп часто приводит пример Европейского центрального банка, который уже несколько раз понижал ключевую ставку. Приведу основной фрагмент ещё одной его записи: «Ожидается, что Европейский центральный банк снизит процентную ставку уже в седьмой раз. На этом фоне "долгий" Джером Пауэлл из ФРС, который всегда опаздывает и ошибается, вчера сделал очередное безалаберное заявление. Цены на нефть падают, цены на продукты (даже на яйца!) снижаются, а США богатеют на пошлинах. "Опаздывающему" Пауэллу уже давно следовало снизить процентные ставки, как это делает ЕЦБ, и ему, безусловно, следует снизить их сейчас. Отставка Пауэлла давно назрела».
«Кстати, насчет ЕЦБ. В четверг, через несколько часов после заявления Трампа, ЕЦБ действительно снизил процентную ставку на четверть процентных пункта до 2,25%. Она стала в два раза ниже ставки ФРС», - отметил профессор.
Он заметил, что уже после своего поста в социальных сетях в четверг в Овальном кабинете Трампа журналисты спросили о Джероме Пауэлле, и президент ответил: «Если я его попрошу, он уйдёт оттуда». И добавил: «Я им недоволен. Я дал ему это знать».
Итак, резюмирует Катасонов, Трамп забыл о своем обещании не трогать Джерома Пауэлла и дать ему досидеть в кресле главы ФРС. Остался ведь один год! А в состоянии ли Трамп это сделать? Неожиданно вспомнили о «прецеденте Хамфри», который имел место ровно 90 лет назад. Речь идет о решении Верховного суда США 1935 года по делу «Хамфри против Соединённых Штатов». Тогда президент США Франклин Рузвельт пытался уволить комиссара Федеральной торговой комиссии Хамфри. Однако Верховный суд США посчитал это противоречащим Конституции США и отменил решение президента. С тех пор считается, что иммунитет от увольнений имеют главы других федеральных комиссий и агентств, а также глава Федерального Резерва, говорится в статье.
Однако, пишет далее Катасонов, в последние месяцы «прецедент Хамфри», кажется, начал давать сбои. «Администрация Трампа уже уволила старших должностных лиц Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission), Национального совета по трудовым отношениям (National Labor Relations Board) и Совета по защите систем заслуг (Merit Systems Protection Board). Так, администрация может добраться и до главы Совета управляющих ФРС США», - отмечается в статье.
Кстати, говорится в публикации, на мероприятии в Чикаго 16 апреля на тему «прецедента Хамфри» высказался сам Джером Пауэлл. «Есть дело Верховного суда. Люди, вероятно, читали», - сказал Пауэлл, отвечая на вопросы на заседании Экономического клуба. «Это дело, о котором люди много говорят. Я не думаю, что это решение будет применяться к ФРС – но я не знаю», – сказал он. «Это ситуация, за которой мы внимательно следим». Пауэлл также повторил свой аргумент о том, что «наша независимость – это вопрос закона», и что устав ФРС показывает, что «не допускается отстранение от должности без веской причины».
Итак, подчеркнул Катасонов, если Пауэлла удастся уволить до истечения его срока, это будет очень серьёзный прецедент, окончательно «обнуляющий» «прецедент Хамфри» и лишающий Федеральный резерв его былой «независимости».
Как пишет профессор, у Трампа, посягающего на «независимость» ФРС США, есть как сторонники, так и противники. Сторонником, причем еще более радикальным, чем Трамп, является Илон Маск. Так в ноябре прошлого года, через несколько дней после оглашения победы Трампа в выборах Маск поддержал непримиримого противника Федерального резерва сенатора от штата Юта Майка Ли. Сенатор уже давно требует не только ограничить независимость ФРС США, но вообще ликвидировать ее как противоречащую американской конституции. Сенатор Ли в ноябре выложил в социальных сетях следующий текст: «Наша конституция устроена так, что исполнительная власть должна находиться под президентским контролем. ФРС – один из примеров того, как мы отошли от конституции. И потому это причина для ликвидации ФРС». Маск поддержал эти слова записью: «Конец ФРС».
Но, заметил экономист, есть и рьяные защитники независимого статуса Федерального резерва. Прежде всего, это, конечно банкиры Уолл-стрит. Так, Натан Шитс, главный экономист Citigroup Inc., предупредил, что «если мы сейчас перейдем Рубикон независимости центральных банков», то это создаст (вкупе с высокими импортными тарифами и другими «нестандартными» инициативами Трампа) серьёзную угрозу Соединённым Штатам.
По словам Катасонова, сенатор-демократ Элизабет Уоррен в своем интервью встала решительно на защиту Джерома Пауэлла и Федерального Резерва: «…у президента есть свобода слова, как и у всех остальных, но у него нет полномочий уволить Джерома Пауэлла. А если он попытается, то обрушит рынки». «Даже страны с диктаторами пытаются создать центральный банк, независимый от президента страны, чтобы привлечь капитал», – добавила Уоррен, намекнув на диктаторские замашки Трампа.
Далее экономист приводит мнение Дэвида Уилкокса, директора экономических исследований США из Bloomberg Economics: «Если Верховный суд отменит прецедент 1935 года, это приведет к снижению рейтинга ФРС» по новому индексу Bloomberg Economics, измеряющему независимость центральных банков. «Если это произойдет, Федеральный резерв заслужит сомнительную честь стать единственным центральным банком G-7, чья юридическая независимость будет понижена по причине, не связанной с банковским надзором». Это мнение звучит как грозное предупреждение Трампу, отметил профессор.
Как говорится в статье, нынешний министр финансов Скотт Бессент по вопросам, касающимся Федерального резерва, пытается сидеть на двух стульях. В вопросе о независимости ФРС в принятии решений по денежно-кредитной политике он осторожно занял сторону Федерального резерва, сравнив его независимость со «шкатулкой с драгоценностями, которую необходимо сохранить».
Как говорится в статье, в американских СМИ также горячо обсуждается вопрос о том, кто придет на смену Джерому Пауэллу. Главный кандидат на пост главы ФРС, которого, естественно, подобрал Трамп, – Кевин Уорш. Он изучал государственную политику по специальности «экономика и статистика» в Стэнфордском университете, окончил Гарвардскую школу права, начал свою карьеру в банке Уолл-стрит Morgan Stanley. В период с 2006 по 2011 год был членом Совета управляющих Федеральной резервной системы. Во время и после финансового кризиса 2008 года Уорш был главным связующим звеном между Федеральным резервом и банками Уолл-стрит, а также был представителем Федеральной резервной системы в Группе двадцати (G-20), пишет экономист.
«Есть, правда, одно "но" в мнениях тех, кто считает, что Уорш станет главой ФРС. Уорш демонстрирует очень острожное отношение к криптовалютам. В отличие от Трампа, который делает ставку на биткоин и другие частные цифровые валюты», - заключил Валентин Катасонов.